Анализ профессионального стандарта педагога

2196
Разработан и утвержден профессиональный стандарт педагога – характеристика квалификации, необходимой работнику для ведения определенного вида деятельности. Наш материал поможет разобраться, какие требования будут предъявлены учителям и что должно быть в их должностной инструкции.

А.И. Куприн, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

Область применения стандарта

Профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя) утвержден приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н и вступил в силу 1 января 2015 года.
Данный стандарт должен применяться работодателями в следующих случаях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом в учреждении;
  • организации обучения и аттестации педагогов;
  • заключения трудовых договоров с педагогами;
  • разработки должностных инструкций педагога;
  • установления систем оплаты труда.

Так что у работодателей имеется достаточно времени, чтобы разобраться в новом документе и, основываясь на его положениях, разработать должностную инструкцию для педагога образовательных учреждений разных уровней, отвечающую современным требованиям. Стандарт создан для применения учреждениями в сфере дошкольного образования, а также начального, основного и среднего общего образования.

Требования к педагогу

Специалисты, принимаемые на работу в образовательное учреждение на должность учителя или воспитателя, должны иметь высшее или среднее профобразование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профпереподготовкой по профилю педагогической деятельности). Допускается высшее либо среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности образовательного учреждения. Требования к опыту практической работы в стандарте не предъявляются. Данный документ содержит трудовые функции, которыми должен владеть педагог:

  • общепедагогическую (обучение);
  • воспитательную;
  • развивающую.

Согласно стандарту, педагог должен использовать специальные подходы к обучению, воспитанию и развитию любых учеников, в том числе с особыми потребностями (как одаренных, так и тех, для которых русский язык не является родным или для учеников с ограниченными возможностями здоровья).

Стандарт выдвигает требования к задействованию личных качеств педагога вместе с его профессиональными компетенциями.

Что нужно знать

Педагог, реализуя функции обучения, воспитания и развития своих учеников, должен знать:

  • преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его историю и место в мировой культуре и науке;
  • историю, теорию, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, а также роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основные закономерности и особенности развития личности, а также семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родителями учеников;
  • основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях, а также основные признаки отклонения в развитии детей;
  • пути достижения и способы оценки результатов обучения;
  • основы методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • рабочую программу и методику обучения по определенному предмету;
  • приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов (иных нормативных правовых актов), регламентирующих образование в России;
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
  • нормативные правовые документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательных учреждений (экскурсий, походов и экспедиций);
  • конвенцию о правах ребенка;
  • трудовое законодательство и др.

При этом педагог должен соблюдать правовые, нравственные, этические нормы и требования профессиональной этики.

Функция обучения

Педагог, реализуя данную функцию профессионального стандарта, должен уметь:

  • владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.);
  • объективно оценивать знания обучающихся, применяя тестирования и другие методы контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
  • разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
  • использовать и применять специальные подходы к обучению в целях включения их в образовательный процесс всех обучающихся;
  • владеть информационно-коммуникационными технологиями (общепользовательскими, общепедагогическими, предметно-педагогическими);
  • организовывать различные виды внеурочной деятельности.

К такой деятельности относятся: игровая, учебно-исследовательская, художественно-продуктивная, культурно-досуговая с учетом возможностей образовательного учреждения, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Воспитательная функция

Для того чтобы воспитать своих учеников, педагог должен уметь:

  • строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, их половозрастных и индивидуальных особенностей;
  • общаться с детьми;
  • понимать детей;
  • создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. д.) разновозрастные сообщества обучающихся;
  • управлять учебными группами с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
  • анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
  • защищать достоинство и интересы обучающихся и помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации (неблагоприятных условиях);
  • организовывать экскурсии, походы, экспедиции;
  • сотрудничать с другими педагогами и специалистами при воспитании детей и др.

Функция развития

Для развития учеников педагог должен уметь:

  • оказывать любому ребенку помощь в получении знаний независимо от его учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
  • использовать в практике своей работы психологические подходы (культурно-исторический, деятельностный, развивающий);
  • составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности ученика;
  • разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития и обучения детей с учетом их личностных и возрастных особенностей;
  • оценивать образовательные результаты;
  • осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик обучающихся и др.

Запрет на педагогическую деятельность

В стандарте перечислены особые условия для лиц, которых не будут допускать к педагогической деятельности. К ним относятся:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие (имевшие) судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ;
  • лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке ( ст. 29 Гражданского кодекса РФ);
  • лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Важно запомнить
Профессиональный стандарт педагога должен стать основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между сотрудником и работодателем. Ведь от вводимых требований зависит качество профессиональной педагогической деятельности. Таким образом, все умения педагога стоит закрепить в должностной инструкции.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль