Приносящая доход деятельность казенных учреждений

7320
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Законом № 83-ФЗ были внесены существенные изменения в порядок использования казенными учреждениями средств от приносящей доход деятельности: с 1 января 2012 г. они в обязательном порядке должны будут перечислять данные средства в доход бюджета, 2011 г. является переходным периодом. Ранее этот вопрос решался каждым публично-правовым образованием самостоятельно. Расскажем, что привнесут новшества в законодательстве в работу бухгалтера и как они скажутся на финансовом обеспечении учреждения.

Нормы Закона № 83-ФЗ и БК РФ

В соответствии с изменениями,внесенными Законом № 83-ФЗ в БК РФ, ст. 161 Кодекса была изложена в абсолютноновой редакции. В частности, согласно п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждениеможет осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое правопредусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указаннойдеятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РоссийскойФедерации.

Эта короткая фраза имеетбольшие последствия как для отражения в учете органов казначейства и финансовыхорганов операций по кассовому исполнению бюджета, так и для отражения в учетеказенных учреждений операций по приносящей доход деятельности.

Среди многих бухгалтеровказенных учреждений бытует мнение, что в силу специфики у них в принципе неможет возникнуть доходов от приносящей доход деятельности. Однако это не так.Вот лишь несколько хозяйственных ситуаций, которые часто встречаются вучреждениях:

  • получение страховоговозмещения по ОСАГО;
  • получение пожертвования (дарения вобщественно-полезных целях);
  • получение от арендаторагосударственного (муниципального) имущества компенсации за коммунальныеуслуги.

Кроме того, хотя Закон № 83-ФЗ и предполагает, что в статус бюджетныхили автономных учреждений следует перевести все учреждения образования,здравоохранения и культуры, вовсе не обязательно, что это будет так. Например,для некомплектных детских садов и школ (в небольших сельских поселениях)средств субсидий, рассчитанных исходя из количества учеников, может просто нехватить, и такие учреждения будут вынужденно оставлены в числе казенных.Однако приносящая доход деятельность у них заведомо будет (родительская плата,платные кружки, средства на питание школьников и т. д.).

То же самое относится и к сельским домам культуры.Переведя их в ранг бюджетных учреждений, дополнительной экономической свободысверх той, что уже есть, у них не появится, посещаемость также не увеличится. Авот, оставив сельский дом культуры в статусе казенного учреждения, будетпрямая экономия на налоге на прибыль.

Что будет далее сосредствами, поступившими в доходы бюджета от осуществления казеннымиучреждениями приносящей доход деятельности, разъясняется в п. 22 ст. 30 Закона№ 83-ФЗ: главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятсяказенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеютправо распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями сучетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этимиучреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системыРоссийской Федерации.

Таким образом, предполагается, что казенные учреждениясмогут получать в виде дополнительных бюджетных ассигнований те средства отосуществления приносящей доход деятельности, которые они будут перечислять вдоход бюджета. При этом в соответствии с новой редакцией ст. 41 БК РФ этисредства будут поступать в доход бюджета в полном объеме, а не после уплатыналогов, как было до 2011 г.

Из новых положений Закона № 83-ФЗ и БК РФ логически вытекает важное, но не очевидное на первый взгляд следствие: код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)" будет фигурировать у казенных учреждений только в счетах учета доходов.
Расходоваться эти средства будут уже как средства дополнительных бюджетных ассигнований с указанием в номерах счетов кода 1 "Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)". Иными словами, в части расходов кода вида деятельности 2 быть не может.

Следует отметить, что в новых инструкциях* № 157н и 162н не приведена полная корреспонденция счетов по операциям со средствами от приносящей доход деятельности, отражающая новшества в законодательстве. Далее представлены бухгалтерские записи, которые не противоречат новым инструкциям, более того, в ряде субъектов РФ (в частности, в Ставропольском крае) такая корреспонденция счетов используется уже давно, поскольку порядок распоряжения средствами от приносящей доход деятельности, когда они полностью зачисляются в доход бюджета, был принят несколько лет назад.

Перечисление средств от приносящей доход деятельности

Операции получения доходов извнебюджетных источников при новом порядке распоряжения средствами от приносящейдоход деятельности будут отражаться в учете тем же способом, что и раньше.Однако далее казенное учреждение не вправе самостоятельно распорядиться этимисредствами, оно обязано в полном объеме перечислить их в доходсоответствующего бюджета.

Следовательно, в учете неможет быть бухгалтерских записей с указанием в номерах счетов кодовклассификации расходов бюджетов (КРБ) в сочетании с кодом вида финансовогообеспечения (деятельности) 2, а также записей по кредиту забалансового счета18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" в разрезе кодовКРБ.

Сразу при получении дохода отприносящей доход деятельности у учреждения возникает задолженность передсоответствующим бюджетом, которая отражается в разрезе кодов классификациидоходов бюджетов (КДБ), т. е. эта операция будет не расходом, а уменьшениемдоходов. Соответственно, в Отчете об исполнении смет доходов и расходов поприносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателябюджетных средств (ф. 0503137) она будет отражаться соответствующим образом —в разделе 1 "Доходы" как оборот со знаком "минус".

Таким образом, в бюджетном учете казенного учрежденияоперации в рамках приносящей доход деятельности будут отражаться следующимизаписями:

Из приведенных бухгалтерских записей видно, что если операция со средствами от приносящей доход деятельности полностью завершена, т. е. все начисленные доходы получены и перечислены в бюджет, то в бюджетной отчетности она отразится следующим образом:

  • в Балансе главногораспорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора,администратора источников финансирования дефицита бюджета, главногоадминистратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) по коду вида деятельности2 показателей не будет, т. к. все счета, в т. ч. и счет финансовогорезультата, закрыты и сальдо по ним равно нулю;
  • в Отчете о финансовыхрезультатах деятельности (ф. 0503121) по коду вида деятельности 2 будут толькоданные оборотов по кодам 510—610, 560—660, 730—830 КОСГУ, т. к. по счету 2 40110 100 "Доходы хозяйствующего субъекта" итоговый оборот будетнулевым;
  • в Отчете об исполнении сметдоходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя,распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137) в разделах 1"Доходы" и 2 "Расходы" все показатели будут нулевыми, т. к.итоговый оборот по доходам равен нулю, а расходов по коду вида деятельности 2 не может быть в принципе. В разделе 3 "Источники финансирования дефицита" в строке 500 следует отразить данные об оборотах на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения", открытом к счету 2 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства".

Следует учесть!

Если операции со средствами от приносящей доход деятельно- сти на конец отчетного периода не будут полностью завершены (останется сальдо расчетов с деби- торами или остаток средств на счете, не перечисленных в доход бюджета), то соответствующие данные в отчетных формах по коду вида деятельности 2 будут иметь место. В частности, будут присут- ствовать ненулевые показатели в разделе “Доходы” Отчета (ф. 0503121), т. к. останется нену- левое сальдо по счету 2 401 10 100.

Поступление в бюджет доходов от приносящей доход деятельности

В рамках составления бюджета публично-правовогообразования необходимо определить не только порядок использования поступившихв бюджет доходов от приносящей доход деятельности, но и администраторов этихдоходов. В доходах бюджета соответствующие поступления независимо от источникаих получения в рамках приносящей доход деятельности (коды 120, 130, 180,410—440 КОСГУ) будут отражаться по коду 130 КОСГУ группы 1 13 00000 00 0000"Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства"КДБ.

Например, в Ставропольскомкрае все учреждения, получающие доходы от приносящей доход деятельности иперечисляющие их в бюджет, наделены полномочиями администратора"своих" доходов по вышеуказанным кодам КДБ и КОСГУ.

Администратор доходов бюджетаотражает в своем учете поступление доходов на основании выписок из органаказначейства:

  • начислена задолженность попоступлению доходов бюджета (операция проводится датой списания средств слицевого счета получа­теля бюджетных средств по приносящей доход деятельности):

Дебет КДБ1205 31560
Кредит КДБ 1 40110130;

поступили доходы в бюджет(операция проводится датой поступления средств на счет администратора доходовбюджета согласно выписке)

Дебет КДБ 1210 02 130
Кредит КДБ 1205 31 660.

В результате доходы отприносящей доход деятельности в Отчете (ф. 0503121) будут отражены по кодам560—660 КОСГУ дважды — по видам деятельности 2 и 1.

Следует иметь в виду, чтомежду датой списания средств с лицевого счета получателя бюджетных средств поприносящей доход деятельности и зачислением их на счет администратора доходовбюджета возможен временной разрыв, иногда даже переходящий на другой отчетныйпериод. Дебетовое сальдо счета 1 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходовот оказания работ, услуг" и будет отражать временной разрыв.

Бухгалтерам казенных учреждений при переходе к перечислению средств от приносящей доход деятельности в доход бюджета важно понимать, что более не будет единого финансового потока: доходы - сальдо счета 2 201 11 000 - расходы, а будут три разных потока, не корреспондирующих между собой (см. схему).

Пожертвование имущества

Денежные пожертвования, как ивсе средства от приносящей доход деятельности, полученные казеннымиучреждениями, должны сначала поступить по коду вида финансового обеспечения 2,а затем быть перечислены в доход бюджета, после чего они станут бюджетнымисредствами.

Однако зачастую жертвуются неденьги, а нефинансовые активы (основные средства или материальные запасы). Безсомнения, принимать к учету такое имущество нужно с указанием кода вида деятельности2 и отражать доход на счете 2 401 10 180 "Прочие доходы". Но далееего необходимо сразу перевести с кода вида деятельности 2 на 1, т. к. указенного учреждения не может быть никакой деятельности по расходам с кодом 2.Порядок такого перевода в действующих нормативных актах не определен.Единственным разъясняющим документом на эту тему является письмо МинфинаРоссии от 25.05.2006 № 02-14-10а/1354.

Руководствуясь логикойуказанного Письма можно предложить следующую корреспонденцию счетов по переводуимущества с кода вида деятельности 2 на 1:

В результате при получении имущества казенным учреждением по договору пожертвования (дарения в общественно-полезных целях) рыночная стоимость имущества будет отражена в Отчете (ф. 0503121) следующим образом:

  • в графе 5 "Приносящая доход деятельность" — по кодам 180, 241, 310, 410 КОСГУ;
  • в графе 4 "Бюджетная деятельность" — по кодам 180, 310 КОСГУ.

Расходование средств от приносящей доход деятельности

Механизм расходования

В настоящее время сложносказать заранее, каким образом в каждом публично-правовом образованиипрактически (на уровне бюджетного планирования, на этапе кассового исполнения)будет производиться использование средств от приносящей доход деятельности,поступивших в доход бюджета. Однозначно только одно — эти средства будутрасходоваться учреждениями как средства бюджетных ассигнований с указанием кодавида финансового обеспечения 1. Следовательно, из лексикона бухгалтеров идругих работников казенных учреждений должны быть исключены понятия "нашиденьги", "остаток внебюджетных средств", поскольку все деньгистанут бюджетными.

Например, в Ставропольскомкрае, на основании плановых показателей по поступлению доходов от приносящейдоход деятельности планируются доходы соответствующих бюджетов по коду 1 1300000 00 0000 130 КДБ. Далее по каждому учреждению, перечисляющему в бюджетсредства от приносящей доход деятельности, планируются расходы за счет этихсредств. Для разделения расходов за счет средств собственно бюджета и за счетпоступивших от учреждения в бюджет доходов от приносящей доход деятельностимогут применяться различные коды КРБ (на уровне кода целевой статьи). Такоеразделение кодов расходов необходимо для выполнения требований законодательстваоб обособленном учете расходования целевых средств и, кроме того, может бытьполезно для ведения налогового учета.

Пример

Разделение расходов за счет средств бюджета и за счет поступивших от учреждения в бюджет доходов от приносящей доход деятельности может осуществляться следующим образом:

Уплата налогов с доходов

Как отдельное направление расходования казеннымиучреждениями средств от приносящей доход деятельности в рамках кода вида финансовогообеспечения 1 рассмотрим уплату налогов с доходов.

Прежде всего, нужно обратитьвнимание, что в связи с вступлением в силу положений Закона № 83-ФЗ казенныеучреждения не освобождены полностью от уплаты налогов с доходов (НДС, налог наприбыль, ЕНВД). В случае реального освобождения из перечня налогоплательщиковперечисленных налогов в соответствующих главах НК РФ следовало прямо исключитьказенные учреждения. Однако этого сделано не было.

Изменения, внесенные Законом № 83-ФЗ в НК РФ,коснулись только налога на прибыль, и то весьма ограниченно: из налоговой базыисключены доходы от оказания платных услуг казенными учреждениями и отисполнения ими государственных функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такимобразом, казенные учреждения не освобождены от уплаты налога на прибыльполностью. Например, они по-прежнему обязаны уплачивать налог на прибыль свыручки, полученной от сдачи металлолома (подп. 1 п. 1 ст. 248, п. 13 ст. 250,п. 2 ст. 254, подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ), с дохода в виде стоимости излишков,выявленных в результате инвентаризации (п. 20 ст. 250 НК РФ), с дохода отсписания просроченной кредиторской задолженности (п. 18 ст. 250 НК РФ). Такжеони не освобождены от обязанности представлять налоговые декларации.

Что касается уплаты казеннымиучреждениями НДС, то в п. 3 ст. 161 НК РФ функции налоговых агентов возложенына покупателей (потребителей) только в двух случаях: предоставление в арендугосударственного (муниципального) имущества и реализация (передача) имуществаказны. При этом для физических лиц, не являющихся индивидуальнымипредпринимателями, приобретающих имущество казны, предусмотрено исключение —они не исполняют функций налоговых агентов. Таким образом, в большинствеслучаев налогоплательщиками НДС признаются казенные учреждения.

И наконец, ничего не изменил Закон № 83-ФЗ в частиуплаты казенными учреждениями ЕНВД.

Следовательно, вопрос уплатыналогов с доходов казенными учреждениями следует рассматривать заранее.Очевидно, уплату следует производить по статье 290 "Прочие расходы"КОСГУ, предварительно запланировав в бюджете расходы по этой статье на уплатуналогов.

Повторимся еще раз. Ввиду изменений, внесенных в п. 3 ст. 41БК РФ Законом № 83-ФЗ, доходы казенных учреждений от приносящей доход деятельности должны будут перечисляться в бюджет сразуполностью, а не после уплаты налогов, как это было в ранее действовавшей редакции ст. 41 БК РФ. То есть налоги с доходов не должныбудут уплачиваться по коду вида деятельности 2. Этому соответствуютследующие записи (часть из них приведена в пп. 84.1 и 149.4 Приложения № 1 к Инструкции № 162н):

Остатки на счетах учета

В соответствии с требованиями п. 7 ст. 33 Закона № 83-ФЗ (в отношении федеральных казенных учреждений), п. 16 (в отношении казенных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований) обязательноезачисление доходов казенных учреждений от приносящей доход деятельности вбюджет должно осуществляться не позднее 1 января 2012 г.

Однако по состоянию на эту дату в учете казенныхучреждений вполне может остаться кредиторская задолженность по расходам,например, на счетах 2 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 2302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 2 303 00 000"Расчеты по платежам в бюджеты".

Погасить эту задолженность вусловиях, когда все кассовые расходы будут производиться только с кредита счета1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом",казенные учреждения смогут только после перевода всей кредиторскойзадолженности с кода вида деятельности 2 на 1. Соответственно, вместо нулей вразрядах 4—17 номеров счетов бюджетного учета должны быть указанысоответствующие коды КРБ (см. выше пример использования специальных кодов КРБдля отражения расходов за счет средств от приносящей доход деятельности).

Для отражения в бюджетномучете такого перевода также можно воспользоваться логикой, изложенной вупомянутом ранее письме Минфина России от 25.05.2006 № 02-14-10а/1354. Вотношении переноса с кода вида деятельности 2 на код вида деятельности 1кредиторской задолженности бухгалтерские записи будут выглядеть следующимобразом:

Бухгалтеру на заметку

Именно таким образом с использованием корреспонденции счетов для переноса остатков по счетам в текущем году в Ставропольском крае в 2008-2009 гг. был выполнен переход к перечислению средств от приносящей доход деятельности в доход бюджета. Возможно, к 2012 г. будут внесены соответствующие изменения в законодательство для отражения таких операций иным способом. Также следует ожидать указаний о дате выполнения операций переноса.

Рассуждая логически, поскольку у казенных учреждений вообще не останется расходов за счет кода вида финансового обеспечения 2, все остатки по балансовым счетам с данным кодом, кроме расчетов по доходам от приносящей доход деятельности, также будет необходимо перенести с кода вида деятельности 2 на 1, в частности остатки по балансовым счетам:

Следует учесть!

Если не поступит иных разъясне- ний, на код вида деятельности 1 будет необходимо перенести остатки кредиторской задолжен- ности по уплате налогов с дохо- дов (счета 2 303 03 000 “Расчеты по налогу на прибыль организа- ций”, 2 303 04 000 “Расчеты по налогу на добавленную стои- мость” и 2 303 05 000 “Расчеты по прочим платежам в бюджет” в части ЕНВД), поскольку в 2012 г. казенное учреждение будет вы- нуждено уплачивать эти налоги из бюджетных средств (с кредита 1 304 05 290 “Расчеты по плате- жам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам”).

  • 2 101 00 000 “Основные средства”;
  • 2 104 00 000 “Амортизация”;
  • 2 105 00 000 “Материальные запасы” (в т. ч. счета учета товаров и наценки на товары);
  • 2 106 00 000 “Вложения в нефинансовые активы”;
  • 2 201 35 000 “Денежные документы”;
  • 2 206 00 000 “Расчеты по выданным авансам”;
  • 2 208 00 000 “Расчеты с подотчетными лицами”;
  • 2 201 34 000 “Касса” (в части остатка для выплаты заработной платы, выдачи в подотчет и на иные расходы).

Исключения составят счета 2 205 00 000 "Расчеты по доходам", 2 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу", т. е. те счета, с которыми используется КДБ, счет 2 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства", а также остаток в кассе выручки от приносящей доход деятельности. Очевидно, не следует переносить остаток финансового результата прошлых лет на счете 2 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль