Анализ качества управления подведомственными учреждениями

2186
 Бычков С.С.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России
Бюджетные учреждения, оказывающие государственные (муниципальные) услуги непосредственно физическим и (или) юридическим лицам, в случаях их функционирования на рынке соответствующих услуг (например, образовательных, медицинских) не имеют достаточной экономической мотивации по предоставлению указанных услуг на конкурентоспособном уровне. Какие возможны варианты решения этой проблемы?

Обстоятельство отсутствия мотивации к улучшению качества предоставляемых услуг объясняется, в том числе, финансированием бюджетных учреждений по бюджетным сметам, не зависящим ни от результативности бюджетных расходов, ни от эффективности деятельности таких учреждений.

С целью дополнительной мотивации бюджетным учреждениям оформляются разрешения на осуществление приносящей доход деятельности, в соответствии с которыми они имеют право самостоятельного распоряжения средствами от приносящей доход деятельности (далее - внебюджетные средства), направляемыми на цели, установленные ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ, в частности на содержание и развитие материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований.

Вместе с тем, при значительных объемах таких внебюджетных средств (более 25% от общего объема кассовых расходов) организационно-правовая форма "бюджетное учреждение" теряет свой изначальный смысл.

Сегодня Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 924 "Об утверждении правил подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений" создают правовые основы для создания нового типа учреждений - автономных.

Автономные учреждения имеют право открывать свои расчетные счета вне казначейской системы и самостоятельно распоряжаться соответствующими средствами, минуя казначейский контроль. При этом бюджетное финансирование возможно, но только за счет полученных из бюджета субсидий в установленном порядке в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Это дает импульс для начала комплексной работы по оптимизации сети бюджетных учреждений и повышению эффективности бюджетных расходов.*

В свою очередь такая работа требует детального анализа текущей ситуации ведомственной структуры главного администратора средств бюджета (далее - ГАБС).

Показатель качества управления подведомственными учреждениями

С целью анализа структуры подведомственной сети в рамках проведения Минфином России мониторинга качества финансового менеджмента по каждому ГАБС рассчитывается доля автономных среди подведомственных ему учреждений, имеющих право распоряжения значительным объемом средств от оказания этими учреждениями соответствующих государственных услуг.

Положением об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н, установлен показатель 8.2 "Административное управление подведомственными учреждениями".

С помощью этого показателя оценивается, насколько полно подведомственные учреждения соответствуют своему статусу с экономической точки зрения. Если бюджетное учреждение в значительной степени финансируется за счет внебюджетных источников, то оно должно быть реорганизовано в автономное учреждение. Наличие бюджетных учреждений, для которых доля кассового исполнения расходов по приносящей доход деятельности в отчетном финансовом году превышала 25% от кассового исполнения расходов федерального бюджета, при отсутствии автономных учреждений оценивается негативно.

Показатель "Административное управление подведомственными учреждениями" является одним из основных в группе показателей, описывающих качество управления активами, находящимися в оперативном управлении (распоряжении) ГАБС. Значения показателя приводятся в составе отчета о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, который в установленном порядке направляется в Правительство РФ. В случае если в подведомственной сети ГАБС имеется большое количество бюджетных учреждений с долей кассового исполнения расходов по приносящей доход деятельности, превышающей 25% от кассового исполнения расходов, Правительством РФ может быть дано поручение ГАБС по преобразованию указанных учреждений в автономные при условии, что их деятельность в основном связана с оказанием услуг на конкурентном рынке.

Расчет показателя

Показатель определяется как отношение количества автономных учреждений к общему количеству учреждений - бюджетных учреждений с долей кассового исполнения расходов по приносящей доход деятельности, превышающей 25% от кассового исполнения расходов, и автономных учреждений (см. ниже формулу).

Оценка по показателю, характеризующая качество работы ГАБС по реструктуризации бюджетной сети, рассчитывается в диапазоне от 0 до 1. Качество работы ГАБС по реструктуризации бюджетной сети оценивается негативно, если оценка по показателю 8.2 близка к нулю.

Для расчета показателя используются сведения, представляемые главными администраторами средств федерального бюджета по форме согласно приложению № 5 "Сведения о бюджетных учреждениях с долей кассового исполнения расходов по приносящей доход деятельности, превышающей 25% от кассового исполнения расходов, и количестве автономных учреждений" к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н. При заполнении указанной формы главным администраторам средств федерального бюджета следует обратить внимание на следующие обстоятельства. В графе 1 указываются наименования только тех получателей бюджетных средств (ПБС), у которых доля расходов по приносящей доход деятельности превышает 25% от общего кассового исполнения расходов ("бюджет"+"внебюджет"). При этом указываются ПБС, подведомственные непосредственно как ГРБС, так и РБС. Не допускается представление данных о других бюджетных учреждениях (ПБС). В графе 2 указываются коды строк по порядку возрастания. В графах 3-5 указываются суммы расходов по соответствующим видам. Заполнение полей указанной формы, не соответствующее данным требованиям, приведет к снижению оценки по показателю.

Значения показателя "Административное управление подведомственными учреждениями" и оценок по нему рассчитываются следующим образом:

Показатель:

  • Р = 100 х N
ау / (Nбу + Nау)

где Nау - количество автономных учреждений;

Nбу - количество бюджетных учреждений с долей кассовых расходов по приносящей доход деятельности, превышающей 25%.

Оценка:

  • Е (P) = Р/100

Пример

Сведения о бюджетных учреждениях с долей кассового исполнения расходов по приносящей доход деятельности, превышающей 25% от кассового исполнения расходов, и количестве автономных учреждений (ф. 0507033), для одного из ГАБС по итогам отчетного финансового года представлены в таблице:

Анализ качества управления подведомственными учреждениями

Количество автономных учреждений в структуре ГАБС - 3.

На основании данных таблицы и количества автономных учреждений в структуре ГАБС получаем следующие значения показателя и оценки:

  • P = 100 х N
ау / (Nбу + Nау) = 100 х 3(3+9) = 25% и E(P)= 0,25

Из представленной информации следует, что большинство бюджетных учреждений имеют очень высокую долю внебюджетных расходов (более 40%). При этом ГАБС не планирует мероприятия по преобразованию этих учреждений в автономные. В соответствии с представленной информацией указанные учреждения в целом работают на конкурентном рынке услуг и должны быть преобразованы в автономные. Оценка по показателю 8.2 является низкой (0,25), соответственно, качество работы данного ГАБС по реструктуризации бюджетной сети оценивается негативно.

Таким образом, данному ГАБС необходимо принять меры по преобразованию указанных в таблице бюджетных учреждений в автономные в установленном порядке.

Заключение

Наличие в подведомственной сети ГАБС бюджетных учреждений, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке услуг, является одним из факторов снижения эффективности бюджетных расходов и качества предоставляемых ими услуг.

На текущий момент созданы правовые основы для появления нового типа учреждений - автономных, имеющих право самостоятельного распоряжения средствами, поступающими от оказания ими государственных услуг, и следовательно, имеющих экономический стимул по повышению качества предоставляемых услуг.

Бездействие по преобразованию вышеуказанных бюджетных учреждений в автономные учреждения оценивается негативно при оценке качества финансового менеджмента ГАБС.

Соответственно, ГАБС следует более активно использовать новые механизмы анализа и контроля качества управления бюджетными средствами, целесообразности сохранения большого количества бюджетных учреждений, и при необходимости осуществлять меры по их преобразованию в целях повышения результативности использования всех ресурсов учреждений. То есть от качества управления ГАБС подведомственными учреждениями напрямую зависит их будущее.

Бухгалтеру на заметку

Доплаты за дополнительную работу

Трудовое законодательство не ограничивает размер доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Об этом сказано в письме Минфина России от 29.10.2009 № 03-03-06/1/702.

Поэтому при расчете налога на прибыль организация вправе признать в составе расходов на оплату труда доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере, определенном соглашением сторон трудового договора.

Нормативное обоснование такого порядка - правила ст. 255 НК РФ. Приведенный в ней перечень расходов на оплату труда не является исчерпывающим.

www.buh.ru

* Подробнее см.: А.Г.Ловидова. Бюджетная сеть: курс на оптимизацию // Финансовый справочник бюджетной организации. 2009. №11.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×