Формирование государственных заданий в сфере здравоохранения: важные моменты

3420
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
Статьей об особенностях формирования государственных заданий образовательным учреждениям в прошлом номере журнала мы открыли цикл публикаций, посвященных специфике формирования госзаданий в учреждениях различных сфер деятельности. Этот номер будет посвящен деятельности учреждений сферы здравоохранения. Рассмотрим особенности финансового обеспечения оказания ими государственных услуг, приведем примеры и рекомендации по заполнению самых важных разделов государственного задания.

Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (далее — Постановление № 671) утвержден новый порядок формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, который вступает в силу с 1 января 2011 г. Соответственно действующий в настоящее время порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065, с нового года утратит силу.

Руководствуясь п. 3 Постановления № 671, федеральные органы исполнительной власти в 3-месячный срок со дня его официального опубликования должны утвердить (внести изменения в ранее утвержденные) ведомственные перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Постановлением также утверждена форма указанного перечня.

Указанное поручение Правительства РФ имеет особенно большое значение для федеральных государственных учреждений сферы здравоохранения, поскольку на федеральном уровне до настоящего времени отсутствует единый перечень государственных услуг в области здравоохранения, разработанный Минздравсоцразвития России.

Специфика финансового обеспечения государственных заданий в сфере здравоохранения

Общей проблемой формирования государственных заданий на оказание государственных услуг в области здравоохранения является то, что финансовое обеспечение части услуг учреждений здравоохранения осуществляется в рамках реализации программы государственных гарантий и предоставляется Фондом обязательного медицинского страхования за фактически оказанные объемы услуг.

Законом № 83-ФЗ порядок финансового обеспечения деятельности по социальному страхованию, включая обязательное медицинское страхование (ОМС), не изменен, то есть оно может осуществляться не в рамках государственных заданий, а в соответствии с программой государственных гарантий (как это происходит в настоящее время). По сути, такой принцип оплаты услуг является упрощенной формой финансового обеспечения предоставления государственных услуг, он предусматривает только доведение до субъектов РФ сводных показателей объемов оказания услуг в области ОМС.

Пока же многие главные распорядители бюджетных средств пытаются увязать деятельность по ОМС в рамках государственного задания, что соответствует действующему законодательству. Однако в этом случае остается проблема двухканального финансирования государственных услуг в сфере здравоохранения в форме госзадания.

Остановимся на проблемных разделах формирования государственных (муниципальных) заданий для основных типов учреждений здравоохранения. Ниже приведены примеры и рекомендации по их заполнению.

Важный нюанс

Бюджетные инвестиции на расширение площадей, обновление основных фондов в рамках государственного задания не учитываются, но могут быть представлены в нем справочно.

Рекомендации по заполнению некоторых разделов государственного задания

Показатели объемов оказания государственной услуги

Это достаточно простой раздел государственного задания, поскольку большинство показателей объема оказания государственных услуг содержатся в статистической отчетности, предоставляемой учреждениями здравоохранения различным органам власти.

Ниже приведены возможные показатели объема оказания государственной услуги (табл. 1).

Таблица 1

Примеры показателей объема оказания государственной услуги

Формирование государственных заданий в сфере здравоохранения: важные моменты

Требования к качеству предоставления государственной услуги

В случае отсутствия правового акта, определяющего стандарт качества предоставления государственной услуги, в государственном задании устанавливаются требования к квалификации и опыту персонала бюджетного учреждения, к качеству оказания государственной услуги.

Требования к квалификации и опыту работы персонала учреждения здравоохранения установлены в следующих документах:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации";
  • приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения".

Другие требования к квалификации (опыту работы) специалиста, оказывающего государственную услугу в сфере здравоохранения, содержатся в следующих нормативных правовых актах:

  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (ст. 54);
  • Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (подп. "б", "г", "д" п. 5);
  • Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 № 705н;
  • приказ Минздрава России от 05.06.1998 № 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" (приложение к приказу).

К качеству оказания государственной услуги могут предъявляться следующие требования: выполнение медпомощи в соответствии со стандартами (протоколами), отсутствие штрафных санкций по результатам вневедомственного контроля, отсутствие жалоб населения на качество оказания медпомощи.

Кроме того, для отдельных типов учреждений здравоохранения могут устанавливаться специфические требования к качеству оказания государственных услуг. Например, для кожно-венерологических диспансеров такие требования содержатся в приказах Минздрава России от 30.07.2001 № 291 "О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем" и от 26.03.2001 № 7 "О совершенствовании серологической диагностики сифилиса".

Порядок информирования потенциальных потребителей оказываемой государственной услуги

Потенциальные потребители государственной услуги в сфере здравоохранения могут быть проинформированы о ней на информационном стенде, в сети Интернет, в СМИ.

Другими возможными способами информирования потенциальных потребителей государственной услуги могут быть: консультации при личном обращении граждан, телефонные консультации, размещение информации у входа в учреждение и непосредственно в помещении.

В целом размещенная информация должна содержать следующие сведения:

  • об учреждении;
  • о программе государственных гарантий;
  • о перечне государственных услуг, оказываемых учреждением;
  • о перечне платных (дополнительных) услуг с указанием цен (тарифов);
  • о режиме приема главного врача и его заместителей;
  • об адресах и телефонах вышестоящего органа управления здравоохранением;
  • о заболеваниях.

Основные требования к порядку контроля за исполнением государственного задания

Формы контроля за исполнением государственного задания учреждениями здравоохранения приведены в табл. 2.

Таблица 2

Формы контроля деятельности учреждений здравоохранения

Формирование государственных заданий в сфере здравоохранения: важные моменты

Другими формами контроля могут быть внутриведомственный контроль, закрепляемый в рамках Протокола экспертной оценки качества медпомощи, и вневедомственный медицинский контроль, осуществляемый страховыми медицинскими организациями и Фондом обязательного медицинского страхования и закрепляемый Актом экспертной оценки качества оказания государственных услуг в сфере здравоохранения.

Для контроля качества оказания государственных услуг в здравоохранении также могут использоваться следующие формы:

  • Сведения об учреждении здравоохранения (ф. № 30);
  • Сведения о деятельности дневных стационаров лечебно-профилактического учреждения (ф. № 14-дс).

Оценка качества оказания государственных услуг в здравоохранении

По итогам оценки фактического качества оказания государственной услуги учредителем бюджетного учреждения (главным распорядителем бюджетных средств казенного учреждения) могут быть приняты следующие решения:

  • оформление по итогам проверки справки/акта/предписания с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения;
  • организация внеплановой проверки для контроля устранения выявленных нарушений;
  • оказание дополнительной организационно-методической помощи учреждению здравоохранения;
  • применение мер дисциплинарного воздействия к руководителю государственного учреждения здравоохранения;
  • направление материалов проверок, проведенных в рамках реализации переданных полномочий по контролю качества оказания медицинской помощи, в правоохранительные органы.

Примеры показателей, характеризующих качество оказываемой государственной услуги, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели, характеризующие качество оказываемой государственной услуги

Формирование государственных заданий в сфере здравоохранения: важные моменты

В государственном задании показатели качества оказания государственной услуги представляются в числовом выражении. Покажем это на примере государственной услуги "заготовка донорской крови" (табл. 4).

Таблица 4

Пример использования показателя качества оказания государственной услуги "Заготовка донорской крови"

Формирование государственных заданий в сфере здравоохранения: важные моменты

При оценке качества оказания государственных услуг в здравоохранении более обоснованной является ориентация не на показатели объема — койко-день и посещение, а на расчет норматива стоимости оказания медицинской услуги в соответствии с реализованными медицинскими технологиями, отраженными в медико-экономических стандартах. При этом для большинства затрат расчет стоимости ведется по статьям затрат, соответствующим КОСГУ.

Базовым критерием качества выполнения государственного задания является соблюдение принципа комплексного подхода к деятельности медицинского учреждения. В нем учитываются четыре направления оценки выполнения учреждением здравоохранения государственного задания:

1. Традиционные финансовые показатели деятельности медицинского учреждения.

2. Успешность работы с пациентами, что для медицинских учреждений выражается в количественных показателях оказанных населению государственных услуг.

3. Оптимальность внутренних бизнес-процессов медицинского учреждения, которые характеризуются экономическими показателями деятельности, такими как затраты по видам предоставляемых государственных услуг, величина стоимости услуг, удельные показатели расходования бюджетных средств.

4. Уровень компетентности персонала медицинского учреждения, показатели профессиональных квалификационных характеристик.

Отдельные показатели, например стоимость государственной услуги или объем затрат, не могут дать объективного представления о качестве выполнения государственного задания в здравоохранении. Например, снижения стоимости услуги можно добиться использованием более дешевых аналогов медицинских препаратов или отказавшись от использования дорогостоящего диагностического оборудования. Понятно, что к здравоохранению как к системе сохранения и улучшения здоровья населения такие подходы оказываются несостоятельными.

Таким образом, государственные учреждения здравоохранения сталкиваются с некоторыми проблемами при формировании и выполнении государственных заданий, основными из которых являются:

  • поиск адекватных и объективных показателей качества оказания медицинских услуг, по которым возможно провести оценку и мониторинг качества оказания государственных услуг в здравоохранении;
  • исключение дублирования учета затрат на оказание государственных услуг и другой информации, которое часто встречается при двухканальном финансировании оказания государственных услуг в форме государственного задания.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль