“Свободная конкуренция позволяет решать многие проблемы развития города”

1683
По сложившейся практике на первое полугодие приходится основная доля размещения заказов за счет средств бюджетов всех уровней. Сокращение доходов бюджета вследствие финансового кризиса наложило свой отпечаток на процедуры размещения заказов. Опытом работы в данной экономической ситуации поделился руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Валентинович Дёгтев.

– Геннадий Валентинович, как проявился кризис в сфере размещения городского заказа?

– Как отмечалось на городском активе, кризис бросил серьезный вызов экономике города. Прямые его последствия - сокращение инвестиций, сокращение спроса и соответствующее снижение производства в строительстве и промышленности, инфляция. Правительство города уже в сентябре минувшего года приступило к реализации мер по противодействию кризису. Была создана и успешно функционирует комиссия по мониторингу положения в экономике, которая под руководством мэра еженедельно - а порой и чаще - рассматривает ситуацию и принимает оперативные решения. Главной задачей Правительство города считает максимально возможное сохранение занятости населения, его платежеспособного спроса. При этом надо иметь в виду, что почти половина средств бюджета расходуется на оплату городского заказа. Поэтому его подготовка, организация размещения и контроль за исполнением приобретают в условиях кризиса особое значение. Примечательно, что резкое увеличение объемов размещаемого в 2008 г. городского заказа на торгах, а это 875 млрд руб. при одновременном сокращении доли закупок без проведения торгов с 30% до 10% происходило в условиях зарождающегося финансового кризиса, резко обострившегося к концу года. При этом на аукционах размещено заказов на 570 млрд руб. По сравнению с 2007 г. доля торгов в форме аукционов увеличилась с 7% до 65%. В прошлом году на один лот в среднем было 1,8 заявок. По мониторингу за последние три месяца текущего года, это число выросло по целевым показателям до 5, а по отдельным до 11. Цифры говорят сами за себя. Кроме этого, в 2008 г. в режиме реального времени проведено 2500 аукционов в электронной форме на сумму более 2 млрд руб.

– Похоже, востребованность городского заказа растет прямо на глазах.

– Хочу сразу подчеркнуть, что закупка - не просто процесс расходования бюджетных средств, это процесс их инвестирования на определенных условиях со строго определенными целями. К сожалению, вместе с ростом здоровой конкуренции возникают и риски. Возможность получения государственного заказа порождает такие уродливые явления, как недобросовестное исполнение обязательств, ценовой демпинг. Вот пример последнего. По капитальному ремонту было выставлено 533 лота. По одному из них цена была сбита более чем на 50%! Любому профессионалу понятно, что выполнение заказа по этой цене практически невозможно. Кстати, по итогам первого квартала в целом заметно уменьшение стартовых цен на 15%, а при проведении электронных торгов на 23-25%. Безусловно, такое снижение позволяет экономить бюджетные средства. Однако неминуемо возникают вопросы: каким образом заказчик будет выполнять заказ, за счет чего он обеспечивает такое сокращение? Поэтому многократно увеличивается ответственность заказчика за взятые обязательства. Сегодня организована серьезная система надзора. Каждый госконтракт имеет поквартальный график выполнения обязательств, также поквартально проводиться и соответствующая проверка. В случае невыполнения иски немедленно направляются в Арбитражный суд, договор расторгается, платятся штрафные санкции, и недобросовестный исполнитель попадает в Реестр недобросовестных поставщиков. Жесткие меры будут приниматься на самой ранней стадии.

Пока остаются проблемными - проведение торгов с единственным участником и снижение менее 1% от стартовой цены. Такую практику будем в корне менять, исключив формирование документации под конкретного поставщика, поэтапно перейдем на проведение торгов непосредственно штатными сотрудниками. Сокращение доли торгов с единственным участником будет доведено до 10%. В задачах на 2009 г. в соответствии с утвержденными планами-графиками и оперативным календарем город должен обеспечить размещение горзаказа в объеме более 700 млрд рублей, а снижение расходов бюджета при этом не менее 70 млрд руб. То есть главная задача состоит в том, чтобы упростить процедуру доступа претендентов на любые конкурсные торги, сделать эту процедуру прозрачной, лаконичной, последовательно логичной. Исключить доступ посредников к организации и проведению конкурсных процедур, а всю полноту ответственности возложить исключительно на государственных служащих, тех, кто обязан организовать эту работу и отвечать за эффективность размещения бюджетных средств.

– Какую работу проводит Департамент по расширению возможностей для участия в торгах субъектов малого предпринимательства и развития конкурентной среды?

– Сегодня, несмотря на кризис, развитие конкурентной среды остается одним из важнейших факторов, влияющих как на стабильность общества, так и на экономический рост столицы. Свободная конкуренция позволяет решать многие социальные проблемы развития общества, существенно расширяет круг предоставляемых товаров и услуг, помогает людям обрести необходимую и востребованную продукцию. Правительство города выступает как гарант, обеспечивающий конкурентоспособность отраслей. Замечу кстати, что на торгах по строительству детских садов и школ, прошедших в январе этого года на Единой торговой площадке в Департаменте города Москвы по конкурентной политике, на каждый лот было подано в среднем шесть заявок, а на аукционах по капремонту, прошедших в конце февраля, число заявок доходило до семи и более, что как раз свидетельствует о плотности конкурентной борьбы.

Что касается малого предпринимательства, то правительством города разработан целый комплекс мер, о которых неоднократно высказывался мэр Москвы Ю.М. Лужков. Не буду касаться всего круга вопросов, но особо подчеркну следующее: целевая доля для малого бизнеса в структуре горзаказа в этом году будет серьезно увеличена, до максимального объема - 20%. Причем в конкурсах по городским заказам смогут принимать участие не только отдельные субъекты малого и среднего бизнеса, но также их объединения - конгломерации. В 2008 г. с субъектами малого предпринимательства были заключены контракты на сумму 56 млрд руб. (около 19% от количества и 8% от стоимости всех контрактов по всей номенклатуре). Исключительно для субъектов малого предпринимательства проведено более 1 тыс. процедур на сумму около 1,5 млрд руб., что свидетельствует об их высокой конкурентоспособности. Что касается перспектив, то наша задача обязать всех госзаказчиков проводить специализированные конкурсы для малых предприятий.

– В одном из своих выступлений Вы назвали появление Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ) революционным. Но судя по тому, скольким доработкам он подвергался, закон не так уж безупречен.

– По сравнению с тем, как проходила процедура торгов прежде, принятие этого закона - шаг, безусловно, революционный. Да, российское законодательство в сфере госзакупок постоянно совершенствуется. Закон № 94-ФЗ непростой, по существу он описывает всю российскую экономику. Достаточно сказать, что с 1 января 2006 г. принято 8 федеральных законов, которые предусматривают внесение изменений в этот закон, 4 из них приняты в 2008 г., а также выпущено более 15 распорядительных документов Российской Федерации и свыше 10 правовых актов Правительства Москвы. В данном случае все проверяется практикой его применения.

Могу назвать ряд не устраненных пока противоречий Закона № 94-ФЗ, которые особенно ярко проявились в период кризиса. Например, равенство условий на аукционах по продаже нежилых помещений для крупного и малого бизнеса. Или сложнейшая процедура проведения новых конкурсов при изменении цены контракта по инициативе госзаказчика (а с этим в условиях секвестра расходов столкнется и федеральный госзаказчик). Эта процедура приводит к остановке строительных работ на длительное время, особенно на крупных и, как правило, наиболее важных объектах. Много нареканий вызывает качество градостроительных планов земельных участков, предпроектной и проектной документации. Не указанные в градостроительных планах обременения участков, отводимых под застройку, не учтенные в смете работы, дополнительные объемы работ, вносимые в проект по инициативе госзаказчика или эксплуатирующей организации, требуют не только выделения дополнительных средств, но теперь - в соответствии с Законом № 94-ФЗ - разрыва контракта и проведения повторных торгов. Отсюда иные требования к госзаказчикам и Мосгосэкпертизе по подготовке к строительству объекта, по качеству принимаемой проектно-сметной документации. Здесь, впрочем, и большой ресурс для экономии городских денег.

– Внес ли Ваш департамент свою лепту в совершенствование законодательства?

– Наш департамент внес несколько предложений, которые получили прописку в законодательстве. Вот одно из них. Скажем, теперь участник допускается к торгам без представления платежного поручения, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в творческом конкурсе. Раньше при отсутствии такого документа он к процедуре торгов не допускался.

– Какие ошибки чаще всего допускаются организациями при подаче заявки?

– Из наиболее типичных ошибок участников размещения заказа можно выделить следующие:

  • несоответствие требованиям, предъявляемым законодательством к участникам размещения заказа;
  • несоответствие предлагаемых условий исполнения государственного контракта требованиям, установленным техническим заданием в документации о торгах?
  • несоблюдение или неисполнение требований наличия обязательных документов в заявке на участие в торгах, в т. ч. по их содержанию и статусу.

– А как Департамент реагирует на жалобы со стороны поставщиков?

– На действия конкурсных комиссий государственных заказчиков, уполномоченного органа и специализированных организаций в прошлом году подано около 500 жалоб. Только треть их признаны обоснованными контрольными органами (т. е. на 1000 процедур подается 5-6 жалоб, из них 1-2 обоснованные). При этом замечу, что, например, из этих 500 жалоб 100 подала одна организация по всем лотам, в которых участвовала.

– Можно ли говорить о том, что процесс госзакупок абсолютно прозрачен?

– Прежде всего, прозрачность обеспечивается Законом № 94-ФЗ, который прописывает все нормы с тем, чтобы действия госзаказчика были строго регламентированы и понятны. В первую очередь понятны самому заказчику, непосредственно всем участникам размещения заказа и контролирующим органам. Именно поэтому важнейшей мерой по обеспечению открытости и транспарентности системы торгов города стал информационный интернет-портал (www.tender. mos.ru). На нем размещены исчерпывающие сведения о торгах, их результаты, поадресный список тех объектов, которые будут выставлены на аукционы и конкурсы, технология их проведения, нормативно-правовые документы и пр. В его основе Единая автоматизированная информационная система торгов города Москвы (ЕАИСТ) - комплексная система автоматизации размещения государственных закупок, которая и обеспечивает прозрачность всего процесса. Кроме этого, вся информация, связанная с торгами, публикуется на бумажном носителе - Бюллетене оперативной информации "Московские торги". Без такой публикации торги не могут быть проведены. Информация о планируемых торгах направляется также в Ассоциацию инвесторов России, Российскую и Московскую торгово-промышленные палаты, Московскую международную бизнес ассоциацию, Московский строительный союз, Гильдию предприятий строийиндустрии, Московский банковский союз, Московскую ассоциацию гильдии риэлторов, а также инвесторам, которые уже принимали участие в аукционах. Аукционы всегда открыты, в качестве наблюдателей на них нередко присутствуют представители различных средств массовой информации.

– Сегодня широко обсуждается переход на электронный документооборот. Не могли бы Вы сказать, что уже сделано в этом направлении?

– В целях дальнейшего повышения эффективности работы всех звеньев исполнительной власти города, экономии средств и времени Департаментом реализованы мероприятия по формированию документации о торгах исключительно в электронном виде. Так, с октября 2008 г. данный функционал внедрен для всех торгов, проводимых на первом уровне, и с января текущего года обязателен для всех госзаказчиков. Кроме этого, Департамент с 1 августа 2008 г. по 31 августа 2009 г. проводит эксперимент по использованию электронной цифровой подписи при согласовании проектов правовых актов о проведении торгов, связанных с размещением градостроительных объектов на территории Москвы. В настоящее время организованно обучение участников эксперимента от 42 структурных подразделений Правительства Москвы по согласованию проектов распорядительных документов в электронной форме, оказано содействие в получении ключей электронно-цифровой подписи (ЭЦП) 70 сотрудников от 25 согласующих организаций и др. Программа 2009 г. - это формирование проекта государственного контракта в электронном виде по аналогии с документацией исключительно с использованием соответствующих типовых форм.

– Что это дает?

– Во-первых, доступность всей относящейся к закупкам информации для всех потенциальных участников и общественности, включая обязательные публикации соответствующих нормативных актов, извещений о закупках, условиях конкурсов, информации об их результатах и т. п. Это позволит существенно расширить круг участников. Кстати, уже есть первые результаты. Недавно на Единой городской торговой площадке в Департаменте города Москвы по конкурентной политике прошли открытые аукционы на строительство детских садов. Средний процент снижения составил 22,8%, число участников на один лот в среднем - 7. А до введения системы электронного документооборота среднее количество участников составляло 2-3 компании.

Во-вторых, электронный документооборот позволяет контролировать строгое соблюдение установленного процедурного порядка проведения закупок. В-третьих, снижение бюрократической бумажной волокиты обеспечивает равные возможности для всех предприятий и фирм на получение заказов на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг для городских нужд, а также практически исключает риск получения отказа от участия в конкурсе из-за неправильно заполненных документов. Особенно хочу отметить, что введение электронного документооборота торгов позволило Департаменту подать заявку на участие в конкурсе на Электронную федеральную торговую площадку. Исходя из опыта созданной Департаментом инфраструктуры Единой торговой площадки, можно с уверенностью говорить о возможности реализации такого проекта и на федеральном уровне.

Беседу вел А. Арсеньев



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль