Особенности планирования в бюджетном учреждении культуры

3050
В учреждениях разных сфер деятельности существует определенная отраслевая специфика, которую нельзя не учитывать при планировании доходов и расходов учреждения. Вместе с тем процесс составления бюджетной сметы и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности основан на единых подходах, закрепленных в БК РФ и других нормативных правовых актах. В данной статье авторы поделятся своим опытом разработки планов применительно к деятельности библиотеки.

Составление бюджетной сметы

Процесс планирования в учреждениях культуры, в частности, в библиотеках, в 2010 г. осуществляется в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

С 1 января 2011 г. при планировании также нужно будет руководствоваться положениями Закона № 83-ФЗ.

Финансовое обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется на основе бюджетной сметы за счет средств соответствующего бюджета. Основы нормативного правового регулирования составления, утверждения и ведения бюджетных смет закреплены в ст. 221 БК РФ.

Бюджетная смета является основополагающим документом, устанавливающим лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ.

Минкультуры России ежегодно утверждает Порядок составления, утверждения и изменения бюджетных смет, смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности, смет доходов и расходов по учету и распределению средств, поступающих от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления. В 2010 г. данный Порядок утвержден приказом Минкультуры России от 18.01.2010 № 14 (далее - Приказ № 14).

В конце года Минкультуры России в соответствии с рекомендациями Минфина России направляет федеральным учреждениям культуры и искусства предварительные лимиты бюджетных обязательств на следующий год с учетом ранее составленных учреждениями проектов распределения расходов федерального бюджета с детализацией до уровня КОСГУ.

Применительно к библиотеке составлением ежегодного сводного плана деятельности библиотеки занимается отдел сводного планирования и отчетности (если предусмотрен в структуре библиотеки), планированием финансовой стороны деятельности и составлением смет — финансово-экономический отдел.

К сожалению, в современных экономических реалиях возможности федерального бюджета не позволяют удовлетворять заявки учреждений в полном объеме, несмотря на то, что к проектам планов прилагаются конкретные расчеты потребностей в финансовых средствах по основным статьям бюджетной классификации.

Особенно недостаток финансового обеспечения ощущается по таким подстатьям КОСГУ, как:

  • 221 "Услуги связи"; D 223 "Коммунальные услуги";
  • 224 "Арендная плата за пользование имуществом";
  • 225 "Работы, услуги по содержанию имущества".

Расходы учреждений на оплату коммунальных услуг, отражаемые по коду 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ, планируются отдельно:

  • на оплату услуг по отоплению;
  • на оплату услуг по горячему и холодному водоснабжению;
  • на оплату услуг по газоснабжению;
  • на оплату услуг по предоставлению электроэнергии;
  • прочие расходы на оплату коммунальных услуг.

Планирование коммунальных услуг осуществляется с учетом цены за единицу (тариф) и натурально-количественных показателей (килокалории по услугам отопления, горячего водоснабжения, количество потребляемой электроэнергии, расход воды и т. д.), исходя из данных прошлого года и приблизительного коэффициента инфляции.

Формы расчетов потребностей учреждения в бюджетных средствах для оплаты услуг связи, услуг по отоплению помещений и содержанию имущества, а также для оплаты арендной платы за пользование имуществом представлены в табл. 1—4.

Таблица 1

Расчет потребности в бюджетных средствах для оплаты услуг связи (подстатья 221 КОСГУ)

Особенности планирования в бюджетном учреждении культуры

Таблица 2

Расчет потребности в бюджетных средствах для оплаты услуг по отоплению помещений (подстатья 223 КОСГУ)

Особенности планирования в бюджетном учреждении культуры

Таблица 3

Расчет потребности в бюджетных средствах для оплаты арендной платы за пользование имуществом (подстатья 224 КОСГУ)

Особенности планирования в бюджетном учреждении культуры

Таблица 4

Расчет потребности в бюджетных средствах для оплаты работ, услуг по содержанию имущества (подстатья 225 КОСГУ)

Особенности планирования в бюджетном учреждении культуры

Расчет, аналогичный приведенному в табл. 2, представляется для обоснования потребности в бюджетных средствах для оплаты потребления электроэнергии, водоснабжения.

В пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств бюджетное учреждение принимает расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, иными словами — бюджетные обязательства. Так, на потребление электроэнергии, услуги отопления и водоснабжения заключаются отдельные договоры и государственные контракты.

Составление сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности

Также в начале каждого финансового года учреждения культуры — ПБС составляют сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, по доходам от аренды федерального имущества и направляют их на рассмотрение, согласование и утверждение ГРБС — в Департамент экономики и финансов Минкультуры России.

Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденная в установленном ГРБС порядке, определяет объемы поступления средств от приносящей доход деятельности с указанием источников образования по кодам классификации доходов бюджетов и направлений использования этих средств по кодам классификации расходов бюджетов.

Актуальный вопрос

Почему в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности суммы НДС и налога на прибыль показываются как уменьшение дохода, а не как расход?

Согласно ст. 247 НК РФ прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом п. 4 ст. 270 НК РФ установлено, что суммы начисленного налога на прибыль в состав расходов не включаются. Суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), исключаются из доходов (ст. 248 НК РФ). Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС на основании ст. 146 НК РФ. При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) (ст. 170 НК РФ).

Таким образом, НДС и налог на прибыль не включаются в состав расходов, а уменьшают начисленный доход. Следовательно, их уплату следует отражать в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности как уменьшение дохода по тому коду КОСГУ, по которому он был получен. В соответствии с письмами Минфина России от 23.07.2009 № 02-03-09/2983, от 27.05.2009 № 02-03-07/2130, от 22.04.2009 № 02-03-07/1687 оплата налогов, не включаемых в состав расходов (налог на прибыль организаций, НДС), должна быть отражена по соответствующим кодам доходов от приносящей доход деятельности, отражающим объекты налогообложения. При этом ГРБС вправе установить требование об отражении в смете показателя соответствующего кода доходов бюджета для уплаты налогов, не включаемых в состав расходов, путем выделения отдельной суммы либо включения суммы налога в сумму дохода, отражающего объект налогообложения.

В соответствии с приказом № 14 к смете по приносящей доход деятельности обязательно прилагается финансово-экономическое обоснование по источникам формирования доходной части сметы и по планируемым расходам.

Видами приносящей доход деятельности в библиотеке являются, например, издательская деятельность, микрофильмирование, микрофиширование документов, повышение квалификации, организация и проведение семинаров, конференций, информационные услуги. Они утверждаются уставом учреждения с учетом того, что такая деятельность согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ служит достижению целей, ради которых создано учреждение.

В рамках своей уставной деятельности библиотека может оказывать следующие платные услуги:

  • информационно-библиографическое обслуживание;
  • составление каталогов книг, периодических изданий, рукописей, архивных документов;
  • письменное информирование читателей о поступлении в фонд библиотеки интересующихих изданий и материалов;
  • выполнение тематических запросов;
  • набор текста на компьютере, составление аннотации;
  • платный читательский билет для иногородних;
  • компьютерные услуги;
  • ксерокопирование, тиражирование;
  • годовое абонементное обслуживание для организаций;
  • организация встреч с писателями, литературных вечеров;
  • проведение информационных и культурно-массовых мероприятий и др.

Объем доходов на текущий год определяется методом экстраполяции, т. е. с учетом тенденций прошлого года, на основании заключаемых государственных контрактов и договоров по платным услугам, грантам и т. д. Сотрудничество с определенными организациями в течение ряда лет позволяет более-менее точно спрогнозировать в начале года доходы учреждения на текущий год.

Трудность состоит в том, что большая часть государственных контрактов и договоров по платным услугам заключается в I—III кварталах, поэтому примерно раз в квартал приходится корректировать смету по приносящей доход деятельности, что разрешено приказом № 14. Кроме того, необходимые корректировки связаны и с дефицитом бюджетных средств. В последнее время приходится все чаще оплачивать за счет приносящей доход деятельности самые необходимые нужды учреждения, например услуги связи и т. д.

Средства от приносящей доход деятельности используются, как правило, на выплату премий, материальной помощи, выплаты по грантам, государственным контрактам в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) "Культура России", на оплату услуг в области информационных технологий, командировочных расходов, расходных материалов в рамках ФЦП и др.

Часть 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ, устанавливающая право бюджетных учреждений использовать на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от приносящей доход деятельности в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, с 01.01.2011 утрачивает силу в связи с вводом в действие Закона № 83-ФЗ.

Соответственно, казенные учреждения будут осуществлять свою деятельность только на основе бюджетной сметы, поскольку доходы от приносящей доход деятельности подлежат зачислению в полном объеме в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Учреждения, которые перейдут в статус бюджетных или автономных, будут осуществлять свою деятельность на основе плана финансово-хозяйственной деятельности.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль