Операции с внебюджетными средствами

2078
С 1 января 2009 г. вступают в силу положения ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации”. Положения данной статьи требуют разработки нового порядка ведения лицевых счетов по учету внебюджетных средств бюджетных учреждений. Некоторые мероприятия по введению нового порядка ведения лицевых счетов уже были проведены в 2007 г. Но в последние месяцы 2008 г. Министерством финансов РФ подготовлены нормативные документы, окончательно формирующие порядок ведения лицевых счетов по учету внебюджетных средств с 1 января 2009 г.

Платная деятельность - на уставные цели

Вся деятельность, осуществляемая бюджетным учреждениемза рамками бюджетной сметы, традиционно кратко называется внебюджетнойдеятельностью. Бюджетные учреждения вправе использовать полученные в результатетакой деятельности средства, а именно от оказания платных услуг, безвозмездныхпоступлений от физических и юридических лиц, международных организаций иправительств иностранных государств, в т. ч. добровольные пожертвования, исредства от иной приносящей доход деятельности на обеспечение своей уставнойдеятельности. Но заниматься такой деятельностью бюджетные учреждения могуттолько на основании закона (решения) о бюджете и в рамках разрешения,выданного главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

Особенности использования средств из внебюджетныхисточников, получаемых федеральными бюджетными учреждениями в 2008 г.,определены ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ "Офедеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".При этом все средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральнымибюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевыхсчетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства.

Последние изменения

Основным нормативным актом, регламентирующим в 2008 г.осуществление бюджетными учреждениями операций с внебюджетными средствами,является Порядок открытия и ведения территориальными органами Федерального казначействалицевых счетов для учета операций со средствами, полученными отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых наосновании смет доходов и расходов, утвержденный приказом Министерства финансовРФ от 21.06.2001 № 46н.

Генеральные разрешения на открытие лицевых счетов поучету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходдеятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главномураспорядителю средств федерал ьного бюджета и подведомственным емуучреждениям, а также соответствующие разрешения на открытие лицевого счета поучету 43 средств, полученных от приносящей доход деятельности,выданные в соответствии с приказом Минфина России от 21.06.2001 № 46н, в 2009г. действуют только до 1 марта.

С 1 января 2009 г. оформление генеральных разрешенийглавными распорядителями на ведение приносящей доход деятельности, а такжесоответствующих разрешений подведомственным им учреждениям производится всоответствии с Порядком осуществления федеральными бюджетными учреждениямиопераций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденнымприказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н (далее - Порядок).

Несмотря на то, что процедура выдачи генеральныхразрешений (разрешений) на осуществление операций со средствами от приносящейдоход деятельности существует уже давно, у бюджетных учреждений оставалисьнекоторые вопро­сы по его применению, например:

  • в каком порядке внебюджетные средства зачисляются налицевой казначейский счет и почему они могут быть заблокированы;
  • каким образом должно быть заполнено разрешение наоткрытие внебюджетного счета, чтобы можно было без дополнительных поясненийзачислить средства на счет;
  • как правильно перечислять налоги с внебюджетных счетови должно ли это быть отражено в разрешении и прочие вопросы.

Важной особенностью внесенных изменений является то,что с учетом внесенных изменений теперь Порядком предусмотрен обмендокументами между бюджетным учреждением и органам Федерального казначейства вэлектронном виде. Однако при отсутствии соответствующей техническойвозможности информационного обмена в электронном виде обмен информацией можетосуществляться на бумажных носителях.

Далее рассмотрим положения Порядка, на которыеруководителям и финансовым работникам бюджетных учреждений следует обратитьособое внимание.

Дополнения к разрешениям

В случае введения в действие законодательных актов,нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативныхправовых актов федеральных органов исполнительной власти, учредительныхдокументов (уставов) получателей средств, упраздняющих или устанавливающихисточники образования и (или) направления использования средств, главныераспорядители средств обязаны в течение 20 дней со дня их введения оформитьдополнения к генеральным разрешениям. Главные распорядители средств ираспорядители средств соответственно на основании генеральных разрешений илидополнений к генеральным разрешениям оформляют получателям средств, находящимсяв их ведении, дополнения к разрешениям.

Формы дополнения к генеральным разрешениям и дополнениям к разрешениямизменены. В табличной части этих документов теперь наглядно видно, какиевносятся изменения в источники формирования и направления использования, атакже указана новая редакция пункта (абзаца) разрешения.

Кроме того, Порядком установлено, что в случаеизменения наименования получателя средств, находящегося в ведении главного распорядителясредств (распорядителя средств) или его юридического адреса, не связанных с егореорганизацией или ликвидацией, главный распорядитель средств (распорядительсредств) оформляет дополнение к разрешению. Такие изменения подлежат отражениюв строках "Получатель" и "Юридический адрес" дополнения кразрешению. При этом в строке "Получатель" указывается старое и новоенаименование получателя средств, а в строке "Юридический адрес"указывается старый и новый юридический адрес получателя средств.

Открытие, переоформление, закрытие внебюджетных счетов

В случае, если на момент открытия лицевого счета поучету внебюджетных средств клиенту не открыт лицевой счет получателя средствфедерального бюджета, в соответствии с Порядком орган Федерального казначействаоткрывает клиенту сначала лицевой счет получателя средств федеральногобюджета. Однако, эта норма не распространяется на лицевые счета по коду 07, т.е. на лицевые счета для учета операций со средствами федерального бюджета,направляемыми для осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Для проведения операций на лицевом счете по учетувнебюджетных средств клиенту необходимо представить в орган Федеральногоказначейства смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности натекущий финансовый год.

Обратите внимание, что помимо сметы бюджетноеучреждение предоставляет в орган Федерального казначейства информацию о сметедоходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федеральногобюджета от приносящей доход деятельности. Информация о смете предоставляется вэлектронном виде (например, на магнитном носителе - дискете - или по системеэлектронного документооборота).

Лицевые счета закрываются ОФК в следующих случаях:

  • по заявлению на закрытие лицевого счета,представленному клиентом в связи с реорганизацией, изменением подчиненностиглавному распорядителю средств, завершением работы ликвидационной комиссии,переходом клиента на обслуживание в другой ОФК и его убытием с места временнойдислокации на место постоянного нахождения;
  • без заявления клиента в связи с исключениемраспорядителя, получателя, иного получателя средств из Сводного реестра вслучаях, предусмотренных законодательными актами Правительства РФ инормативными правовыми актами Минфина России;
  • при отзыве ранее выданного разрешения;
  • при передаче клиента на обслуживание в другой органФедерального казначейства;
  • в иных случаях, установленных нормативными правовымиактами Минфина России.

Порядком установлены условия перечисления остатковденежных средств с за­крываемого лицевого счета при проведении ликвидационныхмероприятий.

В том случае, когда ликвидационные мероприятиязавершены, но лицевой счет по учету внебюджетных средств не закрыт, остатокденежных средств перечисляется платежным поручением органа Федеральногоказначейства по указанию главного распорядителя средств, в ведении которогонаходилось ликвидируемое учреждение. При этом главный распорядитель должендать отдельные указания по перечислению средств, учтенных на лицевом счете безправа расходования. Такими случаями являются:

  • передача клиента другому главному распорядителю;
  • передача клиента из ведения Российской Федерации введение субъекта Российской Федерации или в ведение муниципального образования,государственного внебюджетного фонда;
  • присоединение клиента к другому клиенту.

Напомним, что при реорганизации бюджетного учрежденияпередача показателей, отраженных на лицевом счете по учету внебюджетныхсредств, осуществляется на основании соответствующего акта приемки-передачипоказателей (код формы по КФД 0531728), отраженных на лицевом счете по учетувнебюджетных средств.

Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности

В Бюджетном кодексе РФ не содержится определениятермина "смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности".Однако такой термин используется в Порядке.

Таким образом, смета доходов и расходов по приносящейдоход деятельности - это документ, составляемый бюджетным учреждением на текущийфинансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителемсредств и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источниковобразования и направлений использования этих средств по коду главногораспорядителя средств федерального бюджета и коду классификации операцийсектора государственного управления.

Каждый главный распорядитель средств федеральногобюджета устанавливает свой Порядок составления, утверждения и ведения бюджетныхсмет федеральных бюджетных учреждений, находящихся в его ведении, поэтомуформы смет, их содержание могут быть различны.

Если получатель средств наделен правом самостоятельногоутверждения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности ивнесению изменений, то в орган Федерального казначейства представляется вэлектронном виде только информация о смете и информация об изменениях к смете.Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности на бумажном носителев этом случае не представляется.

В доходную часть сметы включаются ожидаемые поступленияденежных средств от приносящей доход деятельности (по всем источникам) иостаток средств на начало года. Средства распределяются согласно структуреклассификаций доходов бюджетов РФ и источников внутреннего финансированиядефицитов бюджетов РФ. При этом приводятся только те коды классификаций, покоторым учреждение планирует доходы и поступления.

В случае, если на лицевой счет бюджетного учрежденияпоступили средства от деятельности, которая не предусмотрена в разрешении,такие поступления учитываются в смете доходов и расходов согласно структуреуказанных классификаций. Расходовать их учреждение может только после внесения вустановленном порядке изменений в разрешение.

Источники образования доходов отражаются по кодам,элементам, подстатьям, статьям, подгруппам, группам экономическойклассификации доходов 3 00 00000 00 0000 000 "Доходы отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности", главы(администратора) 182 классификации доходов бюджетов Российской Федерации всоответствии с приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н "Об утвержденииуказаний о порядке применения бюджетной классификации РоссийскойФедерации".

Расходы в смете доходов и расходов по приносящей доходдеятельности бюджетным учреждением распределяются согласно структуре КОСГУ,без отнесения к конкретным источникам образования средств. При этомсоответствующие направления расходов должны быть предусмотрены в разрешении.

В расходной части сметы приводятся только те статьи иподстатьи расходов КОСГУ, по которым учреждение планирует затраты. При этом всмете осуществляется привязка использования внебюджетных средств к конкретнымисточникам образования этих средств.

Невыясненные поступления

Порядком расширен перечень случаев, когда суммы,зачисленные на лицевой счет учреждений, учитываются как невыясненныепоступления. К невыясненным поступлениям относятся суммы, зачисляемые:

  • без указания (ошибочного указания) наименованияполучателя средств;
  • без указания (ошибочного указания) реквизитов лицевогосчета по учету внебюджетных средств;
  • без указания (ошибочного указания) иной информации,подлежащей указанию в поле "Назначение платежа";
  • при отсутствии учреждения в Сводном реестре;
  • при непредставлении учреждением в орган Федеральногоказначейства документов, необходимых для открытия лицевого счета.

Администратором таких невыясненных поступлений являетсяУправление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

В течение десяти рабочих дней после поступлениявышеуказанных средств бюджетное учреждение должно принять следующие меры, дляполучения прав на использование таких средств:

  • представить в казначейство дополнительную информацию,заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера учреждения (их заместителями),с указанием уточненного наименования получателя средств, реквизитов лицевогосчета по учету внебюджетных средств, иной информации, подлежащей указанию вполе "Назначение платежа";
  • произвести в установленном прядке мероприятия повключению учреждения в Сводный реестр;
  • предоставить необходимые для открытия лицевого счета поучету внебюджетных средств документы и пр.

В случае непредставления учреждением необходимыхсведений орган Федерального казначейства возвращает данные суммы плательщику.

Расходование внебюджетных средств

По сравнению с условиями расходования бюджетныхсредств, внебюджетные средства используются учреждениями в несколько льготномрежиме.

Льготный режим использования внебюджетных средствзаключается в том, что документы, подтверждающие возникновение у бюджетногоучреждения обязательства по оплате товаров, работ, услуг, в органы Федеральногоказначейства не предоставляются. При санкционировании расходов с внебюджетныхсчетов следует знать, что в компетенцию органов Федерального казначейства невходят функции контроля за соответствием условий заключенных федеральнымиучреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащихоплате за счет внебюджетных средств, требованиям законодательства РоссийскойФедерации в части авансирования.

При этом орган Федерального казначейства отказывает вприеме платежного документа и оформлении чека на получение наличных денег и ненесет ответственности за этот отказ в таких случаях, как:

  • недостаточность средств, отраженных на лицевом счете поучету внебюджетных средств;
  • несоответствие подписей на платежном документе образцамподписей в карточке образцов подписей;
  • непредставление учреждением утвержденной сметы доходови расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, а такжеинформации о смете;
  • несоответствие представленной сметы доходов и расходовпо приносящей доход деятельности разрешению по источникам образования внебюджетныхсредств либо направлениям их использования.

Порядком закреплено право органов Федеральногоказначейства осуществлять уточнение кодов бюджетной классификации РоссийскойФедерации по кассовым операциям, отраженным на лицевых счетах по учетувнебюджетных средств. Для уточнения операции получатель средств представляет ворган Федерального казначейства уведомление об уточнении кода бюджетной классификациипо произведенным кассовым выплатам. При этом внесение изменений в учетныезаписи в части изменения кодов бюджетной классификации Российской Федерации попроизведенным получателем средств кассовым расходам возможно только в следующихслучаях:

  • при изменении принципов назначения, структуры кодовбюджетной классификации Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ, федеральнымзаконом о федеральном бюджете, Минфином России в соответствии с установленнымиБК РФ полномочиями;
  • при ошибочном указании получателем средств в платежномдокументе кода бюджетной классификации Российской Федерации, на основании которогобыл отражен кассовый расход на его лицевом счете.

Указанные изменения осуществляются при наличиисоответствующего направления использования внебюджетных средств по кодубюджетной классификации Российской Федерации, на который кассовые выплатыдолжны быть отнесены, в представленных клиентом в орган Федеральногоказначейства: смете доходов и расходов по внебюджетным средствам, разрешении.

Выписка из лицевых внебюджетных счетов

Формирование выписки осуществляется органамиФедерального казначейства по мере совершения операций по данному лицевомусчету.

По требованию учреждения органами Федеральногоказначейства им формируется и представляется Приложение к выписке из лицевогосчета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.

В приложении к выписке из лицевого счета в последнемразделе "Движение средств без права расходования" указываются суммы,которые поступают на лицевой счет по учету внебюджетных средств на основаниидокументов, в которых отсутствуют какие-то необходимые для их использованияреквизиты (нет ссылки на источник образования) или эти поступления несоответствуют разрешению на открытие лицевого счета. Такие суммы учитываются вразделе поступления со знаком "+". После того, как учреждениепредставит дополнение к разрешению или письменную информацию по уточнениюнедостающих реквизитов, эти суммы указываются (со ссылкой на эти документы) сознаком "-"

Основные нововведения в 2009 г.

Суть основных нововведений в 2009 г. заключается вследующем.

Во-первых, смета доходов и расходов от приносящей доходдеятельности по-прежнему остается основным документом, по которомуосуществляется санкционирование операций на лицевых счетах по учету средств отприносящей доход деятельности. В органы Федерального казначейства представляеткак сама смета, так и сведения о смете (сейчас - это информация о смете).

Во-вторых, установлен перечень реквизитов, которыедолжны содержаться в сведениях о смете, а именно:

  • указываемые коды бюджетной классификации РоссийскойФедерации должны соответствовать источникам образования либо направлениям использованиясредств от приносящей доход деятельности, приведенным в разрешении;
  • отражаемые показатели должны соответствоватьпоказателям сметы доходов и расходов в части кодов бюджетной классификации исумм годовых сметных назначений по соответствующим кодам бюджетной классификациикак по доходам, так и по расходам, а также по кодам изменения остатка средствна счетах. Все показатели приводятся в разрезе кода главы по бюджетнойклассификации и кодам КОСГУ;
  • указываемые коды бюджетной классификации должны бытьдействующим в текущем финансовом году на дату представления сведений о смете;
  • показатели расходов по соответствующим кодамклассификации расходов не должны быть меньше сумм принятых получателемобязательств, финансовым источником исполнения которых являются средства,полученные от приносящей доход деятельности.

В-третьих, нововведением является то, что для оплатыденежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельностибюджетные учреждения должны будут представлять в органы Федеральногоказначейства по месту обслуживания заявку на кассовый расход или заявку наполучение наличных денег (далее - заявка на кассовый расход).

Заявка на кассовый расход заполняется получателем всоответствии с требованиями, установленными Федеральным казначейством, сучетом следующих особенностей: в качестве источника средств для исполнениязаявки указываются средства от приносящей доход деятельности.

В-четвертых, расширен перечень причин, по которым органФедерального ка­значейства может отказать в приеме заявки на кассовый расход иоформлении чека на получение наличных денег. Так, орган Федеральногоказначейства отказывает получателю в приеме заявки на кассовый расход вслучае:

  • несоответствия показателей сведений о смете показателямсметы доходов и расходов;
  • непредставления клиентом сведений о смете на текущийфинансовый год;
  • несоответствия представленных сведений о сметеразрешению по источникам образования либо направлениям использования средствот приносящей доход деятельности и положениям устава.

Орган Федерального казначейства проверяетпредставленные получателем заявки на кассовый расход на правильностьоформления, соответствие подписей в заявке на кассовый расход имеющимсяобразцам подписей в карточке образцов подписей, представленной в органФедерального казначейства в установленном порядке, а также на:

  • соответствие указанных в заявке на кассовый расходкодов классификации операций сектора государственного управления (далее -КОСГУ) текстовому назначению платежа, исходя из установленного Министерствомфинансов РФ порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации, заисключением операций по расчетам между получателем и его обособленнымподразделением, а также по перечислению остатка средств по приносящей доходдеятельности в связи с реорганизацией получателя;
  • указание получателем действующих в текущем финансовомгоду кодов бюджетной классификации Российской Федерации;
  • соответствие кодов бюджетной классификации РоссийскойФедерации, указанных в заявке на кассовый расход кодам бюджетной классификацииРоссийской Федерации показателям сведений о смете, учтенных в органеФедерального казначейства;
  • непревышение указанных в заявке на кассовый расход суммнад суммой свободного остатка средств от приносящей доход деятельности (за исключениемсредств, зачисленных без права расходования), отраженных на лицевом счетеполучателя бюджетных средств;
  • непревышение указанных в представленной заявке накассовый расход сумм над показателями, указанными в сведениях о смете посоответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации с учетомпроизведенных кассовых расходов;
  • соответствие указанного в заявке на кассовый расходкода участника бюджетного процесса по Сводному реестру показателю учтенногообязательства;
  • соответствие указанных в заявке на кассовый расходкодов бюджетной классификации Российской Федерации показателям учтенногообязательства;
  • соответствие предмета принятого на учет обязательстватекстовому назначению платежа, указанному в заявке на кассовый расход;
  • непревышение указанной в заявке на кассовый расходсуммы кассового расхода над суммой неисполненного обязательства;
  • соответствие наименования и банковских реквизитов,идентификационного номера (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП)контрагента получателя по учтенному обязательству, указанным в заявке накассовый расход.

Также в Порядке, вступающем в силу с 1 января 2009 г.,предусмотрен новый раздел 5 "Указания по заполнению форм документов".

Вопрос - ответ

Об отсутствии оснований для уплаты налога на прибыль иНДС муниципальным образованием с дохода в виде безвозмездно полученного вказну данного муниципального образования имущества в виде дорог общего пользования.

Министерство финансовРоссийской Федерации
Письмо
от 05.09.2008 № 03-03-06/1/438

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политикирассмотрел письма по вопросу учета в целях налогообложения прибыли доходов ввиде стоимости безвозмездно полученного имущества и исходя из содержащейся вписьме информации сообщает следующее.

В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РоссийскойФедерации (далее-Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организацийпризнаются российские организации, а также иностранные организации,осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянныепредставительства и (или) получающие доходы от источников в РоссийскойФедерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации Информационным письмом от 22.12.2005 № 98 установил, что РоссийскаяФедерация, субъекты Российской Федерации, как и иные публично-правовыеобразования, не являются плательщиками налогов, в т. ч. налога на прибыльорганизаций и НДС.

Таким образом, муниципальное образование какпублично-правовое образование с дохода в виде безвозмездно полученного в казнумуниципального образования имущества в виде дорог общего пользования неуплачивает налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифнойполитики
И.В. ТРУНИН

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль