Формирование рабочего плана счетов в учреждении

6344
 Пименов В.В.
Руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете и пп. 3, 6, 21 Инструкции № 157н** приказом (распоряжением) руководителя государственного (муниципального) учреждения должен быть утвержден Рабочий план счетов, содержащий счета бухгалтерского учета, применяемые для ведения синтетического и аналитического учета. Рассмотрим, на что нужно обратить особое внимание при его разработке.

Внимание: о рабочем плане счетов на 2016 год читайте в статье "Рабочий план счетов учреждения в 2016 году"

Структура номера счета

Рабочий план счетов разрабатываетсяна основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению, которыеутверждены:

  • для казенных учреждений ибюджетных учреждений (получателей бюджетных средств) — приказом Минфина Россииот 06.12.2010 № 162н;
  • для бюджетных учреждений(получателей субсидий) — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
  • для автономных учреждений —приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

Структура номера счета вказенном, бюджетном и автономном учреждениях представлена в таблице.

Структура номера счета в казенном, бюджетном, автономном учреждениях

Далее подробно рассмотрим, как организовать аналитический учет таким образом, чтобы получать на его основании информацию, необходимую самому широкому кругу пользователей.

Организация аналитического учета

Организация аналитическогоучета осуществляется путем:

  1. обособленного учета операций,осуществляемых в рамках различных видов деятельности;
  2. учета на аналитическихсчетах, формируемых с использованием кодов группы и вида синтетического счетаобъекта учета, предусмотренных соответствующими планами счетов (аналитическиесчета первого порядка);
  3. учета на аналитическихсчетах, формируемых с использованием дополнительных аналитических кодовсинтетических счетов, самостоятельно вводимых учреждением согласно п. 1Инструкции № 157н (аналитические счета второго порядка);
  4. учета на аналитическихсчетах, формируемых путем введения дополнительных (нецифровых) аналитическихпоказателей к аналитическим счетам первого (второго) порядка (дополнительныеаналитические счета);
  5. применения аналитических кодоввидов поступлений, выбытий объектов учета, а также аналитических кодов по бюджетной классификации Российской Федерации.

Рассмотрим отдельно порядокприменения каждого из инструментов организации аналитического учета, которыеможет использовать бухгалтер государственного (муниципального) учреждения приформировании Рабочего плана счетов на 2011 г.

Утвержденный в установленном порядке Рабочий план счетов и порядок организации аналитического учета служат основанием для проведения соответствующих мероприятий по автоматизации бухгалтерского учета (п. 19 Инструкции № 157н).

Коды вида финансового обеспечения

При формировании кода номерасчета в разряде 18 субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения.Порядок применения данных кодов зависит от порядка реализации положений Закона№ 83-ФЗ в конкретном публично-правовом образовании.

Так, ряд субъектов учета, являющихся получателямибюджетных средств, уже с 1 января 2011 г. обоснованно могут применять толькокоды: 1 — бюджетная деятельность;
3 — средства во временномраспоряжении.

Данное правило справедливо:

  • для учреждений, которые ненаделены уполномоченными органами власти (местного самоуправления) правом наосуществление в переходный период приносящей доход деятельности;
  • если с 1 января 2011 г.положения Закона № 83-ФЗ реализуются в конкретном публично-правовомобразовании без переходного периода.

В иных случаях субъекты учета (получателибюджетных средств) вправе применять в переходный период также коды видадеятельности: 2 — приносящая доходдеятельность;
7 —средства по обязательному медицинскому страхованию.

Бюджетные учреждения (получателисубсидий) и автономные уч­реждения по общему правилу могут применять приформировании кода номера счета все коды видов деятельности, кроме кода 1"бюджетная деятельность". Исключение из данного правила предусмотренотолько для бюджетных учреждений (получателей субсидии), осуществляющихполномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления) поисполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащихисполнению в денежной форме (п. 5 ст. 9.2 Закона о некоммерческихорганизациях) — в рамках подобной деятельности бюджетные учреждения применяюткод вида деятельности 1.

Дополнительный аналитический учет

Спецификой деятельностикаждого субъекта учета обусловлена необходимость организации дополнительногоаналитического учета по каждому синтетическому счету.

Такойучет, как правило, организуется путем:

  • использования приформировании аналитических счетов дополнительных кодов, не предусмотренныхпланами счетов (в этом случае путем введения дополнительного цифрового кода, посути, формируется аналитический счет второго порядка);
  • организации учета наотдельных аналитических счетах первого (второго) порядка в разрезе определенныханалитических показателей (в этом случае дополнительные счета аналитическогоучета формируются без введения в код номера счета дополнительных цифровыхкодов).

Целесообразность применения аналитических показателейдолжна оцениваться должностными лицами с точки зрения необходимости веденияобособленного учета тех или иных активов, обязательств, финансовых результатовв целях получения информации для:

  • оперативного принятияуправленческих решений;
  • составления определенныхотчетных документов;
  • обоснованного исчисления иуплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Бухгалтеру целесообразно организовать аналитический учет таким образом, чтобы регистры бухгалтерского учета содержали информацию, достаточную для определения базы по соответствующим налогам (сборам) (см., в частности, ст. 313 НК РФ). В этой связи желательно стремиться к максимальному сближению положений учетной политики, формируемой в целях налогового и бухгалтерского учета.

Вместе с тем, не нужно перегружать регистрыбухгалтерского учета избыточной аналитической информацией. Иными словами, приактивном осуществлении учреждением различных видов приносящей доходдеятельности систематизация ряда показателей, необходимых для ведения учета вцелях налогообложения, может производиться в самостоятельных регистрахналогового учета.

Рассмотрим на примерах порядок организациианалитического учета в различных ситуациях.

Осуществление приносящей доход деятельности. Если учреждение оказываетплатные услуги, то поступление сумм доходов отражается по кредиту счета 2 20531 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ,услуг". При этом может быть предусмотрен обособленный учет полученныхавансов и предварительной оплаты:

  • 0 205 31 000 "Расчеты сплательщиками доходов от оказания платных работ, услуг";
  • 0 205 32 000 "Расчеты сплательщиками доходов от оказания платных работ, услуг — авансыполученные".

В рамках приносящей доход деятельности важно такжеправильно организовать аналитический учет затрат на изготовление продукции,выполнение работ. Так, например, прямые затраты могут учитывать­ся по видамвыпускаемой продукции (работ, услуг):

  • 0 109 61 000 "Себестоимостьготовой продукции, работ, услуг — Продукция № 1";
  • 0 109 62 000 "Себестоимостьготовой продукции, работ, услуг — Продукция № 2".

А вот аналитические счетаобщехозяйственных расходов целесообразно построить следующим образом:

  • 0 109 81 000 "Общехозяйственныерасходы, распределяемые на себестоимость";
  • 0109 82 000 "Общехозяйственныерасходы, не распределяемые на себестоимость".

В целях организациираздельного налогового учета могут быть предусмотрены, например, следующиеаналитические счета к счету 2 401 10 130 "Доходы от оказания платныхуслуг":

  • 2 401 11 130 "Доходы от оказанияплатных услуг, не облагаемых НДС";
  • 2 401 12 130 "Доходы от оказанияплатных услуг, облагаемых НДС по ставке 10%";
  • 2 401 13 130 "Доходы от оказанияплатных услуг, облагаемых НДС по ставке 18%".

Если же необходимости в такойдетализации не возникает, то аналитические счета могут быть построены,например, таким образом:

  • 2 401 11 130 "Выручка от реализации товаров (работ, услуг)собственного производства";
  • 2 401 12 130 "Выручка от реализации покупныхтоваров";
  • 2 401 13 130 "Выручка от реализации прочегоимущества";
  • 2 401 14 130 "Прочая выручка от реализации".

Необходимость вдополнительных аналитических показателях. Аналитические показателиформируются согласно требованиям Инструкции № 157н. Так, например, по общемуправилу аналитический учет основных средств ведется в разрезе материальноответственных лиц и видов имущества (п. 54 Инструкции № 157н). В то же времяучреждение вправе самостоятельно определить дополнительные аналитическиепоказатели к аналитическим счетам первого (второго) порядка.

Например:

Детализация в соответствии с бюджетной классификацией

По общему правилу, в отличие от казенных и бюджетных учреждений, автономные учреждения могут не отражать в разрядах 24–26 номера счета коды КОСГУ. Однако определение в учетной политике автономного учреждения аналитических кодов поступлений, выбытий объектов учета в соответствии с КОСГУ будет вполне оправданным по следующим причинам:

  • подобное решение позволитминимизировать дополнительные трудозатраты бухгалтерии при изменении типаучреждения, которое с начала года осуществляло учет с применением кодов КОСГУ;
  • орган, осуществляющий функциии полномочия учредителя, вправе устанавливать в плане финансово-хозяйственнойдеятельности детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп истатей КОСГУ;
  • План счетов бухгалтерскогоучета автономных учреждений, по сути, предусматривает организациюаналитического учета на определенных счетах с учетом установленного порядкаприменения кодов КОСГУ.

Действующий в настоящее времяпорядок ведения бухгалтерского учета не исключает возможности использования приформировании номера счета (разряды 1—17) бюджетными учреждениями (получателямисубсидий), а также автономными учреждениями кодовых обозначений разделов,подразделов, целевых статей и видов расходов бюджета, определенных действующимиУказаниями о порядке применения бюджетной классификации. Более того,необходимость подобной организации аналитического учета может прямо следовать,например, из условий получения целевых субсидий или правовых актов,разработанных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль