НДФЛ и страховые взносы – 2011: что должен знать бухгалтер

2224
Федеральными законами от 27.07.2010 № 229-ФЗ, № 227-ФЗ, от 16.10.2010 № 272-ФЗ внесены изменения в гл. 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ и законодательство о страховых взносах во внебюджетные фонды. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2011 г. Рассмотрим, какие новшества содержатся в перечисленных законах и что они привнесут в работу бухгалтера.

НДФЛ: налоговый учет и порядок возврата

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее — Закон № 229-ФЗ) положения отдельных статей гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ изложены в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2011 г.

Проанализируем, какие именно аспекты исчисления и уплаты НДФЛ подверглись корректировке.

Форма регистров налогового учета

В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты самостоятельно разрабатывают и утверждают формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.

До внесения соответствующих изменений данный пункт предписывал вести учет доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Минфином России. Однако такая форма утверждена не была. Поэтому само же финансовое ведомство рекомендовало использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы № 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год", утвержденной приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 (письмо Минфина России от 21.01.2010 № 03-04-08/4-6).

С 2011 г. обязанность налогового агента самостоятельно разработать и утвердить форму налогового регистра установлена законодательно, также приведены требования к содержанию формы. Она должна в обязательном порядке включать следующую информацию:

  • сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;
  • коды видов выплачиваемых доходов и предоставленных налоговых вычетов (в настоящее время они содержатся в приложении № 2 к форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@);
  • суммы дохода и даты их выплаты; D статус налогоплательщика (резидент/нерезидент);
  • даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации;
  • реквизиты соответствующего платежного документа.

Большинство из перечисленных реквизитов содержатся в форме № 1-НДФЛ. Таким образом, для ведения с 2011 г. налогового учета доходов, полученных физическими лицами, достаточно дополнить ее недостающими реквизитами: датами выплаты доходов, датами удержания и перечисления налога, а также реквизитами платежного документа. Учреждение также может воспользоваться формой налогового регистра по НДФЛ, предусмотренной используемым программным обеспечением. В любом случае форма регистра должна быть утверждена приказом об учетной политике для целей налогообложения или отдельным локальным документом.

Возврат излишне удержанной суммы налога. Новая редакция ст. 231 НК РФ, вступившая в силу с 1 января 2011 г., определяет порядок возврата налоговыми агентами излишне удержанной суммы налога. В соответствии с новыми правилами налоговый агент обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известном ему факте излишнего удержания налога и величине излишне удержанной суммы в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Как и прежде, излишне удержанный НДФЛ подлежит возврату только на основании письменного заявления налогоплательщика. Возврат должен быть произведен в течение трех месяцев со дня получения заявления. В случае пропуска данного срока налоговый агент обязан уплатить в пользу соответствующего налогоплательщика проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка при этом принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Впервые непосредственно в самом НК РФ указано на то, что возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы производится налоговым агентом за счет подлежащих к удержанию сумм налога как по данному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам. Также уточнено, что возврат может быть осуществлен исключительно в безналичной форме на счет в банке, указанный налогоплательщиком в своем письменном заявлении. Следовательно, заявление должно содержать все реквизиты, необходимые для зачисления данных сумм.

В новой редакции ст. 231 НК РФ определен и порядок действий налогового агента в случае, если НДФЛ, подлежащего перечислению в бюджет за следующие три месяца, будет недостаточно для возврата. В такой ситуации п. 1 указанной статьи предписывает организации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления представить в налоговую инспекцию по месту своего учета:

  • заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога;
  • выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период;
  • документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Налоговый агент вправе, не дожидаясь возврата денег из бюджета, выплатить сумму излишне удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации налога за счет собственных средств. Организация также может вернуть налогоплательщику часть излишне удержанного НДФЛ за счет платежей за следующие три месяца, а на возврат недостающей суммы подать заявление в налоговую инспекцию.

Кроме того, ст. 220 НК РФ дополнена п. 4, который вносит ясность в порядок применения норм ст. 231 НК РФ при предоставлении налогоплательщику имущественного налогового вычета. Согласно указанному пункту, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета организация все же неправомерно удержала налог без учета данного вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату физическому лицу в порядке, установленном ст. 231 НК РФ.

Суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются излишне удержанными и, соответственно, под действие ст. 231 НК РФ не подпадают.

Таким образом, организации вправе предоставлять имущественный налоговый вычет только с месяца обращения за его получением.

Пример

1. Работник учреждения является налоговым резидентом. Его заработная плата составляет 20 000 руб. Других выплат работнику не производится. В начале 2011 г. он предоставил работодателю заявление о предоставлении имущественного налогового вычета. Несмотря на это в январе - мае работодатель ошибочно удерживал из его заработной платы НДФЛ по ставке 13%. В июне работник представил в бухгалтерию заявление о возврате излишнеудержанного налога.

Сумма излишне удержанного налога составляет 13 000 руб. (20 000 руб. х 13% х 5 мес.).

Она должна быть возвращена не позднее 1-го сентября. Поскольку за июнь - сентябрь налог, подлежащий удержанию, составит лишь 7800 руб. (20 000 руб. х 13% х 3 мес.), учреждение вправе вернуть данному работнику оставшуюся сумму налога (5200 руб.) за счет НДФЛ, удержанного с других сотрудников.

2. Работник учреждения является налоговым резидентом. Его заработная плата составляет 30 000 руб. Других выплат работнику не производится. В начале 2011 г. он предоставил работодателю заявление о предоставлении имущественного налогового вычета. Несмотря на это в январе - сентябре из его заработной платы ошибочно удерживался НДФЛ по ставке 13%. В октябре работник представил в бухгалтерию заявление о возврате излишне удержанного налога. Фонд оплаты труда в учреждении составляет 600 000 руб/мес. Поскольку все другие работники учреждения также являются резидентами, то НДФЛ, удержанного с этой суммы за три месяца (234 000 руб. (600 000 руб. х х 0,13 х 3 мес.)), не хватит для возврата. В такой ситуации учреждение вправе: D вернуть работнику 234 000 руб., а на возврат из бюджета оставшихся 16 000 руб. (250 000 руб. - 234 000 руб.) подать документы в налоговую инспекцию; D подать документы в налоговую инспекцию на всю сумму, подлежащую возврату (250 000 руб.).

Актуальный вопрос

Организация осуществляет свою деятельность, привлекая в качестве работников иностранных граждан. В процессе трудовой деятельности их налоговый статус изменился с нерезидента на резидента и до конца 2010 г. года не претерпит изменений. Если до конца текущего налогового периода (2010 г.) организация не успевает произвести зачет излишне уплаченного НДФЛ в счет предстоящих платежей в полном объеме, имеет ли она право в новом налоговом периоде (2011 г.) продолжить производить зачет НДФЛ, излишне уплаченного в 2010 г., в счет предстоящих платежей в 2011 г.?

Правила возврата (зачета) НДФЛ, излишне удержанного с иностранного работника, разъяснены в письме Минфина России от 17.09.2010 № 03-0406/6-219. Когда статус такого работника меняется с нерезидента на резидента, необходимо пересчитать НДФЛ по ставке 13% и вернуть (зачесть) работнику переплату (п. 4 ст. 78, п. 1 ст. 231 НК РФ). Причем налоговый агент сможет зачесть излишне удержанный НДФЛ в счет текущих платежей по этому налогу лишь до конца 2010 г. С 2011 г. в связи с вступлением в силу п. 1.1 ст. 231 НК РФ переплату по НДФЛ возвращает только налоговый орган. Если по итогам налогового периода

2010 г. сумма переплаты налога будет зачтена организацией не полностью, в

2011 г. возврат суммы налога налогоплательщику производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания).

Возврат налога в связи с изменением статуса налогоплательщика. Бухгалтеров учреждений, в которых работают налоговые нерезиденты, наверняка обрадует п. 1.1 ст. 231 НК РФ, который вводится в действие с 1 января 2011 г.

Согласно данному пункту возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания). Для этого физическое лицо по итогам налогового периода должно представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие его статус резидента Российской Федерации.

Напомним, что ранее обязанность перерасчета налога, удержанного с начала года по ставке 30, а не 13%, возлагалась на налоговых агентов.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее — Закон № 212-ФЗ) и в ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Рассмотрим, в чем заключаются внесенные изменения.

Тарифы страховых взносов

Уточнено распределение страховых взносов между отдельными государственными внебюджетными фондами. В общем случае уплачивать страховые взносы учреждения должны по следующим ставкам:

1) с выплат в пользу работников, которые не являются инвалидами:

НДФЛ и страховые взносы – 2011: что должен знать бухгалтер

При этом страховые взносы в ПФР должны будут уплачиваться в следующем порядке:

НДФЛ и страховые взносы – 2011: что должен знать бухгалтер

2) с выплат в пользу работников из числа инвалидов I, II или III группы:

НДФЛ и страховые взносы – 2011: что должен знать бухгалтер

Из них страховые взносы в ПФР составят:

НДФЛ и страховые взносы – 2011: что должен знать бухгалтер

В соответствии с п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" бюджетные научные учреждения и вузы вправе создавать хозяйственные общества в целях практического применения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности.

С 1 января 2011 г. хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и вузами после 13 августа 2009 г., получают возможность применять пониженные тарифы страховых взносов:

НДФЛ и страховые взносы – 2011: что должен знать бухгалтер

Для того чтобы воспользоваться этим правом, необходимо одновременно удовлетворять следующим условиям:

  • осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и внедрять результаты интеллектуальной деятельности в производство;
  • применять упрощенную систему налогообложения.

База для начисления страховых взносов

С 1 января 2011 г. действует новая редакция ч. 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ. В ней установлено, что предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Индексировать базу будет Правительство РФ.

В настоящее время указанная база составляет 415 000 руб. нарастающим итогом с начала года в отношении каждого физического лица (ч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Еще одно нововведение, содержащееся в ч. 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, — округление размера предельной величины базы для начисления страховых взносов. С 2011 г. установленная Правительством РФ величина округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а сумма менее 500 руб. отбрасывается.

Применение электронных форм документов

Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"» с 1 января 2011 г. на органы контроля возложена новая обязанность — принимать наравне с бумажными электронные формы (п. 10 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ):

  • расчеты страховых взносов;
  • документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов;
  • документы, подтверждающих правильность исчисления страховых взносов.

Этой обязанности теперь корреспондируют и новые права плательщиков страховых взносов. Они могут представлять в органы контроля в электронной форме:

  • отчетность, если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 50 человек и менее (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Напомним, что в случаях когда указанная численность превышает 50 человек, представлять расчеты в электронной форме организации обязаны;
  • документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (п. 4 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ);
  • жалобу на акт органа контроля, действия (бездействие) его должностного лица (ч. 1 ст. 55 Закона № 212-ФЗ);
  • заявление об отзыве жалобы (ч. 4 ст. 55 Закона № 212-ФЗ).


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль