Как вести себя во время налоговой проверки

1082
Для многих бухгалтеров проверка результатов их деятельности налоговой инспекцией – настоящее испытание, независимо от того, есть для этого основания или нет. Рассмотрим основные моменты переговоров между бухгалтером и проверяющими и проведем разбор наиболее часто встречающихся ошибок в поведении бухгалтера.

Излишне подчиненная позиция “снизу”. Сотрудники контролирующих организаций – те же служащие, которые по 8 часов в день выполняют свой долг перед государством. И постоянное общение с людьми, находящимися в стрессовом состоянии, не доставляет им особого удовольствия. Ожидая визита проверяющих, попробуйте мысленно встать на их место. Предложите им чай, кофе. Беседуйте спокойно, создайте атмосферу, приятную для общения. Это может значительно облегчить ваше положение и уберечь вас от ненужных эмоций и слов.

Те бухгалтеры и финансисты, которые сталкиваются с проверками достаточно часто, уже выработали свою стратегию поведения. На первых порах начинающий специалист обычно сильно нервничает (это похоже на ситуацию сдачи экзамена в школе или институте). Привычка впадать в стрессовое состояние со временем может закрепиться. Даже если это уже произошло, никогда не поздно создать новую привычку – реагировать на любую ситуацию спокойно. Возьмите в качестве примера буддистов: их цель – поддерживать свое духовное состояние в равновесии в любой ситуации. Помочь в этом могут очень простые приемы: считать медленно до 10, следить за дыханием, освоить несколько элементарных упражнений по стресс-менеджменту, о которых можно прочитать в различных книгах. Помогают также занятия йогой, любые виды физической активности, прогулки на свежем воздухе – в общем, правильно организованный отдых.

Когда человек уже находится в состоянии стресса, выйти из подчиненной позиции крайне сложно. Поэтому лучше выработать “якоря”, которые будут удерживать вас “на плаву”, как настоящие якоря удерживают пришвартованное судно. Ими могут стать мелодия приятной и веселой песенки, которую можно мысленно прослушивать, умение время от времени менять точку зрения (как будто вы смотрите на ваш разговор через стекло, с улицы), запоминание комфортного состояния вашего тела, когда вы разговариваете с кем-то “на равных”, и умение в процессе трудного разговора незаметно сбрасывать возникающие мышечные зажимы и излишнее напряжение (прежде всего в плечах и в районе желудка).

Постепенно вырабатывая подобные приемы и практикуя их в ежедневных житейских ситуациях (на улице, во время разговоров с другими людьми, самостоятельно), вы учитесь лучше “держать удар”, т. е. вести жесткие переговоры. Также могут помочь в освоении этого навыка специальные тренинги – по стресс-менеджменту, жестким переговорам, аутотренинг и другие методики, развивающие способность владеть собственным эмоциональным состоянием в условиях прессинга.

Позиция "сверху". Это другой вариант"перегиба". Константин, сотрудник нало­говой инспекции, говорит, чтоиногда у него возникает сильное желание по­мочь некоторым людям, дав им совет отом, как избежать серьезных неприятностей. Однако иногда люди, встречаясь сналоговым инспектором или аудитором, чтобы избежать стресса, начинают сами"нападать" на собеседника, вести себя агрессивно. Тем самым онилишают себя возможности адекватно реагировать на происходящее и, возможно,получить действительно стоящий совет.

По законам физики действие равно противодействию. Кактолько в стрессовой ситуации одна из сторон начинает давить, вторая начинаетсопротивляться. То есть давить с той же, а то и превосходящей силой.

Попытки подавить проверяющих, скорее всего, приведут ктому, что они захотят воспользоваться своей властью "по полной".Поскольку поправки и коммента­рии выходят почти ежедневно, никогда нельзя знатьвсех тонкостей и нюансов, и если вы сами вызовете "огонь на себя", топоследствия, скорее всего, будут хуже тех, которые могли бы быть в болеевыигрышной для вас ситуации.

Позиция "на равных". Сложность позиции"взрослый - взрослый" в том, что, с одной стороны, надо показатьпроверяющим органам, что вы их уважаете, с другой стороны, нельзя при этомсоскользнуть в ту или другую сторону - в позицию "сверху" или"снизу". Грань может быть очень тонкой, и надо научиться еевыдерживать. Проверка - всего лишь часть вашей работы. Чтобы добавить тон­костив ваше взаимодействие с проверяющими органами, не отождествляйте себя полностьюс организацией, в которой вы работаете, потому что в этом случае проверяющийавтоматически отождествит себя с Государством и далее будет разбираться с вамипо всей строгости закона.

Когда один наемный сотрудник беседует с другим наемнымсотрудником - это переговоры на равных. Как только вы становитесь в роль «Я -суперпрофессионал в бухгалтерии ООО "Ромашка + "», ваш собеседник,как асфальтоукладчик, начинает утюжить все те мелкие недочеты и промахи, накоторые он, возможно, посмотрел бы сквозь пальцы, если бы вы не встали "впозу".

Переговоры - это обычно торг, когда одна сторонавыдвигает какой-то тезис, а вторая начинает его аргументированно опровергать.Поэтому, чтобы сделать переговоры более простыми, существует несколькоэлементарных рекомендаций:

Если есть возможность выбора, лучше выезжать на встречуиз вашего офиса, чем принимать проверяющих непосредственно в своей организации.Если же проверка происходит непосредственно в организации, все недостатки инедочеты становятся очевидны - начиная от беспорядка на столе бухгалтера (которыйтут же наводит на мысль о беспорядке в ведении дел) и заканчивая случай­нымифразами, которые могут невзначай произнести другие сотрудники.

Желательно, чтобы в офисе (или хотя бы в бухгалтерии)был полный порядок. По возможности заведите у себя жесткие правила - гдехранятся бумаги, кто имеет право их брать, как это документируется и т. д.Тогда даже в случае, если

проверка производится у вас в офисе, вы будете уверены в том, чтонеобходи­мые документы лежат четко на своих местах и вам не придется лишний разнервничать, пытаясь найти бумагу: "Вот только вчера она лежалаздесь!" Помочь в создании и поддержании порядка может тайм-менеджмент.

Заранее наметьте и оговорите с руководством возможныеиздержки. Например, есть некоторая вероятность, что на организацию могутналожить штраф. Оцените эту вероятность. Это даст вам возможность маневра, т.е. в случае, если подобный штраф все же случится, вы уже заранее к нему подготовилисьи можете сильно не переживать. В некоторых случаях существует вероятностьоспорить решения проверяющих органов, поэтому спокойствие при проведении проверкии при анализе последующих действий даст вам шанс эти возможности увидеть ииспользовать, а то и вовсе избежать каких-либо неприятностей.

Умение вести себя соответственно ситуации. Общение с проверяющими инстанциями- своего рода спектакль, у которого нет сценария и который происходитнепосредственно в момент наблюдения. То есть некоторые "ходы" пьесыизначально предопределены обстоятельствами, а некоторые возникают по ходу. И вомногом от вашего поведения будет зависеть то, возникнут ли какие-либопоследствия или нет.

Мысленно поставьте себя на место проверяющего. Какоевпечатление вы на него производите? Несколько вариантов, метафорическиописывающих возможные состояния: "Трясущийся комок нервов","Наглый хам, которого надо как следует наказать", "Профессионал,у которого все хорошо и который уверен в себе". Как вы думаете, какая изэтих трех ролей более уместна? Возможно, в некоторых ситуациях есть и другиероли, которые лучше описывают то, что будет более подходящим в существующихобстоятельствах.

Предположим, что ваша бюджетная организация согласнобумагам имеет довольно скромную прибыль. И вот инспектор видит бухгалтера,одетого исключительно дорого, прямо скажем - вызывающе шикарно. Какие мыслимогут возникнуть у проверяющего? Скромность (но не неопрятность) с большейстепенью вероятности вызовет симпатию к личности бухгалтера.

Очень важно уметь прежде всего реагировать напозитивное намерение, заключенное в любой критике. Не ошибается тот, ктоничего не делает. Возможно, интересы организации в чем-то расходятся синтересами проверяющих, отчего обычно и возникает конфликт. Позитивноенамерение проверяющего обычно состоит в том, чтобы ваша документациясоответствовала требованиям Закона (в том виде, в котором он эти требованияпонимает). С другой стороны, организации обычно стремятся к уменьшениювыплачиваемых налогов. В какой-то точке эти два намерения соприкасаются - итребования соответствуют установленным, и лишние деньги не переплачиваются.

Если бухгалтер сосредотачивается в общении спроверяющей стороной на поиске подобного варианта "выигрыш -выигрыш", то он может признать некоторые допущенные ошибки (если онидействительно были) и в то же время вести диалог в поисках оптимальногорешения. Не стесняйтесь запрашивать дополнительную информацию и разъяснения всоответствующих государственных организациях! Их письменные ответы помогут вамнайти общий язык с контролирующими органами.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль