Годовая отчетность: поправки и новации

5786
 Кузьмин И.Ю.
Начальник Отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной методологии
В начале финансового года все бухгалтеры бюджетной сферы заняты подготовкой и сдачей бюджетной отчетности. И, естественно, хочется сдать отчеты с первого раза, без ошибок и исправлений. Порой это непросто, ведь наиболее существенные изменения в нормативные акты, регламентирующие порядок работы бухгалтеров, вносятся с переходом на новый отчетный финансовый год. Приказом Минфина России от 09.11.2009 № 115н (далее - Приказ № 115н) были внесены изменения в Инструкцию по бюджетной отчетности, которые необходимо учесть при подготовке отчетности за 2009 г.

Предпосылки и содержание изменений

Среди причин внесения поправок в Инструкцию № 128н можно выделить две основные. Во-первых, в процессе ее применения накопилось определенное количество вопросов, которые необходимо было урегулировать в данном документе. Во-вторых, изменения Инструкции по бюджетному учету всегда тянут за собой и редакцию отчетности. Поэтому после вступления в силу Приказа № 69н, которым были внесены поправки в Инструкцию № 148н, необходимо было скорректировать нормы Инструкции по бюджетной отчетности, чтобы эти приказы не противоречили друг другу.

Изменения, произошедшие в бюджетной отчетности в связи с Приказом № 115н, можно разделить на три блока:

  • уточнение процедуры представления и принятия отчетности;
  • корректировки, связанные с внесением редакционных изменений в действующие формы бюджетной отчетности;
  • введение новых форм бюджетной отчетности, необходимых для более полного отражения результатов деятельности за отчетный финансовый период.

Что касается первого блока изменений, то они продиктованы следующими обстоятельствами. До недавнего времени бюджетные учреждения, подготовив отчетность, представляли ее в уполномоченный орган. Начиналась длительная проверка на соответствие контрольным соотношениям и формам отчетности других участников бюджетного процесса, которые взаимодействовали с этим субъектом бюджетной отчетности (СБО). И если контролирующий орган обнаруживал в отчетности несоответствия и возвращал ее адресату, тот мог отказаться править документ, так как Инструкция № 128н и иные нормативные правовые акты его не обязывали это делать.

В связи с этим возникла необходимость ввести в Инструкцию № 128н помимо даты представления отчетности дату принятия отчетности, а также понятие камеральной проверки отчетности.

Камеральная проверка

На практике камеральная проверка бюджетной отчетности будет выглядеть следующим образом. Бюджетные учреждения представляют отчеты в соответствии с установленным порядком. Принимающий орган обязан установить соответствующую дату представления отчетности. Далее осуществляется камеральная проверка, то есть проверка на соответствие контрольным соотношениям и выверка форм отчетности между СБО и иными участниками бюджетного процесса.

После проведения камеральной проверки отчетность принимается или не принимается. Если принимается, уполномоченный орган обязан по требованию СБО сообщить о принятии отчетности и поставить дату принятия. Если отчетность не принята, она возвращается отправителю и согласно Инструкции № 128н СБО теперь обязан в сроки, установленные принимающим органом, внести соответствующие изменения.

Может показаться, что это не очень значимое нововведение, но с точки зрения организации отчетной процедуры изменение достаточно существенно. Оно ставит точки над "i" в части полномочий субъектов отчетности и финансовых органов, принимающих эту отчетность.

Отчетность в электронном виде

Часть корректировок Инструкции № 128н связана с электронной формой обмена документами. По сути, представление отчетности только в электронном виде - нарушение законодательства, потому что есть разные понятия: "электронный документ" и "документ в электронной форме". Если осуществляется передача документа в электронной форме, то такой документ должен сопровождаться бумажным видом. С 2009 г. установлено требование о том, чтобы бюджетная отчетность на бумажном носителе представлялась исключительно главным бухгалтером субъекта отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета.

Кроме того, начиная с годового отчета за 2009 г. для всех субъектов РФ введена обязательная процедура представления электронных документов в части отчетности. То есть отчетность должна представляться не просто в электронном виде, а с электронно-цифровой подписью. По результатам принятия годового отчета финансовые органы будут формировать соответствующее извещение и отсылать его СБО.

Переход на электронную форму обмена документами - очень актуальный вопрос. Тем более что Центробанк России принимает решение в части кассовых расходов только об электронной выписке со счета. Отмечу, что в связи с этим может последовать корректировка Инструкции № 148н, в которой будут регламентированы вопросы работы с электронными выписками, вопросы обеспечения электронного хранения архивов этих выписок и т. п.

Изменения в формах бюджетной отчетности

Вторая категория изменений в Инструкции № 128н связана с введением новых счетов бюджетного учета в плане счетов и редактированием наименований счетов. То есть Инструкция 128н наконец приведена в соответствие с Инструкцией № 148н. Данные изменения прозрачны и не должны вызвать каких-либо вопросов или трудностей у специалистов.

Более значима для бухгалтеров информация, касающаяся новых отчетных форм, появившихся в Инструкции № 128. Введение новых форм бюджетной отчетности обусловлено необходимостью более полного отражения результатов деятельности за отчетный финансовый период. В составе годового отчета мы ввели три новые формы бюджетной отчетности: 128, 138 и 184.

Справка суммы консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счета бюджета (ф. 0503184), имеет статус ежемесячной формы бюджетной отчетности и предназначена для отражения операций по результатам, показанным на счете 021004000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства". То, что есть на указанном счете на отчетную дату, должно попасть в эту форму. Однако есть немаловажная особенность - в форму заносятся не все показатели счета 021004000, а только те, которые подлежат консолидации. Это нужно для того, чтобы финансовый орган, показав у себя на текущую дату суммы в пути, межбюджетный трансферт, который не дошел на отчетную дату, мог увидеть, что этот же показатель у его администратора находится на счете 021004000.

Что относится к консолидированным показателям? Это доходы, связанные с поступлением межбюджетных трансфертов в сети дотаций, поступлением сумм за обслуживание бюджетных кредитов долга, процентов, штрафов, пеней, доходов от собственности. Таким образом, если вы как главный администратор не администрируете консолидируемые поступления, то формы по счету 021004000 у вас не будет. Она заполняется только в случае администрирования консолидируемых поступлений, т. е. того, что идет в рамках трансферта и обслуживания.

Согласно порядку, установленному на сегодняшний день, процедура ведения счета 040101000 "Финансовый результат текущей деятельности учреждения" предполагает, что на годовую дату показатель данного счета равен нулю. То есть счет обнуляется, и все суммы распределяются. При формировании годовой бюджетной отчетности счет 021004000 будет равен нулю, в т. ч. на все суммы, связанные с межбюджетными расчетами по консолидированным показателям. Это значит, что на годовую дату эта форма должна быть нулевой. Таким образом, несмотря на то, что это форма новая и СБО должны будут представлять ее в годовой отчетности, сделать это будет несложно.

Отчет о принятых бюджетных обязательствах

Форма 0503128 содержит показатели по счетам учета операций санкционирования расходов бюджета в соответствии с V разделом плана счетов, в т. ч. операций по принятию и исполнению бюджетных обязательств.

Если ведется грамотный учет по V разделу плана счетов, при подготовке бюджетной отчетности трудностей не возникнет. В противном случае специалисту, занимающемуся подготовкой отчетности, придется посчитать, сколько бюджетных обязательств принято на отчетную дату, сколько исполнено, и разницу между этими показателями, отражающую объем неисполненных бюджетных обязательств.

Есть еще одна особенность, связанная с применением этого нововведения в текущем годовом отчете. Федеральные органы исполнительной власти, представляющие отчетность в органы Федерального казначейства, и субъекты РФ в составе годового отчета эту форму представлять не будут. Каждый главный распорядитель до финансового органа включительно должен сделать итоговый отчет, но в Министерство финансов РФ он не представляется. В данной ситуации эта форма очень полезна для анализа, т. к. она позволяет в полном объеме увидеть, с одной стороны, доведенные объемы санкционирования, с другой стороны, заблокированные объемы под принятые бюджетные обязательства. В этом отчете есть все необходимые для главного распорядителя показатели, позволяющие формировать управленческие решения администрирования исполнения бюджета. В соответствии с Инструкцией № 128н отчет представляется дважды: на полугодовую и годовую дату.

Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности

Структура данной формы 0503138 аналогична 128-й, за исключением того, что в приносящей доход деятельности нет источника финансирования дефицита бюджета, нет доведенных ассигнований, лимитов. Поэтому в графу 4 "Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности текущего финансового года" вносятся показатели, которые берутся из утвержденной сметы по приносящей доход деятельности.

Важные нюансы

Специалистам необходимо обратить внимание на корректировки, связанные с порядком формирования Пояснительной записки (ф. 0503160) и Пояснительной записки к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360).

В частности, в форме 161, которая заполняется в составе годового отчета, добавилось деление на органы власти, территориальные органы и отдельные учреждения. Это необходимо, чтобы разделить между собой бюджетные учреждения и территориальные органы по количеству.

В Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) была введена дополнительная графа - процент исполнения. В данной форме она считается как исполненная минус утвержденная показателем. По аналогии скорректированы Сведения о кассовом исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182).

Изменился порядок представления Сведений об использовании информационных и коммуникационных технологий (ф. 0503177) в части сроков. Раньше она была годовая, теперь квартальная. Отмечу, что эта форма будет скорректирована в очередных изменениях Инструкции № 128н.

На сегодняшний день в рамках программы построения единого информационного общества Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Правительство РФ, ряд других ведомств очень серьезно интересуются объемами средств, направляемых на создание и использование информационных коммуникационных технологий. Были предложения ввести отдельный код бюджетной классификации для отражения операций, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, отдельный счет бюджетного учета и т. д. Однако введение такого кода нарушает общую концепцию использования бюджетной классификации РФ. Поэтому мы предложили, чтобы заинтересованные органы представили исчерпывающий перечень соответствующих расходов. На базе этого перечня "боковик" этой формы будет уточнен с учетом квартальной периодичности, и все заинтересованные органы на базе аналитического учета будут получать необходимую информацию.

Итак, специалистам есть над чем работать в ближайшее время при формировании годовой отчетности. При этом всех интересует вопрос, станут ли изменения, внесенные Приказом № 115н, последними, или в 2010 г. следует ожидать очередную "порцию" поправок. Данная тема будет подробно рассмотрена в одном из следующих номеров журнала "ФСБО"

По материалам выступления заместителя директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России С.В. Романова на практической конференции "Бюджетныеучреждения:учет, отчетность, налоги в 2009-2010 годах"

Бухгалтеру на заметку

Ошибка в КБК – не препятствие для возврата госпошлины

Неверно указанный код бюджетной классификации в платежном поручении не является препятствием в возврате излишне уплаченной государственной пошлины, если плательщик может представить в орган, совершающий юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина, подтверждение из органа Федерального казначейства о поступлении данного сбора в бюджетную систему РФ.

Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 10.11.2009 № 03-05-04-03/28.

Состав прямых и косвенных расходов налогоплательщик определяет сам

Как сообщил Минфин России в письме от 12.11.2009 № 03-03-06/1/742, налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых и косвенных расходов и закрепляет его в учетной политике.

По общему правилу, в прямым расходам могут быть отнесены:

  • материальные затраты;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль