Долгосрочная бюджетная стратегия

2091
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования - это увязка проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения. А способность грамотно спланировать бюджет в условиях финансового кризиса является своего рода искусством.

Бюджетное планирование и финансовый кризис

Долгосрочным экономическим планированием развития бюджетной сферы уполномочены заниматься Министерство экономического развития и Минфин России. И до самого последнего времени прогнозы экономического развития, представленные этими министерствами в проектах бюджетной стратегии на долгосрочную перспективу, существенно различались. Многие проекты долгосрочных прогнозов доступны в сети Интернет и были опубликованы в средствах массовой информации. Однако мировой кризис, разразившийся осенью прошлого года, на время примирил Минэкономразвития и Минфин России.

С учетом сложившейся ситуации на мировых рынках Минфин России обратился с просьбой к правительству отложить срок внесения 15-летней бюджетной стратегии до 1 апреля 2009 г. Напомним, что ранее срок был установлен на 20 ноября 2008 г.

Кризис внес свои коррективы. Если до ноября 2008 г. Минфин России не слишком согласовывал свои взгляды на бюджетную стратегию с Минэкономразвития, то с наступлением кризиса было решено учесть макроэкономический прогноз, который Минэкономразвития должен был представить правительству к 1 декабря 2008 г.

Из-за нестабильной ситуации в условиях мирового кризиса подготовленный к началу зимы макроэкономический прогноз успел устареть. 2 декабря 2008 г. правительству была обещана разработка не одного, а целых трех вариантов сценария макропрогноза: пессимистический, базовый и оптимистический.

Камень преткновения возможного сценария развития событий - цена нефти. Для базового варианта в декабре 2008 г. ее принимали как 50 долл. за баррель. Оптимистический прогноз исходил из 60 долл. за баррель, пессимистический -30 долл. При этом сотрудники министерства предполагали, что в 2010 г. нефть в среднем будет стоить 55 долл. за баррель, в 2011 г. - 60 долл.

Характерно, что уже 2 декабря 2008 г. цена на нефть упала ниже 50 долл. И, что еще важнее, появились документальные свидетельства того, что это еще не предел. Национальное бюро экономических исследований США заявило, что американская экономика находится в глубокой рецессии (сокращение производства) и за финансовым кризисом пришел экономический.

Рецессия, согласно традиционному определению, - это снижение ВВП в течение двух кварталов подряд. Но, по мнению Национального бюро экономических исследований США, рецессия стартовала еще год назад - в декабре 2007 г. Срок больше года - отнюдь не предел для американцев: рецессия начала 80-х гг. длилась 16 месяцев. Налицо все признаки того, что этот рекорд будет побит. Сейчас в США индекс производственной активности самый низкий с 1982 г. Для России это означает одно: при сокращении спроса цены на нефть имеют все шансы продолжать движение вниз.

Наивно полагать, что прогнозисты Минэкономразвития не знакомы с общедоступными фактами. Поэтому наверняка, как и в случае с бюджетом-2009, прогнозы будут дополняться, перерабатываться и изменяться. Что ж, согласно законам Мэрфи чиновник запрограммирован на расширение сферы своей деятельности, причем совершенно независимо от ее полезности.

Основные трудности бюджетной стратегии

На 234-м пленарном заседании Совет Федерации в рамках Правительственного часа заслушал информацию Министра финансов РФ о бюджетной стратегии на период до 2023 г.

В проект 15-летней бюджетной стратегии заложено, что в ближайшее время Российская Федерация испытает две большие трудности:

  • резкое снижение численности трудоспособного населения;
  • негативные последствия зависимости экономики страны от сырьевого экспорта.

По итогам выступления Министра финансов РФ Советом Федерации было принято постановление о бюджетной стратегии на долгосрочный период.

Рассмотрим это постановление с точки зрения последовавших за ним мероприятий (таблица).

Долгосрочная бюджетная стратегия

Следует отметить, что в России структурные сдвиги экономики, связанные со сравнительно медленным ростом нефтегазового сектора, а также повышение реального обменного курса рубля приводят к сокращению удельного веса этого сектора в экономике. А в условиях, когда налоговая нагрузка в нефтегазовом секторе значительно превышает нагрузку в других секторах, указанная тенденция ведет к сокращению бюджетных доходов. К этому добавляются колебания цен на углеводороды, существенно воздействующие на поступление налогов из нефтегазового сектора.

Бюджетная стратегия до 2023 года

По мнению Министра финансов РФ А. Кудрина, бюджетная стратегия подлежит пересмотру каждые 2 года. Это необходимо для того, чтобы государство могло принимать долгосрочные федеральные целевые программы на основе увязки долгосрочных планов с возможностями бюджета.

В итоге долгосрочных параметров бюджета, которые, как предполагалось, к концу 2008 г. определит Минфин России в бюджетной стратегии до 2023 г., в ближайшее время не появится. Минфин России обратился с просьбой к правительству отложить срок внесения бюджетной стратегии до 1 апреля 2009 г., мотивируя свою просьбу необходимостью учесть в документе новый макроэкономический прогноз на 2008-2012 гг.

Тем не менее, на сегодняшний день проект бюджетной стратегии Минфина России предлагает следующий сценарий развития событий.

2009 год

Возрастут нагрузки на чиновников Минфина России. Это и составление антикризисных документов, прежде всего - экономических прогнозов, и оперативный пересмотр ориентиров.

Даже в кризисном 2009 г. правительство предполагает обеспечить все планируемые выплаты по социальным статьям и основным программам.

2010 год

Начнется самое трудное - процедура выхода из кризиса. Возникнет острая необходимость избавления от старого производства, модернизации, совершенствования налоговой системы для облегчения производства и возможности его заняться модернизацией.

Минфин России предлагает с 2010 г. заменить единый социальный налог (ЕСН) страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды. При этом со временем данные взносы будут платить все, включая предприятия, применяющие специальные налоговые режимы или работающие в особых экономических зонах.

Одновременно предлагается проиндексировать шкалу ЕСН с учетом роста зарплат. Будут установлены единые шкалы ставок взносов для всех налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Для этих категорий льготные шкалы ставок взносов (параметры которых также будут ежегодно будут индексироваться) планируется отменить только в 2020 г.

К 2010 г. средняя прибавка трудовой пенсии составит 940 руб., к 2012 г. не будет отставать от средних зарплат в экономике.

Расходы на здравоохранение предполагается увеличить до 4,2% ВВП, на образование - до 4,1%.

2011 год

Профицит федерального бюджета составит 57 млрд руб. (для сравнения: в 2005 г. профицит составил 59 млрд руб.). Установленное бюджетным законодательством закрепление налоговых доходов за бюджетами субъектов Российской Федерации, а также стабильность принципов предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета обеспечат рост доходов субъектов РФ до 7 881,7 млрд руб., из них налоговые доходы составят, соответственно, 6 208 млрд руб.

2012 год

По сравнению с 2007 г. в 2012 г. нефтегазовые доходы с 8,8% ВВП упадут до 5,7%.

Изменится соотношение объемов расходов на оборону. Если сейчас на содержание вооруженных сил приходится 60%, а на расходы по оснащению - 40%, то к 2012 г. это соотношение должно составить 50% / 50%. Заданная цель диктует очень жесткие требования к оптимизации текущих расходов и численности Вооруженных Сил РФ.

Расходы на правоохранительную деятельность и безопасность сократятся при повышении результативности работы органов в этой сфере. Расходы по данному направлению сравняются с расходами на вооруженные силы страны.

Будут продолжены сокращение контингента, по статусу приравненного к военнослужащим, и перевод на гражданскую службу. Оптимизация должна затронуть военнослужащих и приравненных к ним лиц в системе МЧС, Минюста, ФСБ, МВД и других органов.

2013 год

Минфин предлагает отменить выплаты из бюджета профессиональных пенсий с 45 лет и ранее (шахтерам, химикам, летчикам, металлургам и т. д.). Вся нагрузка будет переложена на работодателей за счет увеличения ставки налоговых отчислений для этих отраслей.

2014 год

Федеральная казна может столкнуться с дефицитом из-за уменьшения нефтегазовых доходов, за счет которых страна жила последние десять лет, а также с дефицитом пенсионной системы, связанным с демографической ситуацией.

2015 год

Предполагается, что средняя продолжительность жизни в стране будет устойчиво расти - в среднем до 75 лет, а смертность - снижаться. Статистики утверждают: с 2008 г. численность населения трудоспособных возрастов в России будет снижаться почти на 1 миллион в год.

Эти два факта означают введение с 2015 г. непопулярной при нынешнем уровне смертности и слабом росте продолжительности жизни меры - увеличения пенсионного возраста. Возможно, для начала будет стимулироваться добровольный поздний выход людей на пенсию. Например, размер недополученных человеком пенсионных денег за период отложенного выхода на заслуженный отдых (например, не в 60 лет, а в 63 года) материализуется в надбавку к пенсии с индексацией по инфляции или по средней зарплате.

Для справки: сейчас добровольный поздний выход на пенсию тоже не запрещен. Однако будущий пенсионер много теряет. Хотя при оформлении пенсии в более позднем возрасте ее страховая часть пересчитываете в сторону увеличения, вся недополученная базовая часть пенсии человеком теряется. Между тем, люди должны увидеть реальную финансовую выгоду от добровольного более позднего выхода на пенсию. А государство, в свою очередь, сможет увеличивать средний размер пенсии и обеспечивать более благополучную старость. Предприятиям это также пойдет только на пользу.

2016 год

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) сократятся на одну ракетную армию и три ракетные дивизии. Перспективный облик РВСН обусловлен, с одной стороны, поставленными задачами по осуществлению ядерного сдерживания, а с другой - реальными возможностями государства по развитию своей военной организации.

2017 год

В репродуктивный возраст вступит наиболее малочисленное поколение рожденных в конце 90-х годов. Доля нетрудоспособного населения в России может превысить трудоспособную часть на 15-17 млн человек. Бюджетная система станет дефицитной.

2018 год

В результате предыдущих инвестиций в разработку нефтегазовых месторождений и геологоразведку увеличится объем добычи углеводородов. Впрочем, если уровень инвестиций не начнет увеличиваться, 2018 г. ничем не будет отличаться от предыдущих лет.

2019 год

По пессимистичному сценарию, если правительство в 2011 г. почувствует, "что ситуация совсем драматическая", и начнет тратить "по сути второй резервный фонд" то к 2019 г. могут закончиться деньги в Фонде будущих поколений. Настанет очередь Резервного фонда.

2020 год

В связи с ухудшением соотношения численности работников и пенсионеров ставка пенсионных взносов с заработной платы будет увеличена в первом диапазоне на 3%. Эти средства будут направлены на финансирование страховой части пенсий.

2021 год

Предполагается, что ВВП начнет прирастать на 3% ежегодно.

2022 год

Если в 2010 г. ставка НДС будет снижена до 12%, то к 2022 г. будет потрачен не только Фонд будущих поколений, но и Резервный фонд.

2023 год

По сравнению с 2007 г. в 2023 г. нефтегазовые доходы с 8,8% ВВП упадут до 3,1%. Расходы на здравоохранение предполагается увеличить до 5,4% ВВП, на образование - до 4,8%.

Особняком стоят вопросы, связанные с силовыми ведомствами. Необходимость сохранения расходов на национальную оборону на достигнутом уровне потребует более жестких ограничений по приросту расходов. В реальном выражении они должны прирастать в меру роста экономики - около 6% в соответствии с прогнозом. В период до 2023 г. планируется провести модернизацию Вооруженных Сил РФ и оснастить их техникой нового поколения.

2023 год + 2 года

В середине ноября 2008 г. Национальный совет по разведке США выпустил 120-страничный доклад "Глобальные тенденции к 2025 г.: изменившийся мир" (www.dni.gov/nic/NIC_2025_project.html).

По мнению американских разведчиков, ситуацию в мире по-прежнему будут определять финансы и энергоносители. Например, доллар перестанет быть единственной глобальной валютой, и США, соответственно, станут "первыми среди равных".

Россия в этом докладе играет отнюдь не лидирующую роль. Больше внимания уделено Китаю и Индии. К нашей стране приблизительно такая же доля внимания, как к Бразилии и Ирану. К России относятся несколько сценариев, в т. ч. связанных с ценами на нефть. По оценкам американских разведчиков, цена на нефть, скорее всего, будет держаться в пределах 50-70 долл. в среднем в течение следующих 15 лет. Это приведет Россию к насущной необходимости диверсификации экономики (перехода от сырьевой к инновационной модели развития).

Кроме диверсификации для приближения к статусу мировой державы России требуется выполнение еще трех условий:

  • искоренение коррупции;
  • повышение уровня инвестиций в жизненно важную для страны энергетическую отрасль;
  • осуществление инвестиций в человеческий капитал.

Несмотря на то что население нашей страны к 2025 г. сократится до 130 млн человек, Россия останется "крупнейшей энергетической державой, способной определять будущее Европы" Ведь Европа так и не сможет побороть свою зависимость от импорта энергоресурсов. Например, газа к 2025 г. она будет потреблять на 60% больше, чем по итогам 2007 г. При этом "многие нынешние производители нефти утратят свои позиции, и около 40% производимой нефти будет сосредоточено в руках шести государств - России, Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта, ОАЭ и Ирака" Неожиданным подарком для России может стать глобальное потепление. Кроме плюсов для сельского хозяйства оно принесет еще и доступ к арктическим месторождениям нефти и газа. Кстати, наши бюджетные стратеги почему-то упустили из виду глобальное изменение климата и охрану окружающей среды.

Заключение

Народная мудрость гласит: предупрежден - значит, вооружен. Долгосрочное планирование дает руководителям и финансовым работникам ориентиры для принятия решений уже сегодня. Поэтому если руководитель не является приверженцем принципа"после нас хоть потоп", то, принимая решения о развитии и стратегии бюджетного учреждения в условиях рынка, он должен уже сейчас закладывать фундамент благополучия бюджетного учреждения. А предлагаемая Минфином России долгосрочная бюджетная стратегия будет своего рода "подсказкой".

Бухгалтеру на заметку

Налогообложение компенсаций военнослужащим

Ежегодная денежная компенсация в размере 600 руб. на самого военнослужащего и 300 руб. на его супругу и каждого его несовершеннолетнего ребенка, установленная п. 4 ст. 16 Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", должна облагаться НДФЛ.

Вместе с тем, в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат НДФЛ доходы, не превышающие 4000 руб. за налоговый период, в частности в виде суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту. Данная норма может применяться также в отношении материальной помощи, выплачиваемой военнослужащим, сообщил Минфин России в письме от 27.01.2009 № 03-04-08-01/9.

Источник: ИА "Клерк.Ру"

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×