“Важно не затягивать проведение реформ, а принимать решения своевременно”

1829
 Сидоренко В.В.
Директором Департамента экономики и финансов Правительства Российской Федерации
В декабрьском номере нашего журнала* мы беседовали с заместителем директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Валерием Валерьевичем Сидоренко об итогах и дальнейших направлениях реформирования бюджетной сферы. Прошло совсем немного времени – и у нас появился информационный повод встретиться с ним вновь. Валерий Валерьевич принял предложение правительства Москвы и в январе вступил в должность первого заместителя руководителя департамента финансов города Москвы. К его компетенции по-прежнему относятся вопросы реформирования бюджетной сферы, планирования бюджета, но уже на региональном уровне. О том, как сочетаются методологические разработки в данной области и их практическое внедрение в одном из самых высокоразвитых регионов Российской Федерации, он согласился поделиться с читателями.

– Валерий Валерьевич, как Вы оцениваете ход реформирования бюджетной сферы в Москве? Отличается ли он от того, что происходит на федеральном уровне? Было ли что-то такое, что Вас поразило, когда Вы вступили в должность и стали знакомиться с состоянием дел?

– Мне очень импонирует, как в Москве организовано взаимодействие всех подразделений. Здесь создана команда — коллектив единомышленников, действующий, исходя из общей стратегии, общего понимания сути происходящих реформ. Конечно, мы обсуждаем оптимальные способы достижения поставленных целей, спорим, но при этом придерживаемся единой идеологии и методологии, у нас не происходит столкновения противоположных мнений, как, например, на федеральном уровне между Минфином и Минэкономразвития России. Тем самым создается ощущение динамичности, движения вперед, плодотворности предпринимаемых усилий.

Разумеется, это не означает, что все проходит гладко, и реформы идут семимильными шагами. Определенное беспокойство вызывает большой объем работ, который еще предстоит сделать. Мало разработать и утвердить нормативные документы, нужно еще донести видение, которое в них заложено, до людей, которые будут реализовывать эти нормы на практике. В Москве 6,5 тыс. учреждений, у каждого должно быть четкое понимание, что нужно сделать, причем разъяснительные мероприятия необходимо провести в очень сжатые сроки, чтобы уложиться в утвержденный график. Организовать нужное количество совещаний, семинаров вряд ли удастся, скорее всего, они смогут охватить в лучшем случае 5% учреждений или того меньше. Видимо, придется принимать какие-то нестандартные решения, например создавать форум или использовать экспертную поддержку. Не думаю, что эта проблема только Москвы, может быть в меньших масштабах в силу количества учреждений, но она свойственна всем регионам.

– Минфином России разработаны документы, регламентирующие порядок создания федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, формирования и финансового обеспечения государственных заданий, расчета нормативных затрат на оказание федеральными учреждениями услуг, и другие. Аналогичные по содержанию проекты модельных нормативных актов были предложены субъектам РФ для их рассмотрения и утверждения. Все ли необходимые документы утверждены в Москве? В основном они дублируют положения для федеральных учреждений или в них все же есть какие-то новшества?

– В 2010 году правительством Москвы был утвержден план-график мероприятий по реализации Закона № 83-ФЗ, в соответствии с которым разрабатываются все необходимые документы. Большая их часть уже принята или сейчас находится на рассмотрении.

Главное отличие документов города Москвы от федеральных заключается прежде всего в том, что они не носят столь обобщенный характер, а учитывают особенности деятельности конкретных учреждений в определенных экономических условиях. Взять, например, тот же приказ о нормативах затрат. Мы планируем, используя возможности Интернета, собрать со всех 6,5 тыс. учреждений данные об их фактических затратах в разрезе статей и элементов в расчете на единицу услуги, а также об объемах предоставляемых ими услуг и предполагаемых мощностях, чтобы определить фактическую стоимость однотипной услуги. Сделав это и проанализировав причины различий в стоимости однотипной услуги у разных учреждений, можно определить рамки стоимости этой услуги для группы учреждений.

– Каким образом в Москве произошло разделение учреждений по их типам? Сколько в процентном отношении составляют казенные, бюджетные, автономные учреждения? Существуют ли такие, тип которых окончательно не определен? С чем это связано?

– Как раз сейчас ведутся работы по корректировке ранее составленных предварительных списков казенных, бюджетных и автономных учреждений. С приходом новой команды они серьезно пересматриваются в сторону сокращения до минимума количества казенных учреждений, ими останутся в основном органы власти. Очевидно, что их доля будет очень мала. Большая часть учреждений, оказывающих услуги, будут бюджетными, прежде всего это касается сфер здравоохранения, образования, культуры.

Пока все работают по-прежнему, но решение будет достаточно скоро принято, и уже в этом году начнется постепенный перевод, который окончательно завершится в 2012 году.

– Для формирования бюджета города Москвы характерны те же тенденции, что и для федерального, имеется в виду в первую очередь переход на программное управление? Есть ли какие-то принципиальные различия?

– Тенденции при формировании бюджетов приблизительно одинаковые, принципиальных различий нет. На заседании правительства Москвы мэр озвучил, что начиная с 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 годов бюджет будет программным на 80—90%. Уже рассмотрен и утвержден перечень первоочередных программ.

Безусловно, какие-то технические различия между федеральными и региональными программами будут, поскольку это все же разный уровень. Однако сам принцип охвата государственными программами всей деятельности и всех ресурсов, включая имущественные, частные и т. д., которые направлены на достижение установленных целей, будет единым. Графики подготовки бюджета и разработки программ в Москве также практически совпадают с федеральными.

– Как Вы оцениваете с позиции методолога Минфина России, участвовавшего в разработке нормативных правовых актов по реформированию бюджетной сферы, идет ли их реализация в Москве так, как это и задумывалось в идеале? Или все же практика вносит свои существенные коррективы?

– Нужно сразу сказать, что изначально при совместной разработке документов Минфином и Минэкономразвития России не моделировалась какая-то идеальная ситуация. Скорее, стояла цель предоставить свободу выбора в использовании различных методов и инструментов, основываясь на определенных принципах.

Поясню на примере финансового обеспечения выполнения госзаданий. Принципиальная позиция заключается в том, что оно осуществляется исходя из объема предоставляемых учреждением услуг, а не количества сотрудников, площадей и т. п. Благосостояние учреждения зависит от количества потребителей услуг — это ключевая идея реформы. То есть размер финансового обеспечения должен рассчитываться как произведение стоимости единицы услуги на ее объем в натуральном выражении. Другое дело, что методы расчета стоимости этой услуги могут быть различными: нормативный, экспертный, структурный. Субъекты РФ сами должны определить, какие методы они будут использовать.

Мы приняли решение, что в 2011 году будем определять стоимость услуг структурным и экспертным методами, а не нормативным, поскольку он требует долгой, кропотливой работы, хотя я знаю, что некоторые регионы будут его внедрять, потому что уже готовы к этому.

Все документы и писались для того, чтобы можно было применить наиболее удобный инструментарий в зависимости от существующих реалий. Нет жестких рамок, которые мешают работать. Наоборот, все, что мы сделали, позволяет начать структурную реформу по всем направлениям. Я с нетерпением жду, когда Минфин

России внесет в Правительство РФ поправки в Бюджетный кодекс, которые мы вместе разрабатывали по программному бюджету, с тем чтобы начинать соответствующую работу над изменением закона о бюджетном процессе города Москвы.

– Какие задачи являются первоочередными в 2011 году, а какие в долгосрочной перспективе?

– В 2011 году первоочередными задачами для Москвы, как и для других субъектов РФ, являются проведение структурной реформы бюджетной сети в соответствии с Законом № 83-ФЗ, а также переход на программный принцип формирования бюджета, соответственно, изменение формата бюджета, порядка его рассмотрения, работы с ним.

В самых ближайших наших планах проведение инвентаризации расходных обязательств города Москвы и подготовка трехлетнего бюджета на 2012 год и на плановый период. Этот процесс начинается уже весной, предстоит выполнить большой объем работ. Прежде всего необходимо проанализировать обоснованность расходных обязательств, актуальность нормативных документов, которыми они установлены, и при необходимости поставить вопрос о модернизации нормативной базы, а также самих мероприятий. Также мы начнем разработку программ, скорее всего, они будут пятилетними. Пятилетние программы и бюджет под них — это задел уже на пять лет вперед.

В долгосрочной перспективе мы будем работать над оценкой и повышением качества финансового менеджмента наших учреждений, особенно новых. Скорее всего, уже к концу текущего года мы выпустим соответствующий нормативный акт, чтобы в 2012 году сразу приступить к действиям. Кроме того, в следующем году мы планируем начать масштабные работы по повышению открытости и прозрачности для внешних пользователей информации об исполнении бюджета, выполнении госзаданий.

– Что бы Вы порекомендовали своим коллегам из других регионов? На что нужно обратить особое внимание? Как можно минимизировать трудозатраты и возможные ошибки?

– На мой взгляд, самое важное — своевременно принимать все необходимые решения, не затягивать проведение реформ. Чем раньше мы перейдем на новые рельсы, тем будет проще. При этом не нужно стремиться во что бы то ни стало угнаться за передовыми регионами, например Тюменью или Татарстаном, перенимать их опыт. Надо реально оценить свои возможности и делать то, что вы готовы. Все нормативные акты на федеральном уровне для того и написаны вариативно, чтобы выбрать приемлемый способ реализации принятых решений.

Реформа сама по себе уже является огромным шагом вперед, и как именно она будет реализована, более сложно или более просто, на первом этапе не принципиально. Важнее все сделать вовремя. Чем понятнее и доступнее это будет сделано, тем лучше.

Еще я порекомендовал бы обмениваться опытом с коллегами как на страницах печатных изданий, таких, как ваше, так и лично, не стесняться своего незнания какой-то проблемы или отсутствия практики. Возможно, в соседнем учреждении уже есть ответ на вопрос, над которым вы сейчас думаете.

– В заключение, в преддверии Международного женского дня 8 Марта, мы хотели бы попросить Вас поздравить наших читательниц с этим заме-нательным весенним праздником. Не секрет, что в финансовой сфере женщин работает гораздо больше, поэтому им будет особенно приятно слышать теплые слова в свой адрес от коллеги-мужчины.

– Я твердо убежден: все, что делают мужчины — ради женщин.

Дорогие, любимые женщины, вы вносите в нашу жизнь радость и красоту. Мы благодарны, что вы рядом с нами. Вы — тот стимул, который помогает мужчинам двигаться и развиваться дальше, стремиться к достижению высоких результатов. Поздравляю вас с весенним праздником! Пусть каждый день вы будете окружены любовью, заботой и вниманием.

Беседовала Н. Зимина

Фото М. Бажина

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×