Эффективное нормирование

1895
Грамотное применение норм и нормативов позволяет правильно осуществлять расходы бюджетных учреждений. Единство и целостность системы планово-экономических нормативов является основой конкурентоспособности бюджетных учреждений в условиях рыночных отношений.

Нормы и нормативы

Самая незыблемая часть нормативной базы та, чтоустановлена правовыми актами федерального, регионального или местногозначения. Зачастую определяющее значение имеют и ведомственные нормативы. Вслучае острой необходимости применяют также: нормативы из смежных отраслей;показатели, установленные отраслевым департаментом; исторически сложившиесязначения.

Несмотря на многообразие нормативов, доказатьобъективность сметных показателей не просто.

В качестве критериев, характеризующих результатыиспользования бюджетных ассигнований, рекомендуется использовать такиепоказатели, как:

  • численность госслужащих,работников бюджетных учреждений;
  • количество финансируемыхподведомственных учреждений;
  • характеристики процесса оказания услуг (пропускнаяспособность: число мест, коек и т. д.);
  • количество потребителей услуг (число учащихся,пациентов, получателей трансфертов и т. д.);
  • количество проведенныхмероприятий.

Классификация нормативов

В рыночных условиях все многообразные нормативы можнообъединить в отдельные группы (табл. 1). Умение оперировать классификационнымипризнаками поможет вам отстоять право на применение того или иного норматива вконкретных условиях, а также убедить в целесообразности и обоснованностипроизведенных или планируемых расходов.

Таблица 1

Классификация норм и нормативов




Девять основных признаков классификации норм позволяют,как того требуют существующие условия хозяйствования бюджетных учреждений,объединить в единую систему все существующие многообразные нормативы и нормы.Единство и целостность системы планово-экономических нормативов является основойконкурентоспособности бюджетных учреждений в условиях рыночных отношений.Именно действующие нормативы расходования различных производственных ресурсовдолжны главным образом определять в условиях рынка тот экономический интерес учреждений и их конечныйрезультат, который позволяет правильно планировать виды и объемы оказываемыхнаселению услуг, а также допустимый расход ресурсов и величину получаемыхдоходов.

Обратная сторона использования нормативов - это функцияконтроля использования бюджетных средств. Для обеспечения контрольныхмероприятий применяются соответствующие методы нормирования.

Методы нормирования

Нормирование - это процесс установления оптимальноймеры производствен­ного потребления материальных ресурсов. Процесс нормированиярасходов материальных ресурсов включает:

  • изучение влияния условий работы бюджетного учреждении,определяющих расход сырья, материалов и энергии на единицу осуществляемойдеятельности, с целью оптимального выбора материалов, внедрения прогрессивнойтехнологии и т. д.; определение расхода материальных ресурсов, необходимогодля выполнения определенной работы;
  • обеспечение максимальной экономии материальных ресурсовпри обязательном соблюдении требуемого качества бюджетных услуг.

Одним из важнейших требований, предъявляемых кразработке норм расхода материальных ресурсов, является их обоснованность,которая зависит от применяемых методов нормирования, опирающихся на знаниесвойств, характеристик и особенностей материальных ресурсов, технологическихпроцессов.

Расчетныезначения норм и нормативов одновременно могут быть как абсолютными, так иотносительными величинами, а большинство исходных нормативов и норм быликогда-то получены расчетным способом. Всякий норматив представляет собойединую, средневзвешенную величину расхода экономических ресурсов, сложившуюся вдействующих рыночных условиях и обеспечивающую эффективное их использование. Впрактике нормирования расхода материальных ресурсов используется ряд методов,которые подразделяются на четыре вида (схема).

Расчетно-аналитический метод

Метод применяется для обоснования индивидуальных нормрасхода сырья, материалов, топлива и энергии (на деталь, сборочный узел,единицу продукции, услугу, потребителя). Он основан на выполнении поэлементныхрасчетов по данным проектно-конструкторской, технологической и другойтехнической документации. При этом методе полезный расход материальныхресурсов рассчитывается по данным:

  • рабочих чертежей;
  • конструкторских специфических рецептур;
  • технологических регламентов;
  • уравнений химических реакций и пр.

Нормируемые величины трудноустранимых технологическихотходов и потерь определяются на основе:

  • карт технологических процессов;
  • технологических карт раскроя;
  • карт согласования обработки;
  • актов взвешивания заготовок.

Расчетно-аналитический метод является наиболеепрогрессивным, а нормы, рассчитанные с его помощью, научно обоснованными, т. к.выполняется условие сочетания технико-экономических расчетов с анализомконкретной бюджетной деятельности. В связи с этим его применение наиболее целесообразнов нормировании сырья, основных материалов и технико-экономических расчетах.

Рассмотрим применение данного метода на примере.

Исходя из базовых бюджетных ассигнований с учетомстандартов ИФЛА (Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений)необходимо рассчитать минимальные нормативы финансовых затрат для библиотеки:

  • на одного посетителя;
  • на одного получателя бюджетной услуги. Применимформулу:

Нмфз = Ноm + Нк + Нм,
где Ноm - базовый норматив оплаты труда на одного получателясоответствующего вида бюджетной услуги;
Нк - базовый норматив оплаты коммунальных услуг на одногополучателя соответствующего вида бюджетной услуги;
Нм - базовый норматив оплаты материальных затрат и прочихуслуг на одного получателя соответствующего вида бюджетной услуги.

Примечание: базовые нормативыследует занести в табл. 2.

Расчет норматива оплаты труда

Ноm = Нотб х К1 х Ки,

где К1 - коэффициент дифференциации бюджетных расходов- относительный коэффициент, учитывающий природно-климатические игеографические особенности;Ки - коэффициент дифференциации бюджетных расходов -относительный коэффициент, учитывающий уровень инфляции;Нотб - базовый норматив оплаты труда на одного получателясоответствующе­го вида бюджетной услуги (графа 5 табл. 1).
Нотб =ФОТi / А,
где А - количество получателей соответствующего видабюджетной услуги в год; ФОТi - фонд оплаты труда исходя из базовых бюджетныхассигнований соответствующего вида бюджетной услуги.

Расчет норматива оплаты коммунальных услуг

Нк = Нкб х К1 х Ки,

где Нкб - базовый норматив оплаты коммунальных услуг на одногополучателя соответствующего вида бюджетной услуги (графа 6 табл. 1).

Нкб =Ci / А,

где Ci - расходы на оплатукоммунальных услуг соответствующего вида бюджетной услуги

Ci = (Lt х Tt) + (La х Та)+ (Lv х Tv), где Lt -лимит потребления теплоэнергии; Tt -тариф 1 Гкл;

La - лимит потребления электроэнергии;Та -тариф на 1 кВт;Lv -лимит потребления водоснабжения; Tv -тариф.

Расчет норматива материальных и прочих расходов

Нм = Нмб х К1 х Ки,

где Нмб - базовый норматив материальных и прочих расходов наодного получателя соответствующей бюджетной услуги (графа 7 табл. 1).

Нмб =Mi / А,

где Mi - материальные и прочиерасходы соответствующего вида бюджетной услуги

Mi = Мсв + Ма + Мт + Мс + Мпу+ Мпр + М300,

где Мсв - расходы на оказание услуг связи (определяются наосновании договоров);Ма - расходы на арендную плату за пользование имуществом(определяются на основании договоров); Мт - расходы на оказание транспортных услуг (определяютсяна основании договоров);Мс -расходы на оказание услуг по содержанию имущества в части оплаты услуг,оказываемых сторонними организациями (определяются на основе договоров иутвержденных лимитов);Мпу - расходы на прочие услуги (определяются исходя изутвержденных лимитов);Мпр - прочие расходы (определяются исходя из утвержденныхлимитов); М300 - поступление нефинансовых активов (определяется наоснове договоров и утвержденных лимитов), которые состоят из расходов на:

  • оплату договоров наприобретение специального оборудования (пополнение экспозиционного фонда, обновлениеоборудования для обеспечения сохранности культурных ценностей, модернизацииматериально-технической базы);
  • подписку периодическихизданий;
  • комплектование библиотечногофонда;
  • приобретение мягкогоинвентаря, хозяйственных материалов, канцелярских принадлежностей;
  • содержание транспортныхсредств;
  • ГСМ.

Рациональный норматив финансовых затрат (Нрфз) - стоимость бюджетной услуги в денежном выражении на одного получателя бюджетной услуги, рассчитанной согласно стандартам ИФЛА на предоставление библиотечной услуги населению.

Таблица 2

Базовые нормативы финансовых затрат по укрупненным статьям расходов на предоставление библиотечной услуги*

При формировании расходов поселенческого бюджета на предоставление бюджетных библиотечных и клубных услуг рекомендуется применять нормативные расходы, рассчитанные из минимальных нормативов финансовых затрат на одного получателя услуги, исходя из базовых нормативов затрат, корректированных коэффициентом бюджетных расходов по предоставляемым бюджетным услугам (табл. 3).

Таблица 3

Коэффициенты дифференциации к базовым нормативам финансовых затрат (по укрупненным статьям расходов)

Отчетно-статистический метод

Метод применяется для разработки индивидуальных игрупповых норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии. Он основан наанализе показателей фактических расходов за предыдущий период по даннымбюджетного учета и отчетности. При использовании данного метода необходимоучитывать:

  • сопоставимость конструкций,технологию и организацию производства;
  • возможность полного и точного отражения в отчетностифактических расходов материальных ресурсов в предшествующие годы.

Бюджетные учреждения могут применять два основныхварианта расчета норм расхода:

  • фактический расход за последний отчетный годкорректируется с учетом планируемых мероприятий по совершенствованию техники,технологии и организации производства;
  • по данным фактических удельных расчетов материалаформируется интегральный ряд динамики показателей за прошлые годы. Расчетнормы расхода сводится к нахождению уровня ряда за его пределами статистическимиметодами экстраполяции*.

При использованииопытно-статистического метода с учетом корректировки планируемых мероприятийрекомендуется воспользоваться следующей таблицей-расчетом.

Таблица 4

Расчет норматива затрат на плановый период

Опытный метод

Метод применяют как способ разработки индивидуальныхнорм расхода сырья, материалов, топлива и энергии. Он основан на замерахизрасходованных материальных ценностей и объемов произведенной продукции(работ) в лабораторных и опытно-производственных условиях. При этом необходимостремиться к определению значений раздельно по каждому элементу состава нормырасходов. Метод имеет две разновидности:

  • опытно-лабораторный метод (замер расхода материальныхресурсов и объемов произведенной продукции производится в лабораторных условиях).Эта разновидность моделирует процесс потребления материальных ресурсов вспециально созданных лабораториях;
  • опытно-производственный метод (замеров расходаматериальных ресурсов непосредственно в производственных цехах).

Условия проведения как лабораторных, так ипроизводственных опытов должны быть наиболее типичными для данной технологиипроизводства, макси­мально приближенными к тем условиям, которые возникнутпосле реализации в планируемом периоде каких-то мероприятий посовершенствованию производства.

Опыт должен производиться: максимально возможное числораз на технически исправном и отлаженном оборудовании, в режимах,предусмотренных техноло­гическими регламентами и инструкциями.

Нормы расхода устанавливаются путем отбора наиболеедостоверных результатов и вычисления среднего значения методами математическойстатистики. Этот метод целесообразно применять для нормирования расходавспомогательных материалов, сырья и материалов в производствах, основанных нахимических технологиях, научных исследованиях.

Установленные опытные нормы расходования материалов вобязательном порядке должны быть утверждены руководителем учреждения. Толькопосле этого они могут использоваться финансовыми службами для составленияобоснования смет, а бухгалтерией - основанием для списания материалов.

Метод укрупненных нормативов.

Укрупненные нормативы формируются поконструктивно-технологическим группам. Метод основан на классификации деталейпо соответствующим признакам: назначению, конфигурации, габаритам, способам иточности обработки.

Детали классифицируются по группам для базовогоизделия, выпускаемого предприятием. Из каждой группы выбирается типичныйпредставитель, для которого рассчитываются нормы и нормативы, в частности:

  • норма расхода материала;
  • количество операций технологического процесса;
  • трудоемкость изготовления.

Каждую деталь запускаемого в производство изделияотносят к одной из классификационных групп деталей базового изделия. Далее потипичному представителю нового изделия рассчитывают норму расхода материала споправкой на сложность изготовления оригинальной детали нового изделия.Полученные нормы укрупняются по каждой группе в зависимости отколичества наименований деталей, входящих в нее, в итоге определяютсяспецифицированные и сводные нормы расхода материальных ресурсов.

Укрупненные нормативы необходимы, например, дляобразовательных учреждений, для уровней сводного планирования; для организацииэффективных межбюджетных отношений.

В выборе "производственных" единиц длярасчета укрупненных нормативов совершенно неуместен"стандартизированный" подход: если уж "подушевой расход",то везде - от детского сада до института повышения квалификации.

В каждом конкретном случае должно быть соблюденосоответствие изменений двух величин:

  • единиц, в расчете на которыепредполагается устанавливать нормативный показатель;
  • потребности той или инойбюджетной сферы в средствах.

В частности, по общеобразовательным школам укрупненныенормативы не следует определять в "подушевом" измерении. Болееобоснованным представляется установление укрупненных нормативов бюджетногофинансирования школ в расчете на час учебных занятий. Это не только сократитцепочку взаимосвязей, но и позволит перейти к финансированию образовательныхпрограмм, а не образовательных учреждений.

Для постатейной разбивки расходов в сметах иопределения реальной потребности образовательных учреждений в финансовыхресурсах нужны частные нормативы затрат по отдельным целевым направлениям (илигруппам целевых направлений) использования средств. Это ни в коем случае недолжно означать ограничения возможностей руководителей образовательныхучреждений в маневрировании финансовыми ресурсами.

Разработка общей методики

В случае отсутствия в штате бюджетного учрежденияработников экономических специальностей методику нормирования можно поручитьсторонним ор­ганизациям. Например, администрацией г. Протвино Московскойобласти было заключено соглашение со специализированным фондом,предусматривающее выполнение работ по сокращению расходов и совершенствованиюсистемы финансирования дошкольных образовательных учреждений города.

На первом этапе реализации проекта экспертами былпроведен анализ процесса предоставления услуг по дошкольному образованию иподготовлены предложения по совершенствованию системы финансирования дошкольныхобразовательных учреждений. Также был подготовлен проект стандарта дошкольногообразования для г. Протвино, определяющий минимальный объем финансированияуслуги по дошкольному образованию, предоставляемой за счет средств местногобюджета. На основе результатов анализа фактических расходов дошкольныхобразовательных учреждений г. Протвино и была разработана методика нормативногофинансирования расходов дошкольных образовательных учреждений. В даннойметодике обоснована возможность нормирования отдельных видов расходов ДОУ.Нормируемыми предложено считать те виды расходов ДОУ, для которых установленастатистически значимая корреляционная зависимость с числом воспитанников.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×