Логика закона о бюджете: что хотел сказать законодатель?

1612
В Федеральном законе о бюджете на 2010 г. законодатель предусмотрел возможность получения большего объема доходов, чем запланировано изначально. И в таком случае Правительству РФ будет легко отчитаться за финансирование расходов бюджета. Впрочем, финансирование досталось не всем. В частности, курс на модернизацию государственной инфраструктуры и экономики, объявленный Президентом РФ в минувшем году, не нашел отражения в бюджете.

Анатолий Геннадьевич, прокомментируйте, пожалуйста, доходы и расходы бюджета, заложенные в законе о бюджете на 2010 г.

Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета определен в размере около 6,95 трлн руб. Но очевидно, что размер фактически полученных доходов бюджета будет больше. Это легко спрогнозировать, основываясь на данных прошлого года: цена на нефть держалась на более высоком уровне, чем это было предусмотрено в законе о бюджете. В бюджете на 2010 г. предусмотрена цена на нефть 58 долл. США за баррель. Однако уже сейчас она находится в пределах 70-80 долл. Такое превышение установленной цены нефти над ожидаемой означает поступление дополнительных доходов в бюджет, которое, в свою очередь, приведет к сокращению дефицита бюджета.

Общий объем расходов установлен на уровне около 9,89 трлн руб. Причем если бюджеты прошлых лет ориентировались на социальную составляющую, то бюджет текущего года направлен на решение общегосударственных вопросов. Смысл данной меры понятен. Но я считаю, что при распределении средств было упущено финансирование проведения модернизации, о необходимости которой во многих государственных сферах и отраслях экономики говорил в минувшем году Президент РФ. Именно модернизацию он определил как приоритетное направление для нашей страны в долгосрочной перспективе. А без государственных денег ее не осуществить.

Кризисный 2009 год был непростым для экономики страны. Пострадал банковский сектор. Каковы основные изменения, коснувшиеся банковской сферы, взаимодействия банков и государства?

В бюджете на 2010 г. законодатель сделал шаг навстречу коммерческим банкам. Предусмотрена возможность участия государства в докапитализации кредитных организаций на основе использования механизма облигаций федерального займа. Это будет реализовано следующим образом: коммерческий банк, удовлетворяющий определенным критериям, обращается к государству с просьбой войти в его капитал с тем, чтобы решить проблему недостаточности собственного капитала. На докапитализацию банков из бюджета может быть выделено 100 млрд руб. Уже поступают первые заявки. Однако я не думаю, что эти средства будут потрачены в полном объеме.

Бюджетных средств хватило не всем: сокращены расходы на финансирование здравоохранения, культуры и образования.

Далеко не все депутаты Государственной Думы были согласны с сокращением по данным статьям. О каком инновационном развитии можно говорить без обучения граждан? В данный момент у государства есть возможность сохранить уровень оплаты работников бюджетной сферы и поддержать социальную сферу за счет бюджетных средств. Если кризисный 2009 г. был годом падения производства, то о 2010 г. говорят как о годе выхода из кризиса, начала обновления, подъема. Почему же тогда сокращаются расходы на социальные нужды? Тем более что зачастую финансирование социальных объектов является и антикризисной мерой. Получив необходимые средства, социальные учреждения предъявляют спрос на продукцию, работы и услуги. А сейчас спрос от медицинских и образовательных учреждений, которым урезали финансирование, снизится, по моим прогнозам, на 5-6%. Им придется более экономно расходовать средства. На мой взгляд, это ошибочная мера.

При этом увеличены расходы на особые города и зоны: Байконур, Мирный и пр. Как это состыкуется с урезанием бюджетных средств, направляемых на образование?

Безусловно, поддержка Байконура, Мирного и т. п. объектов необходима, потому что они выполняют важную государственную миссию. Но при этом должны расти расходы на науку и образование. В противном случае государство обрубает возможность и подготовки новых кадров для того же Байконура.

В 2009 г. было принято решение четко контролировать целевое распределение средств бюджетов. На Ваш взгляд, насколько эффективна такая мера?

Видите ли, порой на местах лучше, чем на федеральном уровне, знают, как распоряжаться средствами, какие направления являются "более целевыми" - где средства по-настоящему необходимы. Определяя целевое назначение на федеральном уровне, сложно уберечься от волокиты и бюрократизации согласований. Так что строго целевой принцип не всегда эффективно работает.

Какие важные, с Вашей точки зрения, моменты оказались за бортом бюджета на 2010 г.?

В федеральном бюджете предусмотрено финансирование целевых программ. На них выделен солидный объем средств. Но если мы хотим начать модернизацию, о которой неоднократно говорил Президент РФ, стоит обратить внимание на партнерство государства и частных инвесторов. Необходимо создавать институты развития такого партнерства.

В бюджете не установлено финансирование инновационных проектов. Их также проще всего реализовывать посредством частно-государственного партнерства. Механизм реализации может быть, к примеру, таким: государство выделяет Внешэкономбанку несколько сотен миллиардов рублей. Банк вместе с частными компаниями, готовыми инвестировать в инновационные проекты, отбирает наилучшие проекты и направляет часть своих средств на их реализацию.

Частно-государственное партнерство может принимать различные формы. Главное - оно должно быть системным. При модернизации инфраструктуры открывается возможность прямых вливаний госсредств. В конце 2009 г. обсуждалось создание платных автомобильных дорог, мостов и т. д. Они могут быть построены за счет государственных и частных денег, а платная основа пользования дорогами и другими объектами инфраструктуры обеспечит окупаемость проекта.

Наличие частного капитала в этом процессе гарантирует отбор по-настоящему эффективных проектов, а не тех, которые заведомо основаны на "откатах". Благодаря этому появляется возможность отобрать достаточно большое количество проектов, которые могли бы стать фундаментом будущего модернизационного развития страны. Пока же получается, что модернизация была определена на политическом уровне, но средств на ее финансирование из бюджета не было выделено.

Государство декларировало свою заинтересованность в постепенном превращении бюджетных учреждений в автономные. Следует ли в 2010 г. ждать массового перехода бюджетных учреждений в автономный режим?

Не думаю. Данный переход сопряжен с уходом от бюджетного финансирования или его сокращением. К этому готовы далеко не все бюджетные учреждения. Для большинства из них это будет непростой, достаточно болезненный процесс, который будет продолжаться не один год. При этом часть бюджетных учреждений охотно перейдет в автономные и будет стремиться получить большую самостоятельность в распоряжении ресурсами. По моим представлениям, к переходу в автономный статус готовы учреждения образовательной и медицинской сферы. Конечно, при условии, что это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в т. ч. прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни.

Каких изменений следует ждать работникам бюджетной сферы, в т. ч. бухгалтерам, в 2010-2012 гг.?

Думаю, что глобальных изменений не последует. Перемены, сотрясающие все структуры государственной власти до основания и пересматривающие основы распределения средств, расчетов и предоставления отчетности, происходят не слишком часто. В этом есть позитивный аспект, поскольку такие перемены сопряжены с повышением расходов и неразберихой.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль