“Реализация Закона № 83-ФЗ проходит методом проб и ошибок”

2108
 Лоскутов М.В.
Директор Финансово-экономического департамента МЧС России
С 1 января 2011 года вступил в силу Закон № 83-ФЗ. Это означает, что реформирование бюджетной сети вошло в свою активную стадию. П одготовительные мероприятия для реализации положений Закона начали проводиться еще в 2010 году в соответствии с планом, утвержденным распоряжением П равительства РФ от 05.03.2010 № 296-р. Дальнейший порядок действий в данном направлении в 2011 году был доведен до главных распорядителей средств федерального бюджета совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 03.11.2010 № 02-03-07/4336/42-7.4-05/5.3-701. О своем опыте реализации мероприятий, перечисленных в этих документах, мы попросили рассказать директора Финансово-экономического департамента МЧС России Максима Владимировича Лоскутова.

– Максим Владимирович, в начале нашей беседы расскажите, пожалуйста, о том, что было сделано МЧС России в 2010 году для реализации положений Закона № 83-ФЗ и как это происходило. На настоящий момент, вероятно, уже определено, какие учреждения будут казенными, а какие - бюджетными, разработаны документы по финансовому планированию, утверждены нормативы затрат на оказание бюджетными учреждениями услуг, проведены другие мероприятия.

– На самом деле, мы начали готовиться к предстоящим реформам значительно раньше, в 2009 году, много консультировались с разработчиками Закона № 83-ФЗ в Минфине еще на стадии подготовки проекта. В апреле 2010 года на коллегии МЧС России был рассмотрен план министерства по повышению эффективности бюджетных расходов и тогда же утвержден первоначальный план мероприятий, который лег в основу дальнейшей работы по реализации требований Закона № 83-ФЗ. После выхода подзаконных актов Правительства и Минфина России в него вносились соответствующие корректировки. То есть все необходимые организационные решения были своевременно приняты.

Первым практическим шагом по реализации Закона № 83-ФЗ стало утверждение перечня казенных и бюджетных учреждений, в процентном соотношении они составили 80 и 20% соответственно. К бюджетным были отнесены медицинские, научные, образовательные учреждения, а также производственно-технические центры федеральной противопожарной службы и судебно-экспертные учреждения (испытательные пожарные лаборатории). Основная масса остальных учреждений приобрела статус казенных уже в силу Закона. Это воинские спасательные формирования, подразделения пожарной охраны, поисково-спасательные формирования министерства.

Далее был сформирован перечень госуслуг для бюджетных учреждений. В целом мы сделали его правильно. Сейчас в соответствии с рекомендациями Минфина России устраняем небольшие несоответствия нашего перечня с утвержденными Минздравсоцразвития и Минобрнауки России базовыми перечнями.

– Подведомственные бюджетные учреждения оказывали практическую помощь в формировании перечня госуслуг? Ведь они как непосредственные участники реформы должны быть наиболее заинтересованы в донесении своего видения до разработчиков нормативных правовых актов.

– Обязательно. В этой работе участвовали наиболее заинтересованные их них - научные, образовательные и медицинские учреждения. Они рассматривали предлагаемые перечни госуслуг, готовили свои предложения, консультировались с коллегами из профильных ведомств, изучали их опыт и подходы.

– Какие мероприятия по реализации Закона № 83-ФЗ вызвали наибольшие трудности? Чем это можно объяснить?

– С самыми большими трудностями мы столкнулись при формировании перечня госуслуг и определении госзаданий. Никакого опыта в этой области пока не наработано, поэтому приходилось действовать методом проб и ошибок. Проблема была, прежде всего, в определении сущности госуслуги, насколько укрупненно ее нужно формулировать, возникали вопросы, как госуслуга соотносится с приносящей доход деятельностью и с обычной функцией учреждения.

Больше всего споров велось по поводу определения перечня медицинских услуг. Мы долго не могли прийти к решению о степени их детализации, например, считать ли отдельной услугой взятие крови из пальца, и как в таком случае определять объемы финансового обеспечения каждой услуги. Но потом сами медицинские учреждения, попытавшись рассчитать нормативы, отказались от чрезмерной детализации, поскольку очень сложно определить госзадание на столь конкретную услугу и очертить круг ее потребителей. В итоге наименования государственных услуг звучат так: "Оказание специализированной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи", "Оказание стационарозаме-щающей медицинской помощи (в том числе дневной стационар)", "Скорая медицинская помощь" и т. п.

Из-за всех перечисленных сложностей с перечнем госуслуг мы определились уже ближе к концу года. С установлением госзаданий и нормативов затрат определенные проблемы сохраняются и по сей день, поскольку пока еще трудно посчитать объемы госзаданий и, соответственно, нормативы затрат по ним. Общий подход на первоначальном этапе состоит в том, что нормативы примерно будут соответствовать сметам на содержание учреждений. Но в то же время они должны быть подтверждены расчетами, обоснованиями, исходя из натуральных показателей, сделать это не самая простая задача.

“Реализация Закона № 83-ФЗ проходит методом проб и ошибок”

– Заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Валерий Сидоренко в декабрьском интервью нашему журналу отметил, что самым важным для финансового обеспечения деятельности учреждения любого типаявляетсяправильноеопределение сути оказываемой услуги. В качестве одного из примеров он привел пожарную часть, обратив внимание на то, что услугой является не непосредственное тушение пожаров, а обеспечение состояния готовности к их тушению. Расскажите, пожалуйста, утвержден ли в МЧС России перечень госуслуг для казенных учреждений и как идет работа по определению их сущности?

– Как я уже упоминал в начале нашей беседы, на настоящий момент перечень госуслуг разработан только для бюджетных учреждений. Применительно к казенным мы планируем проводить эту работу в 2011 году именно потому, что достаточно проблематично сформулировать суть оказываемых услуг. Например, тушение пожаров, спасение, гуманитарное реагирование - это услуги или все же функции государства, которые не относятся к госуслугам, имеющим конкретного потребителя? А если все-таки услуги, то в чем они заключаются? На эти и другие вопросы мы и пытаемся сейчас найти ответы. Для этого в министерстве создана рабочая группа, которую возглавляет Статс-секретарь - заместитель министра. В нее входят представители всех ключевых департаментов по направлениям деятельности, также к работе привлечены два наших научных учреждения - Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны, а также сторонние консультанты. Именно рабочей группой ведется системная методологическая работа по формированию перечня госуслуг для казенных учреждений.

– Какие первоочередные задачи стоят перед министерством в 2011 году? Что планируется сделать для их решения?

– Первое, что мы должны сделать в 2011 году, - это определить порядок финансового обеспечения оказания госуслуг бюджетными учреждениями, т. е. установить нормативы затрат по госзаданиям на 2012 год, рассчитать размер субсидии. Иными словами, нам нужно реализовать на практике те положения, которые уже продекларированы в утвержденных нормативных правовых актах. В 2011 году финансовое обеспечение бюджетных учреждений будет осуществляться в прежнем порядке на основе смет.

Второе направление - определение перечня госуслуг для казенных учреждений и нормативных затрат на их оказание. Это, действительно, достаточно сложный для нас вопрос, от решения которого зависит эффективность выполнения учреждениями возложенных на них функций.

– Согласно перечню государственных программ, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р, МЧС России является ответственным исполнителем госпрограммы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" и соисполнителем еще ряда программ. Какие работы осуществляются в этом направлении, ведь содержание действовавших ранее ФЦП отличается от госпрограмм?

– Говорить о том, что что-то кардинально изменилось, наверно, пока преждевременно, так как процесс формирования госпрограмм только начался. На сегодняшний день мы сформулировали госпрограмму и начали разрабатывать перечень подпрограмм. Ранее все расходы также планировались в рамках программных документов, применялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результат. Поэтому ощущения, что мы делаем что-то кардинально новое, нет. Возможно, использование ресурсов в рамках госпрограмм будет более жестко увязываться с достижением конечных результатов.

– МЧС России в декабре 2010 года исполнилось 20 лет. Мы хотели бы поздравить Вас с этим праздником, пожелать дальнейшей успешной работы. За это время сотрудники министерства помогли очень многим людям в самых сложных ситуациях природного и техногенного характера. Их труд высоко оценивается россиянами: по данным исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, они считают МЧС России самым эффективным из силовых ведомств. В этой связи как Вы считаете, можно ли еще повысить эффективность работы министерства, что для этого нужно сделать?

– Я не стал бы ограничиваться сравнением только с другими силовыми ведомствами. По многим показателям МЧС России является одним из самых эффективных среди всех федеральных органов исполнительной власти. Основным достижением министерства можно назвать формирование профессии спасателя в широком смысле этого слова. Возможности наших специалистов очень высоко оцениваются и коллегами из других стран. Это подтвердил и Международный форум пожарных и спасателей, прошедший в 2010 году. Многие иностранные спасатели выразили желание перенять опыт МЧС России.

Безусловно, никогда нельзя останавливаться на достигнутом, возможности для улучшения работы есть всегда. Мы также находимся в постоянном развитии. Я считаю, что реализация положений Закона № 83-ФЗ будет способствовать повышению эффективности менеджмента, поскольку объем ресурсов будет увязываться непосредственно с решением поставленных задач. Это будет способствовать достижению оптимального результата при имеющихся средствах. В ближайших планах министерства переоснащение подразделений новейшими образцами техники и вооружений, также будем заниматься развитием авиации, поскольку прошедшее лето наглядно показало, что возможности ликвидации в Российской Федерации таких чрезвычайных ситуаций как масштабные природные пожары явно недостаточны, а непосредственно силы министерства не были предназначены и соответственно оснащены для этого.

– Максим Владимирович, в заключение нашей беседы мы хотели бы попросить Вас как представителя силового ведомства, который не понаслышке знает все особенности службы, поздравить наших мужчин с их праздником - Днем защитника Отечества. Что бы Вы пожелали им в этот день?

– В нашем Отечестве очень много достойных защитников. Это своего рода каста, характерная категория людей в обществе, на них держится очень многое. Я хотел бы пожелать, чтобы они неизменно пользовались заслуженным авторитетом, оправдывали те надежды, которые на них возлагаются, и были эффективны в своей работе.

Беседовала Н. Зимина

Фото М. Бажина



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль