Учет средств во временном распоряжении

2001
В последнее время в бухгалтерском учете бюджетных учреждений все чаще встречается такой объект учета, как средства во временном распоряжении. В связи с этим возникает немало вопросов о порядке их учета. Рассмотрим основные из них.

Инструкция № 25н о средствах во временном распоряжении

Согласно Инструкции № 25н средства, которые поступают вучреждение во временное распоряжение, подлежат учету на счете 3 20102 000*"Денежные средства учреждения во временном распоряжении".

В соответствии с п. 89 Инструкции № 25н на этом счетеподлежат учету средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия ине являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста наимущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращеновзыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполненияприговора в части конфискации имущества, а также средства, полученные наответственное хранение. При этом указанные денежные средства при наступленииопределенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению вустановленном порядке.

Другими словами, на счете 3 20102 000* учитываютсясредства, которые не принадлежат учреждению, не участвуют в его хозяйственномобороте и не включаются в его налогооблагаемую базу.

В Инструкции № 25н (приложение 1, пп. 66-69) естьтиповые проводки, отражающие операции по поступлению и выбытию средств вовременном распоряжении. При этом отражаются операции лишь по поступлению иливозврату указанных средств владельцу и зачислению их на лицевой счет илиполучению наличных денежных средств в кассу.

И, казалось бы, все довольно просто и никаких проблемвозникнуть не может. Тем не менее существуют случаи, когда средства вовременном распоряжении владельцу не возвращаются. Порядок отражения в учетесумм, не возвращаемых владельцу, Инструкцией по бюджетному учету не определен.

Рассмотрим два случая, наиболее часто встречающихся вхозяйственной деятельности бюджетных учреждений.

* Согласно п. 9 Инструкции № 25н для учета средств вовременном распоряжении в 18-м разряде кода счета указывается "3"

Средства, поступающие в обеспечение конкурсных заявок

В связи с введением Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №94-ФЗ) бюджетные учреждения получили право получать от участников размещениязаказов денежные средства, перечисляемые в счет обеспечения заказа иливыполнения контракта. Согласно письму Федерального казначейства от 06.02.2006№ 42-7.1-15/5.2-51 денежные средства, поступающие в счет обеспеченияразмещения заказа либо выполнения государственного контракта, подлежат учету налицевых счетах по учету средств во временном распоряжении, открываемых ворганах Федерального казначейства.

Порядок открытия лицевых счетов по учету средств вовременном распоряжении для федеральных учреждений определен приказомФедерального казначейства от 07.09.2005 № 17н "Об утверждении Порядкаоткрытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевыхсчетов для учета операций со средствами, поступающими во временноераспоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации". Указанный счет открывается на основании заявлениябюджетополучателя в том территориальном органе казначейств, в которомучреждению открыт счет получателя бюджетных средств. Соответствующий лицевойсчет должен быть открыт учреждению в течение пяти дней с момента его обращенияв территориальный орган ФК. При этом в обоснование открытия счета следуетпредставить документ, подтверждающий такую необходимость. Это могут бытьраспорядительный акт, договор о передаче полномочий или учредительныедокументы, из которых следует, что организация наделена статусомгосударственного заказчика.

Напомним, что согласно Закону № 94-ФЗ бюджетноеучреждение - заказчик в ряде случаев вправе распорядиться денежными средствами,поступившими в обеспечение конкурсных заявок и исполнения государственных имуниципальных контрактов, не возвращая их владельцу. Так, в соответствии с ч.11 ст. 37, п. 14 ст. 41 Закона № 94-ФЗ в случае отказа организации-победителяили другого участника размещения заказа от заключения контракта с заказчикомденежные средства, поступившие в обеспечение конкурсной и аукционной заявки,не возвращаются.

Заметим, что в настоящее время отсутствуют нормативныедокументы, которыми регламентируется дальнейшая судьба денежных средств,удержанных учреждением. По нашему мнению, порядок распоряжения такимиденежными средствами должен быть установлен органом исполнительной властисоответствующего уровня бюджета. Однако на практике, при отсутствиираспорядительных доку­ментов, бюджетные учреждения зачастую самостоятельнорешают, как использовать такие денежные поступления. При этом возможны дваварианта использования денежных средств, поступивших в счет обеспечения конкурсныхзаявок и исполнения контрактов и удержанных заказчиком, а именно:

  • использование на нуждыучреждения;
  • перечисление в доходсоответствующего бюджета.

В первом случае денежные средства, учитываемые налицевом счете по учету операций, поступающих во временное распоряжениеучреждений, подлежат перечислению на счета для учета операций со средствами,полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - внебюджетный лицевой счет).

Порядок зачисления таких средств на счет для учетаопераций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящейдоход деятельности, регламентируется разрешением на открытие лицевого счета поучету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности,в территориальных органах Федерального казначейства (далее - разрешение). Вразрешении, которое выдается учреждению главным распорядителем бюджетныхсредств, указываются источники и основания для получения внебюджетных средств.Для того, чтобы учреждение могло зачислить на внебюджетный лицевой счетденежные средства с лицевого счета по учету средств во временном распоряжении,в разрешении должна быть ссылка на соответствующий источник внебюджетныхсредств. Название такого источника может быть сформулировано, например, так:поступление доходов от иных внереализационных операций, непосредственно несвязанных с собственным производством. При этом такие денежные средства всоответствии со ст. 251 Налогового кодекса РФ включаются в состав внереализационныхдоходов учреждения и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу наприбыль.

Во втором случае учреждения в полном объеме перечисляютденежные средства с лицевого счета для учета операций со средствами,поступающими во временное распоряжение в доход бюджета. Такие поступления будутявляться неналоговыми доходами бюджета.

Некоторым бюджетным учреждениям в силу особенностей ихдеятельности не разрешено открывать счета для учета операций со средствами,полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.Очевидно, что в этом случае порядок использования денежных средств, поступившихв счет обеспечения размещения заказа или государственного (муниципального) контракта,должен быть регламентирован главным распорядителем бюджетных средств. Однакоможно предположить, что поскольку такие бюджетные учреждения не могутиспользовать в своей деятельности внебюджетные средства, то не возвращенныевладельцу денежные средства подлежат перечислению в доход соответствующегобюджета.

Учет денежных средств

Для учета операций с денежными средствами, поступающимив обеспечение заявок и контрактов, необходимо использовать счет 3 20102 000"Денежные средства учреждения во временном распоряжении" и счет 330401 000 "Расчеты по средствам, полученным во временноераспоряжение".

Поступление денежных средств в счет обеспечения заявки,а также в качестве залога для обеспечения выполнения государственного контрактабудет отражено следующей бухгалтерской записью:

Дебет 3 20102 510 "Поступления денежныхсредств во временное распоряжение учреждения"Кредит 3 30401 730 "Увеличение кредиторскойзадолженности по средствам, полученным во временное распоряжение".

Возврат этих денежных средств участникам торгов следуетотразить следующим образом:

Дебет 3 30401 830 "Уменьшение кредиторскойзадолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"Кредит 3 20102 610 "Выбытия денежных средствучреждения, поступивших во временное распоряжение".

Аналитический учет операций по движению денежныхсредств на счете 3 20102 000 ведется в Журнале операций с безналичнымиденежными средствами. Основанием для записей являются документы, приложенные квыпискам со счетов.

Аналитический учет средств, поступивших во временноераспоряжение учреждения и учитываемых на счете 3 30401 000, ведется намногографной карточке по каждому получателю в разрезе видов поступлений.

Перечисление денежных средств в доход бюджета

Удержание денежных средств в случае отказа победителяторгов от подписания контракта, а также ненадлежащего исполнения условийконтракта нужно отражать в бюджетном учете с учетом нормативных актов,принятых законодательным органом соответствующего бюджета. При этом записи,производимые в бюджетном учете учреждения, будут зависеть от того, наделено лиданное бюджетное учреждение правом администрирования таких доходов или нет.

В том случае, когда до учреждения должным образомдоведены полномочия по администрированию рассматриваемых доходов бюджета,начисление этих до­ходов в учете отражается так:

Дебет 1 20510 560 "Увеличение дебиторскойзадолженности по прочим доходам"Кредит 1 40101 180 "Прочие доходы"

Далее удержанные денежные средства учреждениеперечисляет в соответствующий бюджет. Данная операция отражается следующимипроводками:

Дебет 3 30401 830 "Уменьшение кредиторскойзадолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"Кредит 3 20102 610 "Выбытия денежных средствучреждения, поступивших во временное распоряжение"

и одновременно:

Дебет 1 21002 180 "Расчеты с органами,организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам"Кредит 1 20510 660 "Уменьшение дебиторскойзадолженности по прочим доходам".

Основанием для проведения таких записей являютсявыписки по лицевому счету для учета средств во временном распоряжении.

Если учреждение не наделено полномочиями администраторапо начислению данного вида дохода в бюджет, то перечисление денежных средств вдоход бюджета отражается в бюджетном учете несколько иначе. Обратите внимание,что в этой ситуации начисление дохода учреждением не производится, а задолженностьпо перечислению средств в бюджет может быть отражена так*:

Дебет 1 20510 560 "Увеличение дебиторскойзадолженности по прочим доходам"Кредит 1 30305 730 "Увеличение кредиторскойзадолженности по прочим платежам в бюджет".

Затем денежные средства перечисляются в доходсоответствующего бюджета. В учете эта операция отражается следующим образом:

Дебет 3 30401 830 "Уменьшение кредиторскойзадолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"Кредит 3 20102 610 "Выбытия денежных средствучреждения, поступивших во временное распоряжение"

и одновременно:

Дебет 1 30305 830"Уменьшение кредиторскойзадолженности по прочим платежам в бюджет"Кредит 1 20510 660 "Уменьшение дебиторскойзадолженности по прочим доходам".

Данные операции в учете производятся на основаниивыписки по лицевому счету для учета средств во временном распоряжении.

* Аналогично в бюджетном учете отражаются денежные средства, поступающие в качестве арендной платы.

Перечисление денежных средств на внебюджетный лицевой счет

В случае если учреждение, руководствуясь нормативнымидокументами, перечисляет денежные средства на внебюджетный лицевой счет, вучете следует сделать следующие записи:

  • начисление дохода учреждения как дохода от внереализационныхопераций:

Дебет 2 20510 560 "Увеличение дебиторскойзадолженности по прочим доходам"Кредит 240101 180 "Прочиедоходы";

  • списание средств со счета во временном распоряжении:

Дебет 3 30401 830 "Уменьшение кредиторскойзадолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"Кредит 3 20102 610 "Выбытия денежных средствучреждения, поступивших во временное распоряжение";

  • зачисление денежных средств на лицевой счет по учетусредств от приносящей доход деятельности:

Дебет 2 20101 510 "Поступление денежныхсредств учреждения на банковские счета"Кредит 2 20510 660 "Уменьшение дебиторскойзадолженности по прочим доходам".

Таким образом, данные денежные средства поступают враспоряжение бюджетного учреждения.

(Продолжение см. в следующем номере)

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×