text
Учет в учреждении

Правила проведения совместных торгов

  • 1 февраля 2014
  • 674
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

С 2014 года действует Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов*. О том, как применяются новые нормы на практике, – в статье.

* Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088.

А.В. Бурков, ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

Зачем нужны совместные торги

Согласно целям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон № 44-ФЗ), заказчику надо приобретать качественную продукцию по разумной цене при минимальных собственных затратах времени и ресурсов. Но проведение любой закупочной процедуры предполагает финансовые затраты со стороны заказчика (рабочее время сотрудников, услуги спецорганизации и т. д.). При этом задача проведения эффективной закупки должна выполняться квалифицированными специалистами контрактных служб и закупочных комиссий.
Поэтому не является новостью тот факт, что для большого числа заказчиков, имеющих относительно небольшие объемы закупок, выполнение данных требований весьма затруднительно. Из ограниченного числа работников необходимо назначить контрактного управляющего (или создать контрактную службу), сформировать комиссию. Небольшой объем закупаемой продукции может привести также к отсутствию интереса к заключению контракта со стороны участников закупки, что в свою очередь приведет и к снижению эффективности закупки.
Все эти проблемы и явились причинами появления законодательных норм по оптимизации организационных схем и процессов. Закон № 44-ФЗ содержит следующие направления такой оптимизации:
1) передача части полномочий заказчика уполномоченному органу;
2) проведение совместных закупок (естественно, что речь идет в первую очередь о торгах ввиду их относительно высокой стоимости).
Возможность для заказчика передать свои функции другому лицу регулируется статьей 26 Закона № 44-ФЗ. Альтернативная схема построения системы закупок регулируется статьей 25 Закона № 44-ФЗ.

Процедура проведения торгов

Согласно части 1 статьи 25 Закона № 44-ФЗ, проведение совместных торгов возможно в том случае, если у двух и более заказчиков появились схожие потребности. Например, у нескольких образовательных учреждений возникла необходимость в приобретении одних и тех же учебников. В таком случае эти заказчики могут заключить соглашение о проведении совместной закупки. Такое соглашение определяет права, обязанности и ответственность подписавших его сторон. При этом одна из сторон должна являться организатором (то есть главным исполнителем) закупочных процедур.
Итогом проведения совместных конкурсов и аукционов является самостоятельное заключение заказчиками контрактов и их самостоятельные действия по результатам несостоявшихся процедур.
Важно также отметить, что проведение совместных торгов является не обязанностью, а правом заказчика. В этом принципиальное отличие схемы совместных торгов от схемы с уполномоченным органом по закупкам.
Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов определен постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088(далее – Правила № 1088).
Из анализа требований статьи 25 Закона № 44-ФЗ и Правил № 1088 можно выделить две наиболее сложные проблемы реализации совместных торгов:
1) заключение соглашения между заказчиками;
2) создание комиссии для таких закупок.
Эти проблемы взаимосвязаны, так как пункт 6 части 2 статьи 25 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что «порядок и срок формирования комиссии», а также «регламент работы такой комиссии» определяются соглашением.
Практика применения аналогичной нормы Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов…» показала, что именно здесь содержится главная трудность при заключении соглашения. Состав комиссии должен быть утвержден таким образом, чтобы количество представителей сторон в комиссии было пропорционально объему закупок, осуществляемых тем или иным заказчиком. Не нужно быть специалистом по закупкам, чтобы понять сложность практической реализации такой «пропорции».
Также весьма затруднителен выбор организатора закупки. Его обязанности раскрываются в Правилах № 1088.
Организатор закупки выполняет обязанности координатора работы комиссии, исполняет требования информационного обеспечения закупки (размещение извещения и документации, изменений, разъяснений и т. д.). Вполне естественно, что и разработка документации (включая извещение и проект контракта) также выполняется организатором. То есть для остальных заказчиков технология совместных торгов может быть привлекательной (у заказчика один-единственный аукцион в год, но большой по начальной цене). Для организатора же закупки совместные торги могут представлять значительную обузу, так как задача сэкономить на организационных издержках может быть противопоставлена задаче не делить ответственность с иными заказчиками. Ведь значительная доля случаев привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности как раз и касается вопросов разработки документации (особенно технического задания и проекта контракта) и несвоевременного исполнения правил информационного обеспечения. Ответственность для членов комиссии предусмотрена персональная.
Итак, можно сделать некоторые выводы.
Совместные закупки с большой долей вероятности могут быть интересны заказчикам, которые относительно редко проводят сложные закупки (конкурсы и аукционы).
Таким заинтересованным заказчикам будет очень сложно выделить организатора закупки (квалифицированный заказчик сам может решить свои задачи без участия неквалифицированных).
Если нескольким заказчикам удастся заключить взаимное соглашение, организатор столкнется с целым рядом трудностей.

Важно запомнить
Дальнейшая перспектива практики проведения совместных конкурсов и аукционов в значительной мере будет зависеть от нормативно-методических разработок соответствующих органов исполнительной власти (в первую очередь Минэкономразвития России).

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.