Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений

1533
Сегодня как никогда остро стоят вопросы реформирования и повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений. Для того чтобы в полной мере отвечать поставленным задачам, необходимы существенные изменения, как в структуре самой бюджетной организации, так и в процессе ее работы. Проблемам, касающимся организации деятельности бюджетного предприятия, посвящен цикл статей. Их авторы – специалисты компании "МЦФЭР-консалтинг” – имеют большую практику работы с бюджетными организациями.

Открывается цикл статей беседой главного редактора журнала "ФСБО" В.Н. Лапушкиной с первым заместителем генерального директора ЗАО "МЦФЭР-консалтинг" М.А. Костанди, посвященной основным проблемам, связанным с автоматизацией финансово-хозяйственных служб бюджетных организаций.

- Максим Александрович, как начиналось внедрение информационных систем в государственные учреждения? Какая ситуация сегодня?

- Компьютеризация бюджетных организаций, начавшаяся с90-х годов, была связана именно с бухгалтерским учетом. Самые первыекомпьютерные программы, которые появились в бюджетных учреждениях, былибухгалтерскими. Это всем известная программа "Парус", которая в товремя была абсолютным моно­полистом на рынке.

С тех пор ситуация кардинально изменилась. Появилосьбольшое количество программных продуктов, отвечающих современным требованиям финансово-хозяйственной деятельности. Разработчики постояннопредлагают новейшее программное обеспечение для бюджетников. Это ибухгалтерские программы, такие как "1С", и управленческие системы.

- Какие проблемы бюджетных организаций могут решаться за счет внедрения информационных технологий?

- В настоящее время все большую актуальность приобретаютвопросы эффек­тивного управления финансовыми потоками и деятельностью самогопредприятия, что существенно расширяет рамки того программного обеспечения,которое востребовано в государственных бюджетных структурах.

Прежде всего, в связи с централизацией функцийуправленческого аппарата госструктур, возникла острая необходимость в решенииследующих задач:

  • консолидации информации с территорий регионов;
  • обработки и формирования плановых показателей;
  • бюджетного планирования, ориентированного на результат,и многое другое.

Несмотря на то, что сегодня на рынке присутствуетбольшое количество информационных систем, начиная от программы "1С"и заканчивая специализирован­ными системами для формирования управленческойотчетности, потребность в программных продуктах ощущается еще очень остро.

- Чем вызвана эта потребность?

- Применение информационных систем в госсектореразвивалось стихийно. Каждое подразделение или управление, перед которым стоялиопределенные задачи, либо заказывало "под себя" индивидуальныеразработки, либо закупало готовое ПО, решающее их задачи. В результате на рынкепоявилось большое количество разрозненных программ. Некоторые из них попричине своего морального устаревания давно уже не поддерживаются, остались впрошлом и компьютеры, на которых эти программы могли бы работать. Тем не менее,из-за сложившихся привычек сотрудников госучреждений иногда очень сложно внедрятьновые программы. Наглядный пример тому - устаревшая система "Лексикон",применяемая в правительстве Москвы для формирования документов.

Существуют определенные трудности, из-за которых оченьтрудно централизовать задачи, связанные с автоматизацией. Если в деятельностиорганизации присутствует элемент стихийности, то в конечном итоге информацияне становится достоянием организации, а консолидируется в конкретномуправлении, а иногда и у отдельного сотрудника, который с ней работает. И еслиэтот человек заболеет либо уволится, то предприятие рискует потерятьзначительную часть очень важной и нужной информации.

- Какие современные системы сегодня наиболее востребованы в госсекторе?

Прежде всего, это системы формирования управленческихпоказателей и отчетности. Так, отечественная система "PlanDesigner" позволяет собирать разноплановую информацию изразличных систем и баз данных, которые действуют на предприятии, и формироватьуниверсальную отчетность. Из зарубежных систем пользуется спросом программа"Cognos", которая нашла широкое распространение вгосударственных учреждениях Европы, США и Канады. Цель этих систем -консолидировать разрозненную информацию, собрать ее в одном месте и представить руководству комплексный взглядна ситуацию. Эти программы также позволяют отслеживать как финансовые, так инефинансовые показатели, т. е. всю деятельность организации.

- Что же все-таки мешает бюджетной организации решиться на внедрение комплексных информационных систем?

На сегодняшний день главнойтрудностью является проблема выбора между примитивными дешевыми и сложнымидорогостоящими решениями. С одной стороны, руководители предприятий еще непривыкли, что внедрение автоматизированных систем требует серьезных финансовыхвливаний. А с другой стороны - достаточно проблематично реализовывать серьезныепроекты за скромный бюджет. Даже очень крупные госструктуры до сих пор не могутосознать острой необходимости инвестиций в автоматизацию своей деятельностидля улучшения качества своей работы, хотя внедрение ИТ позволяет экономитьбюджетные деньги и направлять их в то русло, где они могут быть использованыболее эффективно. В данном случае хорошими примерами реализации этих проектовявляется деятельность Управления информатизации города Москвы и программа"Одно окно". Благодаря тому, что обеспечивается централизованноефинансирование всех информационных ресурсов в Москве и существует открытаяконкуренция поставщиков решений при единых стандартах взаимодействия системмежду собой, задачи автоматизации бюджетных организаций Москвы в настоящеевремя успешно решаются.

- Какие рекомендации Вы могли бы дать руководителям, предполагающим в будущем начать внедрение ИТ-продуктов в бюджетной организации?

Самое важное при внедренииинформационных систем - руководствоваться четким планом. В первую очередь, дляэтого необходимо определить цели автоматизации. Это может быть финансовыйотчет за три дня или справка для руководства на основании оперативных данныхна конец предыдущего дня, или информация о контрактах и контрагентах в одномместе. Такие конкретные цели позволят более точно поставить задачуразработчикам информационных систем и по окончании внедрения дать оценкуполученному результату.

Абсолютно неправильно ставить целью внедренияпрограммного обеспечения автоматизацию деятельности конкретного подразделенияили отдела. Это приведет к бесконечному проекту, большим финансовым затратам иобщей неудовлетворенности результатами работ. При этом важно избежать"лоскутной" автоматизации (когда в одной организации установленомножество разнородных, не связанных между собой систем). Я ни коим образом непризываю делать одну гигантскую программу, которая может все. Таких программ небывает. Решением может быть набор информационных систем, которые четко связанымежду собой и не требуют дублирования информации и скачивания ее из однойсистемы в другую.

Для разработки такого плана целесообразно привлечьспециалистов, имеющих большой опыт в разработке комплексных систем, этосэкономит время и затраты на их создание.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль