Оптимальные сроки для проведения процедур размещения заказов

1660
Одна из важнейших задач руководителя учреждения - это обеспечение своевременной поставки товаров с учетом сроков размещения заказов.

Нестабильное законодательство

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) является для учреждений бюджетной сферы основным нормативным документом, регулирующим процедуры размещения заказов. Но за неполные четыре года Закон № 94-ФЗ пережил уже шесть редакций. Одно из последних обновлений состоялось в самом конце 2008 г. с выходом Федерального закона от 30.12.2008 № 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Важно отметить, что по сравнению с первой редакцией Закона № 94-ФЗ сроки процедур размещения заказов увеличились. Можно предположить, что законодателем с учетом кризисных явлений в российской экономике данные сроки в дальнейшем также будут подвергаться пересмотру.

Поскольку несоблюдение установленных Законом № 94-ФЗ сроков проведения отдельных процедур размещения заказов грозит не только административным наказанием, но и срывом поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то руководителям и ответственным должностным лицам необходимо следить за изменениями в Законе № 94-ФЗ.

Этапы деятельности бюджетного учреждения

Хозяйственную деятельность любого бюджетного учреждения в течение года можно разделить на следующие этапы:

1) подготовка проектов бюджетных смет работниками финансовых служб, которая предшествует началу отчетного периода;

2) доведение до учреждения лимитов бюджетных обязательств утверждением бюджетной сметы и установление государственного (муниципального) задания;

3) проведение процедур размещения заказов по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), необходимых для выполнения государственного (муниципального) задания;

4) поставка учреждению товаров, выполнение подрядчиками работ и оказание ими услуг в рамках хозяйственной деятельности учреждения.

В настоящий момент действующее законодательство устанавливает не только последовательность определенных процедур на каждом этапе деятельности учреждения, но и отводит определенные сроки на их осуществление. При этом первые три этапа деятельности учреждения нормируются законодательно, а порядок поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг регламентируется договорами и контрактами, заключенными в рамках Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

В то же время точное исполнение процедур размещения заказов является ключевым моментом в обеспечении бесперебойности деятельности учреждения и должного уровня качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг: от своевременности проведения размещения заказа, четкого соблюдения всех процедур и сроков зависит своевременное получение учреждением материальных запасов, оборудования, услуг и т. п.

Продолжительность процедур

Размещение государственного (муниципального) заказа - процесс разноплановый, интересующий специалистов всевозможных структурных подразделений, реализующих задачи бюджетного учреждения. Не затрагивая специфику отдельных закупочных процедур, рассмотрим этот процесс для целей планирования поставок учреждению товаров, выполнения подрядчиками работ и оказания ими услуг в рамках хозяйственной деятельности учреждения.

Условно все процедуры по размещению заказа можно разделить на четыре этапа:

1) приглашение к участию в размещении заказа;

2) подача заявок;

3) выявление победителя;

4) заключение контракта.

Длительность каждого этапа размещения заказа, а также отдельных процедур представлена в таблице.

Запрос котировок

Запрос котировок - самая популярная процедура у заказчиков из всех возможных на конкурентной основе. Связано это, во-первых, с небольшим объемом разрабатываемых документов со стороны заказчика и участника размещения заказа, а во-вторых, со сравнительно короткими сроками, которые требуются для применения такого способа закупки. Продолжительность размещения заказа путем запроса котировок может длиться от 15 до 25 дней.

При начальной цене контракта в пределах 250 тыс. руб. с момента размещения извещения на официальном сайте и до заключения контракта можно уложиться в две недели, используя минимальные временные границы процедур. Срок исполнения условий контракта поставщиком (подрядчиком) зависит от интересов заказчика, которые определяются при формировании проекта контракта, и может составлять как один день, так и весь срок с момента подписания контракта и до окончания финансового года.

Оптимальные сроки для проведения процедур размещения заказов
Оптимальные сроки для проведения процедур размещения заказов
Оптимальные сроки для проведения процедур размещения заказов
Оптимальные сроки для проведения процедур размещения заказов

Если начальная цена контракта варьируется в пределах 250-500 тыс. руб., с момента размещения извещения на официальном сайте до дня заключения контракта потребуется четыре рабочих дня. Увеличение срока связано с тем, что котировочные заявки от участников в этом случае положено принимать не четыре, а семь рабочих дней.

Кроме того, увеличить срок процедуры может факт представления только одной котировочной заявки. При таком развитии событий заказчику необходимо продлить срок приема котировочных заявок еще на четыре рабочих дня. Следовательно, продление срока повлияет на момент приобретения взаимных прав и обязанностей.

Таким образом, с момента публичного объявления заказчиком путем запроса котировок о своих потребностях и условиях их удовлетворения до заключения контракта пройдет около месяца. При этом, говоря о сроках данной процедуры, мы получаем минимальную продолжительность размещения заказа. Если у заказчика есть необходимость в более длительном процессе, то он может увеличить сроки отдельных процедур. Например, заказчики, находящиеся в городе Калининграде, желают дать возможность потенциальным участникам размещения заказа из города Санкт-Петербурга представить котировочные заявки, оформленные на бумажном носителе. Поэтому срок приема заявок увеличивается заказчиком с семи рабочих дней до десяти рабочих дней, что является и абсолютно законным решением, удовлетворяющим интересы самого заказчика.

Не стоит также забывать об ограничениях при выборе способа размещения заказа, которые предусматривает законодательная база. Они схожи с беспроцедурной закупкой в плане периода времени, по которому следует отграничивать квартальность заключения контрактов и одноименность продукции. Отличается лишь общая предельная сумма заключенных соглашений, составляющая 500 тыс. руб. Специалистам, осуществляющим мониторинг исполнения контрактов, также важно помнить о категоричной невозможности вносить какие-либо изменения, дополнения в действующий контракт, если он появился по итогам проведения запроса котировок. Единственно возможная трансформация контракта - это его расторжение по соглашению сторон или в судебном порядке.

Торги

Торги - это размещение заказа путем проведения конкурса или аукциона.

Процедуры как конкурса, так и аукциона требуют значительно более серьезной подготовки на предварительном этапе. Это является следствием необходимости более тщательной разработки положений документации и проекта государственного (муниципального) контракта, а также более длительного периода времени, требуемого на реализацию самой закупочной процедуры по выявлению победителя торгов. Продолжительность процедур размещения заказа путем проведения конкурса составляет до 80 дней, а при проведении аукциона -до 50 дней.

Период с момента размещения извещения и документации по торгам на официальных сайтах до представления участниками размещения заказа своих предложений по контрактным отношениям в адрес заказчика составляет:

  • при проведении конкурса 30 календарных дней;
  • при проведении аукциона 20 календарных дней.

Длительность данной процедуры законодатель определяет минимальными границами. По усмотрению заказчика сроки могут быть серьезно увеличены. Но при увеличении сроков не стоит забывать об изменяющейся конъюнктуре рынка. Иначе весь процесс размещения заказа будет обречен на безрезультатность. Например, если срок приема конкурсных заявок составляет три месяца, нужно учитывать, что за это время могут поменяться цены на требуемую продукцию, могут появиться новые (более усовершенствованные) технологии, у потенциальных участников может неоднократно измениться решение о целесообразности участия в торгах, что повлечет отзыв заявки. Минимальная граница периода приема заявок от участников размещения заказа может быть снижена только в одном случае - при проведении закрытого конкурса или аукциона, когда все потенциальные претенденты уже представили заявки и выразили письменное согласие на сокращение такого срока. Во всех иных обстоятельствах сокращение этого срока будет являться прямым нарушением норм Закона № 94-ФЗ и составом административного правонарушения.

Процесс отбора участников размещения заказа в период рассмотрения их заявок занимает в конкурсе максимум 20 календарных дней, в аукционе - 10 календарных дней. Теперь законодатель устанавливает не минимальную, а максимальную границу проведения процедуры и дает право заказчикам сокращать этот срок.

Нормативно установленная разница в зависимости от вида торгов (конкурс либо аукцион) объясняется спецификой приема конкурсных и аукционных заявок.

В конкурсе заявки подаются участниками в запечатанных конвертах, и у комиссии появляется возможность ознакомиться с информацией о самом участнике и его предложении только с момента официального вскрытия конвертов с заявками.

При проведении аукциона заявки подаются в открытой форме. Поэтому заказчик, аукционная комиссия имеют возможность уточнять необходимую информацию в официальных источниках с момента регистрации заявки. Увеличить этот срок по своему усмотрению заказчик не вправе.

Признание торгов несостоявшимися на этапе рассмотрения заявок в связи с допуском только одного участника размещения заказа к участию в конкурсе или аукционе сокращает период размещения заказа. В данном случае не требуется сопоставления заявок - в конкурсе, проведения аукционного торга - в аукционе, и контракт заключается по итогам рассмотрения заявок напрямую с участником, признанным единственным удовлетворяющим требованиям заказчика.

Если же в процессе отбора было отказано в допуске всем участникам размещения заказа, то получение заказчиком требуемых товаров (работ и услуг) откладывается на неопределенный срок, поскольку контракт с поставщиком (подрядчиком) можно заключить:

а) либо по результатам согласования единственного поставщика (подрядчика) с контролирующей инстанцией федерального или регионального уровня;

б) либо по результатам повторно проведенной процедуры открытых торгов.

В любом случае такое развитие событий заставит руководителя существенно корректировать хозяйственную деятельность бюджетного учреждения.

Сроки процедур выявления победителя среди участников, представивших заявки и отвечающих требованиям законодательства и документации по торгам, также четко определены законодателем.

Максимальный срок оценки и сопоставления конкурсных заявок составляет 10 дней. За это время заранее сформированная заказчиком комиссия на основании установленных конкурсной документацией критериев оценки по принятой методике должна выявить не только лучшее предложение среди представленных, но и провести ранжир всех заявок в зависимости от степени выгодности условий исполнения контрактных обязательств.

Если начальная цена контракта составляет 50 млн руб. или предметом будущего соглашения является выполнение научно-исследовательской, опытно-конструкторской или технологической работы вне зависимости от цены, то срок выявления победителя может составлять 30 дней.

Выбор победителя на аукционном торге с точки зрения регламентации сроков процедуры Законом № 94-ФЗ не определяется. Поэтому может показаться, что произойти это может практически на следующий день после рассмотрения заявок на участие в аукционе. Однако не следует забывать о норме, содержащейся в ст. 448 ГК РФ и носящей обязательный для применения характер. В этой статье указано на необходимость соблюдения минимального 30-дневного временного "разрыва" между публичной офертой (размещенном на официальном сайте извещением о проведении открытого аукциона) и датой проведения торга (самой процедурой аукциона). Несоблюдение указанного правила может повлечь признание аукциона недействительным в судебном порядке.

После выявления победителя наступает этап подписания контракта. Минимальный срок вступления в правоотношения составляет 10 дней, которые исчисляются по правилам гражданского законодательства с момента размещения на официальном сайте итогового протокола (протокола оценки и сопоставления конкурсных заявок / протокола аукциона). Установление минимального срока, в рамках которого нельзя требовать подписания контракта от победителя и нельзя подписывать данное соглашение заказчику, обусловлено, с одной стороны, необходимостью предоставить возможность сторонам обменяться документами, с другой - необходимостью предоставить возможность иным заинтересованным лицам обратиться за обжалованием результатов прошедшего торга в административном порядке.

Максимальный срок подписания контракта по итогам конкурса и аукциона -20 дней, исчисляемых не с момента размещения итогового протокола на сайте, а с момента подписания этого документа. Данный ограничитель важен для защиты интересов победителя и заказчика, поскольку очень часто от момента заключения контракта зависит период и сама возможность исполнения обязательств, обусловленных технологией выполнения работ (например, соблюдение технологий выполнения работ: выдерживание температурного режима при работе с материалами на открытом воздухе).

Закупки без проведения процедур размещения заказов

Беспроцедурная закупка продукции на основании гражданско-правового договора (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ) может быть осуществлена в течение всего года, поскольку на нее не влияют строгие регламенты действий заказчика, предусмотренные закупочным законодательством. При этом заказчик имеет право свободно выбирать контрагентов, устанавливать содержательную часть соглашения (при условии непротиворечия прямым законодательным нормам), в т. ч. определять сроки выполнения принятых обязательств. Однако такая "свобода" ограничена обязанностью заключать договоры на сумму до 100 тыс. руб. по одноименным товарам в течение одного квартала.

Данный способ размещения заказа предусмотрен в законе как исключительный. Используется он заказчиками в качестве вспомогательного к "крупным" закупкам - при появлении дополнительной непрогнозируемой потребности продукции, закупленной торгами и не учтенной на момент формирования технического задания, конкурсной или аукционной документации, а также при "мелких" закупках, когда предел потребности вписывается в законодательно установленные рамки.

Другой вариант беспроцедурной закупки - это размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Закупка у единственного поставщика также предусмотрена ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ и не подвержена жесткому регулированию.

Нельзя назвать контракты, заключенные заказчиками без проведения процедур размещения заказа, "стихийными". Однако сроки заключения таких контрактов и исполнения договорных обязательств зависят прежде всего от должностных лиц учреждения, а не от строгих норм Закона № 94-ФЗ.

Обжалование процедур

На сроки абсолютно всех конкурентных процедур влияет вероятность обжалования действий (бездействий) членов комиссии и должностных лиц заказчика.

При поступлении жалобы контролирующая инстанция имеет право на любом этапе проведения процедуры приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу. А на этапе, когда уже выбран победитель, существует прямой законодательный запрет на заключение контракта до рассмотрения жалобы. Поэтому контролирующие органы не обязаны даже выдавать предписание заказчику.

Количество жалоб и жалобщиков заранее точно спрогнозировать, как правило, не удается. Но к сроку проведения процедуры рекомендуется прибавлять примерно по неделе на рассмотрение каждой потенциальной жалобы.

Оптимальный период для размещения заказов

На основании всего вышесказанного можно выделить наиболее оптимальный период для размещения заказов. Очевидно, что самая загруженная пора для работников конкурсных, аукционных комиссий и должностных лиц - это первое полугодие отчетного года.

Оптимальные периоды проведения процедур размещения заказов в течение года для осуществления поставок в текущем году

Оптимальные сроки для проведения процедур размещения заказов

Проведение процедур в течение первого и второго квартала позволяет обеспечить для учреждения гарантированные поставки продукции (выполнение работ и оказание услуг). Кроме того, в этом случае остается запас времени для проведения доразмещения заказа, решения спорных вопросов с поставщиками и подрядчиками и т. п.

Осуществлять размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в счет потребностей учреждения в текущем году путем проведения конкурса или аукциона позднее 1 октября крайне нежелательно. Кроме того, велика вероятность срыва поставок (выполнения работ, оказания услуг) в случае обжалования результатов торгов.

Проведение запроса котировок в силу относительной "скоротечности" процедуры возможно вплоть до 1 декабря текущего года. Однако откладывание поставок по запросу котировок на последние дни ноября и декабря может также привести к срыву поставок, если возникнут какие-то спорные моменты с поставщиком (подрядчиком) или процедура будет обжалована.

В этом случае безпроцедурная закупка товаров общей стоимостью до 100 тыс. руб. может проводиться весь год. Однако злоупотреблять этой формой закупок и делать на нее ставку в хозяйственной деятельности учреждения крайне недальновидно.

Следует иметь в виду, что четвертый квартал - это время для проведения процедур по размещению заказов для нужд учреждения на следующий год.

Организация и проведение процедур размещения заказов в первом полугодии текущего года для работников снабжения и бухгалтерии станет причиной увеличения интенсивности их труда со второго по четвертый квартал.

Примерный график поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ по итогам размещения заказов в текущем году

Оптимальные сроки для проведения процедур размещения заказов

В этом случае в течение первых месяцев текущего года работники бухгалтерии менее всего загружены обработкой первичных документов по расчетам с поставщиками, оприходованием товаров и т. п. Поэтому они могут больше времени уделить подготовке и сдаче годовой бюджетной и налоговой отчетности.

Заключение

Знание руководителем учреждения периодов особой интенсивности и загруженности в работе членов комиссий по размещению заказов, работников снабжения, финансовых служб и бухгалтерии позволит более рационально распределять трудовые ресурсы и эффективней осуществлять ведение хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

*В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона № 94-ФЗ при размещении заказов для федеральных нужд публикация информации о размещении заказов (извещения, протоколы, решения о внесении изменений в документации, отказ от закупочной процедуры) в официальном печатном издании с 01.01.2008 не требуется.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль