Учетная политика сектора государственного управления

3356
 Климович В.П.
Ведущий эксперт Департамента государственного и экономического консалтинга ЗАО "МЦФЭР-консалтинг"
Становление и развитие учетной политики в секторе государственного управления обусловлено постоянным совершенствованием отношений, возникающих по поводу способов ведения бюджетного учета, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов финансово-хозяйственной деятельности институциональных единиц.

Термин "учетная политика" вошел в российскую практику в конце 80-х годов ХХ века и впервые был нормативно закреплен в начале 1992 г. Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. На учреждения, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета, действие указанного Положения распространялось до 1 января 1999 г.

Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу было признано целесообразным приведение принципов и требований бюджетного учета и отчетности в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным ориентиром при реформировании бюджетного учета и отчетности должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (далее - МСФООС).

Содержащиеся в МСФООС принципы, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, позволяют отметить следующее:

  • под учетной политикой понимаются конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые субъектом для подготовки и представления финансовой отчетности;
  • руководство субъекта должно выбирать и применять учетную политику таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого стандарта;
  • если стандарт содержит альтернативный порядок учета (основной порядок учета и разрешенную альтернативу), субъект должен выбрать и последовательно применять один-единственный порядок учета;
  • при отсутствии конкретного стандарта субъект руководствуется собственными соображениями при разработке учетной политики;
  • руководство субъекта может принять учетную политику, предусмотренную документами других организаций, устанавливающих стандарты, а также принятую в частном или общественном секторе практику, но лишь в той степени, какую допускают установленные требования к формированию учетной политики;
  • в пояснительной записке к финансовой отчетности должна быть представлена информация о выбранной и применяемой учетной политике;
  • дополнительно раскрывается следующая информация: постоянное место нахождения и юридическая форма субъекта, его юридический адрес; описание характера операций и основной деятельности субъекта; ссылка на соответствующий законодательный акт, определяющий операции субъекта; название контролирующего субъекта и первичного контролирующего субъекта в экономической группе;
  • информация о специфической учетной политике может быть представлена в виде отдельного элемента финансовой отчетности;
  • изменения в учетную политику следует вносить только в том случае, если этого требует закон или орган, устанавливающий стандарт финансовой отчетности;
  • при изменении учетной политики субъект должен раскрывать следующую информацию: причины изменений; сумму корректировки; факт того, что сравнительная информация была пересчитана, или то, что сделать это было практически невозможно;
  • изменением в учетной политике признается: переход от одного метода учета к другому; изменение в порядке учета, признание или оценка сделок или событий в рамках одного метода учета; первоначальное принятие политики отражения активов по переоцененной стоимости;
  • не признается изменением учетной политики: принятие учетной политики для событий или сделок, отличающихся по существу от ранее происходивших событий или сделок; принятие новой учетной политики для фактов хозяйственной деятельности, которые не происходили ранее или не были существенными;
  • сводная финансовая отчетность должна составляться на основе единой учетной политики;
  • учетная политика должна применяться последовательно в течение всего отчетного периода.

В секторе государственного управления Российской Федерации в настоящее время складываются три уровня учетной политики в целях бюджетного учета (табл. 1).

Таблица 1

Уровни учетной политики в целях бюджетного учета

Учетная политика сектора государственного управления

Государственная учетная политика

В России государственная учетная политика является прерогативой Министерства финансов РФ. Поэтому под государственной учетной политикой понимается единый порядок ведения бюджетного учета, устанавливаемый Министерством финансов РФ в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Государственная учетная политика может быть представлена как единство четырех составных частей:

  • правовые основы бюджетного учета и отчетности;
  • методологические основы бюджетного учета и отчетности;
  • методические и технические вопросы бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности;
  • принципы и методы учета каждого вида имущества и обязательств.

Правовые основы бюджетного учета и отчетности устанавливаются Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ) и Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ). Так, в соответствии со ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

Министерство финансов РФ устанавливает единую методологию и стандарты бюджетного учета и отчетности, утверждает План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению.

Главные распорядители бюджетных средств (получатели бюджетных средств) могут применять ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и отчетности.

Говоря о Законе № 129-ФЗ, следует заметить, что его действие распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации* .

Методологические основы бюджетного учета и отчетности должны устанавливаться Концепцией бюджетного учета и отчетности в Российской Федерации**(далее - Концепция). Основное предназначение Концепции -закрепление концептуальных основ бюджетного учета и отчетности, используемых:

  • для разработки правил бюджетного учета и требований к отчетности, закрепляемых в нормативных актах;
  • принятия решений субъектами учета по вопросам бюджетного учета и отчетности, не урегулированных нормативными актами;
  • понимания правил бюджетного учета и требований к бюджетной отчетности субъектами учета, аудиторами и органами государственного финансового контроля, пользователями бюджетной отчетности.

К методологическим основам бюджетного учета и отчетности, определяемых Концепцией, можно отнести:

  • единые специальные термины и определения, используемые в системе нормативного регулирования бюджетного учета и отчетности;
  • принципы бюджетного учета и формирования отчетности;
  • систему нормативного регулирования бюджетного учета и отчетности;
  • объекты бюджетного учета;
  • цели бюджетной отчетности.

Установленные Концепцией методологические основы бюджетного учета и отчетности должны раскрываться нормативными актами нижестоящего уровня.

Методические и технические вопросы бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности в самом общем виде устанавливаются инструкциями по бюджетному учету и отчетности. Государственная учетная политика реализуется Инструкцией по бюджетному учету(далее - Инструкция № 148н):

  • через план счетов бюджетного учета;
  • порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
  • перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета;
  • иные вопросы организации бюджетного учета.

Согласно Инструкции по бюджетной отчетности(далее - Инструкция № 128н) государственная учетная политика реализуется:

  • через формы бюджетных отчетов;
  • порядок составления бюджетной отчетности главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом;
  • порядок составления бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации финансовым органом;
  • порядок составления органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию исполнения бюджета;
  • особенности составления и представления бюджетной отчетности администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  • особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации или ликвидации получателя бюджетных средств.

Принципы и методы учета каждого вида имущества и обязательств более конкретно устанавливаются стандартами бюджетного учета и отчетности*** .

В части порядка бюджетного учета стандарты бюджетного учета и отчетности призваны раскрывать для каждого объекта учета следующие элементы:

  • определение объекта учета;
  • его виды (классификация);
  • момент принятия к учету;
  • момент выбытия из системы учета;
  • первоначальную оценку;
  • последующую оценку;
  • правила отражения в финансовой отчетности.

При регулировании указанных элементов необходимо предусмотреть все возможные варианты поступления, функционирования и выбытия объекта учета, различные внешние и внутренние факторы (например, инфляция или прекращение деятельности), влияющие на учет этого объекта, а также иные факторы, имеющие существенное значение.

Применение стандартов бюджетного учета и отчетности предполагает, что соответствующие нормы, нашедшие отражение в нормативных документах более низкого уровня (инструкциях, письмах и т. п.), должны быть изъяты из указанных документов во избежание дублирования и для устранения противоречий с нормами стандартов бюджетного учета и отчетности.

Отраслевая учетная политика органов государственной власти

Отраслевая учетная политика органов государственной власти устанавливает специальные требования к организации бюджетного учета, а также к объектам бюджетного учета и операциям, характерным для учреждений определенной отрасли или ведомственной подчиненности.

Отраслевая учетная политика формируется в виде методических рекомендаций по бюджетному учету, обеспечивающих детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и отчетности, и утверждается нормативным правовым актом органа государственной власти.

Указанные методические рекомендации являются обязательными для учреждений, подведомственных органу государственной власти, утвердившему методический документ по бюджетному учету, а в отдельных случаях и для всех учреждений сектора государственного управления.

Перечень основных положений отраслевой учетной политики, раскрываемых в ведомственных методических рекомендациях по бюджетному учету, приведен в табл. 2.

Таблица 2

Основные положения отраслевой учетной политики органа государственной власти

Учетная политика сектора государственного управления

Отраслевая учетная политика позволяет обеспечить:

  • полноту отражения в бюджетном учете фактов хозяйственной деятельности в случаях, когда стандарты и инструкции по бюджетному учету и отчетности не устанавливают требования к учету и представлению в бюджетной отчетности каких-либо объектов бюджетного учета (требование полноты);
  • последовательное применение учетной политики от одного отчетного года к другому в рамках одного учреждения, а также группой бюджетных учреждений, подведомственных одному главному распорядителю бюджетных средств (требование последовательности применения учетной политики);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бюджетном учете и отчетности (требование своевременности);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бюджетного учета, исходя из структуры, отраслевых и других особенностей бюджетного учреждения (требование рациональности).

В настоящее время органами государственной власти проводится работа по формированию методических аспектов отраслевой учетной политики. Так, применительно к федеральному уровню до сведения широкой общественности (размещены в соответствующих справочных базах) были доведены:

  • правила организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета (Казначейство России, Роснедвижимость, ФТС России);
  • отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения (Минздравсоцразвития России); в социально-трудовой сфере (Минздрав-соцразвития России); в загранучреждениях (Минэкономразвития России), в таможенных органах (ФТС России).

Наличие Методических рекомендаций (указаний) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики является одним из показателей мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета. Названный показатель применяется для оценки правового обеспечения деятельности получателей бюджетных средств по полноценному ведению бюджетного учета и отчетности.

Учетная политика бюджетного учреждения

Учреждения разрабатывают и утверждают учетную политику для целей бюджетного учета самостоятельно, применительно к своей деятельности, руководствуясь БК РФ, Законом № 129-ФЗ, стандартами бюджетного учета и отчетности, Инструкциями № 128н и 148н, требованиями внутриведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бюджетного учета и отчетности.

Учетная политика бюджетного учреждения не должна противоречить государственной учетной политике.

Подведомственные учреждения не могут иметь учетную политику, отличную от учетной политики, принятой главным распорядителем бюджетных средств.

При наличии у бюджетных учреждений филиалов, обособленных подразделений, учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом.

Филиалы (обособленные подразделения) не могут иметь отличную учетную политику от той, которая принята в головном учреждении. Все особенности реализации учетной политики в обособленных подразделениях, вытекающие из условий хозяйствования, согласуются и утверждаются головной организацией.

Отражению в учетной политике подлежат только те способы (методы) ведения бюджетного учета, в отношении которых законодательство предоставляет бюджетному учреждению право выбора или самостоятельность в их определении.

В том случае, когда нормативные акты, регулирующие бюджетный учет и отчетность, допускают альтернативный порядок бюджетного учета и представления в бюджетной отчетности, бюджетное учреждение может самостоятельно выбрать из допустимых вариантов порядок учета и формирования показателей бюджетной отчетности. Выбранный порядок должен быть согласован с контролирующим субъектом и закреплен решением (учетной политикой) лица, составляющего бюджетную отчетность, и отражен в бюджетной отчетности.

Принятая учетная политика утверждается письменным приказом (распоряжением) руководителя бюджетного учреждения как лица, на которого возлагается ответственность за организацию бюджетного учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.

Ответственным за формирование учетной политики, распорядительных документов, определяющих особенности реализации государственной учетной политики в учреждении, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной отчетности является главный бухгалтер.

Следует заметить, что единого руководства по составлению учетной политики нет, поскольку ни одна типовая форма, как бы хорошо она ни была разработана, не может учесть всех особенностей каждого учреждения. Это является одной из причин, по которым такие формы законодательно не утверждены. Поэтому учреждение самостоятельно выбирает конкретный подход к составлению учетной политики.

Можно выделить два основных подхода к составлению учетной политики учреждения.

Согласно первому подходу учетная политика готовится как единый документ - Положение о реализации государственной учетной политики в учреждении. Указанное Положение включает разделы (организационный, методический) и утверждается письменным приказом (распоряжением) руководителя бюджетного учреждения. Каждый раздел Положения состоит из отдельных параграфов: общие положения, организация учетной работы, технология обработки учетной информации и т. д.

Второй подход предполагает, что учетная политика составляется как комплект организационно-распорядительных документов в виде отдельных приложений к письменному приказу (распоряжению) руководителя бюджетного учреждения: должностные инструкции работников бухгалтерской службы; перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов; график и правила документооборота; состав и обязанности постоянно действующей комиссии по инвентаризации и др.

В настоящей статье приводится вариант состава и примерного содержания организационного раздела Положения о реализации государственной учетной политики в учреждении (табл. 3).

Таблица 3

Состав и содержание организационного раздела Положения о реализации государственной учетной политики в учреждении

Учетная политика сектора государственного управления

В заключение отметим, что порядок бюджетного учета, не соответствующий нормативным актам, не может быть оправдан раскрытием применяемой учетной политики и не снимает с руководства государственного органа управления, бюджетного учреждения ответственности за нарушение установленных правил ведения бюджетного учета и представления бюджетной отчетности.

Кроме того, принятая отраслевая учетная политика органа государственной власти и учетная политика бюджетного учреждения принимаются во внимание при подготовке и проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом Минфина России от 25.12.2008 № 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля".

Бухгалтеру на заметку

Налоговые льготы для родителей дошкольников

В Госдуме рассмотрен законопроект, касающийся налоговых льгот для родителей дошкольников.

В соответствии с действующим законодательством родителям, обучающим своих детей в дошкольных государственных и муниципальных учреждениях, из средств федерального бюджета выплачивается компенсация части родительской платы. Эта выплата подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.

«Согласно принятому в третьем чтении законопроекту "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" эти средства планируется включить в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения», - сообщает депутат Госдумы Лиана Пепеляева.

Данная мера будет распространена на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. Таким образом, расходы родителей на детский сад сократятся на 13%.

Источник: ИА "Клерк.Ру"

*На официальном сайте Минфина России обнародован проект федерального закона "О бухгалтерском учете", пояснительная записка к нему, а также история развития этого проекта. Главная цель законопроекта – устранение устаревших норм, неэффективных положений и пробелов Закона № 129-ФЗ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.minfin.ru.

** На официальном сайте Федерального казначейства размещен Отчет № 6 по дополнительным работам: К Концепция бюджетного учета и отчетности в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.roskazna.ru/store/conpr.doc.

***Стандарты бюджетного учета и отчетности планируется принять в ближайшие годы.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×