Взаимодействие методологов и практиков – залог успеха

1865
 Пупасов П.А.
Начальник отдела методологии интегрированных систем управления государственными и муниципальными финансами Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Применение на практике нормативных правовых актов – тема всегда актуальная, особенно в начале года и в период реформ. Сегодня способность быстро адаптироваться к изменениям законодательства, грамотно отлаживать рабочий процесс и избегать ошибок ценится превыше всего. Поговорить о слагаемых эффективной работы мы пригласили Павла Алексеевича Пупасова – человека, имеющего немалый опыт службы в системе Федерального казначейства и в качестве методолога, и в должности главного бухгалтера ведущего финансового ведомства государства.

– Павел Алексеевич, Федеральное казначейство слывет передовиком по внедрению всех новшеств бюджетного законодательства, и учетные процедуры не являются исключением. С чем Вы лично это связываете — с профессионализмом сотрудников, умелым руководством, стремлением быть лучшими?

– Безусловно, мы стремимся быть лучшими, причем во всем — в генерации новых идей, написании правовых актов, исполнении бюджета. Наш руководитель Роман Евгеньевич Артюхин уделяет большое внимание всем проблемам в системе казначейства, даже самым заурядным. Он дает хорошие советы, которые позволяют достигать целей и постоянно совершенствоваться как сотрудникам, так и всей системе. Федеральное казначейство без преувеличения можно назвать кузницей кадров. Работа здесь связана с выполнением широкого спектра задач в различных направлениях: финансовом, юридическом, экономическом. Это хорошая школа профессионализма. Многие сотрудники, выходя из казначейства, уверенно реализовывались и в других госстукту-рах, и в коммерческом секторе.

– А бюджетная специфика не мешает работе в бизнес-структурах?

– Нисколько. Федеральное казначейство — это система-гигант. Во-первых, здесь закладывается умение организовать процесс. Во-вторых, постигается наука управления финансами, что, согласитесь, немаловажно в настоящее время. В-третьих, совершенствуется искусство общения с людьми — как с коллегами, так и с клиентами. Можно сказать, здесь оттачивается мастерство управления на высшем уровне. Именно поэтому Федеральное казначейство дает огромный потенциал для профессиональной самореализации.

– В ушедшем году Вы сменили сферу деятельности с методологических вопросов учета и отчетности на самую ответственную должность в любом учреждении — главного бухгалтера. Вы ощутили на своем новом поприще недостатки или недоработки в нормативном регулировании вопросов бюджетного учета и отчетности?

– Конечно. На мой взгляд, для написания правовых актов, регулирующих правоотношения в области бухгалтерского учета и отчетности, для организаций, относящихся к сектору государственного управления, да и в целом по исполнению бюджета методологам было бы очень полезно получить практический опыт. В идеале — несколько лет поработать главным бухгалтером, а по возможности — теснее и чаще общаться с теми, для кого пишутся правовые акты. Применение правовых актов в повседневной работе дает знание нюансов, крайне полезных в разработке теоретических вопросов. И если изначально строить методологическую базу с учетом особенностей ее применения, то можно избежать подавляющего числа ошибок при ведении бухгалтерского учета и формировании бухгалтерской отчетности. К сожалению, на сегодняшний день теория опережает практику. Тем не менее именно симбиоз методолога и практика в одном лице — залог успеха в нашей работе.

Говоря о себе, навыки, полученные мной в ходе занятия методологией, сегодня очень помогают. Мой участок работы затрагивал широкий круг вопросов, таких как совершенствование приемов и способов ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности. И я с каждым днем убеждаюсь, что бухгалтеру помимо непосредственно учета просто необходимо знать правовую базу и уметь ее применять. Незнание правовых актов может привести к непредсказуемым последствиям.

– Какие новшества Вам удалось внедрить, реализовать уже как главному бухгалтеру Федерального казначейства?

– Первое, чем я занялся как главный бухгалтер, — совершенствование учетной политики Федерального казначейства по главе 100 "Федеральное казначейство". В ходе проработки данного вопроса я столкнулся с проблемой, что в учетную политику пытаются включить все, что уже прописано в тех или иных правовых актах. Это неправильно. Она должна сожер-жать только те особенности (юридические нормы), которые отсутствуют в правовых актах, регулирующих правоотношения по ведению бухгалтерского учета. Говоря юридическим языком, учетная политика — это возможность устанавливать юридические нормы (положения, правила), которые не противоречат общепризнанным принципам и нормам бухгалтерского учета.

Второе, что сделано мной в новой должности, — разработан приказ Федерального казначейства "Об организации работы по передаче (принятию) и списанию имущества, закрепленного за территориальными органами Федерального казначейства на праве оперативного управления". Данным приказом установлено, что право на принятие решения по передаче (принятию) и списанию движимого имущества делегировано руководителям территориальных органов Федерального казначейства. При этом право на принятие решения по передаче (принятию) и списанию недвижимого имущества территориальных органов Федерального казначейства сохранилось за центральным аппаратом Федерального казначейства. Это позволит осуществить то, к чему мы долго стремились, — децентрализовать ответственность и выстроить грамотную систему управления имуществом Федерального казначейства.

– Павел Алексеевич, у Вас достаточно крупная сеть подведомственных учреждений. Есть ли связанные с этим проблемы в учете и отчетности? Какие мероприятия проводятся Федеральным казначейством или планируются к проведению в 2011 году в целях совершенствования процедур учета, сбора достоверной отчетности и ее консолидации?

– Главная наша проблема — это поднятие отчетности на уровень Федерального казначейства. Казначейская система трехуровневая: отделения, управления и центральный аппарат. Сдача отчетности идет от отделений в управления, а от управлений к нам, в центральный аппарат. Сбой идет уже на первом уровне и связан со сложностями в применении юридических норм бухгалтерского учета и отчетности. Поскольку в Инструкции по бюджетному учету содержится открытый перечень корреспонденции счетов, каждый бухгалтер понимает ее по-своему. Это приводит к допущению ошибок. Немало проблем связано и с вопросом отнесения тех или иных документов к первичным. Порой на практике возникают ситуации, не предусмотренные ныне действующей инструкцией. Например, заявка на кассовый расход, заявка на возврат наличными не являются первичными учетными документами, а бухгалтеры регулярно их таковыми признают...

Хотелось бы, чтобы в новой инструкции, вступающей в силу с 2011 года, либо был четко определен перечень первичных учетных документов, либо дано право главному администратору бюджетных средств самостоятельно, как для себя, так и для всей системы, устанавливать те или иные первичные учетные документы, посредством которых в бухгалтерском учете будут отражаться операции.

Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, — выверка движения имущества как внутри публично-правового образования (Российской Федерации), так и между публично-правовыми образованиями (субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями). Это головная боль всех бухгалтеров министерств и ведомств. Мы как главный администратор бюджетных средств заблаговременно ставим задачу управлениям и отделениям, чтобы они произвели выверку между собой, а также между министерствами, ведомствами, субъектами и муниципальными образованиями. Данные меры позволяют нам наиболее быстро осуществлять сбор, свод и консолидацию отчетности по главе 100 "Федеральное казначейство".

– Нередко сложности при консолидации отчетности по ведомству возникают в результате недопонимания вышестоящей организацией проблем в учетных процедурах нижестоящей. Налажена ли у вас обратная связь с территориальными органами? Как вы получаете от них такого рода информацию и как реагируете?

– Мы на уровне нашей системы общаемся не только в письменной форме, но и лично. Все насущные вопросы пытаемся урегулировать на уровне человеческого общения. Это приносит хорошие плоды. Кроме того, у нас проводится очень много семинаров и конференций. Обратная связь с нашими сотрудниками очень важна, она позволяет мониторить и лучше понимать проблемы в работе и причины их возникновения. Мы, в свою очередь, своевременно реагируем, принимаем соответствующие управленческие решения. Все это дает общий хороший результат работы ведомства.

– Федеральное казначейство одним из первых постаралось внедрить систему управленческого учета. Насколько это удалось, оказалось ли результативным и как планируется улучшать этот процесс?

– На сегодняшний день управленческий учет Федерального казначейства представляет собой план счетов управленческого учета, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29.07.2008 № 196. Особенностью нашего управленческого учета является то, что он ведется по функциям. То есть исходя из положений постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 "О Федеральном казначействе" определен перечень функций, по каждой из которых мы видим и анализируем затраты. Например, сколько было потрачено средств на заработную плату, на прочие услуги и работы, на объекты имущества, которые использовались для реализации той или иной цели. В настоящее время Федеральным казначейством разрабатывается проект отчетности по управленческому учету, который будет внедряться в наступившем году. Данные мероприятия направлены на эффективное управление средствами, которые, как известно, находятся в ограниченном количестве.

Вместе с тем хочу отметить, что в Федеральном казначействе разработан и активно применяется отчет об исполнении плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства, содержащий аналитические данные, который позволяет руководителю, а также уполномоченным лицам принимать эффективные управленческие решения для наиболее рационального расходования средств.

– То есть это, в первую очередь, задача повышения эффективности бюджетных расходов...

– Совершенно верно. По аналогии с Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов Федеральное казначейство в настоящее время разрабатывает собственную программу, которая будет реализовы-ваться в нашем ведомстве. В нее входит внедрение управленческого учета, расчет расходов. Несмотря на то что Федеральное казначейство не предоставляет публичные услуги, нашим руководством принято решение внедрить расчет расходов на содержание своих территориальных органов. Это поможет нам сэкономить бюджетные средства. При этом к расчету расходов будут установлены нормы "положенности", которыми определяется, например, сколько конкретному территориальному органу положено машин, сотовых телефонов и т. п. Именно расчет расходов и нормы "положенности" объединяют в себе некий инструмент управления финансами — финансовый менеджмент.

– Павел Алексеевич, а как, по Вашему мнению, будет развиваться бухгалтерский учет в 2011 году?

– В связи с разработкой и внедрением новых правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности Федеральное казначейство будет планировать конкретные мероприятия, начиная с того момента, как вступят в действие Инструкция по бухгалтерскому учету и Инструкция по бухгалтерской отчетности для казенных учреждений. После анализа этих двух правовых актов Федеральное казначейство будет строить определенные планы по развитию и дополнению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в системе Федерального казначейства как главного администратора бюджетных средств.

– То есть главным новшеством будут новые приказы и в зависимости от того, насколько они будут методологически проработаны, будут ставиться конкретные задачи ? А с учетом того, что сейчас вступают в силу новые приказы, ощущаете ли Вы необходимость более глубокой методической работы с практиками — бухгалтерами?

– Конечно. Считаю, что и методологам, и практикам было бы очень полезно как можно больше общаться. Методологам общение с бухгалтерами помогло бы в части наиболее качественного написания инструкций. А практикам, в свою очередь, это необходимо для более четкого понимания стоящих перед ними задач. Такое взаимодействие помогло бы и тем и другим избежать большого количества ошибок.

– Павел Алексеевич, а есть ли у Вас свой ответ на вопрос "как избежать ошибок в учете и отчетности"? Что Вы порекомендуете коллегам?

– Я могу посоветовать читать разъяснения по бухгалтерскому учету и отчетности, слушать советы как коллег-практиков, так и методологов, но принимать решения самостоятельно. Потому что главный бухгалтер — это весомая фигура, от которой во многом зависит благополучие организации в целом.

Конечно, бухгалтерам сегодня тяжело, потому что изменения в сфере бухгалтерского учета, начавшиеся в 2004 году, до сегодняшнего дня продолжаются. Мы живем во время перемен. Если бы постоянно не изменялись ключевые в плане работы правовые акты, ошибались бы на порядок меньше. Поэтому хочу пожелать одного — читайте больше и набирайтесь сил, потому что в связи со сменой типа учреждений нам предстоит еще много нововведений. Ошибок избежать нельзя, их не делает тот, кто не работает. Поэтому, уважаемые коллеги, в эту горячую пору для нас с вами самое главное — терпение и оптимизм.

Беседовала Н. Зимина.

Фото Л. Воробьевой.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×