Страховые взносы: нюансы переходного периода

2913
 Гейц И.В.
Главный редактор журнала «Заработная плата. Расчеты, учет, налоги», автор книг и публикаций по вопросам заработной платы, учета, отчетности и налогообложения бюджетных организаций
Переходный период, связанный с заменой единого социального налога на платежи во внебюджетные фонды, вызвал появление вопросов об обязательных платежах с тех или иных выплат в пользу физических лиц, осуществлении перерасчетов по прошлым расчетным периодам и т. д. Рассмотрим каждый из таких вопросов отдельно.

Кому за что платить?

Ранее исчисление и уплата ЕСН осуществлялись в рамках налогового законодательства, и администратором налога являлись налоговые органы. С 2010 г. исчисление и уплата страховых взносов производятся в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, администраторами платежей стали государственные внебюджетные фонды. Это значит, что 1 января 2010 г. явилось своеобразной разделительной линией:

1) в части обязательств учреждений, имевших место до 31 декабря 2009 г. включительно, учреждения были плательщиками ЕСН. Соответственно, все возникающие в течение 2010 г. и последующих периодов перерасчеты по указанным обязательствам должны оформляться как перерасчеты по отмененному ЕСН;

2) в части обязательств учреждений, возникших после 1 января 2010 г., учреждения являются плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Все расчеты по страховым взносам с 1 января 2010 г. начались "с нуля".

В части выявленных переплат и недоплат ЕСН учреждения и иные страхователи по-прежнему должны взаимодействовать с налоговыми органами. Значит, суммы переплат ЕСН, выявленные за период формирования налоговой базы по данному налогу, должны либо засчитываться организациями в счет любого из "федеральных" налогов, либо возвращаться по их требованиям. Порядок зачета и возврата сумм налогов регулируются положениями главы 12 (ст. 78 и 79) Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Зачет переплаты по ЕСН в счет уплачиваемых с 1 января 2010 г. страховых взносов действующим законодательством не предусмотрен.

В связи с изложенным, даже если учреждение в 2010-м и последующих годах выявит факты неправильного формирования объекта налогообложения и налоговой базы по ЕСН по отчетным периодам до 2010 г., оно должно будет представить в налоговые органы уточненные налоговые декларации. Именно с налоговыми инспекциями должен решаться вопрос зачета сумм выявленной переплаты в счет прочих налогов (возврате суммы переплаты), с уплатой суммы выявленной недоимки и т. д.

Необходимо также учитывать, что возвращенные по требованию учреждения суммы ЕСН за прошлые годы подлежат перечислению в федеральный бюджет как возврат дебиторской задолженности прошлых лет.

По каким кодам теперь осуществлять платежи?

Выявленные после 1 января 2010 г. суммы недоимки по ЕСН, а также санкции за это должны уплачиваться организациями не в государственные внебюджетные фонды, а в федеральный бюджет. Соответственно, должны применяться другие статьи (подстатьи) бюджетной классификации (КБК). Уточнять учреждениям необходимо не только КБК в части страховых взносов, но и КБК по платежам по ЕСН по предыдущим налоговым периодам. КБК в части уплачиваемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по обязательствам до 1 января 2010 г. не изменились, но перечисляться они в 2010-м и последующие годы должны будут как платежи, администрируемые налоговыми органами.

С 1 января 2010 г. обязательные платежи должны уплачиваться по следующим КБК:

Страховые взносы: нюансы переходного периода

Разряды 14-17 КБК используются для раздельного учета следующих сумм страховых взносов, пеней и штрафов: 1000 - сумма страховых взносов; 2000 - сумма пени по соответствующему платежу; 3000 - сумма штрафа согласно законодательству Российской Федерации.

Порядок оформления платежных поручений при осуществлении платежей на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование разъяснен в письме Пенсионного фонда РФ от 08.12.2009 № 30/187.

Фактически платежи ЕСН за декабрь 2009 г., которые осуществлялись с 1 января 2010 г., должны были производиться уже по новым КБК (как отмененный ЕСН). Вместе с этим, если даже платежи были произведены по КБК, применявшимся в 2009 г., налоговые органы и органы казначейства должны самостоятельно уточнить поступившие в январе 2010 г. суммы налога. На это указано в совместном письме Федерального казначейства и ФНС России от 21.01.2010 № 42-7.4-05/5.4-41, № ММ/22-1/41@.

Кто будет проверять исполнение учреждением обязательств по ЕСН?

В 2010 г. оценкой и проверкой такого рода деятельности бюджетных учреждений по-прежнему занимаются специалисты налоговых органов. Данный вывод объясняется в том числе и положениями ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» (далее - Закон № 213-ФЗ). Как определено в этой статье, взыскание недоимки, пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2010 г., осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.).

В части платежей, осуществляемых в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 г., проверки должны осуществляться специалистами государственных внебюджетных фондов, а именно Пенсионного фонда РФ и ФСС России.

После исполнения своих обязательств по уплате ЕСН за истекший 2009 г. учреждениям следует провести в установленном порядке сверку с налоговыми органами.

Как вести учет расчетов по средствам социального страхования?

Организация учета расчетов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды должна соответствовать следующим требованиям действующего законодательства:

1) плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 6 ст. 15 Закона № 212-ФЗ);

2) организации и иные страхователи должны вести учет сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) в ФСС России страховых взносов, пеней и штрафов, сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения, а также расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом ФСС России.

Необходимость ведения учета обусловлена также и формированием данных расчетов по страховым взносам, ежеквартально представляемых в Пенсионный фонд и ФСС России. Помимо этого в установленном действующим законодательством порядке учреждения и иные участники бюджетного процесса организуют и ведут бюджетный учет расчетов по страховым взносам.

Как и до 2010 г., база для начисления страховых взносов должна определяться по каждому из получателей (работнику, исполнителю и т. п.) отдельно. Этим объясняется требование действующего законодательства об "индивидуальном" учете базы для начисления страховых взносов и сумм взносов. Но теперь это обусловлено не применением регрессивной шкалы обложения, отмененной с 2010 г., а нормой Закона № 212-ФЗ о неначислении страховых взносов на выплаты, превышающие с начала года законодательно установленный предельный уровень базы для начисления страховых взносов.

На 2010 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов определена в размере 415 тыс. руб. (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Как только в пользу отдельно взятого сотрудника или иного лица, связанного с плательщиком договором гражданско-правового характера и (или) авторским договором, с начала соответствующего календарного года будет начислено 415 тыс. руб., страховые взносы не уплачиваются.

С 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Индексация производится не автоматически, а в размере, определяемом Правительством РФ. То есть в 2012 г. страховые взносы будут уплачиваться с величины выплат и вознаграждений в пользу каждого из работников (иных лиц), определяемой умножением 415 тыс. руб. на специальный коэффициент индексации с 1 января 2011 г. предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Рекомендуемая форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов доведена совместным письмом Пенсионного фонда РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691и ФСС России от 14.01.2010 № 02-03-08/08-56П. Учреждение самостоятельно принимает решение - применять указанную форму карточки и (или) разработать и использовать собственную форму. Соответствующее решение должно быть закреплено отдельным письменным приказом и (или) в используемой учреждением учетной политике.

Порядок ведения учета расчетов по средствам социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с требованиями Закона № 255-ФЗ определен приказом Минздравсоцраз-вития России от 18.11.2009 № 908н.

В данном случае формирования каких-либо регистров учета не требуется. Соответствующие данные могут формироваться в рамках бюджетного учета. Однако необходимо предусмотреть соответствующие субсчета и (или) иным образом обеспечить формирование данных с начала соответствующего календарного года.

Как изменился состав выплат, учитываемых при расчете пособий?

В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС России в соответствии с Законом № 212-ФЗ. Аналогичные изменения внесены и в Положение об исчислении пособий.

Согласно ранее применявшимся правилам в заработок, исходя из которого исчислялись пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включались все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН в соответствии с главой 24 НК РФ.

С 2010 г. суммы материальной помощи учитываются при расчете пособий по государственному социальному страхованию, если на них начисляются страховые взносы в ФСС России. В частности, материальная помощь к отпуску и иным случаям (за исключением единовременных сумм, выплачиваемых в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, в связи со смертью члена семьи, при рождении ребенка) включается в расчетную базу для начисления страховых взносов сверх 4000 руб. за расчетный период, а потому и при расчете пособий данные суммы учитываются в аналогичном порядке (т. е. сверх 4000 руб. за расчетный период). Также с 2010 г. при расчете пособий по государственному социальному страхованию учитываются любые премии и иные вознаграждения, на которые в установленном порядке начисляются страховые взносы в ФСС России. При этом не имеет значения, носят они характер оплаты труда или нет.

Таким образом, с 2010 г. при исчислении пособий по государственному социальному страхованию учитываются любые выплаты и вознаграждения, на которые начисляются страховые взносы в ФСС России.

В полной мере при исчислении пособий с 2010 г. учитываются выплаты и вознаграждения (включая стоимость оплаты путевки на санаторно-курортное лечение, разовые и единовременные премии к праздничным датам, дням рождения и др.), которые производятся из средств чистой прибыли учреждения, полученной в рамках осуществления приносящей доход деятельности. При этом не имеет значения, предусмотрены эти выплаты заключенным с работником трудовым договором или нет. Этим новые правила также отличаются от применявшихся до 1 января 2010 г. Если до 2010 г. какие-то выплаты могли не учитываться при расчете пособий по той причине, что они не указывались в заключенном с работником трудовом договоре и финансировались из средств чистой прибыли и соответственно на них не начислялся ЕСН, то в условиях уплаты страховых взносов данные правила не применяются.

В соответствии со ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются любые выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в том числе по трудовым договорам. При этом соответствующие выплаты не обязательно должны быть перечислены в трудовом договоре. С этим согласен и Роструд (письмо Рос-труда от 24.12.2007 № 5275-6-1). На работников в полной мере распространяются положения локальных нормативных правовых актов, принимаемых в организации, включая письменные приказы (распоряжения) работодателя о предоставлении доходов в натуральной форме (путевки, оплата стоимости проезда и т. д.).

В свою очередь, не учитываются при исчислении пособий:

  • отдельные выплаты, перечисленные в ст. 9 Закона № 212-ФЗ;
  • выплаты и вознаграждения, производимые не в рамках наличествующих между сторонами трудовых отношений.

Перечень выплат, не учитываемых при исчислении пособий по тому основанию, что они были начислены за отдельные периоды, исключаемые из расчетного, изменений не претерпел. Как и ранее, суммы среднего заработка за отпуск, за период командировки и т. п. при исчислении пособий не учитываются.

Закрепленные в п. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ новые правила определения учитываемых выплат подлежат применению в буквальном их прочтении. Для того чтобы определить, учитывается или нет какая-либо начисленная в расчетном периоде выплата (вознаграждение) при исчислении с 2010 г. пособий по социальному страхованию, необходимо разобраться, начисляются ли на данную выплату страховые взносы в ФСС России в соответствии с Законом № 212-ФЗ или нет. Это особенно актуально в случаях, когда в расчетный период попадают месяцы, в течение которых в 2009 г. уплачивался ЕСН (а не страховые взносы в ФСС России), или месяцы, за которые страховые взносы не уплачивались по той причине, что с начала года была превышена предельная база для начисления страховых взносов в ФСС России.

Пример 1

Работник учреждения болел с 15 по 23 марта 2010 г. Исчисление пособия по временной нетрудоспособности должно производиться за расчетный период в 12 календарных месяцев, предшествующих марту 2010 г., а именно за период с 1 марта 2009 г. по 28 февраля 2010 г. В расчетный период попали месяцы (март - декабрь 2009 г.), за которые уплачивался единый социальный налог, а не страховые взносы в ФСС России.

Предположим, что в расчетном периоде работнику начислены:

  • заработная плата из расчета ежемесячных выплат в виде должностного оклада, компенсационных и стимулирующих доплат (надбавок) в размере 256 700 руб., в том числе за период с марта по декабрь 2009 г. в размере 205 400 руб.;
  • средний заработок за отпуск, за период служебной командировки в размере45200 руб.;
  • материальная помощь к отпуску в размере 3000 руб., начисленная в августе 2009 г., на которую ЕСН не был начислен;
  • единовременная материальная помощь по заявлению работника в связи с пожаром, начисленная в январе 2010 г. в размере 12 000 руб.;
  • материальная помощь по заявлению работника, начисленная в феврале 2010 г. и не связанная с чрезвычайными обстоятельствами, в размере 6000 руб.;
  • разовая премия в связи с награждением работника почетным званием в размере 10 000 руб., начисленная в ноябре 2009 г. и на которую единый социальный налог не начислялся по той причине, что данная выплата была оплачена из средств чистой прибыли.

При исчислении пособия в марте 2010 г. в состав учитываемых выплат должны быть включены:

  • ежемесячная заработная плата из расчета постоянных выплат - 256 700 руб.;
  • суммы материальной помощи (кроме единовременных сумм, выплачиваемых в связи с имевшими место чрезвычайными обстоятельствами, смертью члена семьи или рождением ребенка), начисленные за расчетный период и превышающие в общей совокупности 4000 руб., - 5000 руб. (3000 руб. + 6000 руб. - 4000 руб.);
  • разовая премия в размере 10 000 руб.

Всего величина учитываемых при расчете пособия выплат составит 281 700 руб.

Суммы материальной помощи свыше 4000 руб. в целом за расчетный период подлежат включению в состав учитываемых выплат, так как страховые взносы в ФСС России в соответствии с п. 11 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не начисляются на суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период. При этом не имеет значения, что материальная помощь в размере 3000 руб. была начислена в 2009 г. и на нее не были произведены отчисления на цели государственного социального страхования.

Не учитываются при исчислении пособий:

  • суммы среднего заработка за время предоставленных отпусков, период служебной командировки и т. д. в размере 45 200 руб. (п. 8 Положения об исчислении пособий);
  • суммы единовременной материальной помощи в связи с пожаром в размере 12 000 руб. (п. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Пример 2

Предположим, что работник учреждения будет болеть в октябре 2011 г. Исчисление пособия должно быть произведено за расчетный период в 12 календарных месяцев, предшествующих октябрю 2011 г., а именно за период с 1 октября 2010 г. по 30 сентября 2011 г. В указанном расчетном периоде работнику будет начислено заработной платы в размере 585 тыс. руб., в том числе:

  • заработная плата за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 г. в размере 124 тыс. руб., на которую страховые взносы в ФСС России не начислялись по той причине, что с начала календарного года была превышена предельная база для начисления страховых взносов (415 тыс. руб.);
  • заработная плата за период с 1 января 2011 г. по 30 сентября 2011 г. в размере 460 400 руб., на часть которой свыше предельной базы для начисления страховых взносов (415 тыс. руб. плюс коэффициент индексации с 1 января 2011 г.) страховые взносы в ФСС России не начислялись.

Указанные суммы заработной платы за расчетный период в полной мере включаются в состав учитываемых при расчете пособия по временной нетрудоспособности выплат несмотря на то, что на некоторые из них страховые взносы в ФСС России не начислены. Объясняется это опять же нормами ст. 7 и 9 закона № 212-ФЗ, согласно которым суммы ежемесячной заработной платы включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС России.

В полной мере в состав учитываемых при расчете пособий по социальному страхованию выплат включаются доходы (вознаграждения) работника в натуральной форме. Это касается сумм оплаты стоимости питания, проезда, коммунальных услуг, отдыха и т. д., не предусмотренных положениями действующего законодательства (например, осуществляемых по решению администрации из внебюджетных средств). Исключение составляют суммы, особо поименованные в ст. 9 Закона № 212-ФЗ, определяющей перечень выплат, на которые страховые взносы в ФСС России с 2010 г. не начисляются. Это касается отдельных сумм оплаты обучения (п. 2 и 12 ст. 9 Закона № 212-ФЗ), отдельных сумм страховых платежей (п. 5 и 6 ст. 9), отдельных сумм оплаты проезда (п. 7 и 10 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Согласно правилам, зафиксированным в п. 6 ст. 8 того же Закона № 212-ФЗ, при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, принятых сторонами трудовых отношений.

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что в расчетном периоде с 1 марта 2009 г. по 28 февраля 2010 г. работнику была из внебюджетных средств предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение, а также оплачен проезд в отпуск. Обязанность учреждения по оплате указанных расходов действующим законодательством не предусмотрена.

В соответствии с действующим законодательством сотрудник не пользуется правом на льготы в части обеспечения санаторно-курортным лечением, а также оплаты стоимости проезда в отпуск. Приведенные выше расходы работодателем были осуществлены из средств чистой прибыли.

Независимо от того, перечислены указанные расходы в заключенном с работником трудовом договоре или нет, на стоимость предоставленной путевки и суммы оплаты проезда согласно Закону № 212-ФЗ начисляются страховые взносы в ФСС России.

Соответственно, данные вознаграждения должны быть включены в состав выплат, учитываемых при расчете пособий по государственному социальному страхованию. Эти вознаграждения включаются в состав учитываемых выплат по стоимости путевки (проезда) исходя из фактических затрат работодателя.

Какие изменения произошли в части расчетного периода?

Согласно общему правилу пособия по социальному страхованию исчисляются исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам и (или) отпуска по уходу за ребенком. На это указано в п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ.

Если работник был принят на работу в течение расчетного периода, то в этот период войдет время с даты приема на работу до 1 -го числа месяца, на который приходится начало соответствующего события.

Если в расчетном периоде работник не имел учитываемой при расчете пособий заработной платы, средний заработок необходимо определять исходя из суммы заработка, начисленного за месяц, в котором наступили временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком. Можно предположить, что в данном случае среднедневной заработок определяется делением суммы заработной платы на количество календарных дней в данном месяце, отработанных до начала соответствующего события. Это объясняется тем, что согласно общей логике расчета среднего заработка сумма выплаты работнику определяется исходя из его заработка, на который он имеет право до начала соответствующего события.

В таком же порядке пособия должны рассчитываться, если расчетный период полностью состоит из периодов, перечисленных в п. 8 Положения об исчислении пособий и исключаемых из расчетного периода.

В случае если заработка не имеется как в расчетном периоде, так и в месяце наступления соответствующего страхового случая, средний заработок для расчета пособий должен определяться исходя из тарифной ставки установленного работнику разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. При этом с 2010 г. в данном случае значение тарифной ставки (должностного оклада, денежного вознаграждения) подлежит увеличению на значение районного коэффициента (п.11.1 новой редакции Положения об исчислении пособий).

Необходимо учитывать, что при расчете пособий в данной ситуации в расчет принимается "актуальное" значение тарифной ставки (должностного оклада, денежного содержания) на дату начала страхового случая по соответствующей должности (профессии), предусмотренной штатным расписанием учреждения.

С 2010 г. в случае если работник не имел периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страхового случая в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из его среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности), предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая (п. 1 ст. 14 новой редакции Закона № 255-ФЗ, п. 11 новой редакции Положения об исчислении пособий). Ранее расчет пособий в изложенной ситуации должен был производиться из расчета тарифной ставки (должностного оклада, денежного содержания) работника без увеличения на значение районного коэффициента.

Пример 4

Допустим, что сотрудница учреждения находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 15 мая 2007 года. До выхода из отпуска по уходу за ребенком данная сотрудница представляет для оплаты "больничный" лист по новой беременности и родам.

Исчисление пособия по беременности и родам должно производиться в следующем порядке:

1. Если отпуск по беременности и родам начинается до 2010 г. (например, с 21 июня 2009 г.), - из расчета установленной сотруднице тарифной ставки (должностного оклада, денежного содержания), т. к. в расчетном периоде в 12 календарных месяцев, предшествующих июню 2009 г. (а именно с 1 июня 2008 г. по 31 мая 2009 г.), не имеется учитываемой при расчете пособия заработной платы и отработанных дней.

2. Если отпуск по беременности и родам начинается 1 января 2010 г. или позже (допустим, с 15 февраля 2010 г.), - исходя из среднего заработка сотрудницы за 12 календарных месяцев, предшествующих маю 2007г., а именно за период с 1 мая 2006 г. по 30 апреля 2007 г., так как первоначально определенный расчетный период (12 месяцев, предшествующих февралю 2010 г.) полностью состоит из отпуска по уходу за ребенком.

Необходимо учитывать, что в первой ситуации, если часть отпуска по беременности и родам придется на период 1 января 2010 г. и позже, она должна быть исчислена по обеим методикам: из расчета тарифной ставки (должностного оклада, денежного содержания) и исходя из среднего заработка за расчетный период с 1 мая 2006 г. по 30 апреля 2007 г. К начислению за период с 1 января 2010 г. должна быть принята большая из исчисленных сумма пособия.

Таким образом, с 2010 г. в некоторых случаях расчет пособий может производиться из расчетного периода, предшествующего первоначально определенному. Однако необходимо учитывать, что действующими правилами расчета пособий по государственному социальному страхованию индексация учитываемых выплат не предусмотрена. Соответственно, в условиях приведенного выше примера расчет пособия по беременности и родам должен быть произведен исходя из заработка сотрудницы с 1 мая 2006 г. по 30 апреля 2007 г. без какой-либо его индексации.

Также необходимо помнить, что как только в рассматриваемой ситуации первоначально определенный расчетный период будет состоять не только из периода временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, предшествующий расчетный период не будет определяться, а исчисление пособия должно будет производиться исходя из установленной работнику тарифной ставки (должностного оклада, денежного содержания), увеличенных на значение районного коэффициента.

Пример 5

Воспользуемся условиями предыдущего примера применительно к ситуации 2 и предположим, что сотрудница учреждения с 1 по 28 сентября 2009 г. выходила на работу на условиях полного рабочего дня и данный период полностью состоит из ежегодного оплачиваемого отпуска.

Так как первоначально определенный расчетный период (с 1 февраля 2009 г. по 31 января 2010 г.) состоит не только из отпуска по уходу за ребенком, но и из ежегодного оплачиваемого отпуска, а учитываемых при расчете пособия выплат не имеется (сумма среднего заработка за отпуск к ним не относится), то предшествующий расчетный период определяться не должен.

Так как учитываемого заработка в расчетном периоде не имеется, то исчисление пособия по беременности и родам должно осуществляться исходя из установленной сотруднице тарифной ставки (должностного оклада, денежного вознаграждения), увеличенной на значение районного коэффициента.

Из расчетного периода для определения сумм выплачиваемых пособий исключаются периоды, поименованные в п. 8 Положения об исчислении пособий. К таким периодам относятся в том числе наступление временной нетрудоспособности у беременных женщин или время, когда им предоставляется отпуск по беременности и родам в период выполнения ими более легкой работы; период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; период простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; период, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу; дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и др.

При расчете среднего заработка для выплаты пособий календарные дни, приходящиеся на указанные периоды, должны исключаться. Однако не исключаются из расчетного периода календарные дни, приходящиеся на время простоя по вине работника; периоды участия в забастовке; время прогулов по вине работника; время отстранения от работы в установленных случаях. Это приводит ни к чему иному, как к занижению сумм выплачиваемых пособий.

Нерабочие праздничные дни исключаются из расчетного периода только в тех случаях, если они приходятся на соответствующие периоды, исключаемые из расчетного согласно п. 8 Положения об исчислении пособий. Исключение составляют нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период предоставленных работнику ежегодных оплачиваемых отпусков. В соответствии со ст. 120 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, не включаются в число календарных дней отпуска, а из расчетного периода исключается только период отпуска.

В какую расчетную базу включаются отдельные выплаты?

В течение переходного периода возникают вопросы, в какую расчетную базу (ЕСН или страховых взносов) включать отдельные выплаты - заработную плату за декабрь 2009 г., отпускные, пособия и т. п.

Как следовало из ст. 242 НК РФ и согласно ст. 11 Закона № 212-ФЗ, дата осуществления выплат и иных вознаграждений как в целях исчисления ЕСН, так и при расчете страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника или иного физического лица.

Соответственно, суммы заработной платы за дни декабря 2009 г. должны быть включены в объект обложения ЕСН, а суммы заработной платы за дни января 2010 г. и т. д. - в объект обложения страховыми взносами.

Пособия по государственному социальному страхованию подлежат назначению (начислению) до истечения 10 календарных дней со дня представления работником соответствующих документов (листка нетрудоспособности и т. д.)(п. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ).

Если больничный лист приходится на период с декабря 2009 г. по январь 2010 г. и далее и сдается работником в январе 2010 г., пособие должно быть начислено в 2010 г. и относиться в уменьшение суммы страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС России. Аналогично следует поступать и в отношении "больничных", представленных на оплату исключительно за календарные дни за 2009 г., но сданных для оплаты в 2010 г.

Как правильно рассчитать "переходящие" пособия?

В новой редакции Закон № 255-ФЗ применяется при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком по тем страховым случаям, которые наступили с 1 января 2010 г. и позднее.

По страховым случаям, наступившим до 1 января 2010 г. и продолжающимся в 2010 г., указанные выше пособия исчисляются по следующим правилам (п. 15 ст. 37 Закона № 213-ФЗ):

  • за календарные дни, приходящиеся до 31 декабря 2009 г. включительно, -согласно нормам Закона № 255-ФЗ в прежней редакции;
  • за календарные дни, приходящиеся на 1 января 2010 г. и позднее, - согласно нормам Закона № 255-ФЗ в новой редакции (а именно по новым рассмотренным правилам и методикам), но только если исчисленный размер пособия превышает размер пособия, исчисленный по ранее применявшимся правилам. Фактически за период с 1 января 2010 г. расчет пособий должен производиться по обеим методикам и к начислению приниматься большая из сумм пособия.

Пример 6

Работник учреждения болел в период с 21 декабря 2009 г. по 15 января 2010 г. включительно. Страховой стаж на 21 декабря 2009 г. - 7 лет 4 мес, в связи с чем пособие должно быть выплачено в размере 80% среднего заработка.

В качестве расчетного периода для начисления пособия принимаются 12 календарных месяцев, предшествующих декабрю 2009 г, а именно период с 1 декабря 2008 г. по 30 ноября 2009 г. включительно.

Допустим, что в расчетном периоде работнику начислено учитываемой при расчете пособия (согласно методике, применявшейся до 1 января 2010 г., а именно только выплаты по оплате труда и только выплаты, на которых начислен ЕСН) заработной платы в размере 238 400 руб. На отработанное в расчетном периоде время приходится 252 календарных дня.

Кроме того, в указанном выше расчетном периоде работнику выплачена материальная помощь к отпуску в размере 5000 руб. и разовая премия к празднику в размере 10 000 руб.

Расчет пособия необходимо производить в следующем порядке:

1. За дни декабря 2009 г. (с 21 по 31 декабря включительно) - согласно правилам, применявшимся до 1 января 2010 г, а именно с ограничением суммы выплачиваемого пособия определенным значением из расчета за полный календарный месяц (18 720 руб. плюс районный коэффициент), с расчетом пособий только от выплат по оплате труда и т. д.:

1.1. определяем среднедневной заработок работника - 946 руб. 03 коп. (238 400 руб. : 252 календарных дня);

1.2. рассчитываем дневное пособие - 756 руб. 82 коп.(946 руб. 03 коп. х 80%);

1.3. определяем сумму пособия за 11 календарных дней болезни в период с 21.12.2009 по 31.12.2009 включительно - 8325 руб. 02 коп. (756 руб. 82 коп. х 11 дней);

1.4. учитываем ограничение пособия согласно правилам, установленным в 2009 г., -6642 руб. 58 коп. (18 720 руб. : 31 календарный день в декабре месяце х 11 календарных дней болезни);

1.5. сравниваем полученные значение и к начислению принимаем меньшее из значений -6642 руб. 58 коп.

Сумма пособия к начислению за дни декабря 2009 г. - 6642 руб. 58 коп.

2. За дни января 2010 г. (с 1 по 15 января включительно) - согласно правилам, установленным с 1 января 2010 г. новой редакцией Закона № 255-ФЗ, а именно с ограничением суммы выплачиваемого пособия с использованием параметров предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России, с исчислением пособия от всех выплат и вознаграждений, на которые начисляются страховые взносы в ФСС России и т. д.:

2.1. определяем величину учитываемых при расчете среднего заработка в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ выплат - 249 400 руб. (238 400 руб. + 1000 руб. + 10 000 руб.), где 238 400 руб. - сумма заработной платы за расчетный период, учитываемый при расчете пособий, 1000 руб. - материальная помощь в размерах, учитываемых по новым правилам при начислении страховых взносов (т. е. свыше 4000 руб. за расчетный период), 10 000 руб. - сумма разовой премии, на которую по новым правилам начисляются страховые взносы;

2.2. рассчитываем величину фактического среднедневного заработка работника -989 руб. 68 коп. (249 400 руб.: 252 календарных дня);

2.3. учитываем принятое по новым правилам ограничение среднедневного заработка - 1136 руб. 99 коп. (415 000 руб.: 365 дней);

2.4. сравниваем значения среднедневного заработка и к дальнейшим расчетам принимаем меньшую величину - 989 руб. 68 коп.;

2.5. определяем величину дневного пособия - 791 руб. 74 коп. (989 руб. 68 коп. х 80%);

2.6. рассчитываем сумму пособия за 15 дней болезни с 1 по 15 января 2010 г. по новым правилам - 11 876 руб. 10 коп. (791 руб. 74 коп. х 15 дней);

2.7. рассчитываем сумму пособия за 15 дней болезни с 1 по 15 января 2010 г. по прежним правилам - 9058 руб. 06 коп. (756 руб. 82 коп. х 15 дней (11 352 руб. 30 коп.), но не более чем 9058 руб. 06 коп. (18 720 руб.: 31 календарный день в январе х 15 дней болезни);

2.8. сравниваем исчисленные суммы пособий и к начислению принимаем большее из значений - 11 876 руб. 10 коп.

Итого сумма пособия составит 18 518 руб. 68 коп. (6642 руб. 58 коп. + 11 876 руб. 10 коп.).

В случае если оплаченное в прошлом году по прежним правилам пособие по беременности и родам за период с 1 января 2010 г. составит меньшее значение, чем сумма этого же пособия, исчисленная по новым правилам, к ранее исчисленному и уже выплаченному пособию необходимо произвести доплату.

Пересчет величины среднедневного заработка (дневного пособия) для целей оплаты с 1 января 2010 г. "переходящих" пособий исходя из новых условий расчетного периода может производиться (письмо ФСС России от 22.09.2009 № 0218/07-8866):

  • в связи с введением с 1 января 2010 г. предельной величины базы, на которую начисляются страховые взносы (в 2010 г. - 415 тыс. руб. в год на каждого работника), и как следствие тому применением новых параметров ограничения выплачиваемых сумм;
  • при включении в состав учитываемых при исчислении пособий иных выплат и вознаграждений (а не только входящих в состав заработной платы), на которые начисляются страховые взносы в ФСС России (т. е. в связи с корректировкой перечня учитываемых при расчете пособий выплат);
  • в случаях, когда сумма пособия в связи с отсутствием расчетного периода исчислялась исходя из установленного работнику оклада (должностного оклада, ставки, денежного содержания), а весь расчетный период состоял из периодов временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам и (или) отпуска по уходу за ребенком.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль