Анализируем главный финансовый документ страны

1845
 Кузьмин И.Ю.
Начальник Отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной методологии
Федеральный закон о бюджете ждут с нетерпением, чтобы понять общий вектор развития экономики, направления совершенствования налоговой и бюджетной политики. Бухгалтерам бюджетных учреждений важно выделить основные тенденции развития этих направлений, понять, насколько государство готово помогать бюджетным учреждениям и что будет требовать при реализации ими своих функций.

Важнейшая задача, которую решает федеральный бюджет на 2010 г. и два последующих года, - это исполнение всех социальных обязательств государства вне зависимости от цен на нефть. Структура расходов показывает, что кризисная ситуация не будет преодолеваться за счет граждан. Социальные расходы не урезаны, а по многим позициям даже увеличены. Рассмотрим некоторые положения Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов" (далее - Закон № 308-ФЗ) более подробно.

Расходы федерального бюджета в 2010 г. по сравнению с 2009 г. не только не сокращаются, но и увеличиваются на 2%. В условиях адаптации федерального бюджета 2010 г. к сокращению бюджетных доходов произошли существенные изменения в функциональной структуре расходов федерального бюджета:

  • увеличилась доля в общем объеме расходов: на общегосударственные вопросы с 9,7 до 12%, в т. ч. на обслуживание государственного долга России с 2 до 3,1%;
  • на национальную оборону - с 12,2 до 12,7%;
  • на национальную безопасность и правоохранительную деятельность -с 10,1 до 10,7%;
  • на межбюджетные трансферты - с 35,7 до 37,6%, хотя на межбюджетные трансферты субъектам России эта доля сократилась с 14,9 до 11,4%, а на межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам России - увеличилась с 20,8 до 26,3%.

Сокращения произошли по следующим позициям:

  • национальная экономика - с 18,6 до 13,6%;
  • образование - с 4,2 до 4%;
  • культура, кинематография, средства массовой информации - с 1,2 до 1,1%;
  • здравоохранение, физическая культура и спорт - с 3,5 до 3,4%.

В соответствии со ст. 1 Закона № 308-ФЗ, в течение 2010 финансового года:

  • прогнозируемый объем валового внутреннего продукта (ВВП) составит 43 187,0 млрд руб.;
  • уровень инфляции не превысит 10% (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года);
  • прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета будет равняться 6950 млрд руб., в т. ч. прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета - 3195 млрд руб.;
  • общий объем расходов федерального бюджета - 9887 млрд руб.;
  • нормативная величина Резервного фонда - 4319 млрд руб.;
  • прогнозируемый дефицит федерального бюджета - 2937 млрд руб.

Бюджетные ассигнования распределены согласно таблице.

Структура распределения бюджетных ассигнований на 2010 г. в разрезе разделов и подразделов классификации расходов

Анализируем главный финансовый документ страны

Особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями

Во-первых, согласно нормам ст. 6 Закона № 308-ФЗ, средства в валюте РФ, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Минфином России порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах. Оговорено, что стоимость услуг, оказываемых подразделениями органов внутренних дел по охране имущества федеральных государственных учреждений, в случае увеличения (индексации) расходов на денежное довольствие сотрудников и оплату труда работников вневедомственной охраны, а также по другим основаниям, в 2010 г. не подлежит пересмотру.

Порядок выдачи и продления генеральных разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства, установленный приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н, изменений не претерпел;

Во-вторых, остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2010 г. на счетах Федерального казначейства, образовавшиеся из-за неиспользования к 1 января 2010 г. доходов федерального бюджета, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания государственных академий наук, образовательным и архивным учреждениям, подлежат использованию в 2010 г. на содержание и развитие их материально-технической базы сверхбюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

Остатки средств на счетах территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка РФ, на которых отражаются операции со средствами, полученными федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, могут перечисляться Федеральным казначейством в 2010 году с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет с их возвратом до 31.12.2010 на указанные счета с учетом положений, регламентирующих, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют проведение кассовых выплат за счет средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления федеральными бюджетными учреждениями оформленных в установленном порядке платежных документов.

Особенности обслуживания Центральным банком РФ и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса

В статье 23 Закона № 308-ФЗ установлено, что в 2010 г. учреждения Центрального банка РФ и кредитные организации совершают следующие операции без взимания платы:

  • обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам;
  • обслуживают счета, открытые финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований;
  • проводят операции по приему наличных денежных средств от получателей бюджетных средств и по обеспечению получателей бюджетных средств наличными денежными средствами;
  • оказывают услуги по изготовлению и выдаче бумажных копий расчетных документов Федеральному казначейству и его территориальным органам;
  • оказывают информационные услуги в системе банковских электронных срочных платежей Федеральному казначейству и его территориальным органам.

Два последних пункта являются новшеством 2010 г. по сравнению с бюджетами предыдущих лет.

Кроме того, Закон № 308-ФЗ внес изменения в полномочия территориальных органов Федерального казначейства. Федеральное казначейство и его территориальные органы в случаях, установленных законодательством РФ, вправе открывать:

  • в учреждениях Центрального банка РФ и кредитных организациях счета по учету средств юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с БК РФ получателями средств федерального бюджета;
  • в порядке, установленном Федеральным казначейством, лицевые счета по учету средств юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с БК РФ получателями средств федерального бюджета.

Территориальные органы Федерального казначейства обеспечивают осуществление операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), от их имени и по их поручению в порядке, установленном Федеральным казначейством, в пределах остатка средств на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства.

Межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы РФ

Объемы средств снижаются: общий объем предоставления в 2010 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций равен 496 693,3 млн руб., или 85,7% к уровню 2009 г., что составляет почти половину от общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Предусмотренный объем субсидий 341 145,9 млн руб. соответствует 67,4% к уровню 2009 г. Предоставление субсидий в текущем году будет сопровождаться установлением четких конечных целей их предоставления и сроков их достижения. По завершению указанных сроков предоставление субсидий должно быть прекращено. Предусмотрено выделение субвенций в объеме 232 165,8 млн руб., или 79% от уровня 2009 г.

Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, при исполнении бюджетов субъектов РФ по-прежнему учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных органах Федерального казначейства. При передаче указанных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты операции с указанными межбюджетными трансфертами учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства. Использование счетов кредитных организаций для проведения указанных операций не предусмотрено.

Приложение 17 к Закону № 308-ФЗ содержит таблицы данных по распределению дотаций на 2010 г. на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов (Бийск, Дубна, Жуковский, Королев и др.), развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований (например, Мирный) и спецпрограммы.

В пункте 7 ст. 24 Закона № 308-ФЗ установлено, что не использованные по состоянию на 1 января 2010 г. остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2010 г.

Исключение составляют:

  • субвенции на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
  • субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности (целевая статья 102 0101 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации", вид расходов 020 "Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований)").

Порядок взыскания остатков вышеупомянутых межбюджетных трансфертов установлен приказом Минфина России от 11.06.2009 № 51н "Об общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение"

В разрезе кодов классификации доходов бюджетов операции следует отражать следующим образом:

  • возврат из бюджета-получателя - со знаком "минус" по соответствующим кодам подгруппы доходов 000 1 19 00000 "Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет";
  • поступление в бюджет-донор по соответствующим кодам подгруппы доходов - 000 1 18 00000 "Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет"

Резюме

Анализируя структуру федерального бюджета на 2010 г. и плановый период 2011 -2012 гг., можно сделать вывод: федеральный бюджет 2010 г. ориентирован на решение общегосударственных задач, причем не за счет граждан, и принятие максимально возможных мер в условиях мирового финансово-экономического кризиса. К таким мерам можно отнести в т. ч. использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса, обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости и адаптации бюджетных расходов к более низкому уровню доходов и повышение эффективности расходов бюджета и обеспечение высокого качества государственных услуг и эффективного использования бюджетных средств.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×