Новое в учете образовательных учреждений

105
Захарьин Владимир Реонадович
эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
Новый Закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября прошлого года, повлиял на особенности организации и ведения бухгалтерского учета учебных заведений в 2014 году. Их нужно учесть как при формировании учетной политики учреждений, так и для уточнения положений иных внутренних нормативных актов.

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету

Закон об образовании

Основной особенностью Закона об образовании является значительное количество норм, отсылающих (прямо или опосредованно) к подзаконным актам, которые по состоянию на конец декабря 2013 года не разработаны или не утверждены.
Поэтому при проведении мероприятий по внутреннему регулированию бухгалтерского учета на уровне учреждения необходимо руководствоваться в основном прямыми нормами Закона об образовании, корреспондирующими с ними нормами иных законодательных актов, а также общеметодологическими принципами, закрепленными в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях.
В данном материале мы остановимся только на тех вопросах, которые могут иметь существенные социально-экономические последствия, а также на тех элементах учета, при применении которых совершение ошибок наиболее вероятно. Такими элементами, по нашему мнению, являются расчеты по оплате труда и операции, связанные с оказанием платных услуг.

Расчеты по оплате труда

В связи с расширением сферы приносящей доход деятельности (оказания платных образовательных услуг) необходимо пересмотреть структуру расходов по оплате труда работников образовательных учреждений по кодам финансового обеспечения. Кроме того, Законом об образовании не предусмотрено начисление некоторых выплат компенсирующего характера.

Компенсация на книги

В учреждениях общего образования ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями должна включаться в оклад (должностной оклад) по должностям педагогических работников учреждений, начиная с 1 сентября 2013 года. Таким образом, с указанной даты выплата этой компенсации в учете не выделяется и отражается по коду 211 КОСГУ (а не 212 – как это было ранее). В новых Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ (утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н) данный вид расходов не предусмотрен.
В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными условиями, включаемыми в трудовые договоры. Из этого следует, что включение компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в должностной оклад педагогического работника должно сопровождаться внесением соответствующих изменений в коллективные и трудовые договоры. А также в сметы казенных учреждений, планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (в части перераспределения расходов по отдельным кодам КОСГУ) и в штатные расписания учреждений и приложения к ним (в части расчетов по отдельным видам выплат).

Надбавка за ученые степени и звания

В учреждениях высшего профобразования до 31 августа 2013 года отдельно начислялись и выплачивались надбавки за ученые степени и звания. В соответствии с частью 11 статьи 108 Закона об образовании с 1 сентября 2013 года указанные надбавки также должны включаться в оклады научно-педагогических работников. Для целей системного бухгалтерского учета данное изменение существенного значения иметь не будет, так как такие надбавки и ранее учитывались в составе расходов, отражаемых по коду 211 КОСГУ. Однако в коллективные и трудовые договоры, штатные расписания и приложения к ним соответствующие изменения внести необходимо. Кроме того, из норм Закона об образовании фактически следует, что присвоение научно-педагогическому работнику ученой степени или ученого звания в обязательном порядке должно повлечь за собой соответствующее увеличение должностного оклада.
При планировании расходов на расчеты с работниками учреждений высшего профобразования на 2014 год также необходимо учитывать требования Положения о присвоении ученых званий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. № 1139. Непосредственно вопросов учета расходов по выплате надбавки за ученые звания данное Положение не регулирует, однако следует иметь в виду, что с 2014 года ученые звания могут присваиваться только по специальности.

Пунктом 2 постановления № 1139 специально оговорено, что присвоенное ранее ученое звание старшего научного сотрудника, доцента по кафедре соответствует ученому званию доцента, ученое звание профессора по кафедре – ученому званию профессора.

В связи с изменением окладов преподавателей на практике может возникнуть еще одна проблема – с размером отчислений в фонд выплат стимулирующего характера.
С одной стороны, имеется рекомендация направлять в такой фонд 30 процентов фонда оплаты труда. С другой стороны, есть письмо Минобрнауки России от 29 мая 2013 г. № АП-867/04, где содержатся иные рекомендации. В нем рекомендовано устанавливать размер оклада (должностного оклада) по должностям профессорско-преподавательского состава, по которым предусмотрены требования к наличию ученой степени, на уровне в среднем не менее 80 процентов от средней заработной платы по экономике соответствующего региона.

Минобрнауки России в другом письме, от 17 сентября 2013 г. № 04-1465, разъяснило следующее. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплаты стимулирующего характера в размере 30 процентов средств на оплату труда, распространяются только на казенные учреждения. Поэтому «учреждение вправе направлять на выплаты стимулирующего характера средства в любом объеме в пределах утвержденного руководителем в плане финансово-хозяйственной деятельности фонда оплаты труда».
Из процитированного разъяснения можно сделать два вывода:
1) федеральные казенные учреждения (а также региональные и муниципальные казенные учреждения, руководствующиеся аналогичными требованиями соответствующих законодательных и нормативных актов) в приоритетном порядке формируют фонд стимулирующих выплат в установленном размере, а оклады педагогическим работникам устанавливаются с учетом сформированного фонда оплаты труда (с учетом выплат компенсирующего характера);
2) бюджетные и автономные учреждения могут руководствоваться рекомендациями письма № АП-867/04 и устанавливать оклады на уровне 80 процентов средней зарплаты по региону (с соответствующей дифференциацией окладов в зависимости от квалификации работника и иных персональных надбавок и доплат) даже в том случае, если такое повышение ведет к уменьшению фонда выплат стимулирующего характера.

Компенсация на жилье

Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, которая является мерой соцподдержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), сохранена и по-прежнему будет выплачиваться отдельно от оплаты труда (в должностной оклад такая компенсация включаться не будет).
В соответствии с частью 8 статьи 47 Закона об образовании размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной компенсации, устанавливаются соответствующим органом госвласти (федеральным или региональным) и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований соответственно федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ.

В отношении федеральных учреждений действуют Правила , утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 г. № 963.

Для бюджетных и автономных учреждений финансовое обеспечение будет производиться посредством выделения субсидий на иные цели. На практике это, в частности, будет означать целевой характер средств. То есть полученные средства (в том числе сэкономленные) нельзя будет использовать на другие цели, а остаток, образовавшийся по состоянию на конец финансового года, будет подлежать сдаче в соответствующий бюджет установленным порядком.

Платные услуги

Вступление в силу Закона об образовании фактически привело к расширению перечня платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями всех уровней.
Основной учетной проблемой в данной отрасли деятельности бухгалтерских служб, по нашему мнению, является проблема формирования себестоимости платных услуг и цены, по которой услуги должны реализовываться.
В частности, возникает вопрос, какие затраты должны быть включены в себестоимость услуг.

Образовательные услуги

Правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706. Однако положения Правил регулируют в основном особенности заключения договоров об оказании платных услуг, а особенностей организации и ведения бухучета соответствующих операций практически не касаются.
Соответствующие подзаконные акты в настоящее время находятся в стадии разработки. Поэтому при определении состава расходов, включаемых в себестоимость платных услуг, представляется наиболее рациональным исходить из нормы части 2 статьи 101 Закона об образовании. В соответствии с ней платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. То есть не подлежат включению в себестоимость платных услуг, возмещаемых за счет доходов от реализации услуг, расходы, которые являются финансовыми обязательствами соответствующего уровня бюджета.

Так, например, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании).

Обеспечение госгарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами госвласти субъектов РФ. Таким образом, в себестоимость платных услуг могут быть включены только те расходы, обеспечение которых не относится к полномочиям субъектов РФ или органов местного самоуправления.
Письмом Минобрнауки России и Рособрнадзора от 10 сентября 2013 г. № 01-50-377/11-555 разъяснено, что отсутствуют законные основания для взимания денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся на деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, приобретению учебников и учебных пособий. По нашему мнению, данное разъяснение можно применять и при определении состава затрат, включаемых в себестоимость платных услуг.

Плата за общежитие

Одним из наиболее непростых вопросов, связанных с переходом на требования нового Закона об образовании, стал вопрос об установлении платы за общежитие в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Предоставление общежития, по существу, является разновидностью платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями студентам. Потому расчет себестоимости услуги и порядок расчетов за нее должны осуществляться по общим правилам.
Письмом Минобрнауки России от 2 октября 2013 г. № ВК-573/09 разъяснено, что между требованиями Закона об образовании (ст. 39) и статьи 154 Жилищного кодекса РФ имеются определенные несоответствия. Образовательные учреждения обязаны руководствоваться нормами Закона об образовании, в связи с чем при определении размера платы за общежитие в состав затрат не включается ряд расходов. В частности, такие как поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством РФ температуру и влажность в таких помещениях, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов и т. д.
Вместе с тем письмом № ВК-573/09 разъяснен порядок определения размера платы за коммунальные услуги (за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление) – исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета (индивидуальных или домовых, установленных непосредственно в общежитии).
Таким образом, при формировании себестоимости услуги по предоставлению общежития в состав затрат следует включать все расходы за исключением тех, которые перечислены в упомянутом письме № ВК-573/09. Расходы на коммунальные услуги включаются в себестоимость услуги по предоставлению общежития или возмещаются отдельно – в зависимости от условий заключенного договора найма.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль