Порядок учета средств бюджетов

2594
В настоящее время в России осуществляется реформирование бюджетного законодательства и системы бюджетного учета. Основная задача при этом заключается в повышении эффективности бюджетных расходов.

В рамках проводимых реформ принимаются нормативно-правовые акты, направленные на переход к среднесрочному планированию бюджета, совершенствованию отношений между участниками бюджетного процесса, в т. ч. в части кассового исполнения бюджета. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в 2008 г. разработаны нормативные документы в части определения и учета расходных обязательств, независимо от оснований их возникновения -будь то трудовой договор с работником бюджетного учреждения, договор на поставку материальных ценностей бюджетному учреждению или выплата пенсий и социальных пособий.

Новые приказы Минфина России

С 1 января 2009 г. вступили в силу несколько приказов Минфина России, регулирующие порядок учета средств федерального бюджета:

  • приказ от 19.09.2008 № 98н "О порядке учета органами Федерального казначейства обязательств получателей средств федерального бюджета" (далее - Приказ № 98н);
  • приказ от 01.09.2008 № 87н "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" (далее - Приказ № 87н);
  • приказ от 01.09.2008 № 88н "О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности" (далее - Приказ № 88н);
  • приказ от 03.09.2008 № 89н "Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ № 89н).

Приказ № 98н: учет бюджетных обязательств

Одним из самых сложных, на мой взгляд, является Приказ № 98н, устанавливающий порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.

На настоящий момент учет бюджетных обязательств получателями бюджетных средств ведется в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету № 148н.

Начиная с 1 января 2009 г. учет принимаемых бюджетных обязательств будет вестись одновременно, как в бюджетных учреждениях, так и территориальных органах Федерального казначейства (далее - ТОФК). При этом учет бюджетных обязательств бюджетными учреждениями ведется в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету № 148н.

В соответствии с Приказом № 98н постановка на учет бюджетных обязательств* в ТОФК производится независимо от того, заключается государственный контракт или договор в рамках гражданского законодательства с физическим или юридическим лицом. Кроме того, в ТОФК подлежат учету публичные бюджетные обязательства, которые возникают в соответствии с законом или иным правовым актом.

Основанием для постановки на учет является специальная форма "Сведения о принятом бюджетном обязательстве" (код формы по КФД 0531702) (далее - Сведения), которая представляется получателями средств федерального бюджета в ТОФК. Сведения содержат информацию о виде обязательства, контрагенте, сумме принятого обязательства, реквизиты документа, ставшего основанием для принятия бюджетного обязательства и другую информацию.

Приказом № 98н предусмотрен случай, когда на учет в ТОФК ставится бюджетное обязательство, которое может содержать несколько позиций с разными кодами классификации расходов бюджетов, то есть такое обязательство принято в счет лимитов бюджетных обязательств по нескольким КОСГУ или за счет нескольких источников бюджетного финансирования.

В случае, если в договор получателя бюджетных средств с поставщиком (подрядчиком), являющийся основанием для принятия бюджетного обязательства, внесены изменения, то в органы казначейства подается заявка на внесение изменений в уже принятое к учету бюджетное обязательство.

Учреждения, работающие в системе электронного документооборота (далее -СЭД), представляют сведения о принятом бюджетном обязательстве и заявки на их изменения в электронном виде.

ТОФК присваивают каждому принятому к учету бюджетному обязательству уникальный номер, который будет включать:

  • код территориального органа ФК, в котором открыт лицевой счет бюджетополучателю;
  • код участника бюджетного процесса;
  • год постановки на учет;
  • порядковый номер обязательства в рамках одного календарного года.

Присвоенный ТОФК бюджетному обязательству номер необходимо будет указывать в документах на осуществление кассового расхода. Приказом № 98н предусмотрено принятие на учет в ТОФК бюджетных обязательств по всем видам договоров, в т. ч. по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами (далее - договоры ГПХ). Такое нововведение значительно увеличит документооборот во многих бюджетных учреждениях.

Увеличение документооборота вызвано в первую очередь тем, что очень многие учреждения используют гражданско-правовые договоры для получения различных услуг, оказываемых физическими лицами. Например, в учреждениях образования, как правило, такие договоры заключаются с преподавателями-лекторами, в т. ч. приезжающими из других городов, которые не являются штатными сотрудниками учреждения. При этом с одним физическим лицом может быть заключено несколько договоров гражданско-правового характера.

Договоры гражданско-правового характера не являются публичным обязательством, поскольку заключаются не в рамках трудового договора, а в рамках отношений, регулируемых Гражданским Кодексом РФ, и предполагают оказание конкретного вида услуг или выполнения работ. Факт выполнения работ, оказания услуг физическим лицом подтверждается соответствующим актом. В тоже время, выплаты по данным видам договоров относятся к выплатам физическим лицам, в отношении которых учреждение является как налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), так и плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН).

В связи с этим возникает ряд вопросов:

  • во-первых, должен ли учитываться каждый договор ГПХ с физическим лицом как отдельное бюджетное обязательство?
  • во-вторых, в каком размере должно учитываться данное обязательство - по полной сумме договора, до удержания НДФЛ?

Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиком данного налога является физическое лицо, а учреждение только выполняет функцию налогового агента. Если бюджетное учреждение учет каждого бюджетного обязательства ведет в полной сумме, предусмотренной условиями данного договора, то каким образом будет оформляться заявка на кассовый расход? На каждое бюджетное обязательство две заявки на кассовый расход со ссылкой на принятое бюджетное обязательство: одна на выплату физическому лицу, вторая на перечисление НДФЛ в бюджет? В настоящий момент перечисления по договорам ГПХ осуществляются "списком" на счета в банке, НДФЛ перечисляется одной суммой по каждому коду КОСГУ.

В-третьих, поскольку плательщиком ЕСН является организация, осуществляющая выплаты физическим лицам, т. е. учреждение, и обязательство по уплате налога возникает из принятых обязательств по договорам ГПХ с физическими лицами у учреждения, является ли сумма ЕСН, начисленного по каждому из договоров отдельно взятым обязательством? На мой взгляд, сумма ЕСН, начисленная и подлежащая уплате в бюджет, должна быть одним обязательством по выплатам, произведенным в пользу физических лиц.

Помимо вопросов, связанных с выплатами физическим лицам по договорам ГПХ, возникает вопрос о том, каким образом будут регистрироваться в ТОФК бюджетные обязательства по всем видам налогов, которые начисляются и уплачиваются по разным кодам дохода бюджета - к примеру, ЕСН в размере 26% от суммы начисленной оплаты труда начисляется в т. ч. в федеральный бюджет, в фонд социального страхования РФ, в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования и перечисляется отдельными платежными документами. Аналогично начисляется налог на прибыль - в федеральный бюджет и в региональный бюджет. Кроме того, в случае, если у учреждения имеются обособленные структурные подразделения (филиалы) на территории других регионов, количество бюджетных обязательств увеличится на количество филиалов или регионов, в которых они находятся (уплата налога на прибыль может производиться по месту нахождения каждого из филиалов или через один из них, если они находятся на территории одного региона).

Кроме того, учет обязательств в территориальных органах Федерального казначейства необходимо вести как по обязательствам, принятым за счет средств федерального бюджета, так и по приносящей доход деятельности.

Приказ № 87н: санкционирование оплаты денежных обязательств

Приказом № 87н утвержден порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Данный порядок вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением отдельных положений в части порядка санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и договоров аренды.

Напомним, что согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ денежные обязательства -это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора.

В соответствии с Приказом № 87н с 1 января 2009 г. получатели средств федерального бюджета для оплаты своих денежных обязательств представляют в ТОФК по месту их обслуживания заявку на кассовый расход (код формы по КФД 0531801). Форма заявки на кассовый расход утверждена приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов"

В соответствии с Приказом № 87н с 1 января 2009 г. получатели средств федерального бюджета для оплаты своих денежных обязательств представляют в ТОФК по месту их обслуживания заявку на кассовый расход (код формы по КФД 0531801). Форма заявки на кассовый расход утверждена приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов"

Для оплаты денежных обязательств, возникающих при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в заявке на кассовый расход указываются реквизиты соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.

Для оплаты денежных обязательств по авансовым платежам, в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также денежных обязательств по договору аренды в заявке на кассовый расход реквизиты документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, могут не указываться.

В заявке на кассовый расход должен указываться номер бюджетного обязательства, присвоенный ТОФК.

Интересным нововведением Приказа № 87н является требование представлять в ТОФК скан-копии всех документов, на основании которых возникает денежное обязательство (договоров, актов выполненных работ, товарных накладных и т. п.). При этом все скан-копии должны быть заверены электронно-цифровой подписью, скан-копии должны представляться через систему электронного документооборота (СЭД) или непосредственно в ТОФК на магнитном носителе. Данные копии будут храниться в ТОФК и представляться, при необходимости, заинтересованным лицам - в первую очередь контролирующим органам.

Положения Приказа № 87н будут выполняться в полном объеме, начиная с 01.01.2010. Кроме того, в проекте этого приказа содержалась норма, согласно которой процедуру санкционирования должны были проходить все денежные обязательства, в т. ч. и по приносящей доход деятельности. В утвержденной редакции приказа это требование отсутствует. В то же время, в самом тексте приказа используется понятие "получатель средств федерального бюджета", который не предполагает разделения средств, за счет которых производится оплата денежного обязательства.

Следует отметить, что требования Приказа № 98н и Приказа № 87н дополняют друг друга.

Приказ № 88н: операции с внебюджетными средствами

Приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н утвержден порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.

В соответствии с данным порядком в срок до 1 марта 2009 г. должны быть переоформлены генеральные разрешения главных распорядителей средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями и разрешения получателей средств федерального бюджета.

В соответствии с Приказом № 88н бюджетное учреждение, получая средства от приносящей доход деятельности, должно информировать плательщика о порядке заполнения платежного поручения, оформляемого в соответствии с Положением Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ от 13.12.2006 № 298-П/173н "Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства". При этом в поле "Назначение платежа" платежного поручения плательщиком должно дополнительно указываться наименование источника образования дохода или порядковый номер записи Разрешения, сообщенного получателем.

Таким образом, бюджетным учреждениям, ведущим предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, необходимо переоформить соответствующее разрешение и оповестить всех контрагентов о порядке оформления платежных документов для перечисления средств на лицевые счета учреждений в ТОФК.

Заметим, что Порядок осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденный Приказом № 88н, не распространяются на учреждения, имеющие право осуществлять операции со средствами федерального бюджета на счетах, открытых им в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях.

Приказ № 89н: получение наличных денежных средств

Приказ Минфина РФ от 03.09.2008 № 89н вводит Правила обеспечения наличными деньгами получателей бюджетных средств.

Согласно Приказу № 89н для получения наличных денег получателю средств бюджета необходимо представить в ОФК по месту обслуживания заявку на получение наличных денег (код формы по КФД 0531802), оформленную в установленном порядке. Такая заявка представляется бюджетными учреждениями в ОФК не позднее дня, предшествующего дню получения наличных денег.

Приказы Федерального казначейства

Положения вышерассмотренных приказов Минфина России тесно переплетаются с положениями приказов Федерального казначейства, в частности - с приказом от 07.10.2008 № 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Приказ ФК № 7н). Данным приказом Федерального казначейства предусмотрено изменение структуры лицевых счетов, открываемых участникам бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий.

Согласно Приказу ФК № 7н номер лицевого счета, состоящий из 11 разрядов, включает в себя:

  • первый и второй разряды - код лицевого счета;

Код лицевого счета несколько изменил свое значение. Так, получателю бюджетных средств открыты счета с кодом "03", для осуществления кассовых расходов независимо от источника средств.

  • третий и четвертый разряды - код Федерального казначейства или органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета;
  • пятый разряд - код типа бюджета;
  • с шестого по десятый разряд - учетный номер;
  • одиннадцатый разряд - контрольный разряд.

В соответствии с Приказом ФК № 7н на лицевом счете получателей бюджетных средств учитываются лимиты бюджетных обязательств, принятые бюджетные обязательства, оплата денежных обязательств, принятие бюджетных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности и осуществление операций со средствами от приносящей доход деятельности.

При этом код типа бюджета в номере лицевого счета указывается в соответствии со следующими значениями:

1 – федеральный бюджет;

2 – бюджет субъекта Российской Федерации;

3 – местный бюджет;

4 – бюджет Государственного внебюджетного фонда;

5 – бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

В свою очередь, учетный номер для участника бюджетного процесса федерального уровня соответствует его коду по Сводному реестру получателей бюджетных средств.

Таким образом, с 1 января 2009 г. у получателей бюджетных средств, во всяком случае, у федеральных бюджетных учреждений, изменились платежные реквизиты. Например, лицевой счет с номером 06 073 13978 0 с 1 января 2009 г. должен иметь следующую кодировку номера счета 03 65 1 13978 0.

Особенно интересным представляется тот факт, что, исходя из названия самого приказа, он должен заменить собой три приказа Минфина России:

  • от 31.12.2002 № 142н "Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета";
  • от 21.06.2001 № 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности";
  • от 07.09.2005 № 17н "Об утверждении порядка открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".

В то же время, частично объединяя и изменяя перечисленные нормативные документы, Приказ № 7н содержит не все положения, которые предусмотрены этими документами и принятие его не отменяет их положений.

Заключение

Необходимо отметить, что принятие новых документов, регламентирующих учет и отчетность участниками бюджетного процесса, влечет за собой большой объем организационно-технической работы.

Для организации учета необходима доработка действующего программного обеспечения, в т. ч. в части создания новых форм первичных документов для корректного обмена информацией в СЭД. На момент подготовки данной статьи утвержденные форматы файлов документов, которые будут передаваться в органы федерального казначейства, содержат ряд недоработок и требуют последующих корректировок в ходе работы.

Кроме того, необходим пересмотр документооборота, принятого в учреждении. Необходимость предоставления в ТОФК скан-копий документов влечет за собой необходимость приобретения дополнительного оборудования - сканеров и устройств, рассчитанных для хранения больших массивов информации.

Очевидно также то, что введение новых платежных реквизитов и правил оформления документов приведет к тому, что большая часть перечислений в адрес получателей бюджетных средств в первом квартале 2009 г. будет попадать на счет невыясненных поступлений и бюджетным учреждениям потребуется уточнять такие доходы.

*О порядке отражения бюджетных обязательств в бюджетном учете см.: Финансовый справочник бюджетной организации. 2008. № 6.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль