Федеральное казначейство в рамках рефомы бюджетного процесса

1917
3 июня 2008 г. руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин дал интернет-интервью компании “Консультант Плюс” на тему “Основные задачи деятельности Федерального казначейства в 2008 году и на перспективу”. Учитывая актуальность поднятых вопросов, приводим выдержки из этого интервью.

КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС: Роман Евгеньевич, как проходит сейчас реформа бюджетного процесса?

Р.Е. АРТЮХИН: Эта реформа продолжается. На нынешнем этапе не стоитговорить о ее завершенности, еще идут преобразования, касающиеся четкого разделенияполномочий между уровнями власти, начатые государством в 2004 г. ДействующийБюджетный кодекс РФ был принят в 1998 г., а последние принципиальные изменениябыли внесены в него в апреле 2007 г. За девять лет существования кодекса внего постоянно вносились изменения. Сейчас он регулирует все сферы бюджетныхправоотношений, четко разграничивает федеральные и региональные полномочия,касающиеся вопросов доходов и расходов, ясно описывает все стадии бюджетногопроцесса и практически не имеет пробелов, за исключением последней главы,посвященной вопросам государственного финансового контроля. Над приведением еев соответствие с последними требованиями по поручению Правительства РФработает Министерство финансов РФ.

Одно из последних усовершенствований Кодекса -включение в него отчетной стадии бюджетного процесса в виде отдельного раздела.Ранее отчетная стадия была отнесена к государственному финансовому контролю.Этот раздел очень важен, потому что отчет об исполнении бюджета - этоинструмент обеспечения подотчетности исполнительной ветви власти передзаконодательной. Сейчас мы приходим к единому пониманию того, в чем заключаетсясмысл отчета об исполнении бюджета, - ведь и в Конституции РоссийскойФедерации содержится норма о подотчетности Правительства РФ.

Международный опыт подтверждает: именно эта стадияявляется самой неприятной частью работы для исполнительной ветви власти. Вотчетный период должна быть подтверждена эффективность использования средств, ис этой точки зрения очень важно, что в Бюджетном кодексе РФ теперь впервые вРоссийской Федерации установлены соответствующие сроки отчетной стадии длявсех бюджетов бюджетной системы. Впервые на уровне Российской Федерацииустановлено, что полный комплект документов - а это и отчет об исполнениибюджета, и заключение Счетной палаты РФ на него - должен быть представлен до 15сентября. Ранее все отчеты и заключения по ним Счетной палаты РФ законодательполучал только в январе-феврале года, следующего за отчетным. Теперь всяотчетная стадия будет занимать семь-восемь месяцев. Такой механизм даствозможность законодательной ветви власти при планировании бюджета напредстоящий год учитывать результаты исполнения бюджета прошедшего года. Этоогромная работа, участие в которой не на последних ролях принимало Федеральное казначейство. Это важнейший шаг вперед,который еще предстоит оценить.

Сейчас Казначейство России очень оперативно формируетбюджетную отчетность. Она вовремя представляется для внешней проверки Счетнойпалате РФ, а все главные распорядители бюджетных средств представляют такуюотчетность Казначейству России не позднее первого апреля.

Основное направление деятельности федеральных органовисполнительной власти на данном этапе - обеспечение результативности бюджетныхрасходов. Необходимо обеспечить сопоставление затраченных финансовых ресурсов стеми результатами, которые государство хочет видеть от использования этихресурсов. Государство теперь интересует не только в каком объеме освоеныденежные средства, выделенные на целевые программы, а какая от них отдача. Аэто такие параметры, как качество образования, лечения и т. д. Есть определенныеинструменты, находящиеся в арсенале Правительства РФ и служащие для того, чтобывсе главные распорядители бюджетных средств - федеральные органы исполнительнойвласти - обеспечивали результативность бюджетных расходов. Это так называемыедоклады о результатах и основных направлениях деятельности, которыерассматриваются правительственной комиссией.

Бюджетная реформа неразрывно связана с четкимпониманием того, что государство должно являться ответственным должником посвоим обязательствам, и будет неукоснительно соблюдать эти обязательства повыплатам физическим и юридическим лицам. В настоящее время такие параметрыбюджета, как, например, расходы на образование или на здравоохранение, уже всев меньшей и меньшей степени начинают удовлетворять общество, законодателя иорганы исполнительной власти. Если говорить о нашем уровне, т. е."операционном", то, конечно, мы понимаем - назрела необходимостьделегирования большего количества полномочий на уровень главных распорядителейбюджетных средств и на уровень получателей бюджетных средств. Потому что именноони, а не Министерство финансов РФ, не Федеральное казначейство должныотвечать за конкретные результаты деятельности в соответствующих отраслях,например за строительство дорог, за выполнение полномочий в сфере образованияили здравоохранения. Что такое казначейство? Казна, казначейство -однокоренные слова. Понятие "казна" имеет два значения. Первое -имущество, принадлежащее государству, второе - некий субъект правоотношений.Если говорить о казначействе, то казначейство - это и государственный кассир, игосударственный контролер в одном лице. Есть корпорация - у него есть кассир.Можно сказать, что такой большой корпорацией является государство. Вроссийском государстве есть министерства, ведомства, бюджетные учреждения,институты, университеты, больницы и так далее. Для них Казначейство России -единый государственный кассир, важнейшая задача которого - обеспечить сохранностьсредств распорядителей, аккумулировать их на едином казначейском счете.Благодаря такому аккумулированию средств можно устранить кассовый разрыв. Уодного учреждения, например, избыток средств, у другого - недостаток.Появляется возможность ими эффективно оперировать, учитывая, что все ониразмещены на едином казначейском счете и, поэтому можно избежать излишнегозаимствования, например, на рынке.

А что касается контрольных полномочий, то здесь самоеглавное - обеспечить соблюдение бюджетных ограничений, установленныхзаконодателем. В бюджете расписаны все направления использования средств,классифицирующиеся по соответствующим видам, целевым направлениям и так далее.Задача Казначейства России - проверить, чтобы на всех этапахисполнения утвержденного бюджета не было превышения бюджетных назначений,установленных законодателем, а также проконтролировать в момент осуществлениякассового расхода целевое использование средств бюджетополучателями.

В настоящее время мы ведем единые счета всех бюджетовбюджетной системы, это более двадцати тысяч муниципальных образований. И, чтоочень важно, обеспечиваем прозрачность операций. Мы не просто ведем единыесчета бюджетов, а обеспечиваем представление информации, отчетности о кассовыхпотоках - о поступлениях и выплатах - по коду бюджетной классификации. Этоважнейший элемент, потому что он делает прозрачными все операции, которыепроизводятся в каждом из этих бюджетов.

КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС: Как сейчас обстоят дела с механизмом исполнения судебных решений, где ответчиком выступают органы власти или органы местного самоуправления?

Р.Е. АРТЮХИН: В главе 24.1 Бюджетного кодекса РФ четко прописан этотмеханизм: действия Федерального казначейства, действия получателя бюджетныхсредств по работе с исполнительными листами. Это создает в настоящее времядостаточные гарантии, позволяющие обеспечивать выплату за счет средств бюджета.Есть очень серьезный механизм приостановления операций, в случае если выплатыне осуществляются в течение трех месяцев. И Федеральное казначейство строго,кто бы ни был бы должником, эту меру применяет. Хочу сказать, что это вызываетогромное неудовольствие со стороны должников, в т. ч. давление на органыКазначейства России, с просьбой пропустить какие-либо операции или отложитьисполнительные действия. Но мы всегда строго соблюдаем норму закона, есть долггосударства - он должен быть оплачен. Злободневность данной темы все больше ибольше снижается, потому что механизм исполнения отработан. Государствоявляется самым добросовестным, самым надежным должником. Если есть долггосударства - он обязательно будет пога­шен. И это не лозунг. То есть все нашидействия - действия Министерства фи­нансов РФ, действия на уровне правовогорегулирования, о которых я могу судить, - однозначно говорят: если государствопродекларировало то, что оно будет платить кому-либо за что-либо, - значит, вэтом можно не сомневаться.

УФК ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ:
П.54 Инструкции 142н говорит о том, что при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в казначейство договор и документы, подтверждающие обязательства. Если происходит ежемесячная оплата по договорам, заключенным на год (например на тепло, электроэнергию, воду, канализацию), то нужно ли каждый раз при оплате предъявлять в казначейство оригиналы договоров, будет ли достаточно заключенные на год оригинальные договора предъявлять в начале года и оставлять ксерокопию их для дальнейшей ежемесячной оплаты у куратора казначейства?

Р.Е. АРТЮХИН: Согласно п. 54 Инструкции о порядке открытия и веденияФеде­ральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов дляучета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденнойприказом Минфина России от 31.12.2002 № 142н (далее - Инструкция № 142н), приоплате денежных обязательств получатель средств представляет в органФедерального казначейства договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг,заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если закономдля договоров данного вида не установлена определенная форма, и документы,подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств пооплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи),выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет), а такжеиные необходимые для осуществления текущего контроля, установленныефедеральными законами, Правительством Российской Федерации и нормативнымиправовыми актами Министерства финансов Российской Федерации документы,подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.

После проверки документы, служащие основанием платежа,возвращаются получателю средств.

Таким образом, орган Федерального казначейства неоставляет у себя копий указанных документов и в случае периодической оплатыденежных обязательств по договору - договор представляется каждый раз приоплате указанных обязательств.

УФК ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ:
П.55 Инструкции 142н содержит перечень случаев отказа в приеме платежных документов, однако при этом местные отделения казначейства по своей инициативе расширяют этот перечень. Пример: В п/п в поле "назначение платежа" указано: оплата по счету 261 от 07.05.08, тов. накладная 748 от 07.05.08, счет/фактура 225 от 07.05.08 захозтовары (эл. лампочки, стартеры). Казначейство делает отказ в приеме п/п, указывая, что в назначении надо писать не хозтовары, а электротехнические материалы (эл. лампочки, стартеры).
Правомерен ли отказ казначейства в приеме п/п и правомерно ли требованиерасписывать в назначении платежа наименование приобретаемых материалов? И что правильно - прописывать в поле "назначение платежа" как прописано в статьях и подстатьях бюджетной классификации или как написано в счете?

Р.Е. АРТЮХИН: Согласно п. 54 Инструкции о порядке открытия и веденияФедеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов дляучета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденнойприказом Минфина России от 31.12.2002 № 142н (далее - Инструкция № 142н), приоплате денежных обязательств получатель средств представляет в органФедерального казначейства договор (государственный контракт) на поставкутоваров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотреннойдля совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида неустановлена определенная форма, и документы, подтверждающие возникновение уполучателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары(накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги(акт выполненных работ, счет), а также иные необходимые для осуществлениятекущего контроля, установленные федеральными законами, ПравительствомРоссийской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства финансовРоссийской Федерации документы, подтверждающие возникновение денежныхобязательств у получателя средств.

Пунктом 55 Инструкции № 142н определен закрытыйперечень причин отказа органом Федерального казначейства в приеме платежныхдокументов. Указанным пунктом в платежных документах в поле "Назначения платежа"предусмотрено указание кроме кода бюджетной классификации также текстовогоназначения платежа.

Код бюджетной классификации и текстовое назначениеплатежа должны соответствовать Указаниям о порядке применения бюджетнойклассификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от24.08.2007 № 74н, а не цитировать положения указанного приказа Минфина России.

Е.В. СТРОКОВА - главный бухгалтер МГТУ им. Н.Э. Баумана: Какова перспектива "квитанций" формы ПД-4? Оплата студентами платного образования производится через сбербанк. Квитанций - много! Останутся ли они в УФК или разрабатывается другой механизм?

Р.Е. АРТЮХИН: В соответствии с п. 1.2.3. Положения Центрального банкаРос­сийской Федерации от 01.04.2003 № 222-П "О порядке осуществлениябезналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (далее -положе­ние Банка России) при осуществлении перевода принятых от физических лицденежных средств в адрес одного получателя, платежное поручение может бытьзаполнено банком - отправителем платежа на общую сумму, с последующейпередачей заполняемых физическими лицами документов в соответствии с условиямидоговора, предусматривающего обязательство банка - отправителя платежанаправлять документы получателю платежа, а также ответственность банкаотправителя за неисполнение обязательства (далее - Договор).

Необходимо отметить, что вышеуказанный ДоговорФедеральным казначейством с кредитными организациями не заключался. Болеетого, Министерство финансов Российской Федерации письмом от 28.02.2008 №02-14-13/467 сообщило Банку России, Сбербанку России и Федеральномуказначейству о нецелесообразности заключения Федеральным казначейством скредитными организациями такого Договора, поскольку учет поступлений вбюджетную систему Российской Федерации органы Федерального казначейства осуществляютна основании расчетных документов, полученных из расчетной сети Банка России.

При этом в настоящее время в нарушение вышеуказанногоположения Банка России кредитные организации при осуществлении переводапринятых от физических лиц денежных средств в адрес одного получателяоформляют платежные поручения на общую сумму.

В связи с тем, что Банк России сообщил о неготовности кпереходу на полноформатные электронные платежные поручения по каждому платежуфизического лица в связи с проведением модернизации программного комплексаавто­матизированной системы обработки банковской информации в Московскомрегионе, Федеральное казначейство направило в Министерство финансов РоссийскойФедерации и Управления Федерального казначейства по г. Москве и Московскойобласти письма о возможности принятия Управлениями Федерального казначействапо г. Москве и Московской области от соответствующих подразделений расчетнойсети Банка России по г. Москве, представленные кредитными организациямидокументы физических лиц, сгруппированные к соответствующему платежномупоручению, если сумма платежа, принимаемого кредитной организацией отфизического лица, не превышает 30 000 руб., без наличия вышеуказанногоДоговора, до 1 сентября 2008 г.

УФК ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
Планируется ли открытие счетов Управлению ФК на балансовом счете 40302 для осуществления кассового обслуживания средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов? В соответствии с Планом счетов кредитных организаций счет 40302 в кредитной организации может быть открыт только органам Федерального казначейства или бюджетным учреждениям (302-П от 26.03.2007). На сегодняшний день есть обращения финансовых органов в территориальные органы Федерального казначейства за разъяснениями.

Р.Е. АРТЮХИН: В настоящее время не планируется перевод в органыФедерального казначейства учет операций со средствами, поступающими вовременное распоряжение бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальныхобразований.

Е.В. СТРОКОВА - главный бухгалтер МГТУ им. Н.Э. Баумана: Какова перспектива валютных счетов? Они сейчас открыты в коммерческих банках.
Механизм оплаты налога на прибыль по аренде через счет 40101 - в настоящий момент разрабатывается. Как Вы представляете операцию юридического лица (вуза) по "чужому" счету? При условии, что администратором дохода является 166 глава? Насколько это законно?

Р.Е. АРТЮХИН: Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003№ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" расчеты приосуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентамичерез банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которыхустанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Расчеты при осуществлении валютных операций могутпроизводиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые всоответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территорииРоссийской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствиис настоящим Федеральным законом.

Вопрос исчисления и уплаты налога на прибыльорганизаций бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества,находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативноеуправление, находится в компетенции Министерства финансов Российской Федерации,которое в настоящее время готовит уточнения в свое письмо от 29.04.2008 №01-сш/30 в части уплаты налога на прибыль организаций бюджетными учреждениями.

УФК ПО СВЕРДЛОВСКОЙ, РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТЯМ:
а) Получение наличных при реализации национальных проектов застало врасплох территориальные органы Федерального казначейства, так как при поступлении финансирования из федерального бюджета средств субсидий и субвенций по федеральным программам возможность выдавать наличные средства возникает, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ, только спустя 2 месяца, после проведения конкурса по открытию счета 40116 для конкретного муниципального образования (в связи с отсутствием счета или при закрытии РКЦ). Законодательно мы не можем обязать получателя использовать безналичный расчет с открытием в банке зарплатного счета. В территориях (городах и районах) даже нашей индустриально развитой Свердловской области налицо только рост количества кредитных организаций, а бюджетных учреждений, сотрудники которых пользуются зарплатными пластиковыми карточками, одно-два, причем одно из них - территориальный орган Федерального казначейства (даже территориальные налоговые органы не работают с зарплатными картами). И, к тому же, практически нет терминалов для пластиковых карт - все магазины и служба быта работают за наличный расчет. Существуют ли законодательные документы, способствующие переходу на зарплатные проекты через безналичные расчеты? Подкрепление банкоматов для получения наличных зачастую длится днями, зачисление на зарплатные карты производится отделениями и филиалами Сбербанка России через три дня после перечислений, бухгалтерский работник должен сам представить в кредитную организацию списки для зачисления, т. к. каналов нет, модемов нет, ППО нет.
б) В основных 10 направлениях работы органов Федерального казначейства на 2008г. и плановый период на 2009-2010 гг. поставлена задача оптимизации расчетов, осуществляемых участниками бюджетного процесса Российской Федерации в рамках совершенствования современной платежной системы государства, и, в частности, стремление к минимизации наличного денежного обращения.
Какая роль в данном вопросе отводится территориальным органам Федерального казначейства? Каким образом свести к минимуму наличный оборот бюджетополучателей, не имея никакихрычагов воздействия, кроме агитации бюджетных учреждений?
Считаем, что здесь необходимы совместные усилия федеральных органов исполнительной власти, Банка России, кредитных организаций по усовершенствованию существующей системы безналичных платежей, улучшению сервисного обслуживания посредством банковских терминалов.
в) Текущий 2008 год является первым годом, в котором вступил в силу и исполняется Закон о федеральном бюджете на трехлетний период. Ощутим ли в настоящее время эффект от такого подхода к формированию бюджета Федеральным казначейством, выступающим как в роли главного распорядителя средств Федерального бюджета, так и в роли органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Какова роль органов Федерального казначейства в процессе минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления в рамках соответствующей цели, поставленной перед органами Федерального казначейства на трехлетний период?

Р.Е. АРТЮХИН: В настоящее время Федеральным казначейством, в целяхминимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управ­ления,проводится работа по разработке нормативного правового акта, устанавливающегопорядок проведения эксперимента по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств федеральногобюджета с использованием банковских платежных карт.

После проведения указанного эксперимента на базе одногосубъекта Российской Федерации и по итогам его проведения Федеральнымказначейством будет принято решение о его распространении на все субъектыРоссийской Федерации.

Кроме того, в системе Федерального казначейства успешнореализуется проект безналичного перечисления на пластиковые карты сотрудниковФедерального казначейства заработной платы и командировочных расходов. Посостоянию на 1 февраля 2008 г. в безналичном порядке перечисляется более 94%данных платежей. Кроме того, планируется заключение договоров с банком наиспользование корпоративных карт.

УФК ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ:
Имеются ли тенденции к сокращению количества оперативной и периодической информации и отчетности по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и исполнению федерального бюджета, представляемой Управлением Федерального казначейства в финансовые органы и в Федеральное казначейство?

Р.Е. АРТЮХИН: Нет, тенденций к сокращению оперативной и периодическойинформации, представляемой управлениями Федерального казначейства финансовыморганам субъектов Российской Федерации и в Федеральное казначейство, неимеется.

УФК ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ:
С 2009 г. предполагается возобновить учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета органами Федерального казначейства. Просим осветить, в каком порядке будет производиться учет обязательств, какие договоры будут приниматься на учет (заключенные в устной и письменной форме, независимо от суммы договора, и по каким кодам КОСГУ)? Будет ли осуществляться увязка принятых бюджетных обязательств с госконтрактами, зарегистрированными на официальном сайте?

Р.Е. АРТЮХИН: С 1 января 2009 г. вводится в действие приказМинистерства финансов Российской Федерации "О Порядке учета органамиФедерального казначейства бюджетных обязательств получателей средствфедерального бюджета"

Согласно положениям указанного приказа учету в органахФедерального казначейства подлежат бюджетные обязательства получателей средствфедерального бюджета, принимаемые путем заключения государственных контрактов,иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателямиили в соответствии с федеральным законом, иным правовым актом, соглашением.

Основанием для постановки на учет бюджетныхобязательств получателей средств федерального бюджета по государственнымконтрактам и иным договорам, являются Сведения об обязательствах, представленныеполучателями средств федерального бюджета после заключения государственногоконтракта и иного договора или вместе с документами, представленными для оплатыденежных обязательств по государственным контрактам и иным договорам.

Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по исполнительнымдокументам является представленная получателем средств федерального бюджета -должником информация на бумажном носителе об источнике образованиязадолженности.

Бюджетные обязательства, возникающие у получателейсредств федерального бюджета в соответствии с законом, иным правовым актом,соглашением или без договора (в случаях, когда заключение договора в письменнойформе законодательством Российской Федерации не требуется) принимаются на учетна основании документов, представленных для оплаты денежных обязательств, приположительном результате проведенной проверки при санкционировании оплатыденежных обязательств.

В соответствии с п. 54 Инструкции о порядке открытия иведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевыхсчетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета,утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 № 142н, при оплате денежныхобязательств получатель средств представляет в орган Федерального казначействадоговор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ иоказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделокформе, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма,и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежныхобязательств по оплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи),выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет), а такжеиные необходимые для осуществления текущего контроля, установленныефедеральными законами, Правительством Российской Федерации и нормативнымиправовыми актами Министерства финансов Российской Феде­рации документы,подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.

УФК ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ:
Сейчас многие коммерческие компании переходят или планируют свой переход на Международную систему финансовой отчетности (МСФО). Безусловно, в настоящее время этот переход обусловлен решением таких задач, как: отсутствие инфраструктуры для обучения кадров, отсутствие персонала с необходимой квалификацией, а также большие финансовые затраты. Отдельные моменты перехода на МСФО были внедрены и в органах Федерального казначейства с появлением Инструкции 25н. Планируется ли в перспективе дальнейшее внедрение МСФО в системе органов Федерального казначейства?

Р.Е. АРТЮХИН: В результате проведенной бюджетной реформы в РоссийскойФедерации были разработаны Инструкция по бюджетному учету и Инструкция побюджетной отчетности, в основу которых легли на то время уже существующиемеждународные общепринятые стандарты: руководство по статистике государственныхфинансов, разработанное Международным Валютным Фондом, международные стандартыфинансовой отчетности государственного сектора.

В настоящее время действующая Инструкция по бюджетнойотчетности применяется всеми участниками бюджетного процесса, в т. ч. иорганами Федерального казначейства, что позволяет в полной мере обеспечитьполноту и достоверность отражаемой информации по кассовым потокам, а в будущем- по методу начисления.

А.М. НИКОЛАЕВ - заместитель начальника отдела внутреннего контроля Управления Федерального казначейства по Республике Чувашия: В текущем году завершается реализация мероприятий по основным направлениям, предусмотренным Концепцией развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006-2008 гг. В связи с этим, какие задачи ставите на будущее по укреплению, развитию и внедрению новых механизмов внутреннего контроля и аудита?

Р.Е. АРТЮХИН: Проекты нормативных правовых актов по реализации Концепцииразвития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в2006-2008 гг. подготовлены.

В настоящее время Министерство финансов РоссийскойФедерации подготовило проект изменений и дополнений в Бюджетный кодексРоссийской Федерации, касающихся государственного финансового контроля иответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

После принятия указанных поправок в Бюджетный кодексРоссийской Федерации Федеральное казначейство доведет до территориальныхорганов Федерального казначейства соответствующие нормативные правовые акты повнутреннему контролю, подготовленные с учетом требований Бюджетного кодексаРоссийской Федерации в новой редакции.

КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС: Нормы бюджетного права в последнее время развиваются очень стремительно. Появляются даже новые термины, например бюджетный менеджер. Это что - новая профессия?

Р.Е. АРТЮХИН: Это понятие можно назвать сленгом. Идетвзаимопроникновение достижений в сфере управления корпоративными финансами,как государственными, так и частными, чего раньше, конечно, не было. Сферауправления госфинансами всегда была достаточно обособлена. И сопоставлять ее сдругими даже ни у кого мысли не возникало. Но сегодня и в нашей сфере возниклитакие понятия, как финансовый менеджмент, управление финансами. Госсекторзаслуживает только похвалы за это, потому что реально мы заимствуем те достижения,которые есть в корпоративном секторе. Мы используем передовой опыт. И хотяофициально такое понятие не применяется, можно сказать, что слово"менеджер" очень уместно для определения той деятельности, которойзанимаются наши специалисты.

Но хочу отметить, что и корпоративный сектор изгосударственного сектора кое-что заимствовал. Например, слова"бюджет", "бюджетирование". Чьи они? Наши, из сферыгосударственных финансов. Теперь все занимаются бюджетированием корпораций. Вбанках есть бюджеты. А "казначейство"? Везде есть такое понятие.Поэтому можно говорить о конвергенции, обмене передовым опытом, понимании другдруга и того, что сферы связаны между собой. О том, что действительно сферауправления финансами имеет под собой объективную основу, которая можетприменяться и в корпоративном, и в государственном секторе. Поэтому все это -позитивные примеры того, что лучший опыт и достижения корпоративного секторапроникают и в сферу государственного управления.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль