Оплата труда сотрудников после вступления в силу Закона № 83-ФЗ

9902
 Гейц И.В.
Главный редактор журнала «Заработная плата. Расчеты, учет, налоги», автор книг и публикаций по вопросам заработной платы, учета, отчетности и налогообложения бюджетных организаций
Законом № 83-ФЗ были заложены правовые основы реформирования сети бюджетных учреждений и установлен срок его завершения – 1 июля 2012 г. В результате этой реформы все бюджетные учреждения должны быть разделены на три типа – казенные, бюджетные (но с иным статусом) и автономные. Соответствующие изменения внесены в БК РФ, ГК РФ, Закон о некоммерческих организациях и иные нормативные правовые акты. В связи с этим у сотрудников бюджетных учреждений могут возникнуть закономерные вопросы, каким образом предстоящие изменения повлияют на их трудовую деятельность, в каком порядке будет регулироваться оплата их труда. Ответам на них и будет посвящена данная статья.

Необходимость расторжения трудовых договоров

Согласно общеустановленным правилам любые изменения в правовом статусе юридических лиц рассматриваются как смена собственника, изменение подведомственности (подчиненности) или реорганизация. Эти случаи согласно ст. 75 ТК РФ не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Исключение составляют только трудовые отношения с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. С этими лицами отношения по итогам реорганизации могут быть прекращены.

Однако реформа, проводимая в бюджетной сфере, не потребует даже смены административно-управленческого персонала учреждения. Это следует из положений п. 1 ст. 17.1 новой редакции Закона № 7-ФЗ, согласно которому изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. Таким образом, вопрос с назначением (переназначением) руководящего состава учреждения в рамках проводимой реформы решаться не должен.

Изменение условий трудового договора

Положения заключенных с работниками трудовых договоров могут в полной мере сохранять свое действие. Если это так, то оформлять предупреждения об изменении типа учреждения в рамках положений ст. 74 ТК РФ не нужно, поскольку согласно данной статье работодатель обязан уведомить работника в письменной форме только об изменениях условий трудового договора и о причинах, вызвавших необходимость таких изменений. Тем более что после получения оформленного по правилам ст. 74 ТК РФ извещения сотрудники вправе со своей стороны расторгнуть трудовой договор по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Внесение изменений в трудовой договор, заключенный с руководителем бюджетного учреждения, обязательно (ч. 27 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

При заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения органу государственной власти, органу местного самоуправления, выступающему в качестве учредителя данного учреждения, необходимо предусматривать:

  • права и обязанности руководителя;
  • показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;
  • условия оплаты труда руководителя;
  • срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;
  • условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с ТК РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Изменения в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений вносятся в соответствии с Рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р. Заключаемые с ними трудовые договоры должны содержать положения, аналогичные приведенным выше.

В разделе "Показатели оценки эффективности и результативности деятельности" трудового договора указываются критерии оценки деятельности руководителя бюджетного учреждения с учетом выполнения целевых показателей работы учреждения и условия стимулирования за их выполнение. Такие показатели подлежат утверждению (определению) учредителем учреждения.

В свою очередь, раздел "Расторжение трудового договора" целесообразно дополнить условием о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со ст. 278 ТК РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности с указанием ее размера. Если такое положение найдет свое отражение в трудовом договоре, также необходимо определить порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности (включая тот аспект, что учитывать, а что нет при формировании данного показателя).

Конкретные значения кредиторской задолженности учреждения, по достижении которых заключенный с руководителем договор может быть расторгнут, определяют соответствующие органы власти. В отношении федеральных учреждений — это соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения. Как правило, для целей реализации вышеприведенных положений в отдельном порядке выделяется задолженность по оплате труда, по налогам и обязательным платежам в бюджет, а также иная или общая задолженность учреждения.

Пример

1. В системе Минфина России предельно допустимые значения кредиторской задолженности определены приказом от 30.08.2010 № 98н:

  • по начисленным выплатам по оплате труда перед работниками (сотрудниками) подведомственного бюджетного учреждения (за исключением депонированных сумм) - 2 (два) календарных месяца подряд;
  • по оплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, административных штрафов и штрафов, установленных уголовным законодательством, - 3 (три) календарных месяца подряд;
  • превышение кредиторской задолженности над активами баланса подведомственного бюджетного учреждения, за исключением балансовой стоимости особо ценного движимого имущества, недвижимого имущества, а также имущества, находящегося под обременением (в залоге), в течение 3 (трех) календарных месяцев подряд.

2. В системе Минсельхоза России (см. приказ от 31.08.2010 №298) трудовой договор с руководителем бюджетного учреждения может быть расторгнут в случае, если объем кредиторской задолженности составит 5% общего объема финансирования федерального бюджетного учреждения за счет средств федерального бюджета на текущий финансовый год или 10% общего объема средств, получаемых федеральным бюджетным учреждением от приносящей доход деятельности за предшествующий финансовый год.

Для внесения новых условий в уже заключенный трудовой договор оформляется дополнительное соглашение к нему. О таком дополнительном соглашении руководитель должен быть уведомлен в письменной форме учредителем не позднее чем за два месяца. Тем самым будут соблюдены положения ст. 74 ТК РФ.

Сохранение условий оплаты труда

Как представляется, автономные и изменившие свой статус бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять систему оплаты труда своих работников, что обуславливается, прежде всего, предоставлением им широчайших полномочий по использованию выделенных в установленном порядке средств (за исключением отдельных из них). При этом направления использования средств, полученных учреждением в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, а также заработанных вне рамок задания, должны быть закреплены в плане финансово-хозяйственной деятельности.

В отличие от автономных и бюджетных, казенные учреждения менее самостоятельны в использовании бюджетных средств, выделенных им на содержание. Они не вправе отходить от той системы заработной платы, которая определяется требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

Ответ на вопрос, до каких пределов преобразованные (изменившие тип) бюджетные и автономные учреждения вправе менять ранее принятую систему оплаты труда, содержится в ст. 144 ТК РФ, согласно которой системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

Важный нюанс

Любые изменения ранее принятой в учреждении системы заработной платы должны повлечь за собой обязательное письменное предупреждение сотрудников, внесение изменений в заключенные с ними трудовые договоры и т. д.

  • в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Если отталкиваться от соответствующих нормативных правовых актов, то для работников преобразованных бюджетных учреждений до сих пор предусматривается применение новых систем оплаты труда (НСОТ). Их базовые положения закреплены в постановлении Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. В свою очередь, применение базовых положений НСОТ на уровне субъектов РФ и местных органов власти закреплено в Единых рекомендациях и иных нормативных правовых актах.

Следует учесть!

При определении системы оплаты труда учреждения должны учитывать положения ежегодно издаваемых Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (далее - Единые рекомендации). На 2010 г. они утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 4 декабря 2009 г., протокол № 10. Перспективы развития оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений в 2011 г. также должны найти свое отражение в Единых рекомендациях на 2011 г.

Соответственно, до тех пор пока из документов, определяющих применение НСОТ, не будут исключены слова "бюджетные учреждения", преобразованные бюджетные учреждения обязаны учитывать необходимость применения базовых окладов, профессиональных квалификационных групп работников и иные аспекты НСОТ. Вместе с тем применение НСОТ ни в коей мере не ущемляет права "новых" бюджетных учреждений и не ограничивает их возможности. Объясняется это тем, что оклады своих работников учреждения вправе определять самостоятельно (но не ниже базовых), размеры дополнительных компенсационных и стимулирующих выплат также можно устанавливать своими документами и т. д.

На необходимость применения базовых принципов НСОТ указывают также последние изменения действующего законодательства. В новой редакции, в частности, подлежат применению следующие документы:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 27.11.2008 № 666н "Об утверждении Разъяснения об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера" (ред. от 17.09.2010 № 810н);
  • приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" (ред. от 17.09.2010 № 810н);
  • приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях" (ред. от 17.09.2010 № 810н).

Учреждения, финансовое обеспечение которых осуществляется из регионального или местного бюджета, при построении системы оплаты труда своих работников должны также руководствоваться нормативными правовыми актами, изданными соответствующими органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Некоторые учреждения применяют НСОТ, внедренные на федеральном уровне, а некоторые — до сих пор определяют заработную плату своих сотрудников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×