Опыт судебного рассмотрения споров в сфере размещения заказов

1517
С момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) накоплен значительный опыт его применения. Департамент города Москвы по конкурентной политике обобщил выводы Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) и ее территориальных органов по наиболее типичным спорам, которые возникали в сфере размещения государственных и муниципальных заказов и рассматривались в суде. Представляем разъяснения Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Согласно ст. 19 Закона № 94-ФЗ расторжение государственного либо муниципального контракта в связи с его существенным нарушением поставщиком становится причиной включения последнего в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр). Основанием для внесения в реестр является решение суда о расторжении государственных или муниципальных контрактов в связи с существенным нарушением поставщиками (исполнителями, подрядчиками) государственных или муниципальных контрактов.

Каков порядок регистрации сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), представленных заказчиками в ФАС России (ее территориальный орган)?

Сведения о недобросовестных поставщиках, представленные заказчиками в ФАС России (ее территориальный орган), регистрируются в общем порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Кроме того, Центральный аппарат ФАС России ведет отдельный журнал регистрации сведений о недобросовестных поставщиках. Журнал ведется в электронном виде и содержит следующие разделы:

1) входящий номер;

2) дата поступления в ФАС России;

3) заказчик;

4) поставщик (исполнитель, подрядчик);

5) ответственный исполнитель;

6) номер и дата приказа;

7) номер и дата решения;

8) существо решения Комиссии ФАС России;

9) сведения о выдаче предложения (предписания);

10) срок исполнения предложения (предписания);

11) сведения об исполнении решения Комиссии ФАС России об обращении в суд;

12) сведения об исполнении решения Комиссии ФАС России о возбуждении дела об административном правонарушении;

13) сведения об исполнении предложения (предписания);

14) сведения о включении в реестр (номер реестровой записи, дата размещения сведений на официальном сайте).

В целях систематизации сведений о недобросовестных поставщиках ФАС России полагает целесообразным ведение аналогичного журнала в территориальных органах ФАС России.

Как разграничены полномочия между ФАС России и ее территориальным органом по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках?

В соответствии с Законом № 94-ФЗ и постановлениями Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" и от 15.05.2007 № 292 "Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков" (далее - Положение о ведении реестра) ведение реестра осуществляется ФАС России.

Согласно п. 5.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324 (далее - Приказ № 324), территориальный орган в пределах компетенции вправе принимать решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр (об исключении из реестра).

В соответствии с п. 11 Приказа № 324 территориальные органы ФАС России наделены функциями по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта при размещении заказов. Данные функции территориальных органов ФАС России распространяются на отношения, возникающие при размещении заказов как для федеральных нужд, так и для нужд субъектов Российской Федерации, а также для муниципальных нужд.

Под функциями по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках понимаются полномочия территориальных органов ФАС России по включению сведений о недобросовестных поставщиках в реестр, исключению из реестра и по возврату таких сведений заказчику.

ФАС России вправе принять к рассмотрению сведения о недобросовестных поставщиках, подлежащие рассмотрению в территориальном органе. При этом территориальный орган после получения соответствующего уведомления ФАС России в течение одного рабочего дня направляет копии документов, содержащих упомянутые сведения, в ФАС России по факсу и (или) на адрес электронной почты, указанные в уведомлении, а оригиналы документов - по почте. При поступлении в ФАС России (в ее территориальный орган) сведений о недобросовестных поставщиках по государственному оборонному заказу ФАС России (ее территориальный орган) не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, направляет такие сведения по подведомственности в Федеральную службу по оборонному заказу.

При поступлении в ФАС России сведений о недобросовестных поставщиках, подлежащих рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такие сведения для рассмотрения по существу в соответствующий территориальный орган. При поступлении в территориальный орган ФАС России сведений о недобросовестных поставщиках, подлежащих рассмотрению ФАС России или другим территориальным органом, такие сведения должны передаваться для рассмотрения по существу, соответственно, в ФАС России или территориальный орган.

При передаче по подведомственности сведений о недобросовестном поставщике ФАС России (ее территориальный орган) направляет копии таких сведений факсимильной связью или электронной почтой не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, а оригиналы указанных документов -по почте. В случаях если сведения имеют гриф секретности, следует направлять их с учетом порядка пересылки секретных документов, установленного в ФАС России.

Сроки, в течение которых следует передать сведения о недобросовестном поставщике по подведомственности, обоснованы необходимостью соблюдения сроков, установленных законом для рассмотрения сведений о недобросовестных поставщиках, и признаются ФАС России наиболее разумными.

Каким образом принимается решение руководителя ФАС России о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр?

В соответствии с п. 6 Приказа № 324 в случаях, когда проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного контракта не проводится, сведения о недобросовестных поставщиках включаются в реестр на основании приказа руководителя ФАС России и рассматриваются следующим образом.

Исполнитель ответственного структурного подразделения ФАС России (далее -ответственный исполнитель) в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления сведений, готовит докладную записку на имя руководителя ФАС России и проект приказа руководителя ФАС России о включении сведений о недобросовестном поставщике в реестр. Докладная записка содержит данные о составе и существе представленных заказчиком сведений о недобросовестном поставщике, а также выводы о включении сведений о недобросовестном поставщике в реестр. Докладную записку подписывает руководитель соответствующего подразделения, визирует заместитель руководителя ФАС России, и с проектом приказа она направляется на утверждение руководителю ФАС России.

Сведения о недобросовестном поставщике в день принятия приказа руководителя ФАС России размещаются ответственным исполнителем в части сервера ФАС России посредством защищенной сети "VipNet" путем формирования заявки в автоматизированной системе "Реестр недобросовестных поставщиков"(далее - АС РНП) в портале, расположенном по адресу: http://portal/systems/ default.aspx.

Размещение сведений по заявкам на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для помещения информации о размещении заказов -www.zakupki.gov.ru - осуществляется непосредственно в день ее формирования ответственным исполнителем ФАС России, осуществляющим администрирование поступающих заявок.

В соответствии со ст. 19 Закона № 94-ФЗ срок для размещения сведений о недобросовестном поставщике на официальном сайте не должен превышать трех рабочих дней со дня их поступления.

Аналогичный порядок рассмотрения сведений о недобросовестных поставщиках в случаях, когда проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта не проводится, ФАС России предлагает к использованию в территориальных органах ФАС России.

Каким образом Комиссия ФАС России принимает решение о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр?

При проведении проверок фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного контракта ФАС России осуществляет следующие действия.

Ответственный исполнитель в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления сведений о недобросовестном поставщике, направляет заказчику и лицу, в отношении которого поданы такие сведения (далее - стороны), уведомления о месте и времени рассмотрения таких сведений Комиссией ФАС России (далее - уведомления).

Уведомления направляются телеграммой либо иным способом, позволяющим подтвердить надлежащее оповещение сторон. При этом они направляются сторонам по юридическому адресу, в случае если не указан или не известен адрес для получения почтовой корреспонденции. Уведомления направляются по почтовому (фактическому) адресу, если таковой содержится в сведениях о недобросовестном поставщике, представленных заказчиком, или документации по торгам (запросу котировок) на официальном сайте либо на сайте поставщика (подрядчика, исполнителя) в сети Интернет.

В уведомлениях ФАС России указывает, что полномочия представителей сторон должны быть подтверждены соответствующими документами, а полномочия участника размещения заказа, в отношении которого поданы сведения, должны включать и право представителя подписать государственный контракт. Уведомления содержат указания сторонам о необходимости представить все документы и информацию, касающиеся размещения заказа, по которому поданы сведения, в т. ч. представить соответствующий законодательству о размещении заказов государственный контракт, подготовленный к заключению по итогам размещения данного заказа (в случае если государственный контракт по данному размещению заказа не заключен).

Рассмотрение сведений о недобросовестных поставщиках Комиссией ФАС России осуществляется в порядке, предусмотренном методическими рекомендациями ФАС России по рассмотрению жалоб. При этом рассмотрение сведений по существу начинается с доклада ответственного исполнителя о составе представленных сведений и существе рассматриваемого вопроса.

Подлежат ли рассмотрению ФАС России сведения о недобросовестных поставщиках, если факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта имел место до 29 мая 2007 г. (т. е. до даты вступления в силу Положения о ведении реестра)?

При рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках следует учитывать, что полномочия ФАС России по ведению реестра установлены с 29 мая 2007 г., т. е. с даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 15.05.2007 № 292. Сведения о недобросовестных поставщиках до указанной даты рассматривали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (если органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации такие акты о ведении реестра были приняты).

Таким образом, сведения о недобросовестных поставщиках, представленные заказчиками по фактам уклонения участников размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта, имевших место до 29 мая 2007 г., рассмотрению не подлежат. Данные сведения возвращаются заказчикам, подавшим такие сведения, с обоснованием причин отказа.

Подлежат ли включению в реестр сведения о недобросовестных поставщиках, с которыми государственный (муниципальный) контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке?

Согласно ст. 19 Закона № 94-ФЗ и Положению о ведении реестра в случае расторжения государственного или муниципального контракта заказчик направляет в территориальное подразделение ФАС копию соглашения о расторжении контракта или копию решения суда о расторжении контракта, из которых должно следовать, что государственный или муниципальный контракт расторгнут в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.

Согласно ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Таким образом, Законом № 94-ФЗ не предусмотрена возможность расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке. Следовательно, сведения о таком участнике размещения заказа в случае расторжения с ним контракта заказчиком в одностороннем порядке включению в реестр не подлежат. Такие сведения направляются в органы прокуратуры и внутренних дел для принятия соответствующих мер, в т. ч. для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц заказчика состава преступления.

Необходимо отметить, что в случае если из копии соглашения о расторжении контракта или копии решения суда о расторжении контракта не следует, что контракт расторгнут в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта, такие документы подлежат возврату заказчику на основании п. 11 Положения о ведении реестра, при этом сведения о недобросовестном поставщике в реестр не включаются. Под существенными условиями государственного (муниципального) контракта ФАС России понимает условия, которые указаны в ч. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ.

Какое решение следует принимать в отношении сведений о недобросовестных поставщиках, с которыми государственный (муниципальный) контракт расторгнут после 1 октября 2007 г. по соглашению сторон в связи с существенным нарушением условий контракта?

Согласно пп. 6 и 7 Приказа № 324 и ст. 19 Закона № 94-ФЗ с учетом норм Федерального закона от 24.07.2007 № 218-ФЗ сведения о недобросовестных поставщиках, с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты после 1 октября 2007 г., подлежат включению в реестр только на основании судебного решения о расторжении государственного (муниципального) контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.

Таким образом, с 1 октября 2007 г. ст. 19 Закона № 324 не предусматривается возможность включения сведений о недобросовестных поставщиках в реестр в случае расторжения с ними государственных (муниципальных) контрактов по соглашению сторон, в т. ч. в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Включаются ли сведения в отношении одного и того же поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр, если сведения о нем уже содержатся в реестре?

В соответствии с п. 16 Положения о ведении реестра сведения о недобросовестном поставщике, включенные в реестр, образуют одну реестровую запись. Каждое решение о включении сведений о недобросовестном поставщике в реестр образует самостоятельную реестровую запись, которая имеет собственные сроки включения в реестр (исключения из него) и не зависит от наличия или отсутствия иных реестровых записей в отношении одного и того же недобросовестного поставщика.

Таким образом, сведения в отношении одного и того же поставщика (исполнителя, подрядчика) включаются в реестр по всем установленным фактам уклонения (в т. ч. по каждому лоту) от заключения государственного (муниципального) контракта, включая случаи расторжения контрактов с недобросовестным поставщиком в связи с существенным нарушением им условий контрактов.

Каким образом ФАС России осуществляет размещение информации о недобросовестных поставщиках на официальном сайте?

ФАС России ведет реестр недобросовестных поставщиков в электронном виде путем использования АС РНП (Автоматизированная система Реестр недобросовестных поставщиков).

Сведения о недобросовестном поставщике в день принятия приказа руководителя ФАС России или вынесения решения Комиссии ФАС России размещаются ответственным исполнителем в части сервера ФАС России посредством защищенной сети "VipNet" путем формирования заявки АС РНП в портале, расположенном по адресу: http://portal/systems/default.aspx.

Ответственный исполнитель формирует заявку на включение сведений о недобросовестном поставщике путем заполнения следующих страниц в заявке на включение сведений о недобросовестных поставщиках в АС РНП (в заявке обозначены жирным шрифтом с подчеркиванием):

  • сведения о заказчике;
  • сведения о поставщике;
  • сведения о заявке;
  • сведения для внесения в реестр;
  • представленные документы.

После заполнения приведенных выше страниц сформированную заявку необходимо сохранить. Размещение сведений по заявкам на официальном сайте осуществляется непосредственно в день ее формирования ответственным исполнителем ФАС России, осуществляющим администрирование поступающих заявок.

В каком порядке реестровая запись о недобросовестном поставщике исключается из реестра?

В соответствии с ч. 10 ст. 19 Закона № 94-ФЗ сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра по истечении двух лет со дня их внесения.

Следует отметить, что АС РНП осуществляет исключение реестровых записей по сведениям о недобросовестных поставщиках по истечении двухлетнего срока со дня их внесения в реестр в автоматическом режиме и без совершения подтверждающих действий ответственных исполнителей.

Пунктом 10 Приказа № 324 установлено, что в решениях о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков необходимо указывать период включения таких сведений. Центральным аппаратом ФАС России применяется и рекомендуется к использованию территориальными органами ФАС России следующая формулировка включения сведений в реестр: "Сведения, представленные федеральным агентством в отношении ООО "***" (000000, Московская область, г. Химки, ул. Зайцева, д. 1-А, ИНН 0000000000), включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта сроком на два года".

Таким образом, для исключения сведений о недобросовестном поставщике из реестра вынесения отдельного приказа или решения не требуется.

Каков порядок предоставления сведений из реестра недобросовестных поставщиков?

Реестр ведет ФАС России в соответствии со ст. 19 Закона № 94-ФЗ и Положением о ведении реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, доступны для ознакомления на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

АС РНП позволяет неограниченному кругу лиц, т. е. любым пользователям сайта, самостоятельно получить информацию о наличии или об отсутствии сведений о недобросовестных поставщиках в реестре.

Пунктом 22 Положения о ведении реестра предусматривается возможность предоставления информации о наличии или об отсутствии сведений о недобросовестных поставщиках только в отношении сведений, находящихся в архиве.

Таким образом, законодательством о размещении заказов не предусмотрена возможность предоставления ФАС России справок (выписок) о наличии или об отсутствии сведений о недобросовестных поставщиках, находящихся в реестре.

Может ли юридическое (физическое) лицо, сведения о котором включены в реестр, принять участие в запросе котировок?

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить требование к участникам размещения заказа об отсутствии в реестре сведений об участниках размещения заказа.

Таким образом, при проведении запроса котировок Законом № 94-ФЗ не предусмотрено право заказчика, уполномоченного органа устанавливать требования к участникам размещения заказа в виде отсутствия в реестре сведений об участниках размещения заказа. Соответственно, любое юридическое (физическое) лицо, сведения о котором включены в реестр, вправе принять участие в запросе котировок.

Подлежат ли рассмотрению сведения о недобросовестных поставщиках, уклонившихся от заключения контрактов при размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в порядке, предусмотренном пп. 1-7, 11-20, 22 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ?

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона № 94-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта.

Следует отметить, что при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании, предусмотренном указанными пунктами, такой поставщик не может признаваться уклоняющимся от заключения контракта.

Таким образом, при размещении заказа в порядке, предусмотренном данными пунктами, сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике), отказавшемся от заключения контракта, включению в реестр не подлежат. Сведения о включении в реестр поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, предусмотренном пп. 8, 9, 10 и 21 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, рассматриваются в общем порядке.

Уклонение от заключения государственного контракта

В каких случаях следует проводить проверку фактов уклонений участников размещения заказа от заключения государственных (муниципальных) контрактов?

Согласно ст. 19 Закона № 94-ФЗ, п. 12 Положения о ведении реестра и п. 1 Приказа № 324 проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственных или муниципальных контрактов не проводится:

  • при расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) его условий;
  • при представлении заказчиком документов, из которых прямо следует, что участник размещения заказа отказывается заключить контракт.

К документам, из которых прямо следует отказ участника размещения заказа заключить государственный или муниципальный контракт, ФАС России относит копию решения суда, арбитражного суда о понуждении участника размещения заказа заключить контракт, а также копию уведомления победителя конкурса (аукциона), победителя в проведении запроса котировок, единственного участника размещения заказа об отказе от заключения контракта. Уведомление об отказе от заключения контракта - это документ, в тексте которого прямо указано, что участник размещения заказа отказывается заключить государственный или муниципальный контракт.

Наиболее распространенными причинами отказа от заключения контракта, на основании которых сведения об участнике размещения заказа подлежат включению в реестр, являются причины, указывающие на возникновение у участника размещения заказа обстоятельств (за исключением форс-мажорных), влекущих невозможность заключения им контракта, например:

  • поломка оборудования, повреждение (обнаружившийся дефект) поставляемого товара или его отсутствие;
  • повышение рыночной цены товара (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которого должен быть заключен контракт;
  • нарушение сроков поставки товара (выполнения работы, оказания услуги), указанных в конкурсной документации (документации об аукционе), проекте контракта и в заявке на участие в конкурсе (аукционе) участника размещения заказа.

Как правило, в случае возникновения у участника указанных обстоятельств, влекущих невозможность заключения им контракта на условиях, указанных в проекте контракта, составленного в соответствии с условиями торгов (запроса котировок), такой участник предлагает заказчику заключить контракт на других условиях. Представление участником размещения заказа предложения о заключении контракта на условиях, отличающихся от тех, которые указаны в проекте контракта, составленного в соответствии с условиями торгов (запроса котировок), также следует расценивать как отказ от заключения контракта и безусловное основание для включения сведений о таком участнике размещения заказа в реестр.

Кроме того, в составе сведений о недобросовестном поставщике может быть представлен протокол разногласий. В таком протоколе должно содержаться предложение участника размещения заказа заключить контракт на условиях, отличных от содержащихся в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе, котировочной заявке). В этом случае протокол разногласий следует рассматривать в качестве документа, свидетельствующего об отказе от заключения контракта, если он подписан законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа.

Уведомление об отказе от заключения контракта должно быть представлено в виде письменного или электронного документа, подписанного законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, отказавшегося от заключения контракта.

При представлении заказчиком в ФАС России такого уведомления ФАС России принимает решение о включении сведений в реестр без проведения проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.

Уведомление об отказе от заключения контракта, не подписанное или подписанное лицом, не являющимся законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, не может являться основанием для включения сведений о таком участнике размещения заказа в реестр.

Также не может являться основанием для включения сведений в реестр уведомление, из которого следует, что участник размещения заказа отказался от заключения контракта в связи с неправомерными действиями заказчика, такими как:

  • требование заказчика заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе, котировочной заявке);
  • требование заказчика предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе);
  • допуск к участию в процедурах размещения заказа участника размещения заказа, представившего заявку на участие в торгах (котировочную заявку), в которой содержатся условия исполнения контракта, не соответствующие конкурсной документации, документации об аукционе (извещению о запросе котировок) - например, при проведении конкурса на поставку столов участник представил заявку с предложением на поставку стульев.

В данном случае сведения об участнике размещения заказа не подлежат включению в реестр, а в отношении лиц, нарушивших порядок отбора такого участника размещения заказа, рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

Если в документах, представленных заказчиком, не содержится уведомление участника размещения заказа об отказе от заключения контракта, ФАС России считает целесообразным проведение проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. Проверку целесообразно проводить, если:

  • в уведомлении об отказе заключить контракт не указана причина такого отказа;
  • уведомление подписано лицом, не являющимся законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа;
  • участник размещения заказа указывает на неполучение им проекта контракта от заказчика или на получение проекта контракта, составленного не по условиям торгов (запроса котировок).


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль