Планируем исходя из приоритетов

2651
 Анищенков М.А.
Начальник отдела сводного финансового планирования расходных обязательств федерального бюджета Финансово-экономического департамента МЧС России
Несмотря на то что за окном еще только сентябрь, активно продолжается работа по планированию расходов на очередной финансовый год. Значимость этого процесса трудно переоценить - ведь от качества плановых показателей напрямую зависит эффективность и результативность работы всех структурных подразделений. Поделиться опытом, рассказать о том, как происходит процесс планирования в системе учреждений МЧС России, мы попросили Максима Михайловича Анищенкова, начальника отдела сводного финансового планирования расходных обязательств федерального бюджета Финансово-экономического департамента МЧС России.
Планируем исходя из приоритетов

— Максим Михайлович, расскажите, пожалуйста, как организован процесс планирования в системе МЧС России?

— Процесс планирования в системе МЧС России напрямую увязан с процессом составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Его можно разделить на два этапа: первый — формирование бюджетной заявки МЧС России и работа по формированию бюджета МЧС России в рамках работы по формированию федерального бюджета (апрель—сентябрь), второй — уточнение заявок организаций системы МЧС России, распределение утвержденных бюджетных ассигнований между подведомственными организациями и доведение до них утвержденных объемов.

Отправными точками, на основании которых осуществляется планирование, являются Бюджетное послание Президента Российской Федерации и прогноз социально-экономического развития, в которых определяются основные направления бюджетной политики. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета утверждены Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 1010. Одновременно Правительством Российской Федерации ежегодно утверждается график подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета, согласно которому организуется работа по формированию федерального бюджета в текущем году и уточняются сроки представления необходимых документов.

Так в 2009 и 2010 годах срок внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период был отсрочен на месяц в связи с необходимостью уточнения социально-экономического прогноза развития страны. Исходя из сроков и перечня документов, утвержденных Правительством Российской Федерации в апреле этого года, в МЧС России разработан свой график. Он утвержден распоряжением первого заместителя министра после рассмотрения и одобрения его Лимитной комиссией МЧС России.

Лимитная комиссия МЧС России — это коллегиальный орган министерства, сформированный для принятия решений о приоритетных направлениях средств, закрепления бюджетных ассигнований за довольствующими подразделениями центрального аппарата, формирования вопросов, выносимых на рассмотрение Минфина России, Правительства Российской Федерации.

— Какие мероприятия предусмотрены графиком?

— В мае—июне мы представляли документы, а 2 августа Минфин России направил проектировки предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011—2013 гг. До 16 августа мы должны были распределить доведенные бюджетные ассигнования по приоритетным направлениям и представить в Минфин России обоснования бюджетных ассигнований, реестры расходных обязательств, другие документы, формы которых на текущий год доведены письмом Минфина России от 02.08.2010 № 16-01-05/53. В Минфине России представленные документы обобщаются, рассматриваются несогласованные вопросы, вначале в соответствующих департаментах Минфина России, затем на Бюджетной комиссии. После этого Минфин России вносит проект бюджета на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

— Каким образом подведомственные учреждения участвуют в процессе формирования бюджета?

— На первом этапе планированием занимается только центральный аппарат министерства, используя имеющиеся в его распоряжении данные о системе МЧС России, в том числе и полученные от подведомственных организаций (состав сил, их оснащенность, потребность в ресурсах, действующие тарифы и т. д.). Подведомственные организации напрямую в этом процессе не участвуют.

Планируем исходя из приоритетов

Доведенные предельные объемы рассматриваются Лимитной комиссией МЧС России, распределяются между довольствующими подразделениями центрального аппарата — департаментами и управлениями по различным направлениям деятельности (тыла и вооружения, инвестиций и капитального строительства, медицинского). А те, в свою очередь, определяют свои приоритеты, безусловно, в рамках направлений, определенных Лимитной комиссией. Кроме того, значительная часть бюджетных ассигнований доводится министерству в рамках федеральных целевых программ.

— Одним из главных событий уходящего года для учреждений сектора государственного управления является принятие Закона № 83-ФЗ. Что в связи с этим меняется в процессе планирования?

— Если говорить о глобальных изменениях, то это, безусловно, переход на формирование государственных заданий на выполнение государственных услуг и финансовое обеспечение бюджетных учреждений в виде субсидий на выполнение госзаданий. Пока трудно говорить с полной определенностью, когда произойдет этот переход. Прежде всего нужно разработать огромное количество документов. Сейчас принимаются организационные документы, которые составляют правовую основу этих изменений. В их развитие мы должны разработать свои, ведомственные документы, четко определить ведомственный перечень государственных услуг, показатели качества, порядок формирования госзадания, его финансового обеспечения.

Большая часть учреждений, подведомственных МЧС России, — подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования будут казенными в силу закона. Они, конечно, могут оказывать какие-то платные услуги, но это им несвойственно, поэтому финансовое обеспечение их расходов будет осуществляться на основании бюджетной сметы.

Другие учреждения на время установленного Законом № 83-ФЗ переходного периода, вероятно, также будут осуществлять свои расходы на основании смет. Сейчас необходимо определить перечень государственных услуг для всех учреждений, а дальше по мере готовности формировать госзадания и принимать решение о переводе части учреждений на финансовое обеспечение в виде субсидий на выполнение госзаданий.

— Получается, большая часть учреждений МЧС России будет осуществлять свою деятельность в 2011 году на основе бюджетной сметы. Каков порядок составления и утверждения бюджетных смет подведомственных учреждений?

— Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет утвержден приказом МЧС России от 29.12.2007 № 705. В конце сентября — начале октября учреждения представляют проекты бюджетных смет с приложенными расчетами и обоснованиями потребности в бюджетных средствах для обеспечения своих функций. Заявки учреждений направляются в различные департаменты министерства в соответствии с их специализацией, там они рассматриваются и корректируются. Иными словами, пожелания учреждений сопоставляются с возможностями бюджета — предельными объемами, которые уже были доведены Минфином России, с задачами, возлагаемыми на учреждения. Далее все показатели сводятся, и утверждается бюджетная смета, которая устанавливает лимиты бюджетных обязательств учреждения.

— Какие проблемные моменты при планировании Вы могли бы выделить?

— Одной из основных проблем является то, что далеко не всегда удается работать в тех параметрах, которые были заложены на стадии планирования. В силу объективных причин вносятся изменения в перспективный план развития министерства, возникают новые задачи, утверждаются новые нормативные правовые акты. Например, в этом году аномально жаркая погода вызвала природные пожары, повлекшие за собой гибель людей, уничтожение целых населенных пунктов. На фоне этого проявилась недостаточная оснащенность МЧС России отдельными видами техники. В связи с этим руководством страны принимались решения и давались поручения о дополнительном оснащении МЧС России техникой, в том числе и авиационной, в результате чего Минфином России для нашего министерства планировались дополнительные бюджетные ассигнования.

Кроме того, в настоящее время вносится огромное количество изменений в законодательство. Меняются бюджетная классификация, порядок ведения бюджетного учета. Причем все это происходит в очень сжатый промежуток времени, практически без предварительной подготовки. Безусловно, это отражается на деятельности финансово-плановых органов и качестве планирования. В то же время необходимо помнить, что потребителю наших услуг неважно, с какими трудностями мы сталкиваемся в процессе работы, мы все равно должны обеспечить выполнение возложенных на министерство задач.

— Учитывая специфику функций и задач МЧС России, поделитесь, пожалуйста, опытом — как удается планировать непредвиденные расходы, ведь наводнения, пожары и другие чрезвычайные ситуации невозможно предусмотреть, а ваша деятельность непосредственно связана с ними?

— В силу специфики деятельности у МЧС России есть целевой финансовый резерв, который формируется в рамках общей сметы. Он представляет собой условно-постоянную величину. Если же министерством выполняются какие-то специальные поручения руководства страны (например, по ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС), то средства дополнительно выделяются и из Резервного фонда Правительства Российской Федерации. В таких ситуациях основная задача — это обеспечить ресурсами проводимые мероприятия в тот момент, когда они действительно нужны.

Конечно же, специфика деятельности министерства влияет на то, что в течение года объемы изменений смет у нас довольно значительны. Но это не единственная, к сожалению, причина, по которой вносятся изменения. Есть и иные причины, как объективного (реформирование, изменения нормативной базы), так и субъективного (недостатки планирования) характера.

Чтобы максимально снизить субъективные причины этого процесса, мы стараемся довести до учреждений максимальный объем лимитов бюджетных обязательств — не менее 85%. Владение информацией о ресурсах, с которыми предстоит работать в очередном году, несомненно, повышает качество планирования, исполнения бюджета и ответственность руководителей подведомственных структур.

— А каким образом в системе МЧС России оценивается качество планирования?

— Качество планирования МЧС России в целом оценивается на основании показателей, разработанных и утвержденных приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н. Опираясь на них, министерством разработаны собственные показатели для подведомственных учреждений, которые утверждены приказом МЧС России от 15.05.2008 № 259. Мы уже имеем определенный опыт в этом направлении работы, проводим мониторинг показателей, награждение передовых подведомственных структур, что определенно мотивирует к улучшению качества их работы и повышает качество финансового менеджмента министерства в целом.

— В заключение нашей беседы, что бы вы хотели пожелать своим коллегам? На какие моменты при планировании нужно обращать особое внимание?

— На наш взгляд, самое главное в процессе планирования — это правильно определить приоритетные направления и направить туда необходимые ресурсы, а также в полном объеме обеспечить социальную защиту людей, которые выполняют возложенные на орган исполнительной власти функции. Только в этом случае можно с уверенностью сказать, что государственные услуги будут оказаны в необходимом объеме и соответствующего качества.

Беседовали Н. Зимина, Ю. Кошелева
Фото М. Бажина



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль