Учет имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности

2932
В Инструкции по бюджетному учету от 30.12.2008 № 148 (далее - Инструкция № 148н) появился самостоятельный объект для бюджетного учета - это имущество казны.

Гражданский кодекс о государственном (муниципальном) имуществе

В настоящее время в законодательных и нормативных актах нет четкого определения понятия "имущество казны", которое бы помогло бухгалтеру однозначно идентифицировать данное имущество в качестве объекта учета. Поэтому в рамках данной статьи возьмем за основу определение, содержащееся в п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Так, согласно ГК РФ имущество казны - это средства соответствующего государственного (местного) бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В случае закрепления имущества казны за государственными (муниципальными) предприятиями или учреждениями и передачи его в оперативное управление или на праве хозяйственного ведения собственником такого имущества все равно остается бюджет соответствующего уровня в лице уполномоченного органа исполнительной власти.

Таким образом, все находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части:

  • одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами (предприятиями и учреждениями) на ограниченных, но самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • другая часть - это имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями ("нераспределенное" государственное имущество), прежде всего: средства соответствующего бюджета, которые составляют государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования.

Имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности

Учет имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности

"Распределенное" государственное имущество составляет базу для участия организаций в хозяйственном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Передавая имущество в хозяйственный оборот юридическим лицам, публично-правовые образования реализуют определенные полномочия по управлению или созданию условий для развития территорий или по достижению установленных целей.

Под казной Гражданский кодекс РФ понимает именно "нераспределенное" государственное имущество.

Субъекты учета имущества публично-правового образования

Имущество публично-правового образования подлежит бухгалтерскому учету в составе имущества тех предприятий и учреждений, за которым оно закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Так, имущество, переданное бюджетным учреждениям на праве оперативного управления, отражается ими на субсчетах счета 0 10000 000 "Нефинансовые активы" Плана счетов Инструкции № 148н. При этом в консолидированной бюджетной отчетности публично-правового образования такое имущество отражается в полном объеме.

В то же время имущество, переданное в хозяйственное ведение государственным и муниципальным предприятиям, в составе консолидированной бюджетной отчетности не отражается, поскольку такие предприятия применяют план счетов коммерческого бухгалтерского учета.

Имущество органов власти публично-правовых образований, которое используется ими в своей хозяйственной деятельности, подлежит закреплению за ними на праве оперативного управления. Поскольку почти все органы власти являются юридическими лицами, то в части осуществления ими хозяйственной деятельности они приравниваются по статусу к бюджетным учреждениям.

Бюджетный учет имущества казны подлежит учету только публично-правовым образованием. В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 06.02.2006 № 02-14-10а/239 имущество казны следует учитывать на балансах органов, осуществляющих управление государственным (муниципальным) имуществом.

Инструкция № 148н об имуществе казны

Инструкцией № 148н для учета имущества казны предусмотрен счет 0 10800 000 "Нефинансовые активы имущества казны".

Согласно п. 89 Инструкции № 148н для учета операций с объектами имущества казны применяются следующие счета:

0 10801 000 "Недвижимое имущество в составе имущества казны";

0 10803 000 "Нематериальные активы в составе имущества казны";

0 10804 000 "Непроизведенные активы в составе имущества казны";

0 10805 000 "Материальные запасы в составе имущества казны"

В соответствии с Инструкцией № 148н на указанных счетах подлежит учету имущество, которое в дальнейшем может быть принято к бюджетному учету в составе основных средств, капитальных вложений как движимое, так и недвижимое, в составе материальных запасов, непроизведенных и нематериальных активов. Другими словами, на счете 0 10800 000 подлежит учету имущество, которое временно не используется публично-правовым образованием в хозяйственной деятельности для управленческих и иных целей, а также предназначено для последующей передачи государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, предприятиям или отчуждения другим участникам гражданско-правовых отношений.

Очевидно, что на счете 0 10800 000 "Нефинансовые активы имущества казны" учитывается "нераспределенное" имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности.

Кроме того, в составе имущества казны остаются такие объекты, которые являются стратегическими, социально значимыми и т. п., в связи с чем не могут быть переданы учреждениям и предприятиям или отчуждены из собственности публично-правового образования. Такое имущество, находясь в составе казны, может быть передано в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и т. д.

Бюджетный учет непроизведенных активов также ведется только публично-правовым образованием, поскольку такие объекты, как земельные участки, могут передаваться учреждениям и предприятиям только в бессрочное безвозмездное пользование или аренду. А это не является основанием для постановки земельных участков получателем на баланс.

Реестр имущества казны

Очевидно, что на счетах бюджетного учета отражается не все имущество публично-правового образования, находящееся в его собственности. Так, из системы сбора информации бюджетного учета "выпадают" сведения об имуществе, которое является государственной (муниципальной) собственностью, но закреплено за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Для контроля за государственным (муниципальным) имуществом ведется реестр имущества публично-правового образования. Порядок ведения реестра имущества устанавливается публично-правовым образованием самостоятельно. Так, на федеральном уровне постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 утверждено Положение об учете федерального имущества, которым определен состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета такого имущества.

Таким образом, реестр отражает полный состав имущества, находящегося в собственности публично-правового образования (и переданное в оперативное управление, хозяйственное ведение, и временно не используемое). Земельные участки, объекты недвижимости, движимое имущество, финансовые вложения в виде акций, участия в капитале и т. д. - все учтено в реестре на основании данных бухгалтерского учета, представляемых государственными (муниципальными) учреждениями и предприятиями.

Все изменения, связанные с движением этого имущества между субъектами гражданско-правовых отношений, также должны отражаться в реестре.

К сожалению, "реестровому" учету не хватает оперативности. Кроме того, такой критерий, как стоимостная оценка имущества, в рамках реестрового учета устаревает очень быстро. Поэтому сведения, содержащиеся в реестре, необходимо постоянно уточнять и корректировать в соответствии с данными бюджетного учета.

Бюджетный учет имущества казны

Инструкция по бюджетному учету № 25н не предусматривала каких-либо особенностей ведения бюджетного учета имущества казны, отличающихся от общего порядка отражения бухгалтерских операций с объектами нефинансовых активов, не устанавливала какой-либо связи с ведением реестра государственного имущества.

Пунктом 90 Инструкции № 148н предусмотрено, что в целом бюджетный учет операций с объектами в составе имущества казны осуществляется в порядке, аналогичном для отражения бухгалтерских операций с объектами нефинансовых активов, но с учетом некоторых особенностей.

Тем не менее финансовым органам публично-правового образования дано право самостоятельно регулировать некоторые вопросы бюджетного учета, в т. ч. и имущества казны. Так, финансовым органом публично-правового образования необходимо разработать и утвердить:

  • порядок отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования;
  • порядок аналитического учета объектов в составе имущества казны, осуществляемый в порядке, установленном для ведения реестра имущества;
  • порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Следует также учесть порядок ведения реестра с учетом особенностей, принятых в конкретном субъекте или муниципальном образовании, например:

  • внесение объектов недвижимости в реестр производится только после регистрации права собственности публично правового образования на этот объект;
  • реестр содержит сведения об имуществе стоимостью более 100 тыс. руб.;
  • реестр содержит сведения об имуществе стоимостью более 100 тыс. руб.;

Необходимо отметить, что в большинстве случаев сведения о движении имущества после совершения хозяйственных операций поступают в реестр с большим опозданием.

Кроме того, по нашему мнению, следует предусмотреть процедуры отражения на счетах бюджетного учета операций:

  • перевода объектов имущества казны в состав основных средств;
  • возврата имущества от предприятий и учреждений в состав имущества казны.

Регистры учета имущества казны

Инструкцией № 148н предусмотрено, что учет операций по выбытию и перемещению объектов в составе имущества казны ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Однако Инструкцией № 148н не предусмотрен какой-либо специальный регистр по отражению хозяйственных операций с имуществом казны. Формирование отдельного Журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов казны необходимо.

Наличие такого вспомогательного регистра, в котором фиксируются только операции с имуществом казны, обусловлено в первую очередь для того, чтобы данные, содержащиеся в реестре государственного (муниципального) имущества по движению имущества казны, соответствовали данным бюджетного учета операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов казны.

Кроме того, поскольку в большинстве случаев ведение реестра государственного (муниципального) имущества осуществляется органами исполнительной власти публично-правового образования, а ведение бюджетного учета осуществляется бюджетными учреждениями (часто и бюджетный учет имущества казны возлагается на специальные бюджетные учреждения), то возникает необходимость сопоставления данных реестра государственного (муниципального) имущества с данными бюджетного учета и отчетности бюджетных учреждений публично-правового образования.

Следует отметить, что на сегодняшний день ведение реестра государственного имущества осуществляется на основании данных бюджетного учета. Именно сведения бухгалтерского учета учреждений являются основанием для составления распорядительных документов по движению государственного (муниципального) имущества (реализации, списания, безвозмездной передачи). Реестр не содержит сведений о текущей остаточной стоимости основных средств, нематериальных активов, изменении балансовой стоимости основных средств в результате переоценки, модернизации, дооборудовании, частичной ликвидации и т. д. Инструкция № 148н наоборот предписывает на основании сведений из реестра государственного (муниципального) имущества отражать операции по движению имущества казны в бюджетном учете.

Однако п. 91 Инструкции № 148н позволяет финансовым органам устанавливать иной порядок инвентарного и аналитического учета имущества казны.

Представляется целесообразным в тех субъектах публично-правовых образований, где бюджетный учет имущества казны осуществлялся в полном объеме согласно Инструкции № 25н, сохранить действующий порядок, внеся при этом в план счетов, корреспонденцию счетов, учетные регистры изменения, соответствующие Инструкции № 148н. Например, формирование Журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов казны только по счету 0 10800 000 позволит использовать его для сопоставления данных реестра государственного (муниципального) имущества с данными бюджетного учета имущества казны.

Как показывает практика, при сопоставлении данных весьма актуальным становится установление даты совершения операции, а также лиц, ответственных за ее совершение и контроль.

В этом случае рекомендуется использовать следующую форму вспомогательного регистра.

Учет имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности

В бухгалтерии ответственный работник делает необходимые бухгалтерские записи, фиксирующие данную хозяйственную операцию, ставит подпись в графе "Проверил", отрывает нижнюю часть. А верхняя часть требования возвращается в подразделение специалисту, ответственному за ведение реестра имущества.

Использование такого регистра позволит повысить ответственность должностных лиц и усилить контроль за проведением операций с имуществом казны.

Бухгалтеру на заметку

Право на детское пособие может переходить от одного члена семьи к другому

Право на назначение и выплату пособия по уходу за ребенком и использование отпуска по уходу за ребенком может переходить от одного члена семьи к другому в зависимости от того, кто из них фактически осуществляет уход за ребенком.

Так, пособие может выплачиваться отцу ребенка, деду, бабушке или другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком в период болезни матери.

Для назначения и выплаты пособия указанными лицами представляются справка с места работы (учебы, службы) матери ребенка о том, что она не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособия. В случае, если мать ребенка не работает (не учится, не служит), - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае, если на момент обращения за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанная справка отсутствует, до ее представления она может быть заменена копией заявления матери, заверенной по месту его подачи (по месту работы, учебы, службы матери или в органе социальной защиты населения, если мать ребенка не работает, не служит, не учится).

приказ Минздравсоцразвития России, ФСС России
от 22.12.2008 № 749н, 286

Источник: ИА “Клерк.Ру”

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×