Организация ведомственного финансового контроля

5531
 Иванова О.Е.
Начальник отдела проведения контрольных мероприятий и анализа Контрольно-ревизионного управления МЧС России
В современных условиях перед государственными органами исполнительной власти возникают новые задачи и, прежде всего, это повышение эффективности государственных расходов, выбор разумной финансовой политики. При этом функция контроля становится основополагающей для гарантии соблюдения правил и законности.

Основы государственного и муниципального контроля

Законодательной основой государственного и муниципального контроля является гл. 26 "Основы государственного и муниципального финансового контроля" Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ). В этой главе изложены формы контроля, права и полномочия органов исполнительной власти, участников бюджетного процесса в части финансового контроля.

Основными видами финансового контроля являются:

  • государственный и муниципальный (внешний) контроль;
  • ведомственный (внутренний) контроль;
  • независимый контроль (аудит).

Каждый из указанных видов финансового контроля имеет свои отличительные черты, рассмотрим их в таблице.

Виды финансового контроля

Организация ведомственного финансового контроля

Внешний финансовый контроль представляет собой элемент бюджетной политики государства. В первую очередь, он нацелен на сбор и анализ информации об основных направлениях расходов бюджетов и достижениям конечных социально-экономических результатов получателями средств федерального бюджета. Так, в соответствии со ст. 267 "Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством" БК РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

  • непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
  • непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;
  • непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;
  • непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;
  • соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в представленном платежном документе;
  • наличием у получателя средств федерального бюджета подтверждающих документов и возникновение у него денежных обязательств.

В свою очередь, согласно ст. 268 БК РФ "Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора", Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за:

  • использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов;
  • исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданных органами исполнительной власти законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Осуществляя сбор и анализ информации о расходовании бюджетных средств, государственный (муниципальный) контроль частично пересекается с аналогичными задачами ведомственного (внутреннего) финансового контроля.

Осуществление финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств в отношении подведомственных распорядителями (получателями) бюджетных средств регламентировано ст. 269 БК РФ и нацелено на обеспечение правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Независимый финансовый контроль (аудит) осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации и позволяет прогнозировать последствия различных экономических решений.

Особого внимания заслуживает ст. 270.1 "Внутренний финансовый аудит" БК РФ. Согласно данной статье органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля). Задачами таких подразделений в структуре органов исполнительной власти или органов местного самоуправления являются осуществление разработки и контроля за:

  • соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета;
  • составлением бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
  • подготовкой и организацией мероприятий, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Очевидно, что по замыслу законодателя органы внутреннего финансового аудита должны стать действенным инструментом в руках органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по укреплению финансовой дисциплины участниками бюджетного процесса.

Для повышения эффективности и результативности использования бюджетных средств, своевременного выявления и устранения нарушений бюджетного законодательства главные распорядители бюджетных средств также вправе создавать подразделения внутриведомственного финансового контроля.

Организация ведомственного (внутреннего) финансового контроля в МЧС России

В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее -МЧС России) уже более 11 лет выполнение функций ведомственного контроля возложено на Контрольно-ревизионное управление МЧС России (далее -КРУ МЧС России).

Контрольно-ревизионное управление МЧС России - подразделение центрального аппарата Министерства, которое отвечает за организацию ведомственного финансового контроля в системе МЧС России. КРУ МЧС России

подчинены все контрольно-ревизионные органы территориальных органов и организаций МЧС России, которые представляют из себя трехуровневую структуру:

  • первый уровень - КРУ МЧС России;
  • второй уровень - контрольно-ревизионные отделы (далее - КРО) региональных центров МЧС РОССИИ (их всего шесть);
  • третий - КРО главных управлений по субъектам Российской Федерации. Таких КРО 87 и они разделены по подчиненности на шесть региональных центров.

В свою очередь КРУ МЧС России состоит из двух отделов: отдела контрольно-ревизионной работы и отдела проведения контрольных мероприятий и анализа.

В состав отдела контрольно-ревизионной работы входят ревизоры. Его главной задачей является проведение контрольных мероприятий, т. е. ревизий и проверок.

Основные направления деятельности отдела проведения контрольных мероприятий и анализа заключаются в следующем:

  • планирование контрольных мероприятий;
  • расчет потребности в денежных средствах для проведения контрольных мероприятий;
  • оформление предписаний, распоряжений и документов для отправки ревизоров в места командирования;
  • проведение анализа по результатам контрольных мероприятий и выполнение предложений внесенных в акты;
  • свод отчетности по контрольно-ревизионной работе;
  • проведение работ по жалобам и письмам на действия должностных лиц МЧС России;
  • оценка качества проведения контрольных мероприятий ревизорами и этики их поведения.

За организацию ведомственного финансового контроля ответственность в целом возложена на все контрольно-ревизионные органы системы МЧС России.

Формы ведомственного финансового контроля

Финансовый контроль представляет собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля с целью установления законности совершенных ими операций, а также достоверности и качества полученных финансовых показателей.

Весь процесс ведомственного (внутреннего) финансового контроля можно разделить на три этапа: предварительный, текущий и последующий контроль (схема 1).

При этом предварительный и текущий ведомственный (внутренний) финансовый контроль организует руководитель бюджетного учреждения. Непосредственное осуществление предварительного и текущего контроля возлагается на соответствующие должностные лица учреждения, через которых производится распределение, выделение и расходование средств бюджетов.

Схема 1

Организация ведомственного финансового контроля

Предварительный контроль

Предварительный контроль носит предупреждающий характер и проводится перед совершением финансовых операций. На этом этапе проводится оценка финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств федерального бюджета.

В бюджетных учреждениях проведение предварительного контроля осуществляется руководителем учреждения, руководителями структурных подразделений и работниками финансовых служб. Основным финансовым документом, на основании которого проводится предварительный контроль, служит бюджетная смета учреждения.

Текущий контроль

Текущий (оперативный) финансовый контроль организуется с целью своевременного выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций при принятии управленческих решений. Задача текущего контроля - недопущение нарушений на стадии исполнения финансовых и хозяйственных операций.

Текущий контроль осуществляется через создание в учреждении внутренних проверочных комиссий. Обязанностью таких комиссий является проведение внезапных проверок наличия денежных средств, проведение инвентаризаций материальных ценностей, подготовка и реализация необходимых мероприятий, направленных на устранение недостатков и нарушений, выявленных внешними и внутренними контрольно-ревизионными органами.

При этом главным "форпостом" ежедневного оперативного контроля является бухгалтерия учреждения. Работая с первичными документами, работники бухгалтерии осуществляют текущий финансовый контроль за правильностью и обоснованностью расходования бюджетных средств в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств. Такой же повседневный контроль обязаны проводить и руководители структурных подразделений и другие должностные лица.

последующий контроль

Организация и проведение последующего контроля в бюджетных учреждениях осуществляется ведомственными контрольно-ревизионными службами. Основная задача таких служб - изучение результатов финансовой и хозяйственной деятельности подведомственных учреждений за отчетный период и оценка эффективности проводимой финансовой стратегии. Кроме того, службы ведомственного финансового контроля выявляют недостатки предварительного и текущего финансового контроля, осуществляемого подведомственными учреждениями.

Основными "инструментами" последующего контроля являются ведомственные нормативно-правовые акты, распорядительные документы и бюджетная отчетность учреждений за отчетный период.

Основные правила ведомственного (внутреннего) финансового контроля

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ответственность за организацию ведомственного (внутреннего) финансового контроля возлагается на руководителей учреждений.

Поэтому важнейшей задачей руководителей бюджетных учреждений в настоящее время является воссоздание служб ведомственного (внутреннего) финансового контроля. Каждый главный распорядитель или крупное бюджетное учреждение должно иметь в своем составе специализированное подразделение, которое занималось бы контролем за разработкой внутренних стандартов и процедур планирования, составлением отчетности и контроля за достижением результатов.

Так, в системе МЧС России организация и осуществление ведомственного (внутреннего) финансового контроля осуществляют контрольно-ревизионные службы, которые имеют многоуровневую структуру. Такие службы созданы в центральном аппарате Министерства и во всех территориальных органах и учреждения МЧС России, являющихся распорядителями средств федерального бюджета.

Функции и методы финансового контроля

Основными функциями, возлагаемыми на службы ведомственного (внутреннего) финансового контроля, являются:

  • контроль за соблюдением и исполнением подведомственными организациями требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего финансовую и хозяйственную деятельность бюджетных организаций;
  • выявление внутрихозяйственных резервов и принятию мер к их использованию в интересах Министерства;
  • выявление и профилактика нарушений в финансовой и хозяйственной деятельности, изучение причин их возникновения и принятие действенных мер по их устранению, предупреждению и своевременному возмещению материального ущерба, разработке предложений по улучшению финансовой и хозяйственной деятельности организаций;
  • разработка предложений по более эффективному и экономному расходованию средств федерального бюджета, сокращению непроизводительных расходов и потерь;
  • оказание руководителям организаций практической помощи в организации финансовой и хозяйственной деятельности.

Для реализации указанных функций службы внутреннего финансового контроля используют различные методы (схема 2).

Схема 2

Организация ведомственного финансового контроля

Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке правомерности и обоснованности совершенных учреждением финансовых и хозяйственных операций в ревизуемом периоде.

Под проверкой отдельных вопросов понимается единичное контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансовой и хозяйственной деятельности организации.

Обследование проводится представителями контрольно-ревизионных органов с целью ознакомления с определенным направлением или вопросом финансовой и хозяйственной деятельностью учреждения, являющейся объектом контроля.

Анализ предполагает изучение хозяйственных процессов учреждения, являющегося объектом контроля, социально-экономической эффективности и конечных финансовых результатов деятельности, а также внешних и внутренних факторов воздействия.

При этом финансовый контроль по полноте проводимых контрольных мероприятий в отношении объекта контроля подразделяется на:

  • полный либо частичный;
  • комплексный или тематический;
  • сплошной или выборочный.

Контрольные мероприятия могут проводиться сплошным методом, при котором проверяются все без исключения документы, относящиеся к данному виду операций. В свою очередь, при выборочной проверке изучаются документы только за определенный период, который определяется ревизором в зависимости от необходимости и характера проверяемых операций. О примененном способе проверки ревизором делается соответствующая запись в акте.

Кассовые и банковские документы всегда проверяются только сплошным методом.

Периодичность контроля

Периодичность, сроки и порядок проведения контрольных мероприятий устанавливаются руководителем ведомства или учреждения с учетом специфики и объемов деятельности бюджетной организации и в соответствие с требованиями законодательства. Так, на основании требований Указа Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного контроля в Российской Федерации" от 25.07.1996 (в ред. Указов Президента РФ от 25.07.2000 № 1358, от 18.07.2001 № 872) контрольное мероприятие проводится не реже одного раза в год - если организация является получателем средств федерального бюджета и не реже одного раза в два года - если организация является распорядителем средств федерального бюджета.

Кроме запланированных контрольных мероприятий возможно проведение внеплановых контрольных мероприятий по поручениям вышестоящего руководства, утверждающего планы контрольных мероприятий, по решению органов предварительного следствия, суда и прокуратуры, а также при расформировании организации или смене (увольнении) ее главного бухгалтера.

Оформление результатов финансового контроля

Важное место при проведении контрольных мероприятий занимает оформление их результатов.

Результаты контрольных мероприятий оформляются актом. На основании акта руководитель учреждения, в котором проводились контрольные мероприятия, издается приказ о наказании виновных и поощрении отличившихся должностных лиц по результатам проведенного контрольного мероприятия.

Однако прежде чем руководитель учреждения и должностные лица приступят к подписанию акта, следует обратить внимание на следующее:

  • при изложении в акте выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений должна соблюдаться строгая объективность, ясность, правильность и точность описания их сущности;
  • в акте должны быть ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и другие документы, требования которых нарушены или не соблюдены;
  • в акте должны быть указаны подлинные документы (с приложением их копий), подтверждающие достоверность произведенных в акте записей, а также указанием должностных лиц, чьим действием или бездействием допущены нарушения.

Соблюдение этого "золотого правила" позволит в дальнейшем избежать многих разногласий и спорных ситуаций. В случае выявления в акте каких-то неточностей, руководителю и должностным лицам следует настоять на их устранении.

Руководитель проверенной организации обязан в указанные в акте сроки выполнить предложения, внесенные в акт. По истечении установленного срока руководитель проверенной организации должен представить в установленном порядке донесение о выполнении предписанных действий и результатах проведенных мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Учет результатов контрольно-ревизионной работы ведется в порядке установленном вышестоящими контрольно-ревизионными органами, а именно по направлениям:

  • обработка отчетности по контрольно-ревизионной работе;
  • контроль своевременного выполнения указаний и предложений, направленных на устранение выявленных нарушений;
  • ведение учета результатов контрольных мероприятий, обобщения и анализа итогов контрольно-ревизионной работы (ежеквартально), а также рассмотрения итогов на заседаниях коллегий и служебных совещаниях.

В случае необходимости для обеспечения эффективной деятельности ведомственного (внутреннего) финансового контроля проводится работа по взаимодействию с государственными (внешними) контрольными органами в части, касающейся обмена информацией о планировании и результатах контрольных мероприятий, а также проведения совместных контрольных мероприятий с целью обмена опытом.

Этика поведения ревизора

Важным моментом является необходимость поддержания непрерывного процесса обучения (переподготовки и повышения квалификации) сотрудников контрольно-ревизионных органов.

Ревизор - профессия, требующая специальных навыков и подразумевающая большую ответственность.

Ревизор несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за некачественное проведение контрольных мероприятий, искажение или сокрытие фактов хищений и злоупотреблений, использование служебного положения в корыстных целях, а также разглашение и передачу информации о деятельности проверяемой организации.

Поведение ревизора должно поддерживать хорошую репутацию профессии в целом, ревизор должен глубоко осознавать свою личную ответственность, не принимать вознаграждений за исполнение служебных обязанностей, не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям и бороться с ними.

Вопрос - ответ

Об освобождении от налогообложения НДС передачи прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора.

Министерство финансов Российской Федерации

Письмо от 11.11.2008 № 03-07-07/117

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при передаче прав на использование программ для ЭВМ Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

С 1 января 2008 г. согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость передача прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора. При этом дополнительных условий для применения данной льготы, в том числе касающихся способов передачи этих прав или осуществления налогоплательщиками определенных видов деятельности, Кодексом не установлено.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Н.А. КОМОВА

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×