Централизованное ведение бюджетного учета

1567
 Пашнанов Э.Л.
Руководитель управления федерального казначейства по республике Калмыкия
Придавая важное значение организации бюджетного учета и формированию достоверной бюджетной отчетности, Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее – Управление) с июня 2003 г. осуществляется работа по реформированию бюджетного учета, а именно, перевод исполнения сметы доходов и расходов по содержанию органов Федерального казначейства на централизованный учет.

Подготовительные этапы проведения централизованного учета

Первоначально на базе Управления прошли всеорганизационные мероприятия: совещания, семинары, технико-экономическая учеба,выдача технического задания разработчику программного комплекса"АКСИОК" Управлением также была проведена работа по подготовкерабочих мест, технической оснащенности оргтехникой и тестированию программы.

На следующем этапе проводилась работа с отделениями,которая заключалась в следующем:

  • проведение ревизии баз данныхпрограммного комплекса "АКСИОК" по каждому блоку программы длясоздания единой информационной базы;
  • разработка и доведение доотделений инструкции по работе с электронной передачей данных из ОФК в УФК иобратно.

На заключительном этапе были утверждены:

  • график документооборота,охватывающего каждый блок програмного комплекса "АКСИОК";
  • комплектация штатных единиц;
  • должностные обязанности служащих.

Кроме того, была проведена проверка выполнения условийтребований перехода по каждому из этих блоков.

В результате проведенной работы были заключенысоглашения между аппаратом управления и отделениями о централизованном ведениибюджетного учета. В соответствии с данным соглашением отделения:

  • передают ведение бюджетного учета и всю полнотуответственности за дальнейшее формирование, своевременное представление полнойи достоверной бухгалтерской отчетности;
  • своевременно представляют Управлению необходимыепервичные учетные документы.

Управление, в свою очередь:

  • обеспечивает квалифицированное ведение бюджетногоучета;
  • составляет отчетность в соответствии с действующиминормативными ак­тами;
  • ежеквартально, на 1-е число следующего за истекшимкварталом месяца, представляет отделению письменную информацию об исполнениисметы доходов и расходов по всем источникам поступления и расходования денежныхсредств;
  • обеспечивает методическую и иную помощь отделениям воформлении документов.

В том же 2003 г был проведен по итогам девяти месяцевпробный вариант составления бюджетной отчетности по аппарату, исходя из новыхтребований перевода на уровень Управления. И уже с 1 января 2004 г. УправлениеФедерального казначейства по Республике Калмыкия начало работать в режимецентрализованного ведения бюджетного учета.

Предоставление первичных учетных документов

В настоящее время отделом финансового обеспеченияУправления централизованно осуществляются функции учетного подразделения.

Основным регламентирующим документом при представлениипервичных учетных документов в централизованную бухгалтерию Управленияявляется график документооборота, включающий в себя полную информацию о каждойформе первичных бухгалтерских документов и регистрах бухгалтерского учета:

  • наименование документа;
  • создание документа (каким отделом, в какие сроки и скакой периодичностью формируется документ);
  • обработку первичного документа (кто, когда и с какойпериодичностью проверяет);
  • передачу документа (кому или какому отделу, в какиесроки передается);
  • периодичность сдачи документов в архив Управления.

При этом перечисление налоговых платежей (НДФЛ, налогна имущество, земельный налог) осуществляется централизованной бухгалтерией вразрезе каждого территориального отделения на счета межрайонных инспекций поместу их регистрации и единого социального налога в целом по Управлению по местурегистрации Управления. Налоговая декларация за отчетный период по данным централизованной бухгалтерии представляетсяотделениями по месту регистрации.

В связи с тем, что Управления внебюджетными фондамиреспублики располагают единой базой данных, отчеты по персонифицированномуучету страховой и накопительной части трудовой пенсии в пенсионный фонд иотчеты по форме 4-ФСС в Региональный фонд социального страхования поРеспублике Калмыкия представляются в целом по Управлению.

Доставка электронных платежных документов от отделенийи обратно осуществляется по спутниковым каналам связи, позволяющим повыситьнадежность и оперативность прохождения расчетно-платежных документов.

Бюджетный учет

Организация бюджетного учета в условиях ведениябюджетной сметы на содержание органов Федерального казначейства в условияхцентрализации и автоматизации в программном комплексе "Аксиок"выглядит следующим образом.

Ведение кассовых операций

Главным условием при переходе на централизованный учетпо данному блоку является отсутствие остатков денежной наличности изадолженности по расчетам с подотчетными лицами.

Для достижения этой цели был создан единый справочникрасходов для всех Отделений. В справочнике подсистемы "Касса" всевиды расходов объединены по группам:

  • 1-я гр. - командировочныерасходы;
  • 2-я гр. - ГСМ;
  • 3-я гр. - хозяйственные расходы;
  • 4-я гр. - канцелярские расходы;
  • 5-я гр. - приобретение запасныхчастей и т. д.

При необходимости группы расходов справочникапополняются или видоизменяются в зависимости от изменений Бюджетнойклассификации расходов РФ.

Ежегодно рассчитывается и устанавливается лимит кассы,утверждаются материально-ответственные лица, которым разрешено выдаватьденежные средства в подотчет. Для получения наличных денежных средств Отделенияпредставляют заявку по установленной форме в разрезе кодов экономическойклассификации, на основании которой формируется чек-заявка в подсистеме"Банк". Далее заявка на получение наличных денежных средств отделомфинансового обеспечения направляется по каналам связи системы электронногодокументооборота в отдел расходов для включения в сводную кассовую заявку.

Не позднее трех рабочих дней со дня возвращения изкомандировки и не позднее 14 дней с даты выдачи подотчетных сумм сотрудникиУправления представляют авансовые отчеты с приложениями: накладные, квитанции,кассовые чеки, командировочные удостоверения, приказы на командировку и т. д.

В целях сокращения объема наличных денежных средств,поступаемых в кассу Управления, средства фонда оплаты труда, командировочныерасходы перечисляются на счета банковских карт и счета подотчетных лиц.Одновременно в отделения направляются извещения, составленные в произвольной форме, о перечисленныхсуммах в разрезе кодов операций сектора государственного управления.

Ежедневно формируется отчет кассира, ежемесячно -журнал операций № 1, оборотная ведомость по кассе, оборотно-сальдовая ведомостьпо подотчетным лицам, журнал операций № 3. Результаты заносятся в "Главнуюкнигу".

Ведение учета безналичных расчетов

В подсистеме "Банк" в режиме централизованнойбухгалтерии добавились 14 об­служиваемых учреждений (Отделений) и Управление,каждому из них присвоены соответствующие коды, которые используются приформировании платежных поручений.

Расходные расписания на обеспечение содержания органовФедерального казначейства, включая осуществление централизованных мероприятий,направляются главным распорядителем по каналам связи системы электронного документооборотадля отражения на лицевом счете распорядителя средств в ПК "Центр-КС".Полученные лимиты бюджетных обязательств и объемов финансирования расходовраспределяются посредством расходного расписания Управления, для отражения на лицевомсчете получателя в ПК "Центр-КС" В результате проведенных операций вПК "Центр-КС" в электронном виде формируются выписки из лицевыхсчетов распорядителя и получателя средств, которые загружаются в подсистему"Банк" для подтверждения операций по доведению лимитов бюджетныхобязательств и объемов финансирования.

Балансовая комиссия Управления, созданная всоответствии с приказом Федерального казначейства РФ от 07.09.2005 №161"О создании балансовой комиссии Федерального казначейства",ежеквартально рассматривает потребности объемов лимитов бюджетных обязательствна обеспечение деятельности Отделений и Управления, а также изменения идополнения к ним.

Отделения, являясь юридическими лицами, на основанииутвержденных бюджетных обязательств самостоятельно осуществляют заключениехозяйственных договоров.

Счета-фактуры на получение материальных ценностей илиперечисление средств за оказанные услуги после регистрации представляются вУправление для оплаты. В Управлении проверяются законность операции, правильностьзаполнения, наличие лимитов бюджетных обязательств и формируются платежныепоручения. В поле "назначение платежа" платежного поручения указываетсянаименование Отделения, на счета которого осуществляется перечисление средств.

Учет заработной платы

В переходный период в Отделениях была проведенаинвентаризация базы дан­ных подсистем "Кадры" и "Заработнаяплата", отработаны справочники категорий должностей, начислений иудержаний по фонду оплаты труда. Кроме того, были проведены тестирования и устранениепричин возникающих ошибок, проверка соответствия данных подсистем"Кадры", "Заработная плата" утвержденным штатнымрасписаниям и создана единая база.

Согласно графику документооборота, первичные документыдля начисления заработной платы из Отделений ежемесячно направляются вУправление как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Начислениезаработной платы производится в разрезе Отделений. Выплата заработнойплаты осуществляется посредством перечисления на счета банковских карт и счетапо вкладам, открытые в кредитных учреждениях.

Учет нефинансовых активов

Одним из главных мероприятий на подготовительном этапеперехода к централизованному бюджетному учету было проведение инвентаризацииматериальных ценностей, находящихся на балансе Отделений и Управления,составление актов приема-передачи сальдо по счетам материальных ценностей.

В подсистеме "Учет материальных ценностей"базы данных сформированы раздельно для Управления и Отделений.

В октябре 2007 г осуществлен переход на промышленнуюэксплуатацию технологических регламентов "Учет объектов основныхсредств" и "Учет материальных запасов"

Закупка основных средств, канцелярских товаров,расходных материалов осуществляется Управлением централизованно и всоответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд"

Заключенные государственные контракты в течение трехдней вносятся в федеральный реестр государственных контрактов.

Основные средства отпускаются по накладным (ф. № 434).После соответствующего оформления накладные на бумажных носителях направляютсяв Отделения. Одновременно в подсистеме "Учет материальных ценностей"формируется электронный файл извещения о передаче основных средств.

Оприходование материальных ценностей, приобретенных заналичный расчет, осуществляется путем импорта авансового отчета из подсистемы"Касса". Материальные запасы (расходные материалы, канцелярские ихозяйственные товары) выдаются Отделениям со складов по накладной споследующей их выдачей на нужды учреждения.

В соответствии с утвержденным графиком документооборотаОтделения представляют первичные документы для учета материальных ценностей(товарно-транспортные накладные, товарные накладные, ведомости выдачи материальныхценностей на нужды учреждения, акты о списании материальных запасов и т. п.).

Для учета выбывающих с баланса учреждения иперемещаемых объектов основных средств, операций по отражению сумм начисленнойза месяц амортизации, материальных запасов в разрезе Отделений в регистребюджетного учета "Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовыхактивов" добавлены индексы районов. Свод операций осуществляется вГлавной книге Управления.

Ежегодно в Отделениях проводятся инвентаризациинефинансовых активов, результаты которых оформляются инвентаризационнымиведомостями и представляются в Управление для сверки с базой данных УФК.

Формирование отчетности

Формирование отчетности по исполнению бюджетной сметыпо гл. 100 "Федеральное казначейство" осуществляется в Управлении всоответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представлениягодовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетовбюджетной системы РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от24.08.2007 № 72н, за исключением средств, выделенных на финансированиеФедеральных законов о социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационномувоздействию вследствие аварии на ЧАЭС, ПО "Маяк", Семипалатинскомполигоне. Бюджетная отчетность по централизованным мероприятиям составляетсяОтделениями в подсистеме "Сводный учет и отчетность", направляется поспутниковым каналам связи в электронном виде и на бумажном носителе для Сводаотчетности по гл. 100 "Федеральное казначейство".

В связи с централизацией бюджетного учета документы дляпроверки контрольным органам представляются Управлением. В порядке контроля зарасходова­нием выделенных бюджетных средств, их движением и правильным использованиемматериальных запасов проводятся внутренние тематические проверки понаправлениям деятельности, в т. ч. ведется работа постоянно действующихкомиссий. Проверяются первичные учетные документы на законность совершаемыхопераций, а также полнота и правильность их оформления. Результаты рассматриваютсяна заседаниях Контрольного совета Управления.

Заключение

Новая система бюджетного учета и отчетности, а именноего централизация, позволяет отслеживать не только правильность расходованиябюджетных средств, эффективность их использования по каждому бюджетному году,но также дает возможность объективно оценивать активы и обязательства и имеетследующие преимущества:

  • планирование расходов, составления проекта сметырасходов на очередной финансовый год за счет наличия полной и достоверной информациио финансово-хозяйственной деятельности;
  • ускорение сроков подготовки бюджетной и оперативнойотчетности за счет централизованной обработки первичной учетной информации истандартизации документооборота;
  • осуществление внутреннего контроля за исполнением сметыдоходов и расходов Отделениями;
  • внедрение системы электронного документооборота по гл.100 "Федеральное казначейство";
  • своевременное представление налоговой отчетности винспекции ФНС;
  • реализация "зарплатного проекта" совместно сКалмыцким отделением Сбербанка РФ.

В результате проведенных в Управлении операций процессцентрализации учета имеет устойчивую тенденцию к развитию. В дальнейшем вУправлении планируется разработка системы управленческого учета по гл. 100"Федеральное казначейство".

Для построения модели системы управленческого учета,который заключается в сборе, анализе и представлении финансовых данных, наосновании которых руководство учреждения принимает максимально эффективныефинансовые решения в условиях ограниченности ресурсов, - проведение реформы бюджетногоучета на уровне территории, а именно внедрение централизации учета - этообъективная необходимость.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль