Составление проекта бюджетной сметы - важно учесть все

4167
Результатом планирования учреждением расходов очередного года, финансовое обеспечение которых должно осуществляться за счет бюджетных средств, является проект бюджетной сметы. От качества его составления зависит выполнение учреждением своих функций на должном уровне в предстоящем календарном году. Поэтому при планировании нужно учесть все возможные факторы, которые могут оказать влияние на обеспечение условий деятельности учреждения в будущем году: потребности учреждения в натуральных измерителях и в стоимостном выражении, способы, какими эти потребности будут реализовываться, уровень инфляции, изменения в законодательстве и др. Рассмотрим основные этапы процесса планирования в бюджетном учреждении, а также факторы, влияющие на величину планируемых показателей.

Объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем году устанавливается бюджетной сметой учреждения — получателя бюджетных средств (ПБС).

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.

Бюджетная смета ПБС утверждается главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (ГРБС (РБС)) до начала очередного года на основании проектов бюджетных смет, представляемых учреждениями в текущем году в разрезе кодов бюджетной классификации.

ГРБС в приказе/приложениях к приказу о порядке составления, утверждения и ведения бюджетной сметы для подведомственных учреждений должен установить:

  • унифицированную форму бюджетной сметы, порядок ее составления;
  • коды бюджетной классификации с необходимой дополнительной детализацией кодов КОСГУ, учитывающей ведомственную специфику учреждений, с расшифровкой расходов, относящихся к каждой классификационной позиции бюджетной сметы;
  • полный пакет документов, представляемый ПБС в адрес ГРБС (РБС) для утверждения бюджетной сметы на очередной год;
  • формы обоснований (расчетов) плановых показателей, использованных при составлении проекта бюджетной сметы;
  • перечень документов, подтверждающих обоснованность предстоящих расходов по каждой ведомственной классификационной позиции;
  • перечень лиц, имеющих право подписи проекта бюджетной сметы и документов-обоснований;
  • ситуации, при которых руководитель ПБС вправе самостоятельно принимать бюджетные обязательства, отличные от заявленных в обоснованиях (в пределах утвержденных ЛБО), и при которых необходимо согласование с ГРБС (РБС);
  • порядок анализа исполнения бюджета в первом полугодии и прогноз исполнения бюджета во втором полугодии текущего года, ответственных лиц, порядок плановой корректировки ЛБО;
  • порядок внесения изменений в показатели бюджетной сметы при возникновении в текущем году дополнительной внеплановой потребности в приобретении материальных ценностей, работ, услуг (обращение к ГРБС (РБС), состав предоставляемых обоснований).

Корректировка бюджетной сметы в текущем году производится ГРБС (РБС) на основании обращений учреждения - ПБС. При качественно составленной бюджетной смете ее корректировка в текущем году осуществляется только в случае непредвиденных, чрезвычайных обстоятельств.

Рассмотрим основные этапы составления проекта бюджетной сметы в учреждении, а также факторы, которые влияют на величину планируемых показателей.

Этапы составления проекта бюджетной сметы

Процесс планирования в учреждении расходов, финансовое обеспечение которых будет осуществляться в очередном году за счет бюджетных средств, иными словами, составление проекта бюджетной сметы включает следующие этапы:

1) обоснование финансовых расходов в связи с исполнением обязательств по трудовым договорам;

2) составление перечня хозяйственных операций на очередной финансовый год по административно-структурным подразделениям учреждения (ответственные: технические, эксплуатационно-технические, профильные структурные подразделения);

3) запрос потребности в работах, услугах, поставках материальных ценностей, выраженной в натуральных показателях, обеспечение которой является обязанностью (предназначением) соответствующего структурного подразделения (ответственные: структурные подразделения);

4) определение способов осуществления работ, услуг, поставок материальных ценностей (ответственные: структурные подразделения, экономическая служба);

Учреждение, составляя проект бюджетной сметы, обязано руководствоваться принципами адресности и целевого характера бюджетных средств, а также результативности и эффективности их использования. Чтобы обеспечить целевое использование бюджетных средств, очень важно еще на стадии планирования правильно определить экономическое содержание финансово-хозяйственной операции, а также организационный порядок принятия бюджетных обязательств.
Отнесение расходов по оплате договора на выполнение работ (оказание услуг) на тот или иной код КОСГУ зависит в первую очередь от предмета договора (контракта). Поэтому учреждению необходимо заранее определиться, будет ли заключаться один договор (контракт) на выполнение всего комплекса работ (услуг) или отдельные договоры на выполнение каждого вида работ (услуг), будут ли материальные ценности приобретаться учреждением самостоятельно или будут использоваться ресурсы поставщика работ, услуг (подрядчика).

5) расчет стоимостных показателей объемов работ, услуг, поставок материальных ценностей, необходимых учреждению в очередном году, в зависимости от способов их осуществления (ответственные: структурные подразделения);

Важный нюанс

Для корректного отнесения производимых расходов на коды бюджетной классификации и отражения операций в бюджетном учете целесообразно включить в график документооборота учреждения этап обязательного предварительного согласования проектов договоров с главным бухгалтером с целью контроля соответствия предмета договора требованиям бюджетного законодательства.

6) распределение стоимостных показателей планируемых объемов работ, услуг, поставок материальных ценностей каждого структурного подразделения на очередной финансовый год по кодам бюджетной классификации (ответственные: экономическая служба);

7) составление проекта бюджетной сметы ПБС на очередной год путем суммирования стоимостных показателей планируемых объемов работ, услуг, поставок материальных ценностей каждого структурного подразделения, представленных по кодам бюджетной классификации (ответственные: экономическая служба);

8) анализ проекта бюджетной сметы путем сравнения показателей проекта на очередной год с утвержденными показателями текущего года и фактическими показателями исполнения бюджета по расходам за предыдущие два года (ответственные: экономическая служба);

9) определение результативности расходов очередного года (ответственные: экономическая служба);

10) разработка мероприятий, направленных на экономию бюджетных средств в очередном году (ответственные: структурные подразделения, экономическая служба);

11) утверждение проекта бюджетной сметы руководителем ПБС и направление для утверждения ГРБС (РБС).

Для своевременной и качественной подготовки проекта бюджетной сметы необходимо взаимодействие руководителей всех структурных подразделений учреждения, как потребляющих ресурсы (определяющих объем потребности), так и обеспечивающих служб.

Взаимодействие всех структурных подразделений учреждения при составлении проекта бюджетной сметы регламентируется распоряжением "О порядке составления проекта бюджетной сметы". В данном документе необходимо определить:

  • перечень объектов оперативного учета в каждом структурном подразделении и должностных лиц, ответственных за его ведение в текущем году;
  • формы обоснований потребностей на очередной год по каждому объекту оперативного учета, представляемых экономической службе;
  • срок представления сведений о потребностях в ресурсах.

В качестве приложения к данному Распоряжению целесообразно утвердить рекомендации по организации планирования учреждением расходов бюджета на содержание учреждения на очередной год.

При этом необходимо учитывать, что требования главного бухгалтера по представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Указанные рекомендации могут содержать, например, следующие позиции:

1. Вести в учреждении оперативный учет натуральных показателей по приобретенным услугам, работам, расходу материальных запасов в текущем году и двух предшествующих годах с целью обоснования намечаемого расходования средств бюджета в очередном году. Обязанность ведения оперативного учета натуральных показателей и представления учетных данных в бухгалтерскую службу, наряду с документами, подтверждающими стоимость услуг, работ, материальных ценностей, должна исполняться работниками учреждения: должностными лицами профилирующих структурных подразделений, а также инженером, техником, заведующим хозяйством, врачом, водителем и др.

2. Проводить по окончании полугодия в текущем финансовом году анализ достаточности (избытка) годовых объемов приобретаемых услуг, работ, количества и эксплутационных характеристик объектов основных средств, количества расходуемых материалов.

3. Проводить оценку технического состояния объектов основных средств и подготавливать предложения по проведению в предстоящем году дополнительного объема ремонтов либо замене объектов основных средств на новые объекты.

4. Составлять планы в натуральных и стоимостных показателях в требуемом бухгалтерской службой формате:

а) по планируемым к приобретению в предстоящем году услугам, работам;

б) планируемым к приобретению и расходу материальным запасам;

в) планируемым к замене объектам основных средств.

Представлять их бухгалтерской службе вместе с документами поставщиков, подрядчиков (проектами контрактов, прайс-листами, счетами, фактурами, сметами).

5. Главному бухгалтеру (ведущему бухгалтеру) проводить проверку представленных расчетов. Все расчеты-обоснования, направляемые ГРБС, должны содержать подпись лица, составившего расчет, подпись главного бухгалтера (ведущего бухгалтера), проверившего расчет.

6. Главному бухгалтеру (ведущему бухгалтеру) проводить анализ показателей потребности и объемов расходования средств бюджета на очередной финансовый год, согласование показателей с руководителем учреждения.

7. Экономической службе составлять проект формы "Бюджетная смета на год".

l8. Проект бюджетной сметы утверждается руководителем учреждения.

Далее на конкретных примерах рассмотрим, как принятие тех или иных решений отразится на формировании показателей бюджетной сметы.

Примеры влияния особенностей потребностей в работах, услугах, поставках на формирование показателей бюджетной сметы

Приобретение печатной продукции

Учреждению потребуются услуги по изготовлению для нужд учреждения фирменных бланков и сборников документов. Оно планирует заключить с типографией один договор, предметом которого будет изготовление фирменных бланков и сборников документов, и оплатить его по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Печатную продукцию планируется принять по акту выполненных работ, в котором будут указаны отдельно количество и стоимость фирменных бланков и сборников документов. Рассмотрим, к какому результату приведет данное решение.

В соответствии с требованиями Указаний № 150н* кассовые расходы по оплате договоров на изготовление и (или) приобретение бланочной продукции (в т. ч. бланков строгой отчетности, первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, отчетности и пр.), приобретение периодических изданий относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В то же время кассовые расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) книг, брошюр, каталогов, не предназначенных для комплектования библиотечного фонда, иной печатной продукции следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Следует учесть!

Согласно п. 69 Инструкции № 148н книжная, иная печатная продукция, в том числе печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, кроме библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности, подлежит учету на счете 010506000 "Прочие материальные запасы".

Таким образом, в данном случае будет заключен договор, по которому часть печатной продукции должна быть оплачена по подстатье 226 КОСГУ, а часть - по статье 340 КОСГУ, а фактические расходы в обоих случаях должны быть проведены в учете по статье 340 КОСГУ.

Наиболее правильным было бы заключение двух договоров: одного - на изготовление бланочной продукции, второго - на изготовление сборников документов или разделение в рамках одного договора предмета договора и соответствующих денежных обязательств.

В случае планирования оплаты по договору по подстатье 226 КОСГУ учреждению при принятии к учету печатной продукции нужно на всю сумму по договору сделать в бюджетном учете следующие записи:

  • отражены произведенные вложения в печатную продукцию:

Дебет КРБ1106 04 340
Кредит КРБ 1302 09 730;

  • приняты к учету по акту выполненных работ сборники документов и бланки:

Дебет КРБ 1105 06

340 Кредит КРБ 1106 04 440.

Таким образом, решения, не продуманные при планировании, могут привести к нецелевому использованию бюджетных средств и некорректному отражению операции в бюджетном учете.

Проведение обустройства замкнутой внутренней линии телефонной связи

Рассмотрим отражение в проекте бюджетной сметы расходов на обустройство замкнутой внутренней телефонной сети.

По запросу котировочной комиссии учреждения с учетом требований экономической службы технический отдел подготовил ведомость объемов работ, осуществил мониторинг рынка по данному виду работ и собрал предложения фирм в следующей структуре:

  • общая стоимость работ, в том числе:
    — стоимость работ по обустройству замкнутой внутренней линии телефонной связи, включая стоимость материалов, работ, относящихся к ним, а также НДС;

    — стоимость оборудования (в т. ч. общедоступного) с выделением марки, модели; стоимость работ, затрат, относящихся к нему, а также НДС;

  • возможность заключения договора с разделением обязанностей, принимаемых на себя поставщиком: поставка оборудования, монтаж замкнутой внутренней сети локальной телефонной связи;
  • готовность выполнения работ с применением оборудования, представленного заказчиком;
  • срок выполнения работ;
  • согласие на условие 30-процентной предоплаты;
  • срок гарантии на работы.

Телефонные аппараты Panasonic в количестве 30 шт. могут быть приобретены учреждением самостоятельно за 30,00 тыс. руб.

В учреждение поступили предложения от трех фирм: "Альфа", "Дельта", "Гамма" (табл. 1).

Таблица 1

Предложения фирм на выполнение работ по обустройству внутренней

Составление проекта бюджетной сметы - важно учесть все

Планирование. Экономическая служба принимает решение о включении в проект бюджетной сметы на очередной финансовый год в качестве базовых значений (при составлении окончательного проекта бюджетной сметы суммы могут быть скорректированы на процент инфляции):

  • по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ — 40,00 тыс. руб.;
  • по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ — 155,00 тыс. руб. (165,00 - 40,00 + 30,00).

Данное решение основывалось на следующих фактах:

  • котировочной комиссией согласно положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" будет принято решение о размещении заказа на обустройство внутренней телефонной связи у компании "Дельта";
  • экономически более выгодно осуществлять закупку телефонных аппаратов самостоятельно.

Документальное оформление работ. При составлении учреждением договора с подрядчиком во исполнение Методических рекомендаций по применению КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383 (далее — Методические рекомендации по применению КОСГУ), необходимо предусмотреть:

  • разделение обязанностей подрядчика (2 предмета договора):
    — поставка и монтаж оборудования осуществляется согласно смете на устанавливаемое оборудование, которая является неотъемлемой частью договора. При этом договорная стоимость по данным обязательствам должна включать стоимость самого оборудования, трудозатраты его монтажа, включая материальные затраты, накладные расходы, прибыль, НДС;
    — работы по коммуникационной линии. При этом договорная стоимость по данным обязательствам должна включать стоимость материалов, трудозатрат, накладные расходы, прибыль, НДС;
  • наличие пункта, согласно которому в Акте о приемке выполненных работ № КС-2 (ф. 0322005) подрядчик представит перечень всего оборудования, установленного в замкнутой системе внутренней телефонной связи с указанием его стоимости, включенной в общую цену договора, а также передаст Заказчику всю техническую документацию на данное оборудование.

Приемка выполненных работ оформляется актом с перечислением всего оборудования, установленного при обустройстве замкнутой внутренней телефонной связи и его стоимостных характеристик.

Бюджетный учет. Акт приемки выполненных работ является основанием для внесения в Инвентарную карточку здания записи о наличии в здании замкнутой системы внутренней телефонной связи (на сумму 165,00 тыс. руб.), не имеющей отношения к балансовой стоимости здания.

В бюджетном учете очередного года будут произведены следующие записи:

Составление проекта бюджетной сметы - важно учесть все

Проведение учреждением модернизации охранно-пожарной сигнализации

По запросу котировочной комиссии учреждения с учетом требований экономической службы технический отдел провел мониторинг рынка по данному виду работ и собрал предложения фирм в следующей структуре сведений:

  • общая стоимость работ, в т. ч.:
    — стоимость работ, включая стоимость необходимых материалов;
    — стоимость оборудования; D срок выполнения работ;
  • возможность заключения договора с разделением обязанностей, принимаемых на себя подрядчиком: поставка оборудования, выполнение работ по модернизации охранно-пожарной сигнализации;
  • согласие на выполнение работ при 30-процентной предоплате; D срок гарантии на работы.

В учреждение поступило предложение только от одной фирмы (ФГУП), выполняющей данную работу (табл. 2).

Таблица 2

Предложение ФГУП по выполнению работ по модернизации охранно-пожарной сигнализации

Составление проекта бюджетной сметы - важно учесть все

Планирование. Экономическая служба принимает решение о включении в проект бюджетной сметы на очередной год в качестве базовых значений (при составлении окончательного проекта бюджетной сметы суммы могут быть скорректированы на процент инфляции): D по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ — 50,00 тыс. руб.; D по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ — 120,00 тыс. руб.

Документальное оформление работ.При составлении учреждением договора с подрядчиком во исполнение Методических рекомендаций по применению КОСГУ необходимо предусмотреть разделение обязанностей подрядчика:

  • поставка и монтаж оборудования согласно перечню, представленному в Смете, которая является неотъемлемой частью договора. При этом договорная стоимость по данным обязательствам должна включать стоимость самого оборудования, стоимость его монтажа, накладные расходы, прибыль, НДС;
  • проведение коммуникационных работ согласно смете, которая является неотъемлемой частью договора. При этом договорная стоимость по данным обязательствам должна включать стоимость материалов, трудозатрат, накладные расходы, прибыль, НДС;
  • наличие пункта, согласно которому в Акте о приемке выполненных работ № КС-2 подрядчик представит перечень всего демонтированного оборудования, а также оборудования, установленного при модернизации охранно-пожарной сигнализации с указанием его стоимости, включенной в общую цену договора, а также передаст Заказчику всю техническую документацию на данное оборудование.

При приемке работ учреждением необходимо будет составить Акт о приемке выполненных работ № КС-2 с перечислением всего оборудования, установленного при модернизации охранно-пожарной сигнализации, и его стоимостных характеристик.

Бюджетный учет. Если оборудование охранно-пожарной сигнализации на учет не принималось, в бюджетном учете очередного года производятся следующие записи:

Составление проекта бюджетной сметы - важно учесть все

При этом в Инвентарную карточку здания необходимо внести запись о наличии в здании охранно-пожарной сигнализации на сумму 170,00 тыс. руб., не увеличивающей балансовую стоимость здания.

Если оборудование охранно-пожарной сигнализации ранее было принято на учет, то дополнительно к перечисленным выше действиям на основании договора, Акта о приемке выполненных работ № КС-2, акта приемки выполненных работ учреждением составляются акты на списание оборудования, подвергшегося демонтажу при проведении работ по модернизации, и отражение в учете установленным порядком.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль