Новое в системе планирования бюджетных и автономных учреждений

2844
Вступление в силу с 1 января 2011 г. положений Закона № 83-ФЗ в большей или меньшей степени отразится на системе планирования всех типов учреждений - казенных, бюджетных, автономных. Однако масштабы изменений будут различными. Так, финансовое обеспечение казенных учреждений, так же как в настоящее время бюджетных, будет осуществляться на основании бюджетной сметы. Автономные учреждения, как и ранее, будут составлять план финансово-хозяйственной деятельности, при этом порядок его составления станет гораздо более определенным. А вот бюджетные учреждения в своем новом статусе, как и автономные, вместо бюджетной сметы должны будут формировать план финансово-хозяйственной деятельности. Самому важному плановому документу бюджетного и автономного учреждения - Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения и будет посвящена данная статья.

Изменения в системе планирования и отчетности бюджетного, казенного и автономного учреждений

В соответствии с положениями Закона № 83-ФЗ общие требования к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее — План) устанавливаются Минфином России. Для реализации указанных положений Минфином России разработан проект приказа "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" (далее — проект приказа). Он устанавливает общие требования к порядку составления и утверждения Плана (далее — Требования) с целью формирования единообразного подхода, а также упорядочения правового регулирования данного вопроса.

Важный нюанс

Положения проекта приказа распространяются на государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием. Он предусматривает, что порядок составления и утверждения Плана должен быть определен органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель) с учетом предлагаемых Требований.

Организация работы с Планом должна учитывать уже имеющийся опыт работы с бюджетной сметой бюджетного учреждения. В связи с этим при подготовке проекта приказа во внимание принимались нормы, установленные Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений, утвержденными приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.

Кроме того, план финансово-хозяйственной деятельности является инструментом, который используется и в отношении унитарных предприятий. Поэтому при подготовке проекта приказа был проведен анализ сложившегося опыта регулирования отношений по составлению планов финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий.

Как показал анализ, вышеуказанные планы содержат не только сведения о планируемых (прогнозных) доходах, расходах и источниках финансирования дефицита, но и финансовые результаты деятельности унитарного предприятия, а также текстовую часть, содержащую описание показателей, оказавших существенное влияние и характеризующих результаты деятельности унитарного предприятия.

Сравним, какие изменения произойдут в системе планирования и отчетности бюджетного, казенного и автономного учреждений после вступления в силу положений Закона № 83 ФЗ (табл. 1).

Таблица 1

Место Плана и сметы в системе планирования и отчетности учреждений

Новое в системе планирования бюджетных и автономных учреждений

Как видим, бюджетное учреждение по-прежнему будет формировать госзадание, однако вместо сметы будет составлять План. Казенное учреждение будет составлять смету и формировать государственное задание. У автономного учреждения в системе планирования ничего не меняется — как и ранее плановыми документами будут являться План и государственное задание.

Требования, предъявляемые к форме План

Форму Плана должен утвердить учредитель. План составляется учреждением в тыс. руб. и должен содержать заголовочную, содержательную и оформляющую части.

В заголовочной части Плана указываются:

  • наименование учреждения — составителя Плана;
  • наименование подразделения (в случае составления Плана подразделением);
  • гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать План, и дату утверждения;
  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование учредителя;
  • дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения);
  • финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;
  • наименование единиц измерения показателей, включаемых в План, и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) и (или) Общероссийскому классификатору валют (ОКВ).

Содержательная часть Плана состоит из текстовой (описательной) части и табличной части. В текстовой (описательной) части Плана указываются:

  • цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения (положением подразделения);
  • виды деятельности учреждения (подразделения), относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения);
  • перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом (положением подразделения) к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;
  • общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением (подразделением) за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением (подразделением) за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);
  • общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
  • иная информация по решению учредителя. В табличной части Плана указываются:
  • показатели финансового состояния учреждения (подразделения) — данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана;
  • плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения);
  • иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Показатели финансового состояния и показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) формируются в разрезах, представленных в табл. 2, 3 соответственно.

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с КОСГУ. При этом учредитель вправе при установлении порядка предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе "Поступление нефинансовых активов" — с указанием кода группы КОСГУ.

Таблица 2

Показатели финансового состояния учреждения

Новое в системе планирования бюджетных и автономных учреждений

Таблица 3

Показатели по поступлениям и выплатам учреждения

Новое в системе планирования бюджетных и автономных учреждений

Предоставление сведений об операциях с целевыми субсидиями

Следует учесть!

Несмотря на подробное изложение различных показателей в Плане учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств, за исключением целевых субсидий, и представляет свои предложения учредителю. Таким образом, в проекте приказа заложена основа расширения самостоятельности и ответственности учреждения. Однако предоставленная свобода, в свою очередь, будет сопровождаться требованиями обеспечения публичности и открытости информации о деятельности учреждения. Закон № 83-ФЗ установил очень важную норму -с 1 января 2012 г. бюджетные и автономные учреждения будут обязаны обеспечивать открытость и доступность своей организационно-распорядительной, отчетной и плановой документации. Эти документы будут подлежать публичному размещению в открытом доступе в сети Интернет.

При предоставлении учреждению целевой субсидии учреждение (подразделение) составляет и представляет учредителю проект Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы документа по ОКУД 0501016) (далее — Сведения), по форме согласно приложению к Требованиям.

При составлении Сведений учреждением (подразделением) в них указываются:

  • в графе 1 — наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется целевая субсидия;
  • в графе 2 — аналитический код, присвоенный учредителем для учета операций с целевой субсидией (далее — код субсидии);
  • в графе 3 — код КОСГУ, исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат;
  • в графах 4, 5 — не использованные на начало текущего финансового года остатки целевых субсидий, на суммы которых подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели в разрезе кодов субсидий по каждой субсидии. В графе 4 отражается код субсидии в случае, если коды субсидии, присвоенные для учета операций с целевой субсидией в прошлые годы и в новом финансовом году, различаются. В графе 5 показываются суммы разрешенного к использованию остатка;
  • в графе 6 — сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий;
  • в графе 7 — сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии.

Плановые показатели по выплатам могут быть детализированы до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе "Поступление нефинансовых активов" — с указанием кода группы КОСГУ. В случае если учреждению (подразделению) предоставляется несколько целевых субсидий, показатели Сведений формируются по каждой целевой субсидии без формирования группировочных итогов. Кроме того, учредитель вправе дополнительно детализировать плановые (прогнозные) показатели Плана.

Требования к утверждению Плана

При разработке подходов к утверждению Плана следует принимать во внимание, как урегулирован данный вопрос для автономных учреждений. Согласно ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее — Закон № 174-ФЗ) полномочие по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения предоставляется его руководителю.

Проектом приказа предлагается План бюджетного учреждения утверждать учредителем. При этом учредитель вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать Планы руководителю бюджетного учреждения. План подразделения утверждается руководителем учреждения.

Сведения, сформированные учреждением, утверждаются учредителем, а сведения, сформированные подразделением, — учреждением.

Распределение полномочий при составлении и утверждении Плана показано на схеме.

Новое в системе планирования бюджетных и автономных учреждений

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×