Проверка прошла, а вопросы остались

1509
 Бычков С.С.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России
Финансовая деятельность каждого получателя бюджетных средств подвергается проверкам контролирующих органов. Проверяются, в первую очередь, эффективность и целесообразность расходования средств бюджета, а также соблюдение норм действующего законодательства. Результаты проверок крайне важны с точки зрения соблюдения принципов управления бюджетным сектором экономики. Однако не всегда решение контролирующего органа является окончательным и бесспорным. Многие получатели средств бюджета обращаются в Минфин России за разъяснениями. В данной рубрике мы приводим наиболее интересные и сложные вопросы с комментариями специалистов Минфина России.

В ходе контрольного мероприятия выявлено "отсутствие бухгалтерского учета нематериальных активов (далее - НМА), созданных в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" (далее - НИОКР), находящихся на ответственном хранении у исполнителя работ и классифицированное в качестве нарушения бухгалтерского учета.

К объектам НМА проверяющими была отнесена научно-техническая документация, созданная в результате выполнения федеральным государственным унитарным предприятием (далее - ФГУП) НИОКР и оставленная федеральным государственным учреждением -Заказчиком на ответственное хранение на предприятии. Вместе с тем, в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н), для включения научно-технической документации в состав объектов НМА не соблюдены обязательные условия (наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, а также отсутствие у объекта материально-вещественной формы). Заказчик ведет бюджетный учет завершенных НИОКР до момента получения исключительных прав на них в установленном Инструкцией № 148н порядке на счете 110602000 "Капитальные вложения в нематериальные активы".

Согласно заключенным государственным контрактам между Заказчиком и ФГУП все права на результаты выполнения НИОКР принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступает Заказчик. Передача вложений в нематериальные активы от Заказчика во ФГУП не оформлялась и не производилась ни договорами об отчуждении исключительных прав, ни первичными учетными документами.

По решению Заказчика о порядке дальнейшего использования ценностей, созданных или приобретенных в ходе выполнения НИОКР, отчетная научно-техническая документация оставлена во ФГУП на ответственном хранении.

В ФГУП организован инвентарный учет по данной научно-технической документации в порядке, определенном для служебных документов в соответствии с требованиями Инструкций по режиму секретности и по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, утвержденных приказами Министра обороны РФ 2005 г. № 010 и 1999 г. № 170 соответственно.

Исходя из вышеизложенного, возник вопрос о правомерности (правильности) включения в акт проверки контролирующим органом ФГУП данного нарушения, так как:

  • отчетная научно-техническая документация является материальным носителем результатов интеллектуальной деятельности и не относится к объектам НМА;
  • капитальные вложения в НМА по завершенным НИОКР не являются собственностью ФГУП и учтены на бюджетном учете Заказчика установленным порядком;
  • порядок учета научно-технической документации, организованный во ФГУП, соответствует действующему законодательству.

Просим разъяснить вопрос необходимости учета указанной документации как НМА в данном случае.

Статьей 886 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что предметом хранения может быть только вещь, переданная поклажедателем, при этом хранитель, получив вещь, не приобретает в отношении полученной вещи права владения, пользования, распоряжения.

Нематериальный актив не может быть предметом хранения, в силу чего методологией бухгалтерского учета в Российской Федерации, предусмотренной как для бюджетных учреждений, так и для федеральных государственных унитарных предприятий, учет НМА на ответственном хранении не предусмотрен.

Ценности, созданные или приобретенные исполнителем НИОКР - ФГУП были оставлены у него на ответственном хранении согласно решению Заказчика. Руководствуясь положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, и Положения по бухгалтерскому учету 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, товарно-материальные ценности, полученные на ответственное хранение на балансе хранителя (ФГУП) не подлежат отражению. Учет данных товарно-материальных ценностей предусмотрен по цене, указанной передающей стороной - федеральным учреждением (Заказчиком), на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Вместе с тем, при условии передачи на хранение научно-технической документации, являющейся материальным носителем (вещью), в которой выражены соответствующие результаты НИОКР, учет данного объекта как товарно-материальной ценности, принимая во внимание особые требования к его хранению, установленные Инструкциями по режиму секретности и делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, методологией бухгалтерского учета не предусмотрен.

В связи с тем, что объекты НМА, созданные в результате НИОКР, являются собственностью Российской Федерации, то их учет при оформлении исключительных прав на нематериальный актив в порядке, предусмотренном законодательством РФ, следует осуществлять Заказчику в порядке, предусмотренном Инструкцией № 148н.

В ходе контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Российской Федерации, выявлено "несанкционированное перемещение бюджетных средств по кодам функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и нецелевое использование бюджетных средств на оплату научно-исследовательской работы (НИР), выполняющейся в рамках фундаментальных исследований, за счет средств, выделенных на прикладные научные исследования и разработки". Согласованные Минэкономразвития России и утвержденные Минфином России бюджетные ассигнования на финансирование государственного оборонного заказа в части "Исследований в области разработки вооружения, военной и специальной техники в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа" были доведены Заказчику:

  • в 2007г. по коду бюджетной классификации -18701110610000145226 (целевая статья расходов - "Поддержка организаций, осуществляющих фундаментальные исследования", вид расходов - "Фундаментальные исследования в интересах национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа");
  • в 2008 г. по коду бюджетной классификации - 187 02 08 7050200 014 226 (целевая статья расходов - "Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа", вид расходов - "Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны").

При этом лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации - 187 01 10 7050100 014 226 (целевая статья расходов - "Фундаментальные исследования в интересах национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа"), на который, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, следовало отнести расходы на вышеупомянутую НИР, в 2008 г. Заказчику в установленном порядке не доводились.

Заказчик произвел расходование денежных средств на указанную НИР в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств.

Расходование Заказчиком бюджетных средств в 2007 и 2008 годах не изменило цели их использования на выполнение НИР и осуществлялось по коду экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации - 226 "Прочие работы, услуги".

Прошу разъяснить, можно ли квалифицировать выявленное Счетной палатой Российской Федерации нарушение как несанкционированное перемещение бюджетных средств по кодам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, (произведенное вышестоящими органами и доведенное в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке), повлекшее нецелевое использование бюджетных средств Заказчиком?

Согласно ст. 289 Бюджетного Кодекса РФ (далее - Кодекс) к нецелевому использованию бюджетных средств относится действие получателя бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, бюджетной сметой либо иным правовым основанием их получения.

Согласно ч. 3 ст. 219 и 162 Кодекса получатель бюджетных средств имеет право принимать бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов, иных договоров или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением в пределах доведенных до него по кодам бюджетной классификации Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств.

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных учреждений, федеральных государственных органов (органов власти) - получателей бюджетных средств (далее - учреждение) осуществляется за счет средств федерального бюджета на основе бюджетной сметы.

Согласно Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н (далее - Приказ № 112н) при составлении и утверждении показателей бюджетной сметы устанавливаются объемы и распределение направлений расходования средств бюджета (цели расходования) на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств на период одного финансового года.

При этом согласно п. 6 Приказа № 112н перечень показателей, характеризующих деятельность учреждения на соответствующий финансовый год и определяющих целевой характер направления доведенных до него бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), устанавливается в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений, утвержденных главным распорядителем бюджетных средств.

К утвержденной бюджетной смете учреждения должны прилагаться обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при ее формировании.

Из представленной в вопросе информации следует, что Заказчиком принятие и исполнение бюджетных обязательств в рамках государственного оборонного заказа на 2008 год (далее - гособоронзаказ) в части мероприятий по НИР было осуществлено в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до него на эти цели по подразделу 0208 "Прикладные научные исследования в области национальной обороны", целевой статье расходов 7050200 "Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа", соответствующим видам расходов и кодам операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Учитывая изложенное, исполнение за счет средств бюджета денежного обязательства по работам (НИР), включенным в гособоронзаказ и предусмотренным бюджетной сметой по указанному коду расходов бюджетной классификации Российской Федерации, не относится к нецелевому использованию бюджетных средств учреждением.

Это интересно

Россияне прощаются с бумажной "десятирублевкой"

С начала октября вместо бумажных денег достоинством в десять российских рублей Центробанк РФ выпускает в обращение исключительно монетки тем же номиналом.

Как сообщает пресс-служба ФГУП "Гознак", такое решение было принято в целях экономии. Срок службы монеты - около десяти лет. Бумажная десятирублевка, самая мелкая на сегодня банкнота, находится в обращении всего несколько месяцев. Однако теперь при выпуске монет будут применяться новые методы защиты. Так, внутри цифры "ноль" на реверсе нанесены надписи "10" и "руб.", которые видны поочередно при изменении угла зрения. Кроме этого, есть защищенный гурт с чередующимися рифами разного вида - это дает возможность незрячим людям на ощупь определить номинал десятирублевой монеты.

Источник: Проводка.ру

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль