Методология – дело творческое

1051
 Романов С.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Гость нашей рубрики сегодня – персона номер один в сфере методологии бюджетного учета, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ Сергей Владимирович Романов. В профессиональных кругах Сергей Владимирович известен как выдающийся специалист, мудрый руководитель, обаятельный человек. За компетентными разъяснениями по вопросам учета и отчетности к нему обращаются со всех концов страны (наша беседа неоднократно прерывалась звонками из регионов), он всегда желанный гость на бюджетных семинарах и конференциях. О своем жизненном и профессиональном опыте, о вопросах методологии и практики бюджетного учета рассказывает наш собеседник.

– Сергей Владимирович, расскажите немного о себе, откуда Вы родом, кто Ваши родители?

– Родился я в Молдавии, точнее в Приднестровье, в городе Тирасполь, где мой отец – кадровый офицер – проходил службу. Там я провел детство. А после 6-го класса, когда отца перевели служить в Чехословакию, мы всей семьей оказались за границей.

– Как известно, все мы родом из детства. Насколько “военные корни” закаляют ха¬рактер будущего чиновника?

– Отец всегда ценил в людях такие черты характера, как ответственность, целеустремленность, порядочность. А во мне он хотел видеть, в первую очередь, самостоятельную личность. Приходилось соответст­вовать. В числе первых в классе вступил в комсомол, затем был избран секретарем комитета комсомола школы и руководил им, пока для меня не прозвенел последний звонок. Ну а дальше я пошел по стопам отца, поступил в Курганское высшее военно-политическое авиационное училище (КВВПАУ).

– Это было самостоятельное решение?

– По­моему, после десятого класса дети, за редким исключением, не принимают самостоятельных решений. Когда отец мне сказал, что из всех военных училищ Курганское – лучшее, я в его выборе ни секунды не сомневался. Так я стал курсантом единственного в России военно-политического авиационного училища.

По окончании КВВПАУ в звании лейтенанта получил распределение по месту дальнейшей службы в Москву. Здесь я попал в действующую часть, сначала был замполитом роты, потом – секретарем комитета комсомола полка. А затем начался кризис начала 90-х: развал СССР, роспуск комсомола и масса других событий. Все, во что мы верили и чему меня учили, было разрушено, и мне ничего не оставалось, как написать рапорт на увольнение. В это время мне предложили работу в ООО “Парус” – компании, деятельность которой состояла в разработке и внедрении программного обеспечения. Фирма была молодой, перспективной, и я с интересом принял это предложение.

– То есть Вы стояли у истоков известной сегодня корпорации?

– Когда я пришел, фирме было около двух лет. Тогда она еще не была “Корпорацией Парус”. Мы сиделив маленькой комнатке, метров шестнадцать, в здании Мосводоканала. Но развитие шло быстрыми темпами, работа была интересной и содержательной. Наверное, поэтому я проработал там десять лет – с 1991 по 2001. Признаюсь, я вообще не люблю менять работу.

– Как же Вы тогда оказались на госслужбе?

– Изначально я отвечал за внедрение программных продуктов в бюджетных учреждениях, что требовало постоянного взаимодействия с Минфином и Казначейством. Постепенно фирма росла, мы стали заниматься консалтингом, обучающими семинарами, при этом сферой моей ответственности было взаимодействие с государственными органами. Со временем я стал заместителем директора по работе с госструктурами.

А потом я понял, что накопленные знания и опыт позволяют мне расширить сферу их применения – появился интерес к вопросам методологии. Поэтому когда мне предложили занять вакансию начальника отдела методического обеспечения бухгалтерского учета и отчетности Главного управления Федерального казначейства – я согласился. Так началась моя работа на государственной службе.

– Сколько лет Вы проработали в Казначействе?

– В 2001 я начал, а в 2005 году в связи с реорганизацией, в рамках которой Казначейство было выведено в отдельную службу, а полномочия по методологии были оставлены в Минфине, я ушел работать в Министерство финансов.

– Сергей Владимирович, складывается впечатление, что внешние жизненные обстоятельства способствовали Вашему становлению на профессиональном поприще.

– Наверное, так это выглядит со стороны. Впрочем, я не склонен рассуждать, что все могло сложиться как­то иначе. Стараюсь ценить то, что есть.В первую очередь – ту команду единомышленников, благодаря которой становится возможной реализация задуманных проектов.

– При выборе кадров на что Вы обращаете внимание в первую очередь?

– На профессиональную подготовку. Для меня важно, чтобы человек мог принять самостоятельное решение. Не приходить ко мне за решением, а приходить с решением. Чтобы сотрудник, если ему поставлена задача, был в состоянии самостоятельно отслеживать сроки ее исполнения, заблаговременно предупреждать о возможных трудностях. Чтобы на него можно было положиться.

Таких людей практически невозможно взять, что называется, “с улицы”. Поэтому начальники отделов, работающие под моим руководством, – это люди, с которыми я сотрудничал по различным вопросам на протяжении нескольких лет. Другими словами, это проверенные, надежные люди.

– А кто из коллег для Вас стал примером отношения к работе?

– Прежде всего, это Галина Ивановна Маклева – начальник Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства. Она профессионал в бюджетной сфере. С удовольствием выражаю ей искреннюю благодарность за поддержку и участие.

– Скажите, Вы демократичный начальник или авторитарный?

– Начальник не может быть строго авторитарным или демократичным. Это неправильный начальник.И то и другое – крайности. В одних случаях я демократичный, в других – авторитарный, в зависимости от ситуации.

– Есть штамп – чиновник очень скучный человек. Как Вы считаете, в Вашей работе есть место творчеству?

– Есть, конечно. Вопросы методологии подразумевают новации, которые зарождаются на уровне идеи и далее в совместном творчестве выливаются во что­то осязаемое. К сожалению, у меня ежедневно возникает масса текущих вопросов, и порой они занимают большую часть рабочего дня. Поэтому, возвращаясь к кадрам, творчеством занимаются мои коллеги, у меня же есть время только оценить их творения с позиции опыта, поправить, разъяснить, согласовать.

– Сергей Владимирович, вопрос, который многих сегодня волнует, касается реформы бюджетного учета: она завершена, или об итогах говорить преждевременно?

– Я считаю, что реформа бюджетного учета закончена. В этом отношении полностью поддерживаю словапрезидента о том, что хватит реформировать – нужно развивать построенную базу. К сегодняшнему дню мы разработали новую нормативную правовую базу по учету, отчетности и классификации.

В новых приказах реализованы те задачи, которые ставились в рамках реформы: разработан новый план счетов, который включил все активы, обязательства всех уровней государства; реализована идея интеграции плана счетов с бюджетной классификацией. Изменения, внесенные в бюджетную классификацию, позволяют теперь, с одной стороны, классифицировать повседневные текущие расходы бюджета бюджетной системы, с другой стороны, оценивать результаты деятельности бюджетной системы в соответствии с требованиями международных стандартов статистики государственных финансов с точки зрения функциональных единиц секторов экономики и экономического содержания операций.

В новой системе учета объединены все участники бюджетного процесса с различными полномочиями: финансовые органы, органы Казначейства, распорядители и получатели бюджетных средств. Сформированы формы и процедуры бюджетной отчетности, которые, с одной стороны, содержат все необходимые отчетные данные с точки зрения кассового исполнения бюджетов, с другой стороны, позволяют оценивать результаты деятельности сектора госуправления с точки зрения финансового результата. В общем, все задачи реформирования в части учета, отчетности и классификации мы решили.

Безусловно, есть еще и проблемы, которые необходимо решать, совершенствуя новую систему бюджетного учета.

– В рамках реформирования бюджетного процесса в России особое внимание уделяется повышению качества финансового менеджмента. По Вашему мнению, возникают ли на сегодняшний день трудности при внедрении принципов и методов финансового менеджмента, направленных на повышение самостоятельности и ответственности органов государственной власти?

– Несмотря на то, что финансовый менеджмент в бюджетной сфере в той или иной форме был всегда, столь масштабно и осмысленно он внедряется впервые. И как любое новое направление, оно вызывает определенные трудности. Но эти трудности не связаны с противодействием реформе, это просто процесс привыкания к новым условиям работы.

– На Ваш взгляд, какова роль учета и отчетности в этом процессе?

– В России, в отличие от многих других стран, учети отчетность содержат по¬дробную информацию о кон¬к¬ретных процессах деятельности. Финансовый менеджмент базируется не только на том, сколько денег и кому было заплачено и своевременно ли это было сделано, но и на том, что получилось в результате. В этом отношении наша система бюджетного учета позволяет дать очень большой объем информации, необходимой для финансового менеджмента, на уровне результатов учетных и отчетных процедур. Учет – это серьезная база для осуществления финансового менеджмента.

– Такие новации наверняка предполагают не только создание новой нормативной базы, но и проведение широкомасштабных разъяснительных работ?

– Да, я принимаю активное участие в обучающих семинарах, которые организуют коллеги в регионах. Несмотря на то, что такие акции отнимают много сил и времени, их необходимость очевидна: благодаря им появляется возможность узнать о проблемах, возникающих на местах, и принять эти сведения к вниманию при дальнейшем совершенствовании бюджетной политики и методологии.

– Сергей Владимирович, при плотном графике работы удается ли Вам уделять время семье?

– Говоря откровенно, хотелось бы родным уделять больше времени, но в силу тотальной занятости не всегда это получается. Единственное время, когда я полностью принадлежу семье – это пару недель в году, проведенных на море. При этом ни рыбалкой, ни серфингом, ни дайвингом я не занимаюсь, даже на экскурсии не езжу, предпочитая спокойно купаться, загорать, читать интересные книги, играть в волейбол.

– Сегодня в обществе культивируется спортивный образ жизни. И Вы производите впечатление спортивного человека.

– Скажу честно, я не заядлый спортсмен. Но с удовольствием для поддержания формы я занимаюсьв спортклубе. Благо, он находится недалеко от работы.

– Чем Вы еще увлекаетесь?

– Очень люблю читать, причем с раннего детства. Меня невозможно было выгнать на улицу – я закрывался в комнате и читал. Но сегодня чтение художественной литературы для меня большая роскошь.

– А на чтение профессиональной литературы время находите?

– Когда появляются отдельные вопросы, например, отраслевые, я пытаюсь найти информацию по теме, в которой кто­то уже разобрался и детально все описал. В ряде случаев профессиональные издания мне действительно помогают.

– С Вашей точки зрения, является ли необходимым для начинающего бухгалтера изучение профессиональной литературы?

– Безусловно. Чем больше знаний человек накапливает, тем проще и интереснее ему работать. К тому же это способствует профессиональному росту.

– Что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?

– Желаю в сегодняшний непростой период не бояться трудностей, ведь они только закаляют характер, способствуя достижению намеченных целей. Пусть каждый из вас получит признание в своей профессиональной среде и в полной мере реализует свой творческий потенциал. Гармонии и процветания вам и вашим близким!

– Сергей Владимирович, большое Вам спасибо за содержательную беседу! Заканчивая интервью, хочется пожелать Вам крепкого здоровья, профессиональных успехов, надежных коллег, семейного и личного благополучия!

– Спасибо и вам! Журналу ФСБО – долгой, плодо­творной жизни и благодарных читателей!

Беседу вели Н. Зимина и Е. Рыданская



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль