Финансовое обеспечение государственных (муниципальных) услуг

4375
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
Необходимость финансирования деятельности федеральных государственных учреждений по оказанию государственных услуг на основе государственных заданий была озвучена в нескольких программных документах, включая Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. При этом законодательные основы формирования государственных заданий как механизма финансирования бюджетного сектора пока находятся на стадии становления.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1065 "О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями" (далее - Постановление № 1065) определены основополагающие принципы этого процесса, а именно:

  • финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и (или) бюджетными росписями главных распорядителей средств федерального бюджета;
  • финансирование выполнения государственного задания на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам федеральным государственным бюджетным учреждением осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета с учетом расчетно-нормативных затрат на оказание соответствующих государственных услуг и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федерального государственного бюджетного учреждения при определении показателей бюджетной сметы этого учреждения;
  • порядок определения вышеназванных затрат (далее - Порядок) должен быть утвержден главным распорядителем средств федерального бюджета на основании Методических рекомендаций Минфина России и согласован с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, к настоящему моменту приказом Минфина России от 22.10.2009 № 105н "Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений" (далее - Методические рекомендации) сформирован федеральный подход к определению стоимости государственной услуги, а также потребности в бюджетном финансировании деятельности по оказанию государственных услуг на основе государственных заданий, рассчитываемой как сумма затрат на оказание услуг (выполнение работ) и затрат на содержание движимого и недвижимого имущества.

При этом необходимо особо подчеркнуть, что базовым элементом в таких расчетах является определение объема затрат на оказание государственных услуг. Согласно Методическим рекомендациям нормативные затраты на оказание государственной услуги определяются по формуле:

Piгу = Niочр x ki

где Niочр – норматив затрат на оказание единицы государственной услуги;

ki – количество единиц оказания данной государственной услуги.

Норматив затрат

Норматив затрат на единицу услуги является отправной точкой всех расчетов по определению потребности в бюджетных ассигнованиях на оказание государственных услуг. Следует обратить внимание на то, что в федеральном законодательстве обозначены типы и методики расчета норматива затрат, однако определение норматива затрат нигде не приведено. Источниками информации по нормативам затрат являются официально утвержденные нормы и требования (в натуральном выражении) из федерального или регионального законодательства, включая ГОСТы, СанПиНы, а также обоснованные расчеты потребления в случае отсутствия утвержденных нормативов.

В Методических рекомендациях предлагается структура норматива затрат, в которую входят норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, норматив затрат на приобретение расходных материалов, норматив затрат на коммунальные услуги и иные расходы, связанные с использованием имущества. Все эти затраты являются основными для каждого государственного учреждения и напрямую обусловлены его деятельностью по оказанию государственных услуг.

В целом, общей рекомендацией для типологизации основных затрат по оказанию государственных услуг является использование статей классификации операций секторов государственного управления.

Несмотря на то, что в Методических рекомендациях предлагается группировка затрат, главным распорядителем средств федерального бюджета предоставлено право выделять типы затрат по своему усмотрению с учетом отраслевой специфики деятельности подведомственных ему федеральных бюджетных учреждений. Например, выделить в отдельную группу транспортные услуги или услуги связи, если они имеют существенный вес в совокупных затратах бюджетных учреждений по оказанию государственных услуг.

Для отдельных типов затрат на федеральном уровне представлены некоторые методические пояснения. Норматив затрат на коммунальные услуги и иных затрат, связанных с использованием имущества, рекомендуется определять исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на оказание соответствующей государственной услуги в расчете на ее единицу и затрат на содержание движимого имущества с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения. Данные требования продиктованы инициативами Президента Российской Федерации Д. Медведева по повышению энергоэффективности российской экономики и внедрению энергосберегающих технологий.

Указанный норматив затрат может включать в себя: норматив затрат на холодное водоснабжение и водоотведение; на горячее водоснабжение; на отопление; на электроснабжение; на содержание движимого имущества.

Методы расчета норматива затрат

Для расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги может использоваться один из следующих методов: нормативный, структурный или экспертный.

Основным методом расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги признается нормативный. При этом существует группа затрат, расчет которых производится только данным методом. Речь идет о нормативе затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда.

При применении нормативного метода расчет норматива затрат на оказание единицы государственной услуги проводится путем умножения фактической и (или) средней стоимости ресурса (например, единицы рабочего времени персонала, занятого в оказании государственной услуги) на количество ресурсов (например, единиц времени, необходимых для оказания единицы государственной услуги).

Структурный метод используется при невозможности использования нормативного метода, экспертный метод – в случае невозможности использования нормативного или структурного метода.

При применении структурного метода определение норматива затрат на единицу государственной услуги осуществляется путем распределения расходов на обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения по видам затрат между государственными услугами, оказываемыми данным учреждением, пропорционально произведенным расходам на оплату труда по каждой государственной услуге. Таким образом, основная идея структурного метода заключается в соотнесении значимости государственной услуги, определенной исходя из расходов на оплату труда, с затратами, которые несет учреждение в связи с оказанием всех государственных услуг.

Определение норматива затрат на оказание единицы государственной услуги экспертным методом осуществляется на основе экспертной оценки доли расходов на оказание конкретной государственной услуги в общих расходах на обеспечение деятельности бюджетного учреждения. Вследствие субъективности этот метод является менее предпочтительным для использования в практике.

Нормативы затрат на оказание единицы государственной услуги могут определяться:

  • отдельно по каждому государственному бюджетному учреждению;
  • по группе государственных бюджетных учреждений с учетом средних значений, рассчитанных как отношение суммы нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги по каждому бюджетному учреждению, входящему в группу, на их количество в выделенной группе;
  • с использованием корректирующих коэффициентов, которые учитывают особенности федеральных государственных бюджетных учреждений, в т. ч. их местонахождение, обеспеченность инфраструктурой, вид, контингент потребителей оказываемых государственных услуг и другие критерии.

Для расчета нормативных затрат на выполнение работ предлагается использовать сметный или проектный метод.

При использовании сметного метода определение расчетно-нормативных затрат на выполнение работ осуществляется на основе детализированной сметы выполняемых работ, которая согласовывается с главным распорядителем бюджетных средств в установленном им порядке.

При применении проектного метода расчет такого типа затрат может производиться как с учетом общей суммы затрат на выполнение работ, так и с учетом разбивки по укрупненным статьям расходов.

Расчетно-нормативные затраты на содержание имущества

Расчетно-нормативные затраты на содержание имущества в составе государственного задания подразделяются на два типа - затраты на содержание движимого и недвижимого имущества. Поскольку в Постановлении № 1065 сказано, что порядок определения затрат для оказания государственных услуг для бюджетных и автономных учреждений единый, структура и методы расчета расходов на содержание имущества бюджетных учреждений в рамках государственного задания представлены в той форме, которая была установлена в утвержденном ранее приказе Минэкономразвития России от 17.04.2009 № 134 "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в т. ч. земельные участки" (далее - Методические рекомендации Минэкономразвития России).

Таким образом, в составе Методических рекомендаций и Минфина России, и Минэкономразвития России расчетно-нормативные затраты на содержание недвижимого имущества государственных учреждений подразделяются на такие виды, как затраты на холодное (горячее) водоснабжение и водоотведение, потребление тепловой (электрической) энергии, эксплуатацию систем охранной сигнализации, обеспечение пожарной безопасности, проведение текущего ремонта, аренду недвижимого имущества, а также на содержание прилегающей территории.

Все перечисленные виды затрат рассчитываются с учетом закрепленных ранее в Методических рекомендациях Минэкономразвития России коэффициентов, которые показывают долю определенного вида в общей сумме затрат, связанных с обеспечением деятельности федерального государственного бюджетного учреждения. В отношении таких расходов, объем которых так или иначе зависит от количества потребителей оказываемой услуги (расходы на освещение, горячее и холодное водоснабжение, отопление), применяется следующая схема: определенная часть этих расходов (30 или 50%) учитывается в составе нормативов затрат на содержание имущества, а оставшаяся часть включается в норматив затрат на оказание услуг в рамках выполнения государственного задания.

Например, для затрат на холодное водоснабжение и водоотведение такой коэффициент равняется 0,3, а на потребление тепловой энергии - 0,5. Это означает, что расчет затрат на холодное водоснабжение и водоотведение производится по принципу 70 : 30, т. е. 70% приходится на затраты, связанные с оказанием государственных услуг, и 30% - на условно-постоянные затраты, которые бюджетное учреждение будет нести даже при внезапном уменьшении числа потребителей государственных услуг.

К сожалению, несовершенство и несогласованность правовой базы по нормативам может привести к тому, что расчет всех нормативов в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных для бюджетного учреждения, будет невозможен. Для таких случаев в Методических рекомендациях приведены некоторые методологические пояснения.

Расчетно-нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации и пожарной безопасности рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы обеспечивать покрытие затрат, связанных с функционированием установленных в федеральном государственном бюджетном учреждении систем охранной сигнализации.

Расходы, объем которых напрямую не зависит от количества потребителей оказываемой услуги (затраты на охранную сигнализацию, обеспечение пожарной безопасности, содержание прилегающей территории), учитываются в составе нормативов затрат на содержание имущества бюджетных учреждений в полном объеме.

К числу наиболее проблемных вопросов относится определение нормативов затрат на проведение текущего ремонта. В настоящее время в Методических рекомендациях данные затраты предлагается устанавливать исходя из нормы проведения ремонта один раз в три года в соответствии с ведомственными строительными нормами (ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"), утвержденными приказом Госкомархитектуры РФ от 23.11.1988 № 312. Проблема состоит в том, что на основе данных норм невозможно определить суммарный объем расходов, требующихся конкретному учреждению на текущий ремонт.

В Методических рекомендациях затраты на проведение текущего ремонта недвижимого имущества федерального государственного бюджетного учреждения рекомендуется определять по формуле:

Nтр = kком x nтр x Стр x S,

где Nтр – расчетно-нормативные затраты на проведение текущего ремонта федерального государственного бюджетного учреждения;
kком – коэффициент, учитывающий долю стоимости технических коммуникаций в общем объеме стоимости здания;
nтр = 0,33 – коэффициент, учитывающий норму проведения текущего ремонта зданий;
Стр – средняя стоимость текущего ремонта 1 м2 площади зданий, сложившаяся в регионе;

S – общая площадь зданий (м²).

В целях определения расчетно-нормативных затрат на содержание объектов движимого имущества федерального государственного бюджетного учреждения данное имущество может подразделяться по видам: копировально-множительная техника, офисная мебель и пр. Для каждого вида устанавливается перечень необходимых расходов на его содержание, среди которых выделяются затраты на техническое обслуживание, в т. ч. транспортных средств, затраты на приобретение расходных материалов, не отнесенные к расходам на оказание государственной услуги, а также затраты на проведение текущего ремонта (обслуживания) объектов движимого имущества и на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Кроме того, по решению главного распорядителя средств федерального бюджета в данный перечень могут быть включены иные расходы.

Несмотря на то, что методы определения затрат на финансирование бюджетных учреждений должны быть унифицированы и в малой степени подвергаться корректировке, в Порядок необходимо включить методику пересчета нормативов затрат на оказание (выполнение) федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (работ) в очередном финансовом году и плановом периоде.

Следует отметить, что помимо проекта расчета затрат на оказание государственных услуг главные распорядители средств федерального бюджета должны направлять в финансовый орган государственной власти перечень сходных данных и результаты расчетов объема нормативных затрат на оказание государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ) и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества на очередной финансовый год и на плановый период. Эти расчеты не должны превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование государственных услуг в рамках государственного задания на соответствующий финансовый год и плановый период.

Финансирование автономных учреждений

Финансирование автономных учреждений на основе государственных заданий осуществляется в соответствии с Положением о формировании задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 182. Принципы расчета потребности в бюджетном финансировании для оказания государственных услуг для автономных и бюджетных учреждений совпадают. В настоящее время это основной критерий, по которому анализируются методические рекомендации по определению нормативных затрат на оказание государственных услуг автономными учреждениями. В данный момент на стадии согласования в Минфине России находятся подобные методические рекомендации для федеральных автономных учреждений высшего образования.

Внедрение методов расчета в субъектах РФ

Ситуация в субъектах РФ в области внедрения подходов к определению расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг достаточно неоднородна. Многие субъекты РФ поэтапно разрабатывают методики по определению данных затрат на оказание государственных услуг.

В первую очередь такие методики разрабатываются и адаптируются для государственных образовательных услуг. Так, в Республике Коми утверждена методика расчета объема субвенций местным бюджетам на реализацию муниципальными общеобразовательными учреждениями основных общеобразовательных программ в зависимости от численности учащихся в муниципальном образовании (республиканский Закон от 24.11.2008 № 135-РЗ). В Татарстане методика расчета подобных нормативов разработана для дошкольных образовательных учреждений. В Архангельской области нормативы затрат на оказание образовательных услуг рассчитываются в соответствии с областными законами об образовании.

В Рязанской области разработано 12 методик расчета нормативов финансирования, в т. ч. по дошкольному образованию; по содержанию бассейна в младших дошкольных образовательных учреждениях; по дополнительному образованию детей художественно-эстетической направленности, физкультурно-спортивной направленности; по оказанию услуг скорой медицинской помощи, медицинской помощи в МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи", стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; по оказанию консультативных услуг гражданам по планированию семьи и репродукции; по организации питания детей; по информационно-библиотечному обслуживанию населения.

В ряде случаев методики определения затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг апробируются вначале на автономных учреждениях. Например, в Чувашии утверждение нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг в настоящий момент предусмотрено для автономных учреждений республики.

Таким образом, внедрение методик расчета затрат на оказание государственных услуг в субъектах Российской Федерации легче протекает в отраслях социальной сферы и некоммерческих организациях.

В данный момент всего в 30 субъектах РФ (менее 40%) утверждены типовые методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание исполнительными органами государственной власти субъекта РФ и (или) находящимися в их ведении государственными бюджетными учреждениями государственных услуг, в большей части соответствующие Методическим рекомендациям. В числе этих субъектов Ростовская область, Ульяновская область, Республика Калмыкия, Амурская область, Магаданская область и др.

При этом в ряде субъектов РФ вместо методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в настоящее время определены унифицированные подходы к расчету стоимости государственной услуги, некоторые из которых имеют принципиальные отличия.

Например, в Тюмени в случае отсутствия утвержденных нормативов расчет финансовых затрат на оказание государственных услуг производится на основе определения главным распорядителем средств областного бюджета расходов, необходимых для оказания государственных услуг, с учетом расходов на содержание имущества, подтвержденных соответствующими расчетами учреждений.

В Ярославской области определение затрат на оказание государственных услуг производится в соответствии с приказом департамента финансов "О Порядке осуществления стоимостной оценки потребности в государственных услугах и учета результатов мониторинга потребности в государственных услугах при формировании проекта бюджета Ярославской области на очередной финансовый год и плановый период" (№ 8н от 23.06.2009) В данном порядке определяется структура затрат, осуществляется разделение их на прямые и косвенные затраты, учитываемые при расчете стоимости государственной услуги.

В составе типовой формы государственного задания предусмотрены таблицы для расчета размера агрегатной субсидии на компенсацию условно-постоянных расходов для обеспечения функционирования бюджетного учреждения в соответствии с утвержденными нормативами.

Во Владимирской области методы расчета стоимости государственных услуг существенно упрощены и предусматривают, что в случае оказания областным государственным учреждением нескольких услуг расчет затрат на выполнение конкретной государственной услуги может быть произведен методом экспертных оценок, который предполагает определение доли каждой из оказанных государственных услуг в общей сумме расходов по соответствующему виду затрат учреждения.

В заключение стоит отметить, что использование государственных заданий в качестве механизма финансового обеспечения деятельности по оказанию государственных услуг и восприятие данного механизма руководством бюджетных учреждений и потребителями этих услуг зависит от многих причин. Но главный момент, волнующий всех, - удастся ли обеспечить определенность в вопросах финансового обеспечения и гарантии того, что при переходе со сметы на субсидии по государственному заданию финансовое положение бюджетных учреждений не ухудшится. Ведь именно отсутствие таких гарантий стало едва ли не главным фактором, препятствующим, например, переходу бюджетных учреждений в автономные.

Это интересно

Санкции за нарушение договора с госорганом учитываются в расходах

Санкции за нарушение обязательств по договорам с органами государственной власти можно признать в расходах. На это указал Минфин России в письме от 06.11.2009 № 03-03-06/1/729.

Штрафы, пени и (или) иные санкции, которые предусмотрены договорами, заключенными с органами государственной власти, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль. Такой вывод сделан на основании норм гражданского законодательства. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут быть участниками гражданско-правовых отношений.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль