"Учить людей всему, что умею"

7776
 Калым В.П.
Главный бухгалтер ФГУ "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина"
Мы нередко задаем вопрос нашим собеседникам: какой он, настоящий главный бухгалтер? Это человек знающий и думающий, любящий точность и порядок. Это опытный управленец, принимающий ответственные решения. Это профессионал, который за скупыми цифрами видит конкретные процессы и результаты. Именно такими качествами обладает наша героиня - Вера Петровна Калым, главный бухгалтер Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Вера Петровна - победительница Всероссийского конкурса "Лучший бухгалтер России", обладательница почетного знака "За заслуги в области культуры", член Методологического совета Минкультуры России. А еще она очень интересная, открытая собеседница, ценительница Ван Гога и знаток творчества Николая Рериха.
Учить людей всему, что умею

– Вера Петровна, все мы разными дорогами идем к своей профессии: одни с детства чувствуют свое призвание и следуют ему, другие - методом проб и ошибок понимают, в какой сфере могут состояться. Как вы решили связать свою жизнь с финансовой деятельностью?

– Скажи мне кто-нибудь в школьные годы, что моим уделом будет бухгалтерия, не поверила бы. Моя мама была педагогом и мечтала, чтобы и ее дочери (близнецы) пошли по ее стопам. Сестра очень любила математику и физику, а я - литературу и русский язык. После окончания школы была направлена райкомом комсомола пионервожатой, затем меня назначили учителем начальных классов, во время летних каникул поработала в детском саду. С детьми я находила общий язык, а со взрослыми - нет. Искренне радовалась, что не прошла конкурс в педагогический институт, но и связывать свою жизнь с финансовой деятельностью не помышляла.

Я всегда любила животных и поступила в зооветеринарный техникум. Правда, до сих пор жалею, что выбрала зоотехнический, а не ветеринарный факультет. Когда я вышла замуж и переехала в Москву, найти работу по специальности оказалось совсем не просто, и мне пришлось освоить дело счетовода.

– Как проходил процесс становления в профессии?

– Мне очень повезло, были хорошие наставники. В 1976 г. муж привел меня в Центральный музей Революции СССР (ныне - Музей современной истории России). Меня приняли с испытательным сроком на должность младшего экономиста. Работать было интересно. Во-первых, замечательный коллектив. Во-вторых, работая там, я узнала много интересного и в то же время страшного из истории страны (о чем стали открыто говорить и писать намного позже).

Освоение всех участков бухгалтерского учета давалось легко. С удовольствием замещала заболевших, ушедших в отпуск, не требуя дополнительной оплаты. Я считаю, что самые лучшие годы моей жизни - это работа в Музее Революции. Там я постигла, что значит "цифры говорят": смотришь на них, и видишь финансовое положение учреждения -и активы, и пассивы, и в каком оно состоянии на сегодняшний момент, в общем, все. Проработала четырнадцать лет, дошла до должности заместителя главного бухгалтера, и в марте 1991 г. в порядке перевода была назначена главным бухгалтером в ГМИИ им. А.С. Пушкина. С тех пор работаю в системе Министерства культуры. Специальность в области финансового менеджмента я получила в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Сколько себя помню в этой профессии, я всегда учусь: на всевозможных курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях.

– Какие обстоятельства вас привели в Музей имени Пушкина?

– Управление бухучета и отчетности Минкультуры СССР порекомендовало меня на должность главного бухгалтера руководству Пушкинского музея. Затем было собеседование с директором Ириной Александровной Антоновой, и она дала согласие на мой перевод. Однако, проработав вместе семь лет, нам пришлось расстаться. Все дело в моей неуемной натуре, эмоциональном характере. В то время только начинался процесс автоматизации бухучета в нашей отрасли. Я этим, конечно, увлеклась – все новое мне интересно. Сама много словарей написала, хотя и не программист. В 1997 г. я задумала автоматизировать бухучет в нашем музее. По некоторым моментам возникли разногласия с руководством, и я в порыве отрицательных эмоций написала заявление об увольнении и перешла в Российскую государственную библиотеку на должность заместителя главного бухгалтера. Скажу откровенно, не раз я потом об этом пожалела. Однако там я и получила замечательный опыт внедрения автомати зированной системы. С июня 1997 г. по 1999 г. работала в должности заместителя, не соглашаясь на главного бухгалтера. Но когда победила в конкурсе “Лучший бухгалтер России”, директор сказал: “Поймите меня правильно, лучший бухгалтер России, а все заместитель…” Пришлось уступить. Семь лет я проработала в Российской государственной библиотеке, но скучала по музейной атмосфере. И Пушкинский музей, и Музей Революции всегда были и есть для меня как будто родные.

В декабре 2002 г. Ирина Александровна предложила мне вернуться. Я для себя определила: посмотрю, в каком состоянии находится бухгалтерский учет музея, и приму решение. Но не пришлось. В моей жизни наступил очень тяжелый период – серьезно заболела мама, и я уехала ухаживать за ней. В библиотеке тогда на хозяйстве остались мои заместители. На них можно было положиться, поскольку я всегда старалась передавать свой опыт, учить людей всему тому, что умею. Это мой жизненный принцип, если хотите. А в Музее имени Пушкина ждали моего возвращения. Ирина Александровна поддерживала меня, утешала в трудную минуту, для меня это была большая моральная помощь. Мама тоже советовала вернуться, она вообще не понимала, как я могла оставить этот великий музей. И я согласилась, потому что здесь родной коллектив, который уважает меня, люди, с которыми сложились замечательные отношения. В марте 2003 г. в порядке перевода вернулась в любимый музей. От состояния бухучета на тот момент, мягко говоря, была не в восторге. Но что делать, назвался груздем – полезай в кузов. Приходилось одновременно заниматься внедрением автоматизации, обучением сотрудников, восстановлением отдельных моментов в учете. Пользуясь случаем, выражаю благодарность аудиторской фирме ФБК, корпорации “Парус”, сотрудники которых работали у нас порой до полуночи. Совместными усилиями в кратчайшее время мы привели бухгалтерский учет в порядок. Во всяком случае проверка Росфиннадзора в 2006 г. не установила нарушений по ведению бухучета.

– У вас есть свои “рецепты” управления коллективом?

– По сути своей я прямолинейный человек. Но стараюсь придерживаться принципа: худой мир лучше доброй ссоры. Большая часть нашей жизни проходит на работе, поэтому важно, чтобы был хороший моральный климат в коллективе, чтобы люди друг к другу относились с уважением.

Я требовательна к себе и сотрудникам. От своих подчиненных добиваюсь умения работать с нормативными документами, заменять друг друга при необходимости, анализировать ошибки, передавать свой опыт вновь принятым сотрудникам, повышать уровень квалификации. В результате таких нехитрых принципов в отделе сложился хороший коллектив.

Если я узнаю что-то новое, обязательно рассказываю коллегам. Если кто-то вернулся с семинара – мы собираемся, обсуждаем. В свое время у меня не было цели заработать, я преследовала другую цель – понять, освоить, узнать. Знания у вас никто не отберет. Знания всегда при тебе. Самое ценное – это знания.

– Вам известны все нюансы профессии не понаслышке. Какие качества отличают настоящего бухгалтера?

– Я не знаю, как ответить на этот вопрос. На мой взгляд, ненастоящих бухгалтеров не бывает. Должность обязывает. Ведь, по большому счету, от того, как работают финансовоэкономические службы, зависит благополучие организации. Не сдал вовремя отчет, не перечислил вовремя налоги – получай пени, штрафы, неприятности.

– Ни для кого не секрет, что после развала СССР в нашей стране с финансированием культуры ситуация наблюдалась сложнейшая. Как вы, будучи главным бухгалтером разных учреждений культуры, справлялись с катастрофическим недостатком финансирования? Не было ли мысли уйти, бросить все?

– Неоднократно порывалась уйти. Было тяжело, зарплата мизерная, премии маленькие. Приходилось подрабатывать в других организациях, благо обращались. Мы все тогда искали компромиссы, старались справляться и выжили, в конце концов.

– Профессиональная деятельность на стыке культуры и финансов имеет свои неповторимые особенности. Наверняка вам приходится общаться с выдающимися культурными деятелями современности. Расскажите об этом.

– Конечно, в нашем музее можно встретить многих знаменитостей. Но я спокойно к этому отношусь. Мне интересно общаться с нашими сотрудниками: научным персоналом, экскурсоводами. У некоторых из них тоже мамы и папы – известные люди, но не в этом их главное достоинство.

Однажды на фестивале "Черешневый лес" я увидела актера Олега Янковского. Он всегда был моим кумиром. Я к нему подошла и выразила свое восхищение. Возможно, ему это было не нужно, но я была в восторге от пяти минут общения с ним.

На “Декабрьских вечерах” как-то обратилась к Владимиру Познеру с просьбой об автографе (хотя никогда их не собирала). Познер очень удивился – у него никогда еще не просили автограф. Встречала Никиту Михалкова, Ирину Архипову и других знаменитостей. Признаюсь вам, я всегда похорошему завидовала талантливым людям, которые могут красиво петь, виртуозно играть, рисовать. Я восхищаюсь такими людьми – мне, к сожалению, этого не дано.

– Вера Петровна, но ведь каждый человек талантлив по-своему, и вы – яркий тому пример. Не всякому дано знать, о чем “цифры говорят”.

– Честно признаться, сейчас наступил такой период, когда очень тяжело работать. С 2005 г. идет реформирование бюджетного учета, очень много нововведений в налоговом законодательстве, и у меня нет уверенности, что я все делаю правильно. В советские времена меня ночью можно было разбудить, и я рассказала бы, по какой шкале идет налогообложение. Сегодня сложность не только в частых изменениях в законодательстве, но и в том, что нормативные правовые акты тяжело пишут. Для того чтобы вникнуть в суть, надо закон несколько раз перечитать. Иногда помогают грамотные комментарии, но, к сожалению, таких немного. Существует масса противоречий, и в этом проблема.

– Кстати, о реформах. Министерство культуры в числе первых построило методологическую базу для внедрения в подведомственных учреждениях новых систем оплаты труда. Уже год музей работает в новых условиях расчета заработной платы. Как вы сегодня оцените это нововведение?

– Эта реформа очень хороша для руководителя, который хочет сформировать высококвалифицированный коллектив. Теперь для этого есть инструмент – стимулирующие выплаты. Если нужен тебе человек, видишь в нем профессионала, устанавливаешь ему соответствующую стимулирующую надбавку. Я рада, что мы ушли от Единой тарифной сетки. Считаю, что эта система просто деградировала. Взять, к примеру, должность ведущего бухгалтера – требования очень высокие, а зарплата просто смешная. В этом ключе изменения явно позитивные.

Вместе с тем в новой системе оплаты труда зарплата повысилась у руководителей, а у основного персонала пока незначительно. Сегодня многое зависит от того, как мы сами будем зарабатывать, сколько денег сможем направлять на оплату труда.

– Как вы считаете, замена традиционного сметного планирования формированием государственных заданий на оказание государственных услуг создаст условия для более эффективного использования бюджетных ресурсов или же, наоборот, спровоцирует излишние трудности?

– Скорее всего, на первоначальном этапе спровоцирует трудности. В режиме постоянных нововведений в нашей стране без трудностей не бывает. Но, на мой взгляд, мы уже адаптированы к ним. Ведь были времена, когда бюджетные учреждения финансировались в размере 30% от утвержденной сметы расходов, ничего – выжили.

Мы имеем представление о госзаданиях благодаря составлению отдельных проектов по целевым программам. Поэтому данное нововведение нас не пугает.

Будем надеяться, что с введением системы государственных заданий эффективность и результативность использования бюджетных средств повысится.

– Хотелось бы обсудить с вами такой процесс в бюджетной сфере, как переход бюджетных учреждений в автономные. Данная реформа была воспринята неоднозначно – в настоящее время есть много как сторонников, так и противников этих преобразований. Каково ваше отношение к “автономке”? Готов ли, к примеру, Музей имени Пушкина отправиться в “свободное плавание”?

– Я так поняла, нас никто и спрашивать о готовности не будет. В июле этого года Министерство культуры проводило совещание директоров по поводу перевода учреждений с 1 января 2010 г. либо в статус “бюджетных учреждений с расширенными полномочиями”, либо в статус “казенных учреждений”. Как я понимаю, бюджетные учреждения с расширенными полномочиями – это промежуточный этап перехода в автономные учреждения.

– Наверняка многих наших читателей заинтригует вопрос, есть ли у главного бухгалтера всемирно известного музея любимые художники и произведения?

– Мне очень нравятся картины импрессионистов. В августе привела своего 5-летнего внука Ванечку в Галерею искусств, и меня поразило, с каким интересом он рассматривал картины, задавал много вопросов. Обошли все залы, а он и говорит: “Вера, неужели ты работаешь в такой красоте? Купи мне холст, я тоже буду художником”. А потом спросил, кто мой любимый художник? Я ему ответила: “Винсент Ван Гог”.

– Японский экономист Иосихара Кунио отмечает: “Одна из причин успешного развития Японии связана с тем, что этому способствовала ее культура. Японцы придавали большое значение: 1) материальным соображениям; 2) трудолюбию; 3) накоплениям на будущее; 4) образованию и 5) коллективизму”. А какие, на ваш взгляд, основные составляющие российской культуры?

– Об этом очень хорошо написал Николай Константинович Рерих: “Конечно, наша основная программа действия — обмениваться художественными выявлениями всех отраслей и научными проявлениями, взаимно знакомясь с духовными ценностями всех народов. И потому среди программы художественных и научных выявлений и обмена, которыми мы взаимно обогащаемся, не забудем и благородную работу собирания и установления культурных ценностей, которые так часто могли бы быть пренебрежены в отливах и приливах океана жизни. Итак, друзья, введем в ближайшую программу нашу этот обмен о созидательных, познавательных подвигах. И будем помнить, что пренебрежение к культурным ценностям есть позорное преступление невежества. Поэтому неустанно и бесстрашно будем взаимно укреплять и освещать путь, приближающий нас к свету”.

– Вера Петровна, мы встречаемся накануне новогодних торжеств, хочется от имени коллектива журнала “ФСБО” поздравить вас с наступающим праздником! И в свою очередь мы попросим вас адресовать свои пожелания нашим читателям – пусть они непременно сбудутся!

– Дорогие коллеги! Желаю вам крепкого здоровья, семейного тепла, пусть вам и вашим близким в наступающем году сопутствует удача, пусть будет много радостных событий и незабываемых впечатлений! А в новогодние праздники приходите к нам в музей, будем очень рады!

Беседу вели Е. Рыданская, Н. Зимина

Фото Л. Воробьевой



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль