Развитие системы электронных торгов

1463
Экономическая эффективность государственных закупок напрямую связана с расширением круга потенциальных участников торгов, повышением прозрачности процедур, обеспечением гарантий соблюдения одинаковых прав и обязанностей участников размещения государственного заказа. О том, что представляет собой процедура электронных торгов, каков потенциал их применения и перспективы, рассказывает генеральный директор ЗАО "Система электронных торгов" А.А. Емельянов.

– Антон Андреевич, когда и где впервые были проведены электронные аукционы?

– Первый электронный аукцион был проведен в 1995 г. компанией AuctionWeb (будущий eBay), основанной Пьером Омидияром. Тогда за 14,83 доллара была продана лазерная указка. С тех пор электронный аукцион стал привычным инструментом купли-продажи бывших в употреблении товаров. С того момента должно было пройти еще десять лет, прежде чем появилась законодательная база для официального использования электронных аукционов для закупок в государственных нуждах. Хочу заметить, что Россия оказалась первопроходцем, приняв Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ), в котором довольно подробно прописан порядок проведения открытого аукциона в электронной форме (ст. 41). Первый официальный электронный аукцион в России состоялся в ноябре 2006 г. на площадке SETonline, тогда была закуплена канцелярская бумага для Префектуры ЮВАО Москвы. Появление аукционов в электронной форме - это, по сути, логическая эволюция таких традиционных процедур, как аукцион и "бумажный" тендер.

– А насколько развита система электронных торгов за рубежом?

– Надо сказать, что Россия ушла далеко вперед по сравнению с западными странами, как в плане законодательства, так и реальной практики. Ни в одной западной стране законодательно не прописан механизм выбора поставщика непосредственно по результатам открытого аукциона в электронной форме - то, что уже 1,5 года реально работает в России. По сути, трудно говорить об электронных торгах для госзакупок за рубежом как таковых, поскольку эти процедуры служат лишь для сбора предложений, а само решение в любом случае принимается конкурсной комиссией. Поэтому когда говорят об объемах электронных торгов в западных странах, это в определенной степени лукавство, потому что в текущем режиме электронные торги (так, как мы их понимаем) в этих странах не проводятся.

– И каков же механизм их проведения?

– Электронный аукцион - это аукцион, при котором ценовые предложения подаются через Интернет. Поставщики, подавшие заявку на участие в аукционе, соглашаются со всеми условиями поставки и конкурируют между собой только по ценам. В ходе торгов соблюдается анонимность поставщиков, что исключает возможность сговора или нерыночных методов воздействия. Каждый участник аукциона может наблюдать на веб-странице ценовые предложения конкурентов и через специальную форму подавать собственные. Особенность аукциона заключается в возможности многократной подачи ценовых предложений. Различают аукционы на понижение цены лота (аукционы по закупке) и на повышение (аукционы по продаже). Аукцион считается оконченным, если в течение часа с момента последнего предложения о цене контракта, размещенного на сайте в Интернете, не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену. Если в нескольких предложениях указана одинаковая наиболее низкая цена контракта, победителем аукциона признается тот его участник, чье предложение поступило ранее других. Закон предписывает немедленно размещать информацию на сайте об окончании аукциона.

– Каковы, на Ваш взгляд, преимущества электронных торгов?

– Электронные аукционы обладают рядом ключевых преимуществ перед другими видами совершения сделок. В первую очередь, это абсолютная информационная открытость и объективность данных процедур. За счет этого достигается значительное снижение закупочных цен в ходе открытой ценовой конкуренции между поставщиками. Среди других важнейших свойств следует отметить неограниченные возможности по географическому охвату поставщиков и сокращение времени на проведение процедуры. Добавлю также, что такая практика проведения аукционов, закрепленная законодательно, хорошо зарекомендовала себя в Европе. По словам зарубежных экспертов, именно электронный аукцион -весьма действенный антикоррупционный механизм, направленный против возможного сговора его участников.

– Какие недостатки у электронных торгов?

– Как таковых слабых сторон у электронных аукционов, по крайней мере, по сравнению с другими существующими способами совершения официальных сделок, я не нахожу.

– Почему же в таком случае сторонники перевода всех аукционов в электронную форму не получают "зеленый свет"?

– Думаю, что препятствия исключительно субъективны, поскольку я не могу назвать случая, в котором электронный аукцион не смог бы обеспечить адекватное решение тех же задач, что бумажный конкурс или, тем более, запрос котировок. При этом, конечно, можно говорить о том, что нет, например, специального закона об электронных аукционах в сфере госзакупок. Это тем более важно, что в будущем сфера их применения, несомненно, расширится. Можно сетовать на отсутствие четких регламентов по процедурным вопросам и пр.

– Как Вы считаете, не опережает ли развитие техники законодательные нормы, и не является ли это обстоятельство препятствием для дальнейшего совершенствования системы размещения госзаказа?

– Развитие техники безусловно обгоняет законодательный процесс. Однако это обстоятельство не только не является препятствием, а наоборот "тащит" за собой развитие всей системы размещения госзаказа. Преимущества технологически новых способов размещения заказа в определенный момент становятся настолько очевидными, что законодатели не могут не принимать во внимание эти новые рыночные реалии.

– Сколько на сегодняшний день проведено электронных аукционов в Москве?

– В Москве за два последних года (2006-2008 гг.) проведено свыше 900 торгов в электронной форме на сумму, превышающую 1,5 млрд руб. В 2008 г. в столице было проведено более 700 процедур на сумму более 520 млрд руб. В госсекторе структура закупок на электронных аукционах практически не отличается от структуры в традиционных формах - это в основном текущий ремонт, организация мероприятий, закупка продовольствия, лекарственные средства и медицинское оборудование, компьютерная техника и расходные материалы, транспортные услуги, мебель.

– Кто обычно выступает заказчиками?

– Заказчиком может выступать любая организация. Среди госзаказчиков столицы наиболее активно электронные аукционы используют Департамент здравоохранения, Департамент социальной защиты населения, Управление культуры ЦАО.

– Каково участие Департамента города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет) в системе электронных торгов?

– Тендерный комитет Москвы - один из наиболее активных участников процесса развития системы госзаказа вообще. Например, постановление Правительства Москвы от 13.06.2006 №386-ПП "О ходе развития системы размещения государственного заказа города Москвы", инициированное Тендерным комитетом, значительно способствовало развитию электронных аукционов. Как результат -на сегодняшний день электронные аукционы Москвы - это более 70% от всего их числа в госсекторе. Пять операторов электронных торгов, отобранные по конкурсу в качестве специализированных организаций, интегрированы в единую систему размещения заказов. Динамика применения электронных аукционов московскими заказчиками стремительно набирает обороты. За первое полугодие 2008 г. было объявлено больше электронных аукционов, чем за весь 2006 и 2007 гг. вместе взятые.

Одновременно устойчиво растет уровень конкуренции. Если на этапе их запуска в торгах принимали участие в среднем три-четыре поставщика, то сейчас в большинстве случаев на торгах соревнуются пять-шесть участников, а иногда 10-12 участников. Одним из обязательных условий проведения электронных торгов в Москве является обеспечение юридической значимости операций за счет применения электронной цифровой подписи. ЭЦП придает юридический статус электронным документам, сопровождающим все операции по подготовке и проведению торгов, как со стороны заказчика, так и со стороны участников торгов.

В настоящее время Департамент ведет активную работу по формированию "пространства доверия" ЭЦП. Сегодня любой участник электронных торгов г. Москвы может воспользоваться услугами трех удостоверяющих центров -Мосжилрегистрации, Электронной Москвы и ФГУП НИИ "Восход". В ближайшее время в число удостоверяющих центров, объединенных в "пространство доверия", планируется включить еще семь организаций. Число пунктов выдачи ЭЦП при этом достигнет примерно 500 и будет покрывать всю территорию России.

– Кто имеет право обладания ЭЦП?

– ЭЦП может получить любое физическое или юридическое лицо, это специальный ключ (файл, сертификат), который обеспечивает юридическую значимость и подтверждает авторство тех или иных действий, совершенных в электронной форме, в частности, через Интернет. Легитимные сертификаты ЭЦП выдаются так называемыми удостоверяющими центрами (УЦ), в нашей стране их несколько десятков.

– Кто формирует "пространство доверия" ЭЦП?

– "Пространство доверия" ЭЦП - это совокупность организаций (сервисы, торговые площадки, УЦ), объединенных общими стандартами формирования и признания сертификатов ЭЦП. В апреле 2007 г. НИИ "Восход", на базе которого действует головной удостоверяющий центр ЭЦП, запустил систему "Портал доверенных услуг". Система объединяет на единых условиях все УЦ, оказывающие услуги юридическим и физическим лицам. Она позволяет прошедшим аттестацию центрам установить доверительные отношения между собой и организовать эффективное взаимодействие пользователей портала в рамках существующих или создаваемых информационных подсистем. В настоящий момент пользователи могут получить ЭЦП в одном из более чем 340 пунктов регистрации, распределенных по всей территории России.

– Сколько малых и средних компаний имеют сертификаты электронной цифровой подписи? Какова доля малого бизнеса в электронных торгах? Какова перспектива их участия?

– На сегодняшний день более 700 000 организаций имеют сертификаты ЭЦП и, в основном, используют их для организации документооборота с налоговыми органами. Благодаря созданию и расширению "Пространства доверия" ЭЦП все эти организации автоматически становятся потенциальными участниками электронных торгов. Для малого бизнеса электронные торги - это вообще наиболее привлекательный инструмент. А что касается доли малого бизнеса, то на текущий момент она составляет 26%. Я считаю, что доля малого бизнеса в ближайшие годы будет расти и дойдет до 65%. В целом же, торги в электронной форме со временем станут единственной возможной формой размещения госзаказа.

Беседу вел А. АРСЕНЬЕВ

Бухгалтеру на заметку

Пособие сотрудникам милиции на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, которое выплачивается в соответствии с приказом МВД России от 06.11.2007 № 974, облагается НДФЛ.

Письмо Минфина России от 17.11.2008 № ШС-6-3/834@

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×