Учет операций по санкционированию расходов бюджетов

4153
 Пупасов П.А.
Начальник отдела методологии интегрированных систем управления государственными и муниципальными финансами Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Инструкция № 148н изменила порядок отражения в бюджетном учете операций по санкционированию расходов бюджетов как по бюджетной, так и по приносящей доход деятельности. В данной статье рассмотрим особенности учета соответствующих операций по бюджетной деятельности.

В 2008 г. бюджетный учет операций осуществлялся в соответствии с положениями Инструкции № 25н. Положениями раздела 5 "Санкционирование расходов" данной Инструкции был установлен порядок ведения учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований в течение финансового (бюджетного) года.

В связи с тем, что в 2007 г. на основании Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ (далее - Закон № 63-ФЗ) были переработаны положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), возникла необходимость приведения в соответствие положений раздела 5 "Санкционирование расходов" изменениям, внесенным в БК РФ.

Напомним об основных положениях, послуживших основанием изменения и дополнения раздела 5 "Санкционирование расходов" Инструкции № 25н, а именно:

  • лимиты бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ) - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (в текущем финансовом году и плановом периоде);
  • бюджетные ассигнования (ст. 6 БК РФ) - предельный объем денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
  • проекты бюджетов (ст. 169 БК РФ): проект федерального бюджета и проекты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, которые составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый и плановый период (проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов), которые составляются и утверждаются на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период)).

Таким образом, в силу возложенных на Минфин России полномочий по установлению плана счетов и единой методологии бюджетного учета (ст. 165 БК РФ) было разработано письмо от 12.02.2008 № 02-14-10а/282 (далее - Письмо № 02-14-10а/282). Оно регулировало ведение бюджетного учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований в 2008 финансовом году и плановом периоде для всех участников бюджетного процесса.

В 2008 г. Минфин России подготовил дополнение к Письму № 02-14-10а/282 -письмо от 04.12.2008 № 02-06-10/3695. Положения данных писем Минфина России по отражению в бюджетном учете операций по санкционированию расходов были включены в состав Инструкции № 148н и распространились на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Рассмотрим изменения счетов санкционирования расходов в сравнительной таблице (положения ст. 6 БК РФ в части лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований):

Учет операций по санкционированию расходов бюджетов

Перечень счетов бюджетного учета, применяемых участниками бюджетного процесса:

Учет операций по санкционированию расходов бюджетов

Следует обратить внимание, что участники бюджетного процесса также выступают в следующих качествах:

  • финансовый орган - как главный распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета, администратор источников финансирования дефицита бюджета;
  • главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств (далее - ГРБС (РБС)) - как получатель бюджетных средств, ГРБС - как главный администратор источников финансирования дефицита бюджета, а РБС - как администратор источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатель бюджетных средств - как распорядитель бюджетных средств при наличии у получателя бюджетных средств обособленных подразделений (например, филиалов, представительств и иных обособленных подразделений), а также как администратор источников финансирования дефицита бюджета.

Применение счетов бюджетного учета

Счет 1 501 01 000, 1 503 01 000 (1 503 01 000) предназначен для отражения главными распорядителями бюджетных средств (главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета) утвержденных им финансовым органом сумм лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований (бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета).

Счет 1 501 02 000, 1 503 02 000 (1 503 02 000) предназначен для отражения главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств (главными администраторами источников финансирования дефицитов бюджета) утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований (бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета), подлежащих распределению по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств (администраторам источников финансирования дефицитов бюджетов).

Счет 1 501 03 000, 1 503 03 000 (1 503 03 000) предназначен для отражения получателями бюджетных средств, в т. ч. главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств как получателями бюджетных средств (администраторами источников финансирования дефицитов бюджетов, в т. ч. главными администраторами источников финансирования дефицитов бюджетов как администраторами источников финансирования дефицитов бюджетов) для учета лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований (бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета).

Счет 1 501 04 000, 1 503 04 000 (1 503 04 000) предназначен для отражения главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств (главными администраторами источников финансирования дефицитов бюджетов) сумм лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований (бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета), доведенных до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств (администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов).

Счет 1 501 05 000, 1 503 05 000 (1 501 05 000) предназначен для отражения распорядителем и получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицитов бюджетов) сумм полученных лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований (бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета).

По федеральному бюджету аналитический учет по счетам 1 501 04000, 1 503 040 и 1 501 05000, 1 503 05 000 ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504822).

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно определяют форму документа для ведения аналитического учета по счетам 1 501 04 000, 1 503 04 000 и 1 501 05 000, 1 503 05 000 (форма документа и порядок ее составления устанавливаются соответственно нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом муниципального образования).

Счет 1 501 06000, 1 503 06 000 (1 503 06 000) предназначен для отражения распорядителями, получателями бюджетных средств (администраторами источников финансирования дефицитов бюджетов) сумм лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований (бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета), доведенных до них в отчетном периоде главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств (главными администраторами источников финансирования дефицитов бюджетов), но полученных ими в следующем отчетном периоде.

Счет 1 501 09 000, 1 503 09 000 (1 503 09 000) предназначен для отражения финансовым органом сумм лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований (бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета), утвержденных главным распорядителям бюджетных средств (главным администраторам источников финансирования дефицитов бюджетов).

Корреспонденция счетов бюджетного учета

Пунктом 1 ст. 219.1 и ст. 219.2 БК РФ установлено, что порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета устанавливается соответствующим финансовым органом.

Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в бюджетную роспись ГРБС (РБС) осуществляет соответствующий ГРБС (РБС) .

В связи с тем, что порядок составления и ведения бюджетных росписей ГРБС (РБС) определяет финансовый орган, а утверждает и осуществляет внесение изменений в бюджетную роспись ГРБС (РБС), финансовый орган вправе передать ГРБС (РБС) полномочия по составлению и ведению бюджетной росписи ГРБС (РБС) путем закрепления указанной нормы права (положение о передаче полномочий) в порядке составления и ведения бюджетных росписей.

Пунктом 3 ст. 219.1 БК РФ установлено, что в порядке составления и ведения бюджетных росписей ГРБС (РБС) может устанавливаться право или обязанность ГРБС (РБС) осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Таким образом, если указанным порядком за ГРБС (РБС) закреплены полномочия по осуществлению детализации показателей по расходам по кодам КОСГУ, ГРБС осуществляет доведение лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований до подведомственных распорядителей бюджетных средств по укрупненным показателям по расходам лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

В свете сказанного рассмотрим корреспонденцию счетов по бюджетному учету лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований:

Учет операций по санкционированию расходов бюджетов

Рассмотрим применение положений ст. 169 БК РФ. Для реализации указанных положений в 22-м разряде номера счета бюджетного учета следует отражать соответствующий финансовый год (п. 239 Инструкции № 148н):

Учет операций по санкционированию расходов бюджетов

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по счетам санкционирования расходов, сформированные в текущем финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу.

При этом показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов бюджетов второго года, следующего за очередным, отражаются после принятия закона (решения) о бюджете на очередной соответствующий финансовый год и плановый период и утверждения в соответствии с ним главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований (бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета).

Для переноса остатков установлен следующий порядок:

  • показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), переносятся на счета санкционирования текущего финансового года;
  • показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
  • показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

После проведения операций по переносу остатков по санкционированию расходов данные по аналитическим счетам санкционирования расходов бюджетов второго года, следующего за очередным, содержащиеся в 22-м разряде номера счета бюджетного учета "4", обнуляются.

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего финансового года на основании Справки (ф. 0504833) к Инструкции № 148н.

Рассмотрим корреспонденцию счетов по переносу остатков, отраженных на счетах санкционирования расходов:

Учет операций по санкционированию расходов бюджетов

Отражение в учете операций по бюджетным обязательствам

Прежде чем перейти к рассмотрению бюджетного учета по бюджетным обязательствам, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

При этом п. 2 ст. 219 БК РФ определено, что исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств (например, отражение сумм по счетам 1 502 01 211, 1 502 01 225);
  • подтверждение денежных обязательств (например, отражение сумм по счетам 1 302 05 730, 1 302 09 730);
  • санкционирование оплаты денежных обязательств (бухгалтерская запись в учете не отражается);
  • подтверждение исполнения денежных обязательств (например, отражение сумм по счетам 1 302 05 830, 1 302 09 830).

Кроме того, ст. 72 БК РФ установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются только в пределах лимитов бюджетных обязательств.

При этом п. 5 ст. 219 БК РФ (исполнение бюджета по расходам) определено, что:

  • оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств;
  • оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Отражение в бюджетном учете сумм бюджетных обязательств осуществляет как получатель бюджетных средств, так и администратор источников финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим отражение в бюджетном учете бюджетных обязательств получателем бюджетных средств:

Учет операций по санкционированию расходов бюджетов

Аналитический учет принятых бюджетных обязательств осуществляется в Журнале учета бюджетных обязательств (ф. 0504064).

Рассмотрим корреспонденцию счетов по переносу принятых и не исполненных получателем бюджетных средств бюджетных обязательств, отраженных на счетах санкционирования расходов:

Учет операций по санкционированию расходов бюджетов

Итак, в данной статье мы подробно рассмотрели вопросы учета операций по санкционированию расходов в части бюджетной деятельности. В следующем материале будут раскрыты особенности отражения в бюджетном учете операций, связанных с санкционированием расходов по приносящей доход деятельности участников бюджетного процесса.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль