Обзор основных изменений в Закон № 94-ФЗ

2032
 Доронкин А.С.
Заместитель начальника отдела регулирования государственных закупок Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России
Переход к проведению открытых аукционов в электронной форме на электронных площадках обуславливает необходимость внесения изменений в процесс размещения заказов. В частности, это касается исключения неэффективных форм обеспечения исполнения контракта, установления дополнительных требований к поручителям и решения других важных вопросов, касающихся процедуры проведения электронных аукционов. Соответствующие изменения в Закон № 94-ФЗ были внесены Законом № 240-ФЗ. Проанализируем наиболее существенные поправки, а также рассмотрим корректировки, требующие отдельного пояснения.

Основные изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон № 94-ФЗ) были внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон № 240-ФЗ). Они касаются двух ключевых вопросов:

  • повышение качества финансовых гарантий;
  • совершенствование процедур открытого аукциона в электронной форме.

Повышение качества финансовых гарантий

На повышение качества финансовых гарантий направлены следующие меры:

  • исключение неэффективных форм обеспечения исполнения контракта;
  • установление дополнительных требований к поручителям.

Исключение страхования из форм обеспечения исполнения контракта

С 1 января 2011 г. преимущественное размещение заказов через открытые аукционы в электронной форме является обязательным для заказчиков регионального и муниципального уровней. Ранее переход на электронные аукционы уже состоялся на федеральном уровне.

На открытых аукционах в электронной форме достигается наиболее высокий уровень конкуренции участников, имеющих широкие возможности в части используемых форм обеспечения исполнения контрактов (внесение денежных средств, безотзывные банковские гарантии, договор поручительства), поэтому отпала необходимость в сохранении такого неэффективного вида обеспечения обязательств по государственным и муниципальным контрактам, как страхование.

Ужесточение требований к организациям-поручителям

До внесения поправок несовершенство законодательства позволяло отдельным организациям становиться поручителями при фактическом отсутствии у них финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения обязательств перед заказчиком по исполнению контракта. С внесением изменений в Закон № 94-ФЗ подобные проблемы должны остаться в прошлом, поскольку требования к поручителям существенно ужесточились. В упрощенном виде они представлены в табл. 1.

Таблица 1

Обзор основных изменений в Закон № 94-ФЗ

Поручитель должен отвечать всем перечисленным требованиям. Если по какому-либо показателю, с учетом размера обеспечения исполнения по конкретному контракту, юридическое лицо не соответствует указанным значениям, то оно не вправе выступать в качестве поручителя по данному контракту. Соответствие поручителя установленным требованиям определяется по данным бухгалтерской отчетности за два последних отчетных года.

Если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, контракт может быть заключен только после предоставления участником торгов, с которым заключается контракт, одновременно с договором поручительства следующих документов:

  • копий бухгалтерских отчетностей поручителя, представленных в налоговый орган в установленном порядке;
  • документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени поручителя;
  • копий учредительных документов поручителя.

Поправки, связанные с совершенствованием поручительства, внесены в главы Закона № 94-ФЗ, регулирующие вопросы проведения конкурсов, аукционов и открытых аукционов в электронной форме.

Совершенствование процедуры проведения электронных аукционов

Поправки, предусмотренные Законом № 240-ФЗ, касаются, в частности, таких вопросов, связанных с размещением заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме, как порядок принятия решения о размещении заказа данным способом, контроль, особенности обжалования, совершенствование процедур. Последовательно рассмотрим основные нововведения.

Следует учесть!

Положениями Закона № 94-ФЗ не устанавливается запрет на возможность размещения заказов на соответствующие товары (работы, услуги) из полного аукционного перечня путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при условии соблюдения ограничений, установленных указанным Законом для применения данных способов размещения заказов. Соответствующие разъяснения даны в совместном письме Минэкономразвития России от 29.07.2010 № 13369-АП/Д22, ФАС России от 27.07.2010 № АЦ/24051.

В ст. 10 Закона № 94-ФЗ, устанавливающую способы размещения заказов, внесены два важных дополнения:

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые включены в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р (так называемый полный аукционный перечень), осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

2. В случаях, когда заказчик сам принимает решение о размещении заказа путем проведения аукциона (например, в отношении продукции, не включенной в аукционный перечень), аукцион также должен проводиться только в электронной форме.

В ст. 15 Закона № 94-ФЗ внесена поправка, которая однозначно указывает на возможность размещения заказов у субъектов малого предпринимательства путем проведения открытых аукционов в электронной форме.

Также изменениями, внесенными в Закон № 94-ФЗ, были устранены отдельные недостатки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, обнаруженные в процессе правоприменительной практики, а также усовершенствованы элементы процедуры проведения таких аукционов. Рассмотрим основные из этих изменений.

Аккредитация участников на электронной площадке

Поправки, связанные с аккредитацией участников размещения заказов на электронной торговой площадке (далее — ЭТП), касаются двух аспектов:

1. Уточнен порядок действий оператора ЭТП в случае внесения изменений в документы и сведения, направляемые участником размещения заказа для получения аккредитации (ч. 12 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ). В частности, установлено, что оператор ЭТП, размещая в течение одного часа новые документы и сведения на электронной площадке, не осуществляет проверку достоверности информации, содержащейся в новых документах и сведениях, а также внесенных в эти документы и сведения изменений на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Он несет ответственность только за соблюдение сроков размещения изменений на электронной площадке.

2. Уточнен порядок получения аккредитации на новый срок (ч. 13 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ). С учетом внесенного дополнения получивший аккредитацию на ЭТП участник размещения заказа вправе пройти аккредитацию на новый срок в установленном порядке не ранее чем за 6 месяцев до окончания срока ранее полученной аккредитации такого участника размещения заказа. Таким образом, участник размещения заказа при своевременной подаче документов на аккредитацию на новый срок сохраняет возможность принимать участие в отрытых аукционах в электронной форме.

Разъяснение положений документации

Законом № 240-ФЗ внесено уточнение относительно запросов о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. Теперь такие запросы на адрес электронной площадки могут направлять только участники размещения заказов, получившие аккредитацию на ЭТП. Причем в отношении одного открытого аукциона в электронной форме участником размещения заказа может быть направлено не более трех запросов.

Данные поправки направлены, прежде всего, на защиту интересов заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказа (так называемых спам-атак). Кроме того, ограничение количества возможных запросов на разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме должно способствовать более ответственному и четкому формулированию участниками размещения заказов своих вопросов по документации.

Проведение переговоров

В Закон № 94-ФЗ внесена поправка, разрешающая переговоры между заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором ЭТП и участником размещения заказа в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме, с учетом установленных условий для осуществления таких переговоров. Исключение составляют случаи, когда в результате переговоров создаются преимущественные условия для участия в открытом аукционе в электронной форме и (или) условия для разглашения конфиденциальных сведений.

Расширенная трактовка данной нормы недопустима. Если у участника размещения заказа возникает потребность в получении разъяснений положений документации об аукционе, не нужно пытаться получить эти разъяснения в устном порядке, воспользовавшись рассматриваемой нормой.

Подача предложения об исполнении контракта

Одна из наиболее важных поправок, внесенных в гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ, касается установления нового порядка подачи участником размещения заказа своего предложения об исполнении контракта. Согласно данному порядку в зависимости от предмета размещаемого заказа (товары, работы, услуги), наличия или отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак с описанием параметров эквивалентности в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должны быть указаны определенные сведения (табл. 2).

Таблица 2

Сведения, указываемые в первой части заявки, в зависимости от условий контракта

Обзор основных изменений в Закон № 94-ФЗ

Таким образом, заказчик изначально должен детально указать в документации об открытом аукционе в электронной форме требуемые показатели товаров, работ, услуг (в т. ч. с указанием или без указания на товарный знак), необходимые для исполнения контракта.

При этом участник размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должен заявить о своем предложении поставить товар (выполнить работы, оказать услуги) в соответствии с установленными параметрами. Если при этом участник предлагает товар (работы, услуги), полностью идентичный установленным требованиям (включая совпадение по товарному знаку), то он просто заявляет о своем согласии без повторного описания показателей продукции. Если же участник предлагает товар (работы, услуги), который соответствует установленным требованиям, но имеет эквивалентный товарный знак или не имеет такового, то он заявляет о своем согласии с описанием показателей продукции и указанием товарного знака (при его наличии).

Новый "шаг аукциона"

В ст. 41.10 Закона № 94-ФЗ внесена поправка, в соответствии с которой максимальный "шаг аукциона", проводимого в электронной форме, увеличен с 1 до 5% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Также уточнено, что участник открытого аукциона до завершения аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона".

После завершения аукциона предусмотрена возможность подачи предложений независимо от "шага аукциона", но не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта на аукционе. При этом предложение о цене контракта не может быть равным предложению или быть больше предложения о цене контракта, которое подано таким участником открытого аукциона ранее, а также равняться нулю.

Кроме того, в указанную статью внесены уточняющие поправки, связанные с отсчетом и обновлением времени при проведении открытого аукциона в электронной форме. Предусмотрено, что время приема предложений от участников открытого аукциона о цене контракта составляет 10 минут от начала проведения открытого аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта. При этом оставшееся до окончания аукциона время обновляется автоматически после снижения начальной (максимальной) цены контракта или текущего минимального предложения о цене контракта на аукционе. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, открытый аукцион автоматически завершается.

Изменениями в Закон № 94-ФЗ прописаны особенности проведения открытого аукциона в электронной форме "на повышение", т. е. когда цена контракта переходит через ноль и продается право заключить контракт. Указанными изменениями, в частности, установлены:

  • предельный размер цены такого контракта — не более 100 млн руб.;
  • ограничения по размеру предложения о цене контракта с учетом максимальной суммы сделки для участника размещения заказа, решения об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа;
  • порядок определения размера обеспечения исполнения контракта.

Заключение контракта

Еще одним важным комплексом поправок, внесенных в гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ, устанавливается новый порядок заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме.

Процедура заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме в упрощенном виде выглядит так:

  • заказчик через оператора электронной площадки передает победителю заполненный проект контракта;
  • если победителя все устраивает, то он подписывает контракт своей электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) и передает его через ЭТП заказчику;
  • заказчик подписывает контракт своей ЭЦП и через электронную площадку возвращает его победителю.

С момента направления оператором ЭТП контракта, подписанного ЭЦП заказчика, контракт считается заключенным. Контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.

Кроме того, регламентирована процедура урегулирования разногласий по контракту между участником аукциона, с которым заключается контракт, и заказчиком. Если участник аукциона, с которым заключается контракт, нарушает данную процедуру, то он признается уклонившимся от заключения контракта.

Контроль за размещением заказов

Согласно поправкам, контроль за операторами ЭТП, за заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, аукционной комиссией до заключения контракта при размещении заказа для нужд субъектов РФ или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме осуществляется ФАС России.

Кроме того, установлено, что обжалование действий заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора ЭТП, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта. Для всех случаев обжалования исключена возможность подачи жалобы в форме электронного документа. Она сохранена только для участника, подавшего заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, путем направления жалобы в ФАС России.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×