Содержание имущества автономных учреждений

2558
В настоящее время трудно представить деятельность какого-либо учреждения при отсутствии в его распоряжении помещений, автомобилей, компьютеров, мебели, инвентаря и другого имущества. Формирование перечня движимого и недвижимого имущества, а также условия его закрепления за учреждением, как правило, вызывают много спорных вопросов. Тем не менее бюджетным учреждениям, которые решили преобразоваться в автономные, решать их придется.

О том, с какими имущественными проблемами придется столкнуться и на что следует обратить особое внимание при изменении типа бюджетного учреждения, мы расскажем в этой статье.

"Наследственные" права АУ

Автономное учреждение, создаваемое путем изменения типабюджетного учреждения, имеет право "наследовать" имуществопреобразуемого бюджетного уч­реждения. При этом, согласно ст. 3 Федеральногозакона от 03.11.06 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее -Закон № 174-ФЗ), все имущество закрепляется за автономным учреждением (далее -АУ) на праве оперативного управления. В свою очередь, право собственности наимущество АУ остается соответственно за Российской Федерацией, субъектом РФили муниципальным образованием.

В статье 5 Закона № 174-ФЗ есть норма, согласно которойимущество (в т. ч. денежные средства), которые закрепляется за АУ при егосоздании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлятьпредусмотренную уставом деятельность. Однако степень такого обеспечения,очевидно, будет определяться в каждом конкретном случае соответствующиморганом исполнительной власти, в ведении которого находится данное бюджетноеучреждение. Возможно, что именно с целью устранения возможных перегибов при"дележе имущества" преобразуемого учреждения п. 11 ст. 5 Закона №174-ФЗ предусмотрено, что при создании АУ путем изменения типа существующегогосударственного или муниципального учреждения не допускаетсяизъятие или уменьшение закрепленного за ним имущества (в т. ч. денежныхсредств).

Общеизвестно, что за долгие годы на балансе многихбюджетных учреждений накопилось немало имущества, которое не используется всилу его физического и морального устаревания. Кроме того, при приобретенииили списании имущества бюджетные учреждения зачастую не руководствуютсяэкономической выгодой такого решения. Поэтому в случае преобразованиябюджетного учреждения в автономное рекомендуем руководству и финансовымслужбам провести анализ числящегося на балансе имущества и, в случаенеобходимости, избавиться от экономически невыгодного "наследства".Очевидно, что при этом учреждениям следует придерживаться каких-то норм иправил. Возможно, что ориентиром для принятия обоснованных решений в отношении"наследуемого" имущества будут нормативы затрат по оказанию АУгосударственных или муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам.В свою очередь, такие нормативы должны быть разработаны и утвержденысоответствующим органом исполнительной власти.

Руководящие органы и имущество АУ

Прежде всего отметим, что интересы собственника вотношении имущества АУ представляют соответствующие органы исполнительнойвласти, на которые возложено управление имуществом собственника (далее -Собственник). Так, в отношении федерального имущества интересы Собственника, т.е. Российской Федерации, представляет Роскомимущество.

Значительную роль в отношении имущества АУ играет органисполнительной власти, на которого возложены функции и полномочия учредителя АУ(далее -Учредитель).

Вопросы, относящиеся к компетенции Учредителя, изложеныв ст. 9 Закона № 174-ФЗ. Кроме того, Правительство РФ своим постановлением от10.10.07 № 662 утвердило Положение об осуществлении федеральными органами исполнительнойвласти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения.Согласно этим нормативным документам в "сферу влия­ния" Учредителявключены следующие вопросы, которые так или иначе касаются имуществафедерального АУ:

  • изъятие имущества, закрепленного на праве оперативногоуправления;
  • по согласованию с Собственником санкционирование АУ:
  • на распоряжение недвижимымимуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным за счет средств,выделенных Учредителем на приобретение этого имущества;
  • на распоряжение особо ценнымдвижимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным за счетсредств, выделенных Учредителем на приобретение этого имущества;
  • санкционирование внесения денежных средств и иногоимущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачуэтого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве их учредителяили участника;
  • одобрение сделок с имуществом и другие вопросы.

Полный перечень функций и полномочий Учредителя вотношении АУ должен быть представлен в Уставе учреждения. Это простонеобходимо, чтобы избежать впоследствии болезненных имущественных споров. Помимо "руководящих" полномочий всоответствии с Законом № 174-ФЗ Учредитель осуществляет финансовое обеспечениевыполнения задания АУ. Такое обеспечение выделяется Учредителем с учетом:

  • расходов на содержание недвижимого имущества и особоценного дви­жимого имущества, закрепленных за АУ Учредителем или приобретенныхАУ за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такогоимущества;
  • расходов на уплату налогов, в качестве объектаналогообложения по кото­рым признается соответствующее имущество, в т. ч.земельные участки.

Бюджетным учреждениям, предоставляющим производственныеплощади в аренду, в случае их преобразования в АУ следует иметь в виду, что наосновании ст. 4 Закона № 174-ФЗ Учредитель не обязан осуществлять финансовоеобеспечение имущества, сданного в аренду. При этом сдавать в аренду имущество,закрепленное Учредителем, а также приобретенное за счет средств Учредителя, АУможет только по согласованию с ним.

Следует отметить, что большинство решений в отношенииимущества конкретного АУ Учредитель должен принимать с учетом мнения,высказанного наблюдательным советом этого учреждения. Согласно ст. 8 Закона №174-ФЗ наблюдательный совет является одним из органов управления АУ. Кругвопросов, входящих в его компетенцию, довольно широк. Тем не менее по рядунаправлений его решения могут носить только рекомендательный характер.Особенно это касается использования имущества, реорганизации и структурыавтономного учреждения, а также заключения сделок. Кроме того, членынаблюдательного совета обязаны рассматривать следующие вопросы:

  • проекты плана финансово-хозяйственной деятельности АУ;
  • проекты отчетов о деятельности АУ и об использованииего имущества;
  • предложения руководителя АУ о совершении крупныхсделок;
  • предложения руководителя АУ о выборе кредитныхорганизаций, в которых АУ может открыть банковские счета;
  • предложения Учредителя или руководителя АУ об изъятииимущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления, и другие вопросы.

Таким образом, в компетенции руководителя АУ остаютсяимущественные вопросы, связанные только с текущим руководством деятельностиданного АУ.

Виды имущества АУ

Все имущество АУ можно разделить на две основныегруппы:

  • особо ценное движимое имущество, закрепленное за нимУчредителем или приобретенное АУ за счет средств, выделенных ему Учредителем наприобретение этого имущества;
  • остальное имущество, в т. ч. недвижимое.

В момент преобразования бюджетного учреждения в АУ принципиально важнограмотно идентифицировать имущество, учитываемое на балансе бюджетногоучреждения.

Особо ценное движимое имущество

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГКРФ) движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости,включая деньги и ценные бумаги. При этом в отношении АУ из всего движимогоимущества выделяется особо ценное. Под особо ценным движимым имуществом (далее- ОЦДИ) понимается такое имущество, без которого осуществление АУ своейуставной деятельности будет существенно затруднено. В соответствии со ст. 3Закона № 174-ФЗ порядок отнесения того или иного имущества к ОЦДИ определяетсяПравительством РФ.

Так, порядок отнесения имущества федеральных АУ к ОЦДИбыл установлен постановлением Правительства РФ от 31.05.07 № 337 "Опорядке определения видов особо ценного движимого имущества автономногоучреждения" (далее - Постановление № 337). Напомним, что для федеральныхавтономных учреждений установлен стоимостный критерий ОЦДИ в размере не менее50 000 руб. В данном постановлении отмечается также, что к ОЦДИ не может бытьотнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основнойдеятельности АУ, а также имущество, приобретенное АУ за счет доходов,полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

Виды ОЦДИ в отношении федеральных АУ определяютсясовместным решением Собственника и соответствующего федерального органаисполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовомурегулированию в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры,социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Для определения видов ОЦДИ автономных учреждений,создаваемых на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ,следует руководствоваться требованиями Постановления № 337.

Обратите внимание на то, что при расчете объемовфинансового обеспечения выполнения задания АУ Учредитель должен отдельноучитывать расходы на содержание ОЦДИ.

Остальное имущество, в т. ч. недвижимое

В свою очередь, имущество, не отнесенное к ОЦДИ, можноразделить:

  • на имущество, которое закреплено за АУ Учредителем (вт. ч. земельный участок, движимое и недвижимое имущество);
  • имущество, которое не закреплено за АУ Учредителем, нонаходящееся на балансе учреждения. К этой категории, скорее всего, можноотнести имущество, приобретенное на средства от предпринимательской и иной приносящийдоход деятельности.

Напомним, что согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам(недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недри все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых безнесоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т. ч. здания, сооружения,объекты незавершенного строительства.

Обратите внимание, что помимо ОЦДИ Учредительзакрепляет за учреждением имущество - как движимое, так и недвижимое. ДалееУчредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания АУ сучетом расходов на содержание закрепленного недвижимого имущества. Такимобразом, согласно букве Закона № 174-ФЗ движимое имущество, закрепленноеУчредителем за АУ, но не отнесенное к ОЦДИ, не учитывается при расчетефинансового обеспечения выполнения задания. Кроме того, именно на этоимущество - т. е. на движимое и не закрепленное Учредителем - могут бытьналожены санкции, если автономному учреждению придется отвечать по своимобязательствам перед контрагентами.

В свою очередь, имущество, которое находится на балансеАУ и не закреплено за ним Учредителем, принадлежит ему на праве собственности.Расходы на содержание такого имущества АУ, т. е. находящегося в егособственности, а не в оперативном управлении, при формировании государственногозадания Учредителем не учитываются.

Отметим, что земельный участок, необходимый длявыполнения АУ своих уставных задач, предоставляется ему Учредителем на правепостоянного (бессрочного) пользования. Об этом говорится в п. 7 ст. 3 Закона №174-ФЗ.

Кроме того, руководителям автономных учреждений следуетобратить внимание на следующее. В Законе № 174-ФЗ сказано, что Собственникимущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам,принятым автономным учреждением. При этом Учредитель автономного учреждения такжене несет никакой ответственности в случае, если одобренная им сделка в отношенииимущества АУ по каким-то причинам не принесла ожидаемого эффекта. Такимобразом, негативные последствия от неверно принятого решения лягут нелегкимбременем на руководителя автономного учреждения.

Особенности бухгалтерского учета имущества

Очевидно, что разделение имущества АУ на различныегруппы потребует организации обособленного бухгалтерского учета каждой группыимущества. Таким образом, в бухгалтерском учете АУ следует раздельно учитыватьимущество, относящееся:

  • к особо ценному движимому имуществу;
  • недвижимому имуществу АУ, закрепленному Учредителем;
  • движимому имуществу АУ, не относящемуся к ОЦДИ, нозакрепленному за ним Учредителем;
  • имуществу, находящемуся в собственности АУ.

Организация раздельного учета видов имущества особенноважна для обоснования финансового обеспечения для покрытия расходов насодержание соответствующего вида имущества.

Отдельные вопросы финансового обеспечения содержания имущества

Как уже отмечалось выше, при расчете финансовогообеспечения выполнения задания АУ Учредителем необходимо отдельно рассчитыватьрасходы как на содержание ОЦДИ, так и закрепленного за АУ недвижимогоимущества. Кроме того, необходимо планировать объем расходов на уплату налогов,объектами налогообложения по которым является недвижимое и особо ценноедвижимое имущество.

Рассмотрим порядок расчета финансового обеспечения содержания имуществана примере.

По состоянию на 1 января 2008г. балансовая стоимость имущества автоном­ного учреждения "Драматическийтеатр"составила 22 155 000руб., в т. ч.:

здание театра - 20 500 000руб.; 20 единиц имущества(сценические костюмы, декорации) стоимостью более 50 000 руб. каждый на общуюсумму 1 350 000 руб.; 5 компьютеров по 45 000руб. насумму 225 000 руб.; оборудование сцены стоимостью80 000 руб.

В соответствии с решениемСобственника и органа исполнительной власти, осуществляющего функции понормативному правовому регулированию в сфере культуры, к ОЦДИ относитсяимущество АУ стоимостью свыше 50 000 руб.

Таким образом, балансоваястоимость ОЦДИ театра по состоянию на 1 января 2008 г. составила 1430 000 руб.(1 350 000 + 80 000).
Для расчета финансовогообеспечения выполнения задания автономным учреждением в 2008 г. Учредителемустановлены следующие нормативы (допустим, что необходимые налоги, уплачиваемыес имущества, уже учтены в размере норматива):

на содержание ОЦДИ - 0,75 руб.за 1 руб. балансовой стоимости такого имущества в год; на содержание недвижимогоимущества - 0,15 руб. на 1 руб. его балансовой стоимости в квартал.

Таким образом, в 2008 г.автономное учреждение "Драматический театр" получит финансовоеобеспечение на выполнение задания в сумме 13 372 500 руб., в т. ч.:

на содержание ОЦДИ - 1 072 500руб. (1430 000 х 0,75); на содержание недвижимогоимущества - 12 300 000 руб. (20 500 000 х х 0,15 х 4 квартала).

Очевидно, что процедура и порядок выделения финансовыхсредств на содержание имущества АУ должны быть разработаны и утвержденыУчредителем. При этом объем финансирования содержания недвижимого и особоценного движимого имущества, выделяемого АУ, должен гарантировать Собственникунормальные условия эксплуатации и сохранности такого имущества.

При расчете нормативов финансирования содержаниянедвижимого и особо ценного движимого имущества АУ целесообразно учесть каксложившийся в предшествующие годы объем затрат учреждений, так и необходимостьболее эффективного использования закрепленного за АУ имущества.

К сожалению, в настоящее время нормативными документамине рассмотрен порядок финансового обеспечения выполнения задания с учетомрасходов на содержание имущества, которое будет приобретаться АУ в течениегода. Рассмотрим возможную ситуацию на примере.

В марте 2008 г. автономнымучреждением "Драматический театр" за счет средств Учредителяприобретен автомобиль стоимостью 380 000 руб. Такое имущество подлежит отнесениюк ОЦДИ.

Для содержания и эксплуатацииавтомобиля учреждению необходимы финансовые средства. Согласно нормативурасходов, установленных для содержания ОЦДИ, автономное учреждение имеет правона финансовое обеспечение в размере 237 500 руб. ((380 000 х 0,75)/12 мес. х10 мес.).

Однако остается открытым вопрос: будет ли Учредительвыделять дополнительные финансовые средства АУ для содержания имущества,приобретенного в течение года? С одной стороны, бюджет на текущий финансовыйгод - в нашем случае это 2008 г. - утвержден, следовательно, объем субсидий илисубвенций для реализации соответствующих полномочий Учредителя не может бытьсущественно изменен. С другой стороны, АУ, приобретая движимое и недвижимоеимущество в течение года, будут нести дополнительные расходы на его содержание.В свою очередь, АУ будут стремиться приобретать новое движимое и недвижимоеимущество с целью повышения конкурентоспособности оказываемых ими услуг.

Возможна и другая, вполне жизненная ситуация.Рассмотрим ее на примере.

В составе имущества, закрепленногоУчредителем за автономным учреждением "Драматический театр"посостоянию на 1 января 2008 г., числилось оборудование сцены стоимостью 80 000руб. В апреле 2008 г. оборудование сцены было списано с баланса учреждения.

Согласно нормативу расходов,установленных для содержания ОЦДИ, на 2008 г. автономному учреждению выделенофинансовое обеспечение для выполнения задания с учетом расходов на содержаниеОЦДИ в размере 1 072 500 руб., в т. ч. на содержание оборудования сцены 60 000руб. (80 000 х 0,75).

Однако при списании вышедшегоиз строя оборудования сцены автономное учреждение лишается оснований длявыделения ему соответствующего финансового обеспечения.

Очевидно, что в нормативномдокументе, который будет регламентировать порядок и условия выделенияУчредителем финансового обеспечения выполнения задания, должны бытьпредусмотрены все возможные ситуации, касающиеся приобретения, использования исписания имущества автономного учреждения. Иначе отсутствие четкого механизмавыделения Учредителем финансового обеспечения выполнения задания АУ приведет кнеэффективному использованию денежных средств и дефициту соответствующегобюджета.

==============================================

Т.К. Ершова,
заместитель начальника отдела развития отраслей
социальной сферы Департамента анализа и мониторинга
приоритетных программ Минэкономразвития России

Имущественный вопрос всегда был и остается одним изсамых острых. Особенно болезненно разрешаются те или иные ситуации, связанныес имуществом, в период реформ. Поэтому здесь следует быть особенно внимательнымпри разъяснении и применении требований законодательства.

Очевидно, что в рамках одной статьи невозможно полностью осветить все"коллизии" с имуществом автономных учреждений (далее - АУ). Тем неменее рассмотренные автором в данной статье ситуации весьма жизненные, и ихследует учитывать учредителю при расчете финансовых средств, выделяемых насодержание имущества АУ.

Обратите внимание, что АУ могут вносить в уставный(складочный) капитал других юридических лиц или передавать иным образом другимюридическим лицам в качестве их учредителя или участника любое свое имуществотолько по согласованию с учредителем (п. 6 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Кроме того,рекомендую более внимательно подходить к использованию терминов:"учредитель" и "собственник". Чаще всего соответствующийорган исполнительной власти является учредителем и собственником АУ в одномлице. Например, учредитель, он же собственник, - Правительство РФ, но своиполномочия учредителя оно передает, как правило, отраслевым министерствам иведомствам. Такие юридические неточности могут запутать как учреждения, так иорганы исполнительной власти, которые наделены полномочиями учредителя.

Кроме того, важно отметить, что собственникупринадлежит все имущество АУ независимо от источника его приобретения. Однакоимущество, которое находится на балансе АУ и не закреплено за ним учредителем,имеет особый статус, и таким имуществом АУ может распоряжаться самостоятельно.

Другой важный имущественный аспект - это содержаниеимущества АУ. Поэтому учредителю необходимо иметь четкое представление о том,какой смысл он вкладывает в это понятие. Очевидно, что для разных видовимущества эти затраты совершенно различны, как и отмечает автор статьи. Дляодного вида имущества требуется текущий ремонт, а для другого - профилактика изатраты на обслуживание и т. д. И для всех учреждений - затраты на коммунальныеплатежи и налоги.

Конечно, порядокфинансирования расходов по содержанию имущества должен быть своевременнодоведен до АУ, и он должен учитывать интересы собственника их имущества.

Вопрос-Ответ

Вправе ли ГУП учесть приисчислении налога на прибыль расходы, связанные с выбытием высвобождаемогоимущества при его реализации?

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо от 17.12.07 № 03-03-05/271

"...Согласно подп. 1 п. 1 ст. 268 Налоговогокодекса РФ (далее - Кодекс) при реализации амортизируемого имуществаналогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточнуюстоимость этого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций, какэто установлено ст. 246 Кодекса, являются российские организации, в том числефедеральные государственные унитарные предприятия, которые в полном объемеприменяют все положения гл. 25 Кодекса".

Заместитель директора Департамента налоговой
итаможенно-тарифной политики С.В. Разгулин

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль