Санкционирование расходов федерального бюджета

3670
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
Целью порядка санкционирования расходов федерального бюджета, в первую очередь, является обеспечение целевого использования бюджетных средств, недопущение осуществления кассовых расходов получателей бюджетных средств сверх доведенных им лимитов бюджетных обязательств и повышение эффективности использования бюджетных средств. Поэтому вопросы санкционирования расходов федерального бюджета всегда были актуальны как для получателей бюджетных средств, так и для органов Федерального казначейства. С 1 января 2009 г. действует порядок санкционирования расходов получателей средств федерального бюджета, установленный приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" (далее - Приказ № 87н). Рассмотрим отдельные положения данного приказа, а также основные изменения в нем, вступившие в силу с 1 января 2010 г.

Для начала необходимо обрисовать масштабы изменений. Ранее порядок санкционирования операций со средствами федерального бюджета был установлен положениями ст. 54 Инструкции № 142н. Норма была предельно простой: для оплаты денежных обязательств получатель средств представлял в орган Федерального казначейства на бумажном носителе договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств: по оплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет), а также иные необходимые для осуществления текущего контроля, установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.

Действующий порядок санкционирования, установленный Приказом № 87н, имеет ряд ключевых особенностей.

Установлен перечень оснований для санкционирования. Приказ № 87н четко определил перечень документов - оснований для санкционирования расходов:

  • при поставке товаров к таким документам причислены накладная и акт приемки-передачи;
  • при выполнении работ - акт выполненных работ;
  • в случае оплаты задолженности по исполнительному документу - номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ).

Вместе с тем зачастую из содержания договора (государственного контракта) было крайне сложно определить, что именно является предметом такого договора (или государственного контракта) - поставка товара или оказание услуг по поставке, выполнение работ или услуги по выполнению работ и т. д.

Данное обстоятельство создавало целый ряд проблем как клиентам, так и "казначеям", поскольку не было единой позиции относительно документов оснований, представляемых в органы казначейства для санкционирования операций по таким договорам (государственным контрактам).

В рамках внесения изменений в порядок санкционирования был уточнен перечень документов-оснований, представляемых в орган Федерального казначейства при оплате за поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг:

  • при поставке товаров - накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура;
  • при выполнении работ, оказании услуг - акт выполненных работ, счет, счет-фактура.

В рамках Приказа № 87н для санкционирования расходов федерального бюджета могут быть представлены иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Минфина России.

Следует отметить, что данное требование не распространяется на санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, связанных с такими обстоятельствами, как:

  • обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде);
  • социальные выплаты населению;
  • предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
  • предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
  • предоставление межбюджетных трансфертов;
  • предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;
  • выполнение оперативно-розыскных мероприятий.

При этом для оплаты денежных обязательств по авансовым платежам в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также денежных обязательств по договору аренды реквизиты документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, в заявке на кассовый расход могут не указываться.

Разрешен переход к электронному документообороту. Приказ № 87н предоставил получателям средств федерального бюджета возможность перейти на безбумажную технологию представления в органы Федерального казначейства документов, подтверждающих обоснованность платежа.

Таким образом, при наличии электронного документооборота получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства электронную копию документа-основания, созданную посредством сканирования, подтвержденную электронной цифровой подписью (ЭЦП) уполномоченного лица. Сохранен и альтернативный вариант: при отсутствии электронного документооборота получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства документ-основание на бумажном носителе.

При наличии в органе Федерального казначейства ранее созданной электронной копии государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договора аренды, подтверждение возникновения денежного обязательства, вытекающего из такого государственного контракта или договора аренды, осуществляется на основании имеющейся в органе Федерального казначейства электронной копии документа-основания. Это позволяет избавить бюджетополучателей от необходимости приходить в органы Федерального казначейства с документами на бумажных носителях, а органу Федерального казначейства, в свою очередь, - хранить документы, послужившие основанием для санкционирования, в виде сохраняемых электронных файлов.

В перспективе планируется полностью отказаться от представления документов на бумажных носителях.

Приведены основания для отказа в санкционировании расходов. Порядок, утвержденный Приказом № 87н, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в санкционировании получателю средств федерального бюджета.

При этом необходимо отметить, что с 1 января 2010 г. санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации осуществляется органами Федерального казначейства при условии наличия указанных объектов в перечне строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2010 г., финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и объекты капитального строительства юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, включаемые в федеральную адресную инвестиционную программу, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2130-р и соответствии наименования государственного заказчика, указанного в документе-основании, его наименованию, указанному в Перечне.

В завершение хотелось бы отметить еще один нюанс. В рамках внесения изменений в порядок санкционирования расходов получатели средств федерального бюджета представляют в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства документы-основания, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне на бумажном носителе, и после проведения процедуры санкционирования эти документы-основания подлежат возврату получателю средств федерального бюджета.

Бухгалтеру на заметку

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физлицам, утверждена форма расчета, представляемого в Пенсионный фонд РФ.

Форма РСВ-1 ПФР приведена в приказе Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н. Данным приказом установлено, что ввиду утраты силы гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" плательщики, производящие выплаты физли-цам, подают расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в территориальные органы ПФР по месту своего учета. Подать расчет в ПФР необходимо до 1 -го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (т. е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября текущего года и 1 февраля следующего года). Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и выплачивающие иные вознаграждения физ-лицам, должны представить расчет по утвержденной форме до 1 мая 2010 г. (по итогам I квартала 2010 г.).

За сдачу налоговой декларации на бумажном носителе налогоплательщику нельзя начислить штраф. На это указывается в постановлении ФАС Московского округа от 22.12.2009 № КА-А41/14292-09. Согласно НК РФ налогоплательщик обязан сдать декларацию в электронном виде и установленном формате. Отступление от нормы повлекло начисление штрафа: не найдя нужной статьи в НК РФ, налоговая инспекция решила применить ст. 119. Однако суд напомнил, что данной статьей предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. При этом нарушение порядка и формы представления налоговой декларации не образует состава правонарушения, указанного в данной статье. Вывод был подтвержден постановлениями Президиума ВАС от 03.02.2009 № 11482/08 и от 17.02.2009 № 11500/08.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль