Автономия учреждений улучшает качество их работы. Это доказанный факт

1711
Президент России Дмитрий Медведев 8 мая 2010 года подписал Федеральный закон № 83-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Его принятие вызвало широкий резонанс и неоднозначное обсуждение в профессиональных кругах - что ждет бюджетные учреждения, сократится ли финансирование, не станут ли все госуслуги платными, как изменится кадровая политика, кто и за что теперь отвечает? Прокомментировать перспективы планируемых изменений для учреждений сферы образования мы попросили ведущих экспертов в области реформирования системы образования: Ирину Всеволодовну Абанкину, канд. экон. наук, директора Института развития образования ГУ-ВШЭ (Государственного университета - Высшая школа экономики) и Татьяну Всеволодовну Абанкину, канд. экон. наук, директора Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ.

— Уважаемые эксперты! Одной из целей принятия Закона № 83-ФЗ является повышение качества и эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг. Каким образом, на ваш взгляд, совершенствование правового положения учреждения влияет на эти показатели?

Автономия учреждений улучшает качество их работы. Это доказанный факт

И.В.: Поясню на примере образования. Были проведены международные сопоставительные исследования. Выяснилось, что одним из значимых факторов, который приводит к повышению качества в достижениях учащихся, является автономия образовательного учреждения. Этот фактор оказался даже более значимым, чем уровень расходов на одного обучающегося. В исследовании принимали участие страны с высоким уровнем обеспеченности в расчете на одного ученика, но их результаты оказались ниже, чем в странах, в которых расходы заметно меньше.

Автономия учреждений улучшает качество их работы. Это доказанный факт

На качество образования в первую очередь влияет академическая автономия — в содержательных вопросах, которая связана с формированием миссии и стратегии образовательного учреждения, с разработкой образовательных программ. А она, в свою очередь, обуславливается свободой управления финансовыми ресурсами. В результате расширения академической автономии и финансовой самостоятельности учебных заведений качество образования действительно улучшается. Это доказанный факт.

Учреждение сможет самостоятельно формировать план развития, создавать свою образовательную программу, ориентированную на потребности семей и учащихся с разными способностям. В дополнение к этой свободе возникает свобода управления кадровыми ресурсами. Руководителям предоставлена большая самостоятельность в формировании педагогических коллективов, образовательных программ, информационных ресурсов.

Т.В.: И автономные, и бюджетные, и казенные учреждения переходят на финансирование на основе государственного задания. Это задание должно включать критерии и показатели качества. Для образования — это прежде всего реализация образовательных стандартов. И здесь нельзя не сказать о стандартах нового поколения, основанных на системе трех групп требований: 1) к условиям реализации образовательной программы, включая требования к квалификации педагогического персонала, к материально-технической базе, оснащению оборудованием, лабораториями, библиотечным фондом и т. д. учебных заведений; 2) к структуре образовательных программ; 3) к результатам и достижениям учащихся.

— Отразить на бумаге критерии и показатели качества — задача несложная. Потребителей же услуг, наших с вами сограждан, больше интересует вопрос получения качественных услуг в реалии. Государство может это гарантировать? Кто и как будет контролировать соблюдение заявленных критериев и показателей?

И.В.: На федеральном уровне контрольные функции выполняет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Автономия учреждений улучшает качество их работы. Это доказанный факт

При этом часть полномочий по контролю качества региональных и местных образовательных учреждений передана субъектам Российской Федерации. Регионы сами формируют контролирующие структуры и определяют системы оценки качества образования. Им делегирован ряд полномочий, связанных с лицензионными и аккредитационны-ми процедурами. Многие образовательные учреждения всех уровней образования создают сегодня управляющие советы, куда входят представители и родителей, и заинтересованной общественности. Они тоже осуществляют целый ряд функций по контролю за улучшением условий образования: по оснащению оборудованием, ремонту, по улучшению бытовых условий, в которых находятся дети, приобретению пособий, других необходимых средств обучения и т. п. Эти элементы общественно-государственного управления сейчас достаточно распространены.

— Согласно положениям Закона № 83-ФЗ, финансовое обеспечение учреждений будет осуществляться в виде субсидий в соответствии с заданием учредителя. Какова роль учреждения в этом процессе, может ли оно участвовать в принятии решения о размере выделяемых ему средств?

И.В.: Расчет субсидий будет осуществляться по утвержденным методикам. Учреждение может их изучить и понять, насколько полно оно будет профинансировано. Прозрачность — это очень важный факт. Сейчас учреждения могут включиться в разработку методик, в их согласование и утверждение. В этих вопросах необходимо занять очень активную и ответственную позицию. Ведь после завершения переходного периода ситуация с финансированием может измениться.

— Предусмотренная форма финансирования и расширение вопросов самостоятельности определенно мотивируют к большей заинтересованности в управлении ресурсами. Как вы считаете, у учреждения появятся стимулы экономить или увеличивать расходы в надежде получения большей суммы бюджетных средств?

Т.В.: Безусловно, у учреждения появятся стимулы к экономии. Ведь все, что учреждение сможет сэкономить, будет оставлено у него. Появится прямой смысл рачительно относиться ко всем ресурсам. Сэкономленные средства можно будет использовать на уставные цели, связанные с повышением качества учебного процесса, например, на приобретение оборудования.

Приведу пример. В Нижнем Новгороде работает частная школа. Ее директор — очень опытный управленец. Она сумел существенно сократить свои расходы простыми мерами: приучила учеников и работников выключать свет, выходя из помещений, как дома. Поставила счетчики водо-потребления. Это привело к тому, что расходы на коммунальные услуги у них сократились с 18% до 6—7%. За счет этого они сделали ремонт, приобрели новое оборудование и т. д. Существует и аналогичный зарубежный опыт. В Европе, например, повсеместно устанавливаются датчики света, которые очень быстро окупаются. Энергосберегающие лампочки также приводят к существенной экономии. В нашей стране с учетом постоянного роста тарифов подобные мероприятия, несомненно, будут оправданы.

— Может ли стремление учреждения к экономии привести к ущемлению прав их сотрудников?

Автономия учреждений улучшает качество их работы. Это доказанный факт

Т.В.: Как я уже отметила Закон № 83-ФЗ предусматривает переходный период. Учреждения остаются муниципальными или государственными. Меняется только их тип, а сама организационно-правовая форма сохраняется. Поэтому все гарантии, предусмотренные законодательством, регулирующим трудовые отношения, в полном объеме распространяются как на существующие бюджетные учреждения, так и на казенные, и на бюджетные учреждения нового типа, и на автономные. Смена статуса не является реорганизацией, поэтому никаких сокращений, увольнений, снижений заработной платы, связанных с изменением статуса учреждения, безусловно, не предполагается.

— Получается, что работникам государственных и муниципальных учреждений ничего не угрожает?

Т.В.: Не совсем так. Риски для работников есть. Любое учреждение будет заинтересовано в эффективной работе, поскольку показатели качества напрямую связаны с объемами работ, и под них рассчитано финансирование. Руководителю учреждения вместе с органами общественного самоуправления придется решать вопросы формирования штатов. Для того чтобы соответствовать показателям качества и решать поставленные задачи, ему необходимо будет выбрать: сохранять ли работников на низкой зарплате или делать ставку на высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов, привлекать ли молодежь, которая могла бы привнести новые педагоги ческие технологии? Учредители будут устанавливать общие показатели по объему и по качеству работы. А за их выполнение большая ответственность ложиться на руководителя.

И.В.: Добавлю, что все законы начинают реализовываться в конкретных условиях. Этот закон начинает ре-ализовываться при продолжающемся сокращении численности учащихся. Складывается неблагоприятная демографическая ситуация. Такое положение наблюдается во всех регионах страны и, к сожалению, затрагивает все уровни образования. Поэтому объемы заданий также сокращаются. Таким образом, объективно сложилась ситуация избыточной занятости педагогов относительно количества учащихся. Это создает дополнительную угрозу и дополнительные риски реализации Закона № 83-ФЗ.

— Подводя итог нашей беседы, можно уверенно сказать, что положения Закона № 83-ФЗ предоставляют учреждениям больше прав и свобод, больше самостоятельности. А это всегда предполагает и большую ответственность. Невольно напрашивается вопрос: не перекладывает ли государство таким образом ответственность за надлежащее оказание государственных и муниципальных услуг на плечи учреждений?

И.В.: В целом у учреждений увеличивается ответственность: у руководителей и специалистов, связанных с финансовым менеджментом, с управлением трудовыми ресурсами. Раньше их ответственность в основном была связана с организацией образовательного процесса, с реализацией образовательных стандартов. А за все, что было связано с управлением учебным заведением как самостоятельным юридическим лицом: за правовые, финансовые, бухгалтерские вопросы до принятия Закона № 83-ФЗ — ответственность была разделена между централизованными бухгалтериями, учредителем и самим учреждением.

Сейчас наступает период перехода от управления затратами к управлению результатами. Для учреждений это конечно большая ответственность, требующая более высокой квалификации в обозначенных сферах. И сейчас, мне кажется, не все руководители и органы управления действительно имеют необходимый опыт. В переходный период должна быть налажена в государственном масштабе работа по повышению их квалификации, по обмену опытом и т. п. Это должна быть консолидированная поддержка всех уровней управления и всех уровней бюджетов.

Что касается имущественной ответственности, то формально после завершения переходного периода субсидиарная (дополнительная) ответственность учредителя по долгам бюджетного учреждения будет отменена.

В любом случае очень важно, что Законом № 83-ФЗ предусмотрено два года переходного периода. Учреждения должны подготовиться к самостоятельности, чтобы она пошла на пользу, а не стала простым переложением ответственности. Это работа кропотливая. Ее нельзя сделать за 2 месяца. Конечно, начинать ее нужно уже сейчас.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×