Выбор типа учреждения при реорганизации

4645
Необходимость преобразования значительной части учреждений сфер образования, медицины, культуры по-прежнему оставляет открытым вопрос: какую из новых организационно-правовых форм выбрать.

Автономное учреждение*

В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием). Автономное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Особенности автономных учреждений

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам, закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Учредитель автономного учреждения устанавливает задание на выполнение работ, оказание услуг автономным учреждением.

Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется учредителем с учетом расходов:

  • на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
  • на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в т. ч. земельные участки;
  • на финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных, не запрещенных федеральными законами источников.

Органами управления автономного учреждения являются:

  • наблюдательный совет автономного учреждения;
  • руководитель автономного учреждения;
  • иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.).

Автономное учреждение может быть создано:

  • путем его учреждения;
  • путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Решение о создании автономного учреждения принимается соответствующим органом исполнительной власти.

Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. В этом случае в устав существующего государственного или муниципального учреждения достаточно внести соответствующие изменения.

Необходимо отметить, что согласно постановлению Правительства РФ от 10.10. 2007 № 662 "Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения" федеральный орган имеет право предоставить в установленном порядке предложение Правительству РФ о создании бюджетного учреждения путем изменения типа существующего автономного учреждения. Однако на сегодняшний день механизмов "обратного" преобразования автономного учреждения в бюджетное учреждение законодательством не установлено.

Отличия автономного учреждения от бюджетного учреждения

Можно выделить следующие отличительные особенности ведения хозяйственной деятельности автономного учреждения по сравнению с бюджетным учреждением:

  • финансирование путем предоставления субсидий на основании задания учредителя автономного учреждения;
  • самостоятельное распоряжение доходами автономного учреждения;
  • возможность привлечения займов и кредитов;
  • возможность открытия счетов в кредитных организациях;
  • возможность закупки товаров, работ, услуг без заключения государственного контракта;
  • ведение бухгалтерского, а не бюджетного учета.

Муниципальный опыт

Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" утвержден перечень показателей. В частности, одним из оценочных показателей является "Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе)". Во исполнение Указа Президента РФ органы местного самоуправления анализируют деятельность бюджетных учреждений на предмет возможности их преобразования.

На практике

В Хабаровске по отрасли "Образование" до конца 2008 г. планируется перевод двух дошкольных учреждений в форму автономных. По отрасли "Культура" также рассматривается вопрос о возможности и целесообразности перевода в форму автономных ряда учреждений, оказывающихуслуги в сфере дополнительного образования.

Оценка возможности перевода бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы проводилась структурными подразделениями администрации города Хабаровска в три этапа.

На первом этапе было проанализировано финансовое состояние отраслей социального блока (здравоохранение, образование, культура и искусство, физическая культура и спорт), а также существующий порядок бюджетного финансирования подведомственных учреждений.

На втором этапе оценки была проанализирована подведомственная сеть учреждений вышеперечисленных отраслей. Учитывались следующие показатели:

  • общий объем финансирования бюджетного учреждения;
  • доля доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, связанной с оказанием социальных услуг бюджетным учреждением в общем объеме финансирования;
  • виды предоставляемых услуг;
  • контингент получателей социальных услуг (общая численность и возрастной показатель);
  • наличие предложений об оказании аналогичных предоставляемых бюджетными учреждениями социальных услугах со стороны частных организаций;
  • риск возникновения нежелательных последствий перевода конкретных бюджетных учреждений.

На третьем этапе уже были определены наиболее целесообразные сферы деятельности и конкретные бюджетные учреждения. Была рассмотрена и проанализирована деятельность 300 бюджетных учреждений.

В Саранске к оценке возможности изменения типа учреждений подошли более просто, чем в Хабаровске. Была проанализирована деятельность 202 бюджетных учреждения по четырем видам деятельности (образование, социальная защита населения, культура, здравоохранение). При этом оценка деятельности учреждения осуществлялась сотрудниками администрации по двум критериям:

  • существующий порядок бюджетного финансирования подведомственных бюджетных учреждений;
  • существование сети подведомственных учреждений.

После подведения итогов оценочной работы были определены наиболее перспективные сферы деятельности учреждений для изменения их организационно-правовой формы, а также определен перечень "пилотных" бюджетных учреждений. Было признано возможным и целесообразным создание автономных учреждений в сферах культуры и искусства, дошкольного образования.

Некоммерческая организация

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ) некоммерческой является организация (далее - НКО), не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Целью создания НКО может быть:

  • достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
  • защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона № 7-ФЗ).

Законом № 7-ФЗ допускается экономическая поддержка НКО в различных формах органами государственной власти и органами местного самоуправления. Такая экономическая поддержка осуществляется ими в пределах имеющейся компетенции и оказывается, в т. ч. путем:

  • предоставления в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
  • предоставления некоммерческим организациям иных льгот, в т. ч. полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
  • размещения среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.06.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
  • предоставления в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

При этом не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

НКО может быть создана по решению ее учредителей или в результате реорганизации существующей некоммерческой организации (ст. 13 Закона № 7-ФЗ). В соответствии со ст. 25 Закона № 7-ФЗ НКО может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. На мой взгляд, наиболее подходящими организационно-правовыми формами для преобразования бюджетного учреждения в НКО могут быть:

  • учреждение;
  • автономная некоммерческая организация (далее - АНО);
  • социальный, благотворительный и иные фонды;
  • ассоциации и союзы, а также другие формы, предусмотренные федеральными законами.

Из перечисленных выше организационно-правовых форм наибольший интерес представляет преобразование бюджетного учреждения в организационно-правовую форму АНО.

АНО признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг (п. 1 ст. 10 Закона № 7-ФЗ).

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является ее собственностью. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (п. 1. ст. 10. Закона № 7-ФЗ).

На сегодняшний день действующее законодательство предоставляет право создавать некоммерческие организации или фонды только представительным органам муниципальных образований (ст. 69 Федерального закона от 16.09.2003 № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Для создания НКО иным органом государственной власти потребуется принятия отдельного федерального закона (п. 5 ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

На практике

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 № 785 "О Российской академии наук" (далее - Постановление № 785) утвержден новый устав РАН, основные правовые положения которого были ранее закреплены в изменениях, внесенных в Федеральный закон от 23.08.1996. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

С 1 января 2009 г. РАН будет получать государственное задание на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, получая субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания.

Также РАН в определенной мере обрела полномочия органа исполнительной власти. Основываясь на Постановлении № 785, РАН теперь имеет право создавать, реорганизовывать, ликвидировать учреждения РАН, а также федеральные государственные унитарные предприятия.

К отличительным особенностям ведения хозяйственной деятельности АНО по сравнению с бюджетным учреждением можно отнести следующее:

  • финансирование деятельности осуществляется за счет регулярных и единовременных поступлений от учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также доходов от коммерческой деятельности;
  • право привлечения займов и кредитов;
  • возможность открытия счетов в кредитных организациях;
  • возможность закупки товаров, работ, услуг без заключения государственного контракта;
  • ответственность по обязательствам всем имуществом;
  • отсутствие ограничений на распоряжение имуществом.

Также АНО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью АНО осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами (п. 3. ст. 10 Закона № 7-ФЗ).

Преобразование бюджетного учреждения в коммерческую организацию

Действующее законодательство практически не позволяет преобразовать государственное или муниципальное бюджетное учреждение в коммерческую организацию. Так, ст. 217 Гражданского кодекса РФ допускается передача собственником имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность юридических лиц в порядке, предусмотренном Законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества установлены Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Приватизация государственного или муниципального имущества путем преобразования государственного или муниципального учреждения в коммерческую организацию Законом № 178-ФЗ не предусмотрена.

Заключение

При выборе организационно-правовой формы организации, в которую будет преобразовано государственное или муниципальное бюджетного учреждение, необходимо учитывать возможный риск потери государственного или муниципального имущества. Возможные риски связаны, прежде всего, с особенностями осуществления хозяйственной деятельности организаций, не являющимися бюджетными учреждениями. По мнению автора, в период преобразования наименьшие риски потери государственного или муниципального имущества возможны в случае преобразования государственного или муниципального бюджетного учреждения в автономную некоммерческую организацию (АНО).

*Подробно об автономных учреждениях см.: Финансовый справочник бюджетной организации. 2008. № 8.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×