Как бороться с разгильдяйством на работе?

2657
Как бороться с разгильдяйством на работе?
Во многих учреждениях все острее встает проблема сотрудников-профессионалов. Особенно актуален этот вопрос в бухгалтерии. И дело не в опыте работы и даже не в сертификатах и дипломах, с этим-то как раз все в порядке. Речь идет об основополагающих качествах, которыми должен обладать каждый уважающий себя сотрудник: здравый смысл и ответственность. На деле же мы намного чаще, чем хотелось бы, слышим: "А я думал... Забыл... Перепутал... Не успел..." Попробуем разобраться, в чем причина разгильдяйства на работе и как бороться с этим нежелательным явлением.

Кто такие разгильдяи и откуда они берутся?

Казенная служба — последнее прибежище разгильдяя.
Бойс Пенроуз

На вопрос о том, кто же такой раз­гильдяй, отвечает толковый словарь Ушакова: "Беспорядочный, неаккурат­ный и нерадивый в делах человек, рази­ня". В современном обществе у "раз­гильдяя" есть много синонимов: без­дельник, лодырь, лентяй, халявщик и т. д.

Обычно люди подобного склада предпочитают должности, на которых можно создавать видимость бурной деятельности, при этом реально ни за что не отвечая и сильно не перенапря­гаясь.

Если разгильдяй просто "спихивает" с себя работу, то ему порой удается быть достаточно хорошим начальником (при условии, что он окружен добросовест­ными исполнителями). Однако неред­ки ситуации, когда разгильдяя "зано­сит" на абсолютно не подходящую для него работу. Так, работа бухгалтера и финансиста наименее пригодна для халявщиков. Но в некоторых случаях (например, благодаря родственным и дружеским связям) нерадивые со­трудники просачиваются и в финансо­вую сферу.

Многие ошибки, допущенные из-за разгильдяйства, на первый взгляд ка­жутся мелочью. Ушедшая по ошибочно введенным реквизитам платежка, опоз­дание на важное совещание, лишний нолик в отчете - перечислять можно долго. Подобные "неточности" чреваты серьезными неприятностями не только для конкретного сотрудника или отде­ла, но и для учреждения в целом.

Можно ли перевоспитать разгильдяя?

…У людей есть такие свойства, которые не
в состоянии изменить никакая революция.
Анатоль Франс

Перевоспитание разгильдяя - про­цесс тяжелый, длительный, но реаль­ный.

Если сотрудник находится в вашем непосредственном подчинении и вы можете повлиять на его зарплату, усло­вия труда и т. д., то перевоспитание - реальная задача. Сложнее с теми, кто выше по статусу и на кого отсутствуют рычаги влияния. В подобной ситуации лучше расслабиться и поменять свое от­ношение к происходящему, нежели огорчаться и злиться от бессилия.

Вот несколько простых рекомендаций по перевоспитанию разгильдяя среди сотрудников:

  • ставьте только четкие цели;
  • определите круг полномочий, чтобы ста­ло понятно, когда сотрудник имеет право думать самостоятельно, а когда ему необ­ходимо идти за советом к вам и только после этого начинать действовать;
  • обозначьте точки контроля: предвари­тельный, промежуточный, заключитель­ный, тотальный. Оговорите с подчинен­ным, когда и как вы планируете контролировать его работу. Соблюдайте установленные договоренности, чтобы человек не расслаблялся;
  • не оставляйте без внимания случаи, ког­да человек что-то не доделал, не довел до конца, сделал с ненадлежащим качест­вом. Требуйте, чтобы все было доделано вовремя, качественно и без ошибок.

Некоторые люди пугаются, читая этот список: да меня же назовут тираном и деспотом! Да, возможно. Но задумай­тесь: действительно ли вы хотите рабо­тать в благостной атмосфере всеобщего разгильдяйства и попустительства, регу­лярно спасая ситуацию ценой собствен­ного здоровья и свободного времени?

Намного лучше, если люди будут ува­жать вас не за слабость и мягкотелость, а за справедливость и умение наладить процесс работы.

Самая эффективная стратегия - это привнести любовь к порядку в корпора­тивную культуру. Чтобы все понимали, как их работа влияет на имидж органи­зации и в конечном счете - на условия их труда и зарплату.

Каждый человек стремится к тому, чтобы его уважали. Если в коллективе сложится нетерпимое отношение к раз­гильдяйству, то работать в таком окру­жении будет комфортно только тем лю­дям, которые вписываются в корпора­тивную культуру. Остальным придется либо подстраиваться, либо думать о том, куда идти дальше.

Но если тот человек, который еще недавно не отличался любовью к труду, начинает подавать признаки исправления - обязательно поощрите его! Ска­жите ему о том, что вы видите его про­гресс. Сделайте так, чтобы ему самому было выгодно и интересно совершен­ствоваться. Иногда происходят настоя­щие чудеса - люди меняются, и доволь­но стремительно.

Защита от разгильдяйства

Мудрец велик и в маленьких вещах; бездельник мал и в самых великих.
Пьер Буаст

В нашей жизни часто происходят внезапные и неожиданные события. В работе бухгалтеров и финансистов такими событиями являются периоды подготовки и сдачи отчетности. Что­бы в эту горячую пору не стать жерт­вой разгильдяйства сотрудников, возьмите на вооружение несколько рекомендаций.

Если кто-то из ваших сотрудников часто со­вершает ошибки и вы слышите одни лишь оправдания, стоит предпринять меры:

  • "Я думал, что..." Очень часто люди думают, что они правильно поняли задачу, но это не всегда так. Для того чтобы вовремя по­нять, что пошло неправильно, необходимо в любом деле четко определять цель и критерии ее достижения (что необходи­мо сделать, какие детали требуется обяза­тельно учесть, с кем это необходимо согла­совать, с какими источниками информации свериться, до какого срока это все должно быть сделано, сколько это может стоить, сколько времени займет и т. д.).
  • "Я забыл..." Говорят, что самый тупой ка­рандаш острее самой острой памяти. Фиксируйте все, что сотрудники могут за­быть или перепутать, на материальных носителях - либо в электронном, либо в печатном виде.
  • "Я перепутал..." Заведите полезную при­вычку всю информацию обязательно дуб­лировать письменно, и, если важность того или иного дела высокая - контроли­ровать исполнение до, во время и после завершения работы.
  • "Вы меня не спросили..." Четко разделяй­те зоны ответственности и контроля. Каждый сотрудник должен знать, за что он отвечает, как, когда и кому он должен отчитываться, в каких ситуациях сам дол­жен задавать вопросы, не дожидаясь, ко­гда спросят его.

Ошибки случаются у каждого челове­ка, например, когда сотрудник плохо себя чувствует, его отвлекли, он был пе­регружен работой. У разгильдяев же ча­стота возникновения ошибок во много раз чаще, чем у среднестатистических сотрудников.

Чтобы не стать жертвой разгильдяйства, некоторые руководители принимают неправильное решение -загружают работой только надежных сотрудников и стараются ничего значимого не поручать ненадежным.

Учитывая высокую вероятность совер­шения ошибки, нужно еще на этапе планирования заложить достаточно времени и возможностей для ее ис­правления. Желательно исправление ошибки доверить тому, кто ее допу­стил. В цирке, если у артиста не удался какой-то номер, обычно стремятся к тому, чтобы артист снова вышел на арену и завершил номер самостоятель­но. Этот принцип можно применять и в офисной работе.

Со временем эта тактика приводит к ряду негативных последствий. Надеж­ные работники слишком сильно устают и начинают совершать больше ошибок, чем раньше. Иногда они даже заболева­ют от того, что мало отдыхают и не ус­певают восстановить свои силы. Кроме того, они замечают, что вокруг них ра­ботают люди, которые напрягаются го­раздо меньше и... часто получают точно такую же зарплату. В конце концов все эти факторы могут привести к тому, что надежный сотрудник "испортится" или уволится.

Любой человек (если, конечно, он здоров) может справиться с работой, со­ответствующей его возможностям и компетенциям. Поэтому стремитесь к равномерному распределению рабо­чей нагрузки.

Эффективность вместо разгильдяйства

За что люблю я разгильдяев,
Блаженных духом, как тюлень,
Что нет меж ними негодяев
И делать пакости им лень.

Игорь Губерман

Если разделить людей на категории "активный" - "пассивный" и "ум­ный" - "ограниченный", то получится 4 типа (по сочетанию характеристик деятельности и умственных способно­стей). Самые опасные сотрудники - это умственно ограниченные и при этом очень активные. Именно они могут причинить огромные неприятности, при этом не осознавая, что делают.

Широко распространено заблужде­ние о том, что высокая производитель­ность труда возможна только при рабо­те на износ, когда человек ни на секун­ду не останавливается, стремясь ис­пользовать по максимуму все свое рабочее время. Но это не так.

Можно не делать лишних движений и не проводить "у станка" по 12-14 ча­сов в сутки, но при этом работать с вы­сокой эффективностью. А можно ими­тировать бурную деятельность (все время о чем-то разговаривать по теле­фону, встречаться с людьми, оформ­лять огромное количество бумаг и т. д.) и при этом быть совершенно неэффек­тивным!

Эффективность - это выполнение поставленных задач своевременно и без ошибок.

И если в ваш коллектив случайно "затесался" халявщик, постарайтесь создать такие условия, чтобы работать спустя рукава было ему самому невы­годно, непрестижно, неуместно. А за­страховаться от разгильдяйства или пе­ревоспитать нерадивого коллегу вам поможет применение на практике при­веденных выше рекомендаций.

Источник: "Финансовый справочник бюджетной организации"

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль