Проверка расходов по заработной плате

3016
Проверка расходов по заработной плате является одним из основных направлений комплексной ревизии финансовой и хозяйственной деятельности бюджетной организации. Перед проверяющими стоит задача не только обнаружить нарушения и злоупотребления, но и изыскать возможности экономного расходования бюджетных средств, выделенных на оплату труда.

За многие годы работы контрольно-ревизионных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий накопился большой опыт проверки расходов по заработной плате, осуществляемых бюджетными учреждениями. Предлагаемая методика, применяемая органами ведомственного финансового контроля, позволяет эффективно выявлять ошибки и нарушения, которые совершаются работниками бухгалтерских служб.

Этапы проведения проверки расходов по заработной плате

Какправило, проверка правомерности расходов по заработной плате гражданскогоперсонала в бюджетной организации осуществляется выборочным способом. При этомпредставитель контрольно-ревизионных органов (далее-ревизор) проводит рядконтрольных мероприятий в определенной последовательности.



При проведении контроля расходов на оплату трударевизор прежде всего проверяет утвержденные штатные расписания и анализируетутвержденные плановые, сметные и другие показатели, послужившие основанием дляутверждения численности работников, фиксирует своевременность сокращения численностиработников при снижении (уменьшении) фактических, объемных и других показателейи соблюдение лимита численности гражданского персонала, утвержденного насоответствующий год.

Ревизор внимательно проверяет наличие разработанных иутвержденных в установленном порядке Коллективного договора, Положения обоплате труда и Положения о премировании (материальном стимулировании), особоевнимание уделив их соответствию требованиям действующего законодательства РФ.Именно в соответствии с вышеуказанными документами формируются фонд заработнойплаты и фонд материального стимулирования, а то, как используются средствафондов, ревизорами берется на заметку.

При проверке фонда оплаты труда ревизор акцентируетвнимание на:

  • правильности включения в фонд оплаты труда размеровтарифных ставок (должностных окладов), в т. ч. по вакантным должностям,повышений (увеличений) сумм надбавок и доплат к тарифным ставкам, районныхкоэффициентов и других установленных выплат;
  • своевременности и правильности корректировки в течениегода утвержденного фонда оплаты труда;
  • установлении доплат за совмещение профессий(должностей) и других предусмотренных выплат за счет экономии фонда оплатытруда.

При проверке фонда материального стимулирования особоевнимание уделяется:

  • организации материального стимулирования гражданскогоперсонала, а именно направления использования фонда материального стимулирования,соблюдению показателей и условий выплаты премий, надбавок стимулирующегохарактера и материальной помощи;
  • правильности использования экономии фонда материальногостимулирования; организации учета использования и списания сумм из фонда материальногостимулирования.

В обязательном порядке ревизор должен проверитьдокументальное оформление трудовых отношений с работниками бюджетногоучреждения, а именно наличие трудовых договоров, должностных обязанностей(должностных регламентов государственных служащих) и правильность ихоформления, а также первичную документацию по учету кадров (личные дела,трудовые книжки, своевременность и полноту их оформления и т. д.). Особоевнимание ревизор уделяет проверке своевременности проведения аттестацийработников, а также правомерности установления тарифных разрядов на основаниизаключений аттестационных комиссий. Кроме того, ревизор проверяет правомерностьвсех установленных работникам надбавок и доплат.

При проверке правильности подсчета стажа работыгражданскому персоналу ревизор анализирует протоколы комиссий по установлениюстажа работы, особое внимание, уделив при том:

  • наличию разработанных и утвержденных Коллективнымдоговором перечней на предоставление гражданскому персоналу льгот икомпенсаций, установленных действующим законодательством РФ;
  • порядку предоставления дополнительных оплачиваемыхотпусков;
  • правильности оформления документов по назначениюгражданскому персоналу пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Обязательным и очень важным этапом проведения проверкирасходов на оплату труда является анализ и проверка:

  • расчетов и своевременности выплат (основной заработной платы,оплаты сверхурочных работ, за работу в выходные и праздничные дни и фактическивыполненные работы на условиях совместительства, совмещения и временногозамещения вакантных должностей, среднего заработка выплачиваемого за периодотпусков или компенсации за отпуск, выходного пособия при увольнении и другимвыплатам);
  • расчетов по отчислениям от заработной платы (налогов,алиментов, удержаний по исполнительным листам и заявлениям работников и т.д.), а также законности предоставления гражданскому персоналу льгот по налогами другим платежам;
  • раздаточных ведомостей на выплату заработной платы(проверяются методом сверки основных, дополнительных раздаточных ведомостей иреестров перечислений на банковские карты за соответствующий месяц с цельювыявления двойных выплат, кроме того, просчитываются выведен­ные в раздаточныхведомостях итоги по всем графам, по вертикали и горизонтали с целью выявленияхищений денежных средств).

Многие бухгалтеры не придают значения порядкудепонирования заработной платы. Тем не менее, ревизоры часто выявляют нарушенияпри работе с депонированными суммами.

При проверке сумм депонированной заработной платыпрежде всего проверяются полнота, правильность и законность отражениядепонированных сумм заработной платы в книге аналитическогоучета депонированной заработной платы, а также своевременность сдачидепонированных сумм на счет организации. Кроме того, ревизор вправе вызватьотдельных депонентов для подтверждения получения ими соответствующих сумм.

Ревизия расходов оплаты труда федеральныхгосударственных служащих содержит следующие особенности, на которые ревизорустоит обратить особое внимание:

  • при проверке правомерностиустановления денежного содержания федерального государственного служащегопроверяется его соответствие занимаемой должности с присвоенным классным чином, атакже правильность начисления дополнительных выплат (ежемесячных надбавок кдолжностному окладу за выслугу лет на государственной службе, особые условияслужбы и работу со сведениями, составляющими государственную тайну,ежемесячного денежного поощрения, премий за выполнение особо важных и сложныхзаданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда,единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска);
  • при проверке расходов на содержание федеральныхгосударственных служащих особое внимание уделяется своевременности иправильности проведения аттестации специалистов, а также обоснованности присвоенияклассных чинов федеральной государственной службы;
  • кроме того, тщательной проверке подвергаетсясоответствие тарификации должностей федеральной государственной службынормативным документам.

Во время проведения контрольных мероприятий ревизорумогут поступать жалобы на неправомерные действия должностных лиц проверяемойорганизации. Ревизор обязан проверить все изложенные факты (за исключением анонимныхобращений), выявить причины возникновения жалоб и дать заключения по ихпредупреждению.

В случаях выявления фактов нарушений действующегозаконодательства РФ, по результатам проведения проверки ревизор устанавливаетсуммы неправомерного, нецелевого и неэффективного использования денежныхсредств, выделенных на заработную плату, суммы недоплат, переплат инеположенных выплат, причины необоснованных задержек или досрочных и двойныхвыплат заработной платы, а также должностных лиц, допустивших эти нарушения.

Все нарушения, выявленные в ходе проведения контрольныхмероприятий, отражаются в описательной части Акта ревизии (проверки) отдельнымразделом "Проверка расходов по заработной плате", который долженсодержать подроб­ное описание проведенной работы.

В описаниикаждого нарушения, выявленного в ходе проверки, ревизор должен указать:

  • положения законодательных и нормативных правовых актов,которые были нарушены;
  • период, к которому относится выявленное нарушение;
  • в чем выразилось нарушение.

Кроме того, ревизор обязан представить документальноеподтверждение выявленных нарушений.

По каждому выявленному и отмеченному в Акте ревизии(проверки) факту нарушений ревизор вносит предложения о проведении необходимыхмероприятий с целью устранения выявленных нарушений.

Полнота и своевременность выполнения предложений,внесенных в Акт ревизии (проверки), в установленном порядке контролируются вышестоящимконтрольно-ревизионными органами до их полного выполнения и устранения выявленныхнарушений.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×