Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

1913
Продолжаем публикацию материалов о расчете показателей качества исполнения бюджета в части расходов главными распорядителями бюджетных средств.

Эффективность управления кредиторской задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Показатель "эффективность управления кредиторской задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками" рассчитывается следующим образом:

Р = 100 x К/Е,

где K - объем кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками в отчетном финансовом году по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;

E - кассовое исполнение расходов ГРБС в отчетном финансовом году.

Данный показатель является универсальным, широко применяется в коммерческом секторе экономики и может быть рекомендован для применения в бюджетном секторе - объем кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками в отчетном финансовом году по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, по отношению к кассовому исполнению расходов ГРБС в отчетном финансовом году не должен быть большим и для ГРБС, демонстрирующих хорошее качество финансового менеджмента, указанное соотношение близко к нулю.

В соответствии с приложением 1 к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н (далее - Приказ № 34н), оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

где

<P> - среднее значение показателя, рассчитанное по данным 2007 г., равное 0,24%.

Пример 6

Объем кредиторской задолженности ГРБС по расчетам с поставщиками и подрядчиками в отчетном финансовом году по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, составил 655,8 млн руб. Кассовое исполнение расходов ГРБС в отчетном финансовом году составило 39 052,0 млн руб.

Значение показателя и оценка по нему рассчитываются следующим образом: P = 100 x К/Е

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Следует отметить, что для данного ГРБС отношение объема кредиторской задолженности ГРБС по расчетам с поставщиками и подрядчиками к кассовому исполнению расходов ГРБС является значительным, превосходит 1,5%. Данному ГРБС необходимо предпринять действия по сокращению объема кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками - произвести оплату поставленных товаров, оказанных услуг.

Пример 7

Объем кредиторской задолженности ГРБС по расчетам с поставщиками и подрядчиками в отчетном финансовом году по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, составил 23,1 млн руб. Кассовое исполнение расходов ГРБС в отчетном финансовом году составило 48 959,8 млн руб.

Значение показателя и оценка по нему рассчитываются следующим образом:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Значение показателя является оптимальным.

Доля аннулированных отрицательных расходных расписаний

Показатель "доля аннулированных отрицательных расходных расписаний" рассчитывается по следующей формуле:

P = 100 x N0 / N,

где N0- количество аннулированных в отчетном периоде оформленных ГРБС расходных расписаний, в которых предусмотрено уменьшение лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов с начала финансового года по подведомственным ГРБС распорядителям и получателям средств федерального бюджета;

N - общее количество принятых от ГРБС Федеральным казначейством расходных расписаний, оформленных ГРБС, предусматривающих уменьшение лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов с начала финансового года по подведомственным распорядителям и получателям средств федерального бюджета, за отчетный период.

Доля аннулированных отрицательных расходных расписаний отражает недостатки ГРБС по подготовке отрицательных расходных расписаний. Расходное расписание, в котором предусмотрено уменьшение лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов (отрицательное расходное расписание), аннулируется органами Федерального казначейства в случае, если требование ГРБС об уменьшении лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов в подведомственном получателе средств федерального бюджета превосходит объем имеющихся лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов для указанного получателя средств федерального бюджета. Таким образом, в случае когда отрицательное расходное расписание аннулируется органами Федерального казначейства, это свидетельствует о том, что сотрудники ГРБС, которые готовили указанное отрицательное расходное расписание, не владели фактической ситуацией в подведомственных бюджетных учреждениях.

Большое количество аннулированных отрицательных расходных расписаний свидетельствует о низком качестве их подготовки.

Соответствующим показателем качества исполнения ГРБС бюджета в части расходов является доля аннулированных отрицательных расходных расписаний от общего количества принятых Федеральным казначейством от ГРБС отрицательных расходных расписаний.

Целевым значением показателя для главного распорядителя средств федерального бюджета является значение, равное нулю. Показатель рассчитывается ежеквартально и ежегодно.

В соответствии с приложением 1 к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденному Приказом № 34н, оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

<P>- среднее значение показателя, рассчитанное по данным 2007 года, равное 4,08%.

Пример 8

По итогам 6 месяцев ГРБС было подготовлено 195 отрицательных расходных расписаний, из них 31 расходное расписание было аннулировано. Значение показателя и оценка по нему рассчитываются следующим образом:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Таким образом, данному ГРБС необходимо принять меры по сокращению случаев аннулирования органами Федерального казначейства расходных расписаний и выявления причин случаев аннулирования.

Пример 9

По итогам 6 месяцев ГРБС было подготовлено 75 отрицательных расходных расписаний, из них 2 расходных расписания было аннулировано. Значение показателя и оценка по нему рассчитываются следующим образом:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Таким образом, для данного ГРБС имеются случаи аннулирования органами Федерального казначейства расходных расписаний, но они не носят системного характера.

Пример 9

По итогам отчетного финансового года ГРБС было подготовлено 50 отрицательных расходных расписаний и ни одно их них не было аннулировано. Значение показателя рассчитывается следующим образом:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента принимает максимальное значение:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Значение показателя является оптимальным.

Качество Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных ГРБС бюджетных учреждений

Согласно Порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы федеральных государственных учреждений - получателей (распорядителей) средств федерального бюджета, подведомственных ГРБС, смета составляется учреждением ежегодно на очередной финансовый год по прилагаемой форме, подписывается руководителем учреждения или его заместителем, главным бухгалтером, заверяется гербовой печатью учреждения и представляется в трех экземплярах на утверждение в департамент, в ведении которого находится данное учреждение, один экземпляр остается у главного распорядителя, два экземпляра возвращаются в учреждение, один - для исполнения, второй - для представления в соответствующий орган Федерального казначейства.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов федерального бюджета с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Учреждение составляет и устанавливает объемы и распределение направления расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам федерального бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения в текущем финансовом году.

В течение десяти дней со дня получения расходных расписаний и лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета учреждение обязано составить и представить на утверждение смету по установленной форме.

В смете приводятся только те коды классификации расходов федерального бюджета, по которым учреждение предусматривает затраты.

Для защиты сметы учреждения должны представлять хозяйственно-экономическое обоснование расходования средств в разрезе кодов классификации. В качестве обоснования в приказе может быть указан перечень документов, необходимый для обоснования различных видов расходов.

В целом Порядок должен соответствовать требованиям приказа Минфина России от 20.11.2007 № 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" (далее - Приказ № 112н). Например, в соответствии с Приказом № 112н ГРБС, который утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений, определяет ответственный департамент, который осуществляет общий контроль за соответствием свода смет сводной бюджетной росписи.

Позитивно расценивается отражение в Порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных ГРБС бюджетных учреждений следующих положений:

  • процедуры составления, ведения и утверждения бюджетных смет подведомственных ПБС, применяемые как к центральному аппарату ГРБС и его территориальным органам, так и подведомственным бюджетным учреждениям;
  • процедуры составления и представления расчетов (обоснований) к бюджетным сметам подведомственных ПБС;
  • порядок ведения бюджетных смет;
  • процедуры составления и представления проектов бюджетных смет на этапе формирования бюджетных проектировок (бюджета).

ГРБС вправе установить в порядке составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:

  • данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;
  • результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;
  • данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации по результатам проведения контрольных мероприятий, в т. ч. внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Соответствие учредительных документов и разрешений на осуществление приносящей доход деятельности ПБС данным Сводного реестра (с учетом общего количества ПБС)

В соответствии с приказом Минфина России от 31.12.2002 № 142н (с 01.01.2009 приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н) лицевые счета в органах Федерального казначейства открываются участникам бюджетного процесса федерального уровня, включенным в Сводный реестр. Тем самым Сводный реестр является документом - основанием для открытия соответствующего лицевого счета участнику бюджетного процесса федерального уровня в органе Федерального казначейства. Причем участнику бюджетного процесса федерального уровня могут быть открыты следующие лицевые счета в зависимости от его полномочий по осуществлению операций со средствами федерального бюджета; средствами, полученными от приносящей доход деятельности; средствами, поступающими во временное распоряжение:

  • лицевой счет распорядителя средств;
  • лицевой счет получателя средств (иного получателя средств);
  • лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности;
  • лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений.

В соответствии с приказом Минфина России от 04.07.2005 № 83н (с 01.01.2009 приказом Минфина России от 15.08.2008 № 80н) для внесения данных в Сводный реестр об участнике бюджетного процесса федерального уровня ГРБС представляет информацию о нем (заявки на включение/исключение или изменение) по формам, установленным приказом. При оформлении ГРБС заявок заполняются следующие реквизиты:

  • код по Сводному реестру;
  • наименование (полное и краткое);
  • код административной подчиненности;
  • иные реквизиты (код по ОКФС и ОКОПФ и другие).

Несоответствие учредительных документов бюджетного учреждения показателям Сводного реестра ведет к тому, что счета указанного бюджетного учреждения не обслуживаются органами Федерального казначейства.

Показатель "соответствие учредительных документов и разрешений на осуществление приносящей доход деятельности ПБС данным Сводного реестра (с учетом общего количества ПБС)" характеризует долю подведомственных ГРБС учреждений, учредительные документы которых не соответствуют Сводному реестру, и при ежеквартальном мониторинге рассчитывается следующим образом:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

где Nj – количество получателей средств федерального бюджета, подведомственных ГРБС, не представивших в органы Федерального казначейства учредительные документы, приведенные в соответствие требованиям по показателю j, на конец отчетного периода;

B – общее количество получателей, подведомственных ГРБС, по состоянию на конец отчетного периода.

Целевым ориентиром для ГРБС является значение показателя, равное нулю.

В соответствии с приложением 1 к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденному Приказом № 34н, оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

<P> - среднее значение показателя, рассчитанное по данным 2007 г., равное 4,1%.

Пример 11

По итогам I квартала текущего финансового года Федеральное казначейство представило в Минфин России следующую форму:

Сведения о несоответствиях учредительных документов данным сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета на 1 апреля 2008 г.

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Подставляя значения таблицы в формулу расчета показателя получаем следующее:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Таким образом, получаем, что Распорядителю 1 необходимо принять меры по сокращению числа подведомственных учреждений, учредительные документы которых не соответствуют Сводному реестру. Оптимальным значение показателя является для Распорядителя 3.

Наличие системы электронного документооборота ГРБС с Федеральным казначейством, а также у ПБС подведомственной сети ГРБС с органами Федерального казначейства

С помощью показателей "наличие системы электронного документооборота ГРБС с Федеральным казначейством" и "наличие системы электронного документооборота у ПБС подведомственной сети ГРБС с органами Федерального казначейства" оценивается, насколько внедрены информационные технологии в процесс взаимодействия ГРБС, подведомственных ПБС с территориальными органами Федерального казначейства.

При расчете показателя "наличие системы электронного документооборота ГРБС с Федеральным казначейством" позитивно расценивается само наличие системы электронного документооборота.

При расчете показателя "наличие системы электронного документооборота у ПБС подведомственной сети ГРБС с органами Федерального казначейства" рассчитывается доля ПБС, имеющих систему электронного документооборота с территориальными органами Федерального казначейства, в общем количестве ПБС в сети рассматриваемого ГРБС:

Р = 100 x nr / Nr,

где nr - количество получателей средств федерального бюджета подведомственной сети ГРБС, имеющих систему электронного документооборота с территориальными органами Федерального казначейства, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;

Nr - общее количество распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подведомственных ГРБС, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Целевым ориентиром является значение показателя, равное 100%, - полная автоматизация и внедрение системы электронного документооборота с территориальными органами Федерального казначейства всеми ПБС в сети рассматриваемого ГРБС.

В соответствии с приложением 1 к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденному Приказом № 34н, оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Пример 12

По итогам отчетного финансового года количество получателей средств федерального бюджета подведомственной сети ГРБС, имеющих систему электронного документооборота с территориальными органами Федерального казначейства, составило 81 учреждение. При этом общее количество получателей средств федерального бюджета, подведомственных ГРБС, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, составило 103 учреждения.

Значение показателя и оценка по нему рассчитываются следующим образом:

Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

Рассматриваемому ГРБС необходимо принять меры по увеличению доли ПБС, имеющих систему электронного документооборота с территориальными органами Федерального казначейства.

Выводы

Показатели мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС, характеризующие качество исполнения бюджета в части расходов, отражают следующие моменты, на которые руководству ГРБС необходимо обратить внимание при проведении самим ГРБС (подразделением внутреннего финансового аудита) финансового анализа состояния бюджетных процедур, осуществляемых в подведомственной сети ГРБС:

  • показатель "доля неисполненных на конец отчетного финансового года бюджетных ассигнований" позволяет оценить объем неисполненных на конец года бюджетных ассигнований в подведомственных бюджетных учреждениях и принять необходимые решения по распределению бюджетных ассигнований в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • постоянный мониторинг показателя "равномерность расходов" способствует достижению равномерности расходов и соответствующему повышению эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, в т. ч. посредством инициализации процедур размещения государственных заказов на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ для государственных нужд заблаговременно - в первом, во втором кварталах финансового года;
  • мониторинг значений показателя "эффективность управления кредиторской задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками" позволяет предотвратить факты накопления значительного объема кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, по отношению к кассовому исполнению расходов в отчетном финансовом году;
  • мониторинг значений показателя "доля аннулированных отрицательных расходных расписаний" позволяет принять необходимые меры в отношении возникающих случаев аннулирования расходных расписаний, предусматривающих уменьшение лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов с начала финансового года по подведомственным РБС и ПБС;
  • мониторинг значений показателя "соответствие учредительных документов и разрешений на осуществление приносящей доход деятельности ПБС данным Сводного реестра (с учетом общего количества ПБС)" позволяет принять меры по сокращению числа подведомственных учреждений, учредительные документы и разрешения на осуществление приносящей доход деятельности которых не соответствуют законодательству Российской Федерации;
  • мониторинг значений показателя "наличие системы электронного документооборота у ПБС подведомственной сети ГРБС с органами Федерального казначейства" позволяет контролировать процесс внедрения электронного документооборота между органами Федерального казначейства и получателями средств федерального бюджета подведомственной сети ГРБС.

Значения показателей и оценок качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, в составе пояснительной записки к отчету об исполнении федерального бюджета рассматриваются Правительством Российской Федерации. Руководители федеральных министерств, агентств и служб отчитываются перед Правительством Российской Федерации в случае наличия неудовлетворительных оценок качества финансового менеджмента по показателям или группам показателей. По результатам указанных отчетов Правительством Российской Федерации даются поручения о принятии соответствующих мер по повышению качества финансового менеджмента.

Бухгалтеру на заметку

Бюджетные организации могут быть плательщиками ЕНВД

Минфин России в письме от 07.07.2009 № 03-03-05/129 пояснил порядок учета бюджетными учреждениями доходов от оказания платных услуг.

Ведомством отмечается, что средства целевого финансирования, а также целевые поступления, поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываются при определении налоговой базы некоммерческих организаций.

При этом получатели средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования и целевых поступлений.

Средства, полученные бюджетными учреждениями за оказание платных услуг, являются доходами бюджетных учреждений, учитываемым при определении базы по налогу на прибыль.

Кроме того, налогоплательщиками ЕНВД могут являться осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, ИП и организации, в т. ч. бюджетные.

Источник: ИА "Клерк.Ру"



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль