Проблемные аспекты и новые задачи формирования и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий

10518
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
В связи с принятием Закона № 83-ФЗ существенно уточнились и изменились многие положения, связанные с формированием, утверждением и финансовым обеспечением государственных (муниципальных) заданий, в том числе была введена обязательность использования государственных заданий как механизма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений. Проанализируем основные нововведения и изменения в нормативном регулировании выполнения государственных (муниципальных) заданий.

Закон № 83-ФЗ, направленный на решение задачи оптимизации сети государственных учреждений и повышение эффективности оказания государственных услуг, утвердил новые нормы в части порядка и принципов финансового обеспечения и утверждения государственных (муниципальных) заданий.

Также данным Законом внесено изменение в понятие "государственные (муниципальные) услуги (работы)" путем исключения из него обязательной привязки таких услуг (работ) к государственным (муниципальным) заданиям. Так, согласно ст. 6 БК РФ государственные услуги (работы) оказываются (выполняются) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями. Кроме того, теперь в соответствии с соглашениями на оказание государственных (муниципальных) услуг они могут оказываться иными юридическими лицами.

Как следствие, были внесены изменения в виды бюджетных ассигнований (ст. 69.1 БК РФ), которые, в том числе, содержат: D обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам; D предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам; D предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Проект государственного (муниципального) задания

В соответствии с Законом № 83-ФЗ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

Для бюджетных и автономных учреждений утверждение государственных заданий является обязательным требованием. Для казенных учреждений в целях более эффективного планирования и оказания государственных услуг также могут быть установлены государственные задания, однако финансовое обеспечение их деятельности осуществляется по бюджетной смете.

В соответствии с новыми поправками в БК РФ из проекта государственного задания исключается информация из реестра расходных ^ обязательств, исполнение которых необходимо для выполнения государственного задания. Как показывает практика, формирование этого раздела является очень трудоемким и слабо увязывается непосредственно с другими разделами государственного задания.

В настоящее время в проекте государственного задания не требуется использование показателей состава оказываемых государственных услуг и достаточно использовать только показатели качества и объема оказанных государственных услуг.

Особо выделим, что в соответствии с настоящей редакцией БК РФ именно показатели (объема, качества оказания государственных услуг, а также финансовые показатели, в том числе норматив затрат на единицу государственной услуги) государственного (муниципального) задания имеют первостепенное значение и используются для следующих целей:

  • составление проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
  • формирование бюджетной сметы казенного учреждения;
  • определение объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

В соответствии с Законом № 83-ФЗ бюджетное и автономное учреждение осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием государственных услуг, относящихся к основным видам деятельности. Это означает, что практически вся деятельность бюджетного или автономного учреждения регламентируется в рамках государственных (муниципальных) заданий. При этом количество разделов государственного задания определяется количеством государственных услуг (работ), которые оказывает рассматриваемое учреждение.

Определенным исключением может стать деятельность, финансируемая по принципам страхования государственных услуг. Например, обязательное медицинское страхование, организация детского отдыха в летних лагерях и т. д. Подобные услуги могут быть выведены за рамки государственных (муниципальных) заданий и финансироваться по действующим в настоящее время принципам.

Так, например, оказание государственных услуг по обязательному медицинскому страхованию планируется осуществлять по Программе государственных гарантий с доведением до субъектов РФ сводных показателей объемов оказания государственных услуг и ключевых требований к качеству государственных услуг, которые, как правило, содержатся в стандартах. Это же исключение может применяться также и в отношении автономных учреждений.

Ни бюджетное, ни автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Ответственными за утверждение порядка формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения определены следующие органы власти (п. 7 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ):

  • Правительство РФ — в отношении федеральных бюджетных учреждений;
  • высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ — в отношении региональных бюджетных учреждений;
  • местная администрация — в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Законом № 83-ФЗ юридически закреплена обязательность обеспечения открытости и доступности государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) и размещения его на официальном сайте государственного учреждения или главного распорядителя бюджетных средств (учредителя).

Механизм финансового обеспечения государственных заданий

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Оно формируется, в том числе, с целью возмещения нормативных затрат, связанных с оказанием государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

При этом предусмотрено два больших вида таких субсидий — субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, включая содержание имущества, и субсидия на иные цели.

Второй вид субсидий представляет собой разовые выплаты целевого характера, которые могут быть направлены на закупку техники, оборудования и их установку, приобретение программного обеспечения, проведение инвентаризаций, проведение мероприятий по ре-сурсо- и энергосбережению, обучение и повышение квалификации специалистов, проведение аудита. Эти субсидии могут финансироваться в рамках целевой программы развития государственных учреждений, в которой выплаты разового характера увязываются с целью повышения эффективности функционирования государственных учреждений и улучшения качества оказанных ими государственных услуг в долгосрочной перспективе. Кроме того, предоставление иных субсидий может быть обусловлено влиянием "неуправляемых" факторов, например наводнение, пожар и пр.

Следует учесть!

Законодательно закреплено одно общее требование, состоящее в том, что уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Это означает, что уменьшение объемов бюджетных ассигнований на выполнение государственных (муниципальных) заданий возможно при изменении параметров (объема или качества) оказания государственных услуг.

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

В ряде сфер государственной политики (здравоохранение, образование) объем оказания государственных услуг регламентируется законодательством и его уменьшение невозможно. В этом случае возможно изменение требований к процедурам, имуществу, кадровому составу, а также качеству оказания государственных услуг. При этом если требования к оказанию государственных услуг содержатся и утверждены в Стандарте качества оказания государственных услуг, изменение требований в государственном задании влечет за собой изменение данного Стандарта.

Расчет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется на основе расчета затрат на оказание государственных услуг в рамках приказа Минфина России от 22.10.2009 № 105н (далее — Приказ № 105н). В соответствии с этим приказом установленным способом (нормативным, структурным или экспертным) должны быть определены нормативы затрат на единицу оказания государственных услуг. Во втором квартале 2010 г. Минфином России планируется внесение изменений в Приказ № 105н.

Как показывает практика на федеральном уровне, главные распорядители бюджетных средств чаще используют структурный метод. Это связано с тем, что деятельность не всех учреждений нормирована.

В настоящее время "костинг" (расчет стоимости государственных услуг) является проблемной зоной в сфере формирования и финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий и для большинства государственных учреждений не осуществлен.

Поэтому первоначальные нормативы затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам, например, федеральным бюджетным учреждением, тип которого не изменяется, рекомендуется определять федеральным органом исполнительной власти — главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении каждого из подведомственных ему бюджетных учреждений. Нормативы рассчитываются исходя из размера бюджетных ассигнований, определенных на обеспечение деятельности федерального бюджетного учреждения в 2010 г., с их возможным увеличением на содержание вновь вводимых в 2011 г. объектов социальной сферы.

Государственные услуги, оказываемые на платной основе, и платные услуги

В действующем российском законодательстве существуют два отдельных понятия "услуга, оказываемая на платной основе" и "платная услуга".

Оказание государственных услуг на платной основе чаще всего будет осуществляться сверх установленного бюджетному учреждению государственного задания, но не в ущерб его выполнению.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату. При этом поправка "на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях" означает, что и услуги на бесплатной основе, и услуги на платной основе должны быть оказаны потребителю с одинаковым уровнем качества.

Например, обучение для студентов, обучающихся на коммерческой основе, должно быть организовано так же, как и для студентов, обучающихся за счет средств бюджета. Поскольку требования к качеству оказания государственных услуг утверждены в Стандартах оказания государственных услуг и некоторых федеральных законах, они обязательны для исполнения государственным учреждением во всех направлениях его деятельности.

Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Существует ряд государственных услуг, предоставляемых условно на платной основе. Такие государственные услуги предоставляются большинством учреждений культуры — театрами, музеями. Потребитель при получении таких государственных услуг лишь частично оплачивает их стоимость (например, в виде платы за входной билет).

Другая категория услуг — платные услуги отличаются тем, что имеют обязательный характер (например, экспертиза соответствия), оплачиваются за счет взимания государственной пошлины и, как правило, сопровождают непосредственно оказание государственных услуг.

На заметку

Неопределенность понятия "платная услуга" и метода ее расчета является причиной того, что уже в 2010 г. Правительством РФ будут подготовлены следующие документы:

  • Перечень платных услуг, за которые взимается пошлина;
  • Перечень платных услуг, за которые взимается иная плата;
  • Перечень платных услуг, по которым необходима разработка (корректировка) методики расчета платы.

Принципы определения платы и перечень платных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг".

В соответствии с указанным Постановлением размер платы за оказание платной услуги не может превышать экономически обоснованные расходы на оказание платной услуги и рассчитывается в соответствии с Приказом № 105н в части затрат на оказание государственных услуг без учета затрат на содержание имущества.

Ответственность руководителя за выполнение государственного задания

Одним из параметров контроля за деятельностью государственного учреждения становится контроль и оценка качества исполнения государственных заданий. В этой связи требования по выполнению государственного (муниципального) задания должны быть отражены в трудовых контрактах работников и руководителя государственного учреждения и определять результативную (стимулирующую) часть их заработной платы.

В соответствии с п. 27 ст. 30 Закона № 83-ФЗ при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения в нем предусматриваются показатели оценки эффективности и результативности деятельности вверенного ему учреждения. Это означает, что показатели объема и качества оказания государственных услуг рассматриваются как основные при принятии учредителем управленческих решений, касающихся перспектив развития бюджетного учреждения.

Ближайшая перспектива

На время переходного периода, установленного для субъектов РФ и муниципальных образований с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г., финансовое обеспечение деятельности региональных и муниципальных бюджетных учреждений будет осуществляться путем предоставления субсидий или на основании бюджетной сметы.

Бюджетным учреждениям будут предоставляться средства из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), и на иные цели, которые, как правило, связаны с проведением капитального ремонта, обновлением основного фонда и т. п.

Таким образом, задачи формирования и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий являются наиболее актуальными и приоритетными для сети государственных учреждений в настоящее время и на среднесрочную перспективу. Этот инструмент бюджетирования по результатам, введенный в действие БК РФ 1 янф варя 2008 г., к сегодняшнему дню уже имеет позитивный опыт внедрения, и учреждениям необходимо использовать лучшую практику в этой области на федеральном и региональном уровнях.

С текстом проекта постановления Правительства РФ "О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными государственными учреждениями" можно ознакомиться на сайте Минфина России http:// www.minfin.ru/ru/.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль